Конкуренция. Виды конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция. Виды конкуренции



Курсовая работа.

По дисциплине: Микроэкономика

Тема: Конкуренция и её роль в рыночной экономике

 

 

Выполнил:

Студент группы 5МО-21

Касым Инна Деомидовна

Дата:

 

Проверил:

Ковряков Дмитрий Валентинович

Должность: доцент, к. э. н.

_____________________

 

Оценка ____________

Дата:

 

Череповец

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

 

1. Конкуренция. Виды конкуренции ……………………………………6

1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции……………………6

1.2. Функции конкуренции…………………………………………………7

1.3. Виды конкуренции……………………………………………………..9

 

2. Анализ конкуренции кинотеатра «Победа» ………………………..11

2.1. Характеристика предприятия…………………………………………11

2.2. Анализ макросреды……………………………………………………11

2.3. Анализ микросреды…………………………………………………...14

2.4. Оценка конкурентоспособности……………………………………...18

 

3. Разработка мер в целях повышения конкурентоспособности …...22

 

Заключение ………………………………………………………………...26

 

Список использованных источников и литературы …………………27


Введение

Конкуренция - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться).

Целью этой работы является анализ эволюции понятия «конкуренция» с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества. Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция - это неотъемлемая часть рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны.

Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:

1 Она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2 Она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;

3 В известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1 Придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2 Ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3 Ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.

Поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Цель работы: оценка конкурентоспособности кинотеатра «Победа».

Для достижения поставленной цели в курсовой работе должны быть решены следующие задачи:

-Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия;

-Оценка конкурентоспособности компании;

-Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Объект исследования: кинотеатр «Победа».

Предмет исследования: конкурентоспособность кинотеатра «Победа».

Для реализации этих задач в работе использовались следующие методы: аналитический, сравнительный, экспертный, метод анализа, статистический, графический.

Информационной базой для предлагаемого исследования послужили тексты нормативных документов, литература по стратегическому управлению и стратегическому планированию на предприятиях России и зарубежных стран, статистическая отчетность и методические разработки кинотеатра «Победа», публикации по отдельным вопросам стратегического менеджмента в периодических изданиях.


Функции конкуренции

 

Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется аллокационной функцией или функцией размещения.

Инновационная функция конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг, и т.д. [1]

Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.

Конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией.

Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения.[2] На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов.

Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно.

Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства.[4] Так как конкуренция служит «уравнительницей» цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

Виды конкуренции

 

Конкуренцию можно разделить по трем признакам:

1. по методам осуществления,

2. по отраслевой принадлежности,

3. по степени свободы.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).[6] Совершенная конкуренция - это свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе- товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары или услуги одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.

Характеристика предприятия

 

Кинотеатр «Победа»

Адрес: Череповец, ул. Архангельская, д. 70

Телефоны: 23-69-29; 23-54-46

Фильмы в кинотеатре «Победа» начали демонстрировать ещё в 1978 году. Сегодня это большой зал, рассчитанный на 280 мест, которые разделены на две зоны – обычную с большими мягкими креслами и VIP – зону с местами повышенного комфорта - диванами. Зал, расположенный непосредственно в кинозале, предлагает посетителям горячие и холодные закуски, алкогольные и безалкогольные напитки. Большой экран демонстрирует изображение повышенной четкости, а система DolbyDigitalSurround за счет огромного частотного звукового диапазона создает эффект присутствия. В фойе кинотеатра к услугам зрителей ресторан, бары, бильярд; здесь же проходят ночью дискотеки.

 

Анализ макросреды

 

В феврале 2011 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка кинопроката и кинотеатров в России.

В 2010 кинопрокатном году объем рынка значительно увеличился, по сравнению с 2009 годом. По сведениям компании «Кинопоиск» общие сборы составили $782 млн. По оценкам профильных экспертов, темпы прироста составили от 39% до 47%. Однако этот рост в значительно мере обеспечило увеличение цен на билеты. В 2010 году стоимость билета в долларовом выражении выросла на 26,4% по сравнению с 2009 годом. По данным журнала «Кинобизнес сегодня», средняя цена билета по состоянию на начало 2011 г. составила $ 5,7. По оценкам отраслевых экспертов, цены на билеты достигли максимума: дальнейший рост сборов за счет увеличения цены на билеты невозможен.

В России действует 740 кинотеатров (около 1870 залов). Концентрация рынка в руках 10 главных киносетей продолжает увеличиваться и на начало 2011 года составляет примерно 40%.

В декабре 2010 г. и январе 2011 г. впервые за последние годы сборы кинотеатров упали. Отметим, что сократились не только кассовые сборы, но также упал уровень посещаемости кинотеатров, что стало очередным свидетельством того, что кризис добрался и до отрасли кинопроката. Участники рынка связывают это с меньшим интересом зрителей к конкретным кинолентам, особенно в период новогодних каникул. Они уверены, что «кинотеатры это самый доступный вид отдыха вне дома, а, в связи с этим, снижение объемов рынка не будет значительным». Однако, как показывает опыт предыдущих мировых и отечественных кризисов, посещаемость кинотеатров вполне может пострадать не только из-за невысокого спроса на какие-то отдельные киноленты, но и из-за общего снижения покупательной способности населения.

В 2010 году подошло к завершению массовое региональное развитие киносетей. Следовательно, последующий рост числа современных кинозалов в России замедлится. К концу 2010 года многие операторы киносетей заявили, что вынуждены пересмотреть планы своего развития в связи с ухудшившимися условиями кредитования, а также из-за проблем девелоперов и строительной сферы в целом, а также из-за перенасыщения рынка во многих региональных городах.

По имеющимся данным, в связи с ростом курса доллара арендные ставки для кинотеатров возросли среднем на 30% в рублевом выражении, а они занимают весомую долю в расходах оператора. В связи с этим, а также из-за снижения размеров кассовых сборов, многие игроки рынка будут вынуждены прекратить свою деятельность.

Анализируя макросреду, возможно установить и оценить влияющие факторы, представляющие угрозу или способствующие развитию компании. Также, возможно определить и изучить изменения, влияющие на текущую деятельность. Таким образом, макросреда кинотеатра «Победа» выступает, как правило, предпосылкой, вызывающей необходимость изменений в компании. Состав основных факторов макроокружения, характеристик его составляющих и их влияния на кинотеатр «Победа» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Факторы макросреды

Фактор Проявление Возможные ответные меры кинотеатра «Победа»
Экономический фактор
1. Угроза высоких темпов инфляции   Обесценивание накоплений кинотеатра «Победа» Введение финансовых операций, сохраняющих покупательную способность денежных средств
Трудности в работе с юридическими лицами по безналичному расчету Предварительное согласование курса пересчета с клиентом
Понижение покупательной активности физических лиц Формирование кризисной ценовой политики компании, стимулирование продаж
2. Рост безработицы   Удешевление рабочей силы, высвобождение работников Формирование рациональной кадровой структуры компании
3. Установление высоких налоговых ставок   Отток денежных средств из сферы продаж в бюджет, сокращение платежеспособного спроса Завышение себестоимости и издержек, связанных с продажей и ее организацией, изыскание путей минимизации налогов
Социальный фактор
1. Рост мобильности населения   Отток квалифицированных работников на новые места работы Совершенствование системы стимулирования работников, автоматизация труда
2. Повышение уровня образования Повышение трудовой дисциплины, производительности и эффективности работников Совершенствование системы стимулирования работников во избежание конфликтов их с руководством компании, поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку кадров
Правовой фактор
1. Принятие нормативных актов, имеющих обратную силу Необходимость изыскания финансовых средств для покрытия вновь установленных отчислений Добиться льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам
Политический фактор
2. Ориентация на рыночное регулирование экономики   Возможность выбора дополнительных направлений хозяйственной деятельности компании Изыскание новых направлений деятельности компании, приносящих дополнительный доход
Ослабление дисциплины и регулярности платежей и поставок Страхование поставок, стимулирование клиентов и партнеров
1. Снижение стабильности в обществе   Увеличение вероятности социальной дифференциации общества Разработка новых маркетинговых программ в отношении различных групп потребителей
Научно-технический фактор
1. НТП   Появление большего количества 3D кинотеатров Разработка маркетинговых программ продвижения в отношении новых видов товаров и услуг
2. НТП в социальной сфере   Рост уровня социальных потребностей населения Улучшение условий труда и быта работников компании
Демографический фактор
1. Старение населения   Снижение доли молодых людей в общей численности населения, невосприимчивость к появлению новых технологий, увеличение числа потенциальных потребителей Разработка новой маркетинговой политики компании в отношении новых потенциальных потребителей, продвижение новых видов товаров, стимулирование продаж

 

К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на кинотеатр «Победа» относятся экономические (составляющие 1, 2), научно-технические (составляющие 1,2). Анализируя эти факторы и выявив основные угрозы и возможности для кинотеатра, необходимо отметить, что к наиболее вероятным угрозам следует отнести:

- ожидание высоких темпов инфляции, влияющих на покупательную способность клиентов;

- снижение стабильности в обществе;

- сокращение доходов потребителей.

К наиболее значимым возможностям можно отнести:

- возможность свободного выбора сферы и направлений дополнительной хозяйственной деятельности кинотеатра;

- возможность, во время резкого увеличения инфляции, получения дополнительных оборотных денежных средств, играя на разнице в курсах валют.

 

Анализ микросреды

 

Первым этапом анализа внутренней среды является проведение оценки прибыльности предприятия.

Анализ доходов и расходов кинотеатра «Победа» за исследуемый период представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Анализ прибылей и убытков кинотеатра «Победа»

Наименование статьи тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб. Изменение от 2008 к 2010 году  
+/- %
Выручка от реализации         189,21
Себестоимость         186,12
Валовая прибыль         211,77
Коммерческие расходы         -
Управленческие расходы         -
Прибыль от продаж       -2120 28,81
Проценты к получению         -
Проценты к уплате         -
Прочие доходы -5191       318,07
Прочие расходы         366,62
Прибыль (убыток) до налогообложения     -1536 -4459 - 52,55
Текущий налог на прибыль         -
Чистая прибыль     -1536 -4459 - 52,55

 

Как видно из данных таблицы 2.2, за анализируемый период все финансовые результаты улучшились к 2010 году по сравнению с 2008 годом, однако по сравнению с 2009 годом финансовые результаты компании ухудшились. В абсолютных показателях наибольший прирост продемонстрировала выручка от реализации (+57774 тыс.руб.), а в относительных – расходы от прочей реализации (+366,62%).

Себестоимость проданных товаров, а также сумма управленческих расходов увеличились, однако темп их роста оказался ниже, чем темп роста выручки от реализации, в результате чего валовая прибыль кинотеатра в 2010 году превысила аналогичный показатель 2008 года на 8706 тыс. руб. Что касается чистой прибыли, то ее снижение за 3 отчетных периода составило 3829 тыс.руб., что негативно характеризует развитие предприятия.

В целях оценки эффективности управления в организации рассмотрим структуру управления кинотеатра. Весь персонал кинотеатра – высококвалифицированные специалисты. Особые квалификационные требования предъявляются к киномеханикам, которые непосредственно работают со сложной аппаратурой.

 

 

Рисунок 2.1 - Структурная схема управления предприятием

В таблице 2.3 представлены данные, характеризующие структуру трудовых ресурсов кинотеатра в 2008-2010 гг.

Таблица 2.3

Динамика и структура персонала кинотеатра

Категории персонала Год Отклонение, 2008/2009 Отклонение, 2010/2009
      +/- Темп роста, % +/- Темп роста, %
Среднесписочная численность персонала       -1 96,77   125,81
в том числе Руководители, специалисты и служащие         133,33    
Производственный персонал       -2 92,86   117,86

 

Из данных таблицы 2.3 видно, что за в целом исследуемый период среднесписочная численность персонала предприятия выросла на 8 человек или на 25,81%.

При этом численность руководителей, специалистов и служащих увеличилась на 3 человека, а численность производственного персонала – на 5 человек.

Подводя итоги анализу обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами можно сделать вывод о том, что структура персонала ООО кинотеатра в целом благоприятна для дальнейшего активного развития компании.

В ноябре 2011 года в г. Череповце было проведено исследование среди посетителей кинотеатров.

Объектом исследования явилось население г. Череповца в возрасте от 18 лет.

Полевые исследования проводились методом опроса населения города Череповца с помощью специально разработанной анкеты (см. приложение 1). Выборочная совокупность была сформирована пропорционально численности населения семи районов города. При уровне доверительности 99% и допустимой ошибке 5% размер выборки составил 100 респондентов, распределенных по районам с учетом параметров квоты.

56% потребителей услуг кинотеатров составляют женщины и 44% - мужчины.

Большинство из опрошенных – это молодые люди до 35 лет (53%). Активными потребителями услуг кинотеатров являются люди 36-45 лет – 32%, а также население старше 45 лет (15%).

По социальному положению 14% - студенты, 4% - школьники, 22% -рабочие, 30% - служащие, 18% - специалисты (ИТР, менеджеры, высшее и среднее управленческое звено), 7% - домохозяйки, 5% - частные предприниматели.

40% респондентов обозначили свой доход как средний, 20% - как высокий, 25% - ниже среднего, 15% - как низкий (это в основном студентки, школьницы).

Анализ результатов исследований показал, что не менее трети (66%) опрошенных проводит досуг, посещая кинотеатры.

Результаты анализа частоты посещения кинотеатров показали, что большинство опрошенных посещает кинотеатры 1 раз в месяц (49%) и 1 раз в год (35%), значительно меньше — 1 раз в неделю (10%) и несколько раз в неделю (6%).

Как показало исследование, большинство череповчан посещают кинотеатры с друзьями (67%), с мужем (женой) и всей семьей – значительно меньше — 20 и 13% соответственно.

Распределение потребительских предпочтений показало, что кинотеатр «Победа» находится на 4 месте по потребительским предпочтениям.

 

Заключение

 

 

Качество жизни, в том числе качество культуры, становится целью развития мирового сообщества. ООН объявила десятилетие культуры. Экономически развитые страны стремятся не только включить ориентированность на качество жизни в законодательные акты, но и реально обеспечить условия для достижения этой цели. Мировая тенденция последних лет – переход проблем оценки и обеспечения качества жизни из области «чистой науки» в область практических действий как на региональном, так и на государственном уровнях. Категория качества жизни становится символом сетевого развития общества и адекватного управления им, и связана с концепцией устойчивого развития.

Важнейшим индикатором качества жизни выступает качество культуры. Любые экономические преобразования неэффективны без полноценного удовлетворения культурных потребностей населения. Сами преобразования невозможны без достаточного культурного уровня осуществляющих их людей.

Кинотеатр «Победа» предоставляет своим потребителям стабильный и широкий ассортимент культурных услуг среднего ценового сегмента.

Предприятие имеет устойчивое финансовое положение, невысокие, но стабильно растущие объемы продаж и валовой прибыли.

Проведенный анализ позволил составить портрет потребителя услуг культурной сферы. Это молодые люди в возрасте около 30 лет со средним уровнем дохода регулярно посещающие развлекательные мероприятия.

Претворение в жизнь разработанного в рамках работы плана маркетинга позволит кинотеатру увеличить объемы сбыта услуг, укрепить свою позицию на рынке, и следовательно, улучшить финансовые результаты коммерческой деятельности.

 


Курсовая работа.

По дисциплине: Микроэкономика

Тема: Конкуренция и её роль в рыночной экономике

 

 

Выполнил:

Студент группы 5МО-21

Касым Инна Деомидовна

Дата:

 

Проверил:

Ковряков Дмитрий Валентинович

Должность: доцент, к. э. н.

_____________________

 

Оценка ____________

Дата:

 

Череповец

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

 

1. Конкуренция. Виды конкуренции ……………………………………6

1.1. Понятие и условия возникновения конкуренции……………………6

1.2. Функции конкуренции…………………………………………………7

1.3. Виды конкуренции……………………………………………………..9

 

2. Анализ конкуренции кинотеатра «Победа» ………………………..11

2.1. Характеристика предприятия…………………………………………11

2.2. Анализ макросреды……………………………………………………11

2.3. Анализ микросреды…………………………………………………...14

2.4. Оценка конкурентоспособности……………………………………...18

 

3. Разработка мер в целях повышения конкурентоспособности …...22

 

Заключение ………………………………………………………………...26

 

Список использованных источников и литературы …………………27


Введение

Конкуренция - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться).

Целью этой работы является анализ эволюции понятия «конкуренция» с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества. Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция - это неотъемлемая часть рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны.

Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:

1 Она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2 Она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;

3 В известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1 Придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2 Ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3 Ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.

Поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Цель работы: оценка конкурентоспособности кинотеатра «Победа».

Для достижения поставленной цели в курсовой работе должны быть решены следующие задачи:

-Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия;

-Оценка конкурентоспособности компании;

-Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Объект исследования: кинотеатр «Победа».

Предмет исследования: конкурентоспособность кинотеатра «Победа».

Для реализации этих задач в работе использовались следующие методы: аналитический, сравнительный, экспертный, метод анализа, статистический, графический.

Информационной базой для предлагаемого исследования послужили тексты нормативных документов, литература по стратегическому управлению и стратегическому планированию на предприятиях России и зарубежных стран, статистическая отчетность и методические разработки кинотеатра «Победа», публикации по отдельным вопросам стратегического менеджмента в периодических изданиях.


Конкуренция. Виды конкуренции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.122 с.)