Упражнение 33. Ваш психологический CV 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 33. Ваш психологический CV



В табл. 19 впишите 10 наиболее эмоционально значимых для вас событий, произошедших за последние 5 лет. Это могут быть завершенные события, например свадьба, увольнение и т.д., или продолжающиеся (конфликт интересов с партнером).

По возможности, укажите дату каждого события.

Отметьте, актуально (А) или неактуально (НА) для вас это переживание на настоящий момент.

В четвертом столбце кратко опишите, как событие повлияло на ваше: 1) физическое самочувствие/эмоции; 2) работоспособность; 3) отношения и 4) представления о будущем.

Оцените событие, ориентируясь на Шкалу рейтинга социальной приспособляемости (приложение 6).

Опишите, как вы справились с этой ситуацией?

Какие вы сделали выводы на основе этого опыта?

 

 

2. Поймать волну

Если сумма баллов (столбец 5), которыми вы оценили события вашей жизни за последний год, 500 и более, будьте осторожны, вы переживаете значительную стрессовую нагрузку, которая может вызывать слабость, утомляемость, раздражительность, тревожность, снижение настроения, головокружения, бессонницу или сонливость и т.д. Вам необходим отдых.

Если какие-то события остаются активными слишком долго, нужно ответить себе на следующие вопросы:

Зачем я консервирую ситуацию? Что мне это дает? Чем я за это расплачиваюсь? (Синдром Титаника.)

Что будет, если я решу оставить ситуацию в прошлом и двигаться дальше? Что мне это даст? Чем придется поплатиться?

Если вам не нравятся выводы, которые вы вынесли из своего опыта, и их влияние на вашу жизнь, помните, что вывод всего лишь идея, ваша мысль. А вы ведь можете и передумать. В этом вам способны помочь следующие вопросы:

Как влияет ваш вывод на повседневную жизнь?

Что полезного в таком выводе?

От чего он вас оберегал или по-прежнему оберегает?

Какие другие выводы можно сделать из полученного опыта?

Как новые идеи могут повлиять на вашу жизнь?

Что вы думаете о результатах своих наблюдений?

3. Кататься

Действуйте!

 

 

Волны жизни

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

С летами вытерпеть умел;

Кто странным снам не предавался,

Кто черни светской не чуждался,

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов,

Кто славы, денег и чинов

Спокойно в очередь добился,

О ком твердили целый век:

N.N. прекрасный человек.

А.С. Пушкин. Евгений Онегин

Каждая ступень жизни дает уникальные возможности раскрытия и созревания. Увы, каждое новое обретение на этом пути требует расставания с чем-то устаревшим, но оттого не менее дорогим.

Невзирая на нашу индивидуальную неповторимость, мы все ощущаем время внутри нас. Оно дает о себе знать физически и эмоционально, в новом опыте, навыках, ограничениях и перспективах.

Мы часто не справедливы ко времени, потому что оно отмеряет конечность того, что мы любим. Как разглядеть заботливого проводника и учителя в безжалостном Хроносе[25]?! В том самом, который старит и покрывает морщинами наше некогда гибкое и чувственное, полное сил тело, чтобы позднее обратить его в прах.

1. Заметить волну

Мы боимся времени и прячемся от него в свои воспоминания или мечты. Одни в свои 4050 отчаянно стремятся остановить часы, вернуть молодость, разгладить морщины и наслаждаться беззаботностью. Результат разрушенная репутация, проблемы в семье, раздражение и неудовлетворенность.

Другие в свои 25 считают себя суперпрофи, требуют высокую зарплату и не могут простить ни себе, ни окружающим отсутствие должного уважения, мировой славы и солидной суммы на счету. Разочарование обычная плата за такое забегание вперед.

Третьи заблудились между детством и взрослостью, ввергая окружающих в недоумение непоследовательностью своих слов и поступков.

И лишь немногие переступают страх и, признав его величество Время, наслаждаются всей полнотой своей жизни здесь и сейчас. Они извлекают пользу из опыта ошибок и радости побед, придумывают себе будущее и создают его шаг за шагом.

Какие чувства у вас связаны с вашим возрастом?

Если вы предпочли бы другой возраст, то какой?

Какие чувства у вас связаны с этим возрастом?

2. Поймать волну

Каждому овощу свое время.

Пословица

Вы знаете из личного опыта, опыта родителей и друзей, что на разных этапах жизни человека интересуют и мотивируют разные вещи. Понимание этого помогает распознать собственные и чужие устремления и может стать основой внутреннего комфорта.

Итак, если все идет хорошо, то:

В 2 года все новое вызывает восторг и приковывает ваше внимание, будь то рулон туалетной бумаги, таракан или автомобиль.

В 5 лет вы становитесь разборчивее и ревностно сверяете свой интерес с интересом окружающих.

В 15 лет вы безразличны ко всему, что не подчеркивает вашу ценность, значимость и самостоятельность.

В 20 вы вкладываете свою кипучую энергию во все, что дает возможность получить новый опыт.

В 25 вы ищете партнера и воодушевляетесь всем, что подтверждает и развивает ваш профессионализм.

После 30 вы узнаете ценность стабильных отношений и готовы смириться с сопутствующими трудностями, ищете смысл жизни и применение своим навыкам.

В 40 вы стремитесь создать что-то ценное для людей и ищете подтверждение вечной молодости.

В 5070 вы примирились со временем и ищете тех, кому пригодятся ваша мудрость и опыт. А потом рассказываете поучительные истории своим правнукам.

Наука подтверждает эти наблюдения, а многовековой опыт доказывает, что при всей относительности этих этапов жизни они вполне универсальны и слишком сильное нарушение их приводит к дискомфорту и внутренним конфликтам. Я взял на себя смелость обобщить многочисленные классификации возрастных этапов, их содержание и потребности в табл. 20.

 

Какие потребности руководят сейчас вашей жизнью?

В чем они проявляются?

Соответствуют ли ваши потребности вашему возрасту?

Что вы можете сделать, чтобы наилучшим образом удовлетворить ваши актуальные потребности и потребности вашего реального возраста?

Какие возможности дает вам этот период вашей жизни?

Какие трудности с ним связаны?

3. Кататься

Если ваши потребности более или менее соответствуют возрасту, просто спланируйте их удовлетворение и действуйте.

Если потребности сильно не совпадают с реальным возрастом, будьте осторожны. Не подавляйте свои желания и в то же время внимательно отнеситесь к потребностям возраста. Постарайтесь связать их, руководствуясь логикой одно помогает другому (см. пример Неужели так трудно понять?).

4. После серфинга

Не относитесь слишком серьезно ни к себе, ни к своему возрасту и время от времени размышляйте об истории своей жизни, о том, какие периоды вы уже успешно прошли и что еще предстоит.

Какие потребности уже удовлетворены?

Развитие каких способностей соответствует тем ценностям, которые актуальны для вас сейчас?

Что это может изменить в вашей жизни?

Дружите и со сверстниками, и с теми, кто старше и младше вас. Задавайте им важные для вас вопросы. Слушайте их. Учитесь у них.

 

Пример. Неужели так трудно понять?

Регина (40 лет). Она очень красива и ухожена. Однако ее вызывающий стиль подошел бы скорее девочке-подростку, чем опытному и уважаемому юристу. Регина никак не может построить долгосрочные отношения с мужчинами: Мне попадаются только инфантильные идиоты, помешанные на сексе. Ее раздражают осторожные замечания друзей относительно ее внешности: Я заработала уже себе право выглядеть молодо и привлекательно, ярко и оригинально неужели так трудно понять?!

Заметить волну

Едва ознакомившись с таблицей, Регина поняла, что живет в двух мирах:

Меня пугает перспектива старения. Как можно с этим согласиться? Мой ортопед уже сказал мне укоротить каблуки, а семейный врач советует ложиться спать пораньше. Я состоялась как профессионал. Теперь мне хочется создать семью и рожать детей.

Я хочу выглядеть и чувствовать себя сексуальной, как это было в 15, нравиться себе и другим. Возможно, я действительно перестаралась и выгляжу жалко, раздражаю коллег и привлекаю не тех мужчин, с которыми можно строить семью и рожать детей.

Поймать волну

Пообщавшись с подругами (теми самыми, чьи замечания ее раздражали), Регина выработала стратегию:

Наверное, пора из принцессы превратиться в королеву! Зрелая женщина может быть еще более восхитительной. Это предполагает и более здоровый график и более разумные привычки, которые укрепят здоровье и чувство собственного достоинства, станут основой совсем другой зрелой привлекательности. Она подробно разработала несколько вариантов нового имиджа и запланировала поход к стилисту.

Кататься

Регина со свойственной ей энергией занялась выполнением своего плана и быстро превратилась в обворожительную королеву. Она явно наслаждалась новыми ощущениями. В ее жизни появились совсем другие мужчины, и через полтора года она вышла замуж. С тех пор прошло шесть лет, Регина родила двух замечательных детей и уже отмечает признаки нового жизненного этапа.

 

 

 

Что мешает вам ясно видеть свои приоритеты, жить сбалансированно, принимать быстрые и эффективные решения? Что питает сомнения и не позволяет действовать решительно и последовательно? Что заставляет соглашаться на заведомо невыгодные условия и брать на себя совершенно ненужную ответственность? Что забирает ваши силы и драгоценное время, не позволяя сфокусироваться на самом главном? Что подрывает доверие в отношениях и может превратить любую коммуникацию в испорченный телефон? Что не позволяет вам отпустить прошлое и заставляет цепляться за пустые фантазии, упуская реальные шансы здесь и сейчас? Из-за чего вы на самом деле ввязываетесь в конфликты, врете и не можете вовремя остановиться? Что лишает вас достоинства?

Стресс?

Читая эту книгу, соотнося прочитанное со своим опытом, в чем-то мысленно соглашаясь или споря со мной, вы, скорее всего, уже убедились в том, что стресс штука полезная. А значит, вы больше не тратите время и силы на то, чтобы жаловаться, пытаться избавиться от него, подавить его или управлять им.

Возможно, вы уже попробовали прокатиться на своем стрессе. Если все получилось, вас переполняет вдохновение. И даже если что-то пошло не так, вы уже видите в этом новую волну и не упустите возможность ее поймать. Азарт просто не позволит вам остановиться. Вы будете снова и снова тренировать свои базовые навыки, оттачивая их до совершенства и автоматизма, чтобы почувствовать себя увереннее и решать все более сложные задачи.

Теперь, сталкиваясь со стрессом, вы с интересом следите за своими реакциями. Эмоции, сбивавшие вас раньше с толку, теперь ясны, как указатели на автостраде. Они помогают вам понять собственные устремления, подстрекают азартно искать нестандартные решения и решительно воплощать их.

Так, увлеченно и играючи катаясь на волнах собственной жизни, вы шаг за шагом формируете свой уникальный стиль. Каждая волна бросает вам вызов. Каждая из них дает уникальный шанс и никогда не повторится. Каждая может подарить вам лучшее мгновение в вашей жизни. Ищите свою волну!

 

Когда жизнь предлагает вам лимоны, вы делаете лимонад. А когда в жизни случается ураган, вы идете кататься на волнах.

Джон Форман[26]

 

 

 

Приложение 1

 

ФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА

Стрессовую реакцию регулируют нервная и эндокринная системы.

Нервная система

Нервная система состоит из периферического и центрального отделов.

Периферический отдел объединяет нервные пути, которые, подобно телефонным проводам, передают мозгу информацию от пяти органов чувств и рецепторов тела и сообщают его команды мышцам, железам, сосудам и т.д.

В периферическом отделе выделяют симпатическую и парасимпатическую системы, которые регулируют основные функции жизнеобеспечения (кровообращение, пищеварение, температуру тела, дыхание и т.д.). Они работают как газ и тормоз в автомобиле и не зависят от прямых волевых усилий. Оно и понятно: выживание слишком важно, чтобы доверить его нашему сознанию. Поэтому эта часть нервной системы называется автономной.

Чтобы нажать на газ и подготовить организм к быстрому физическому действию (табл. 21), в синапсах симпатической нервной системы выделяются адреналин (А) и норадреналин (НА). Их эффект быстр и краткосрочен (длится секунды), поэтому, если повторно не жать на газ, обороты быстро спадают и включается тормоз (это первая короткая волна стресса).

Парасимпатическая нервная система контролирует расслабление (замедление сердцебиения, снижение вентиляции легких, мышечного тонуса и т.д.), сохранение и восстановление энергии, рост клеток. Эти процессы управляются стволом мозга через блуждающий нерв и выделение ацетилхолина, снижающего метаболизм и восстанавливающего баланс.

 

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из трех уровней (рис. 21).

 

1. Вегетативный уровень автопилот мозга, управляет основными процессами жизнеобеспечения в организме без участия сознания.

На этом уровне находится ствол мозга. Он регулирует дыхание, биение сердца и тонус сосудов. Здесь же расположена ретикулярная формация, отвечающая за возбудимость ЦНС, изменение уровня сознания, бодрствования, сна, эмоций, вегетативных функций и целенаправленных движений.

2. Лимбический уровень центр эмоционального контроля. Здесь находятся железы, управляющие балансом в организме и цепной реакцией при стрессе.

А. Таламус это ворота, через которые в мозг поступает информация о чувствах и ощущениях всего тела.

Б. Гипоталамус и гипофиз контролируют эндокринные механизмы стресса. Здесь же находятся центры аппетита и температуры тела, боли и удовольствия. Столь близкое расположение обеспечивает взаимозависимость этих центров и гормональных реакций. Например, уменьшение голода при повышении температуры тела или волнениях.

При опасности гипоталамус:

активирует автономную нервную систему;

стимулирует секрецию адренокортикотропного гормона (АКТГ), активирующего работу коры надпочечников;

производит антидиуретический гормон (АДГ), повышающий кровяное давление;

стимулирует щитовидную железу выделять тироксин, усиливающий обменные процессы и выделение энергии.

В. Миндалевидное тело отвечает за эмоциональную память (McEwen, 2002), особенно за страх. Нарушение его работы предположительно связано с беспокойством, аутизмом, депрессией, посттравматическим шоком и фобиями.

Вместе с гиппокампом миндалевидное тело формирует осознанные воспоминания об эмоциональных событиях.

Г. Гиппокамп богат рецепторами, воспринимающими глюкокортикоиды, особенно кортизол (McEwen, 2002), способствующий формированию памяти. Однако длительное воздействие кортизола разрушает клетки гиппокампа, снижая память и ухудшая способность к обучению. Люди с уменьшенным объемом гиппокампа больше подвержены возникновению посттравматического стрессового расстройства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.031 с.)