Для начального периода скарлатины характерны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для начального периода скарлатины характерны



1) сухость кожи

2) мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне кожи

3) пятнисто-папулезная сыпь на неизмененном фоне кожи

4) пластинчатое шелушение

5) белыйдермографизм

 

Наиболее типичными осложнениями при скарлатине являются

1) отит

2) флегмона

3) синдром крупа

4) лимфаденит

5) пневмония

6) нефрит

7) полирадикулит

 

3. При "скарлатинозном сердце" отмечаются

1) тахикардия

2) брадикардия

3) снижение давления

4) расширение границ сердца

5) повышение давления

6) систолический шум

 

4. Организация "стационара на дому" больному скарлатиной включает следующие мероприятия

1) изоляция больного

2) взятие у контактных лиц мазков из ротоглотки на бактериологическое исследование

3) ежедневная влажная уборка с дезинфицирующими растворами

4) обработка посуды, белья, игрушек

5) антибактериальная терапия

Особенностями скарлатины у детей первого года жизни являются

1) Слабо выраженный токсический синдром

2) частота гипертоксических форм

3) ангина, преимущественно некротическая

4) необильная сыпь

5) раннее шелушение

6) осложнения в виде отита, лимфаденита

 

6. Скарлатина острое инфекционное заболевание, характеризующееся симптомами интоксикации, _________________________________ сыпью.

 

При скарлатине выделяют следующие линии патогенеза

1) _______________

2) _______________

3) _______________

 

1. Возбудителем скарлатины является _____________________, попадающий в организм преимущественно ________________________ путем.

Установите правильную последовательность.

 

Появление клинических симптомов при скарлатине

__ - сыпь

__ - лихорадка

__ - боли в горле

__ - шелушение

__ - малиновый язык

Установите соответствие

 

Заболевание Характер сыпи

1) скарлатина а) пятнисто-папулезная

2) корь б) везикулярная

3) брюшной тиф в) мелкоточечная

г) розеолезная

д) анулярная

Ответы: 1____, 2____, 3____

 

Заболевание Инкубационный период

1) скарлатина а) 2-3 часа

2) корь б) 2-7 дней

в) 9-21 день

г) 14-23 дня

Ответы: 1____, 2_____

Укажите номер правильного ответа.

 

Сыпь у больного псевдотуберкулезом чаще появляется

1) на 1-3 день болезни

2) на 5-7 день болезни

3) на 7-10 день болезни

4) на 10-14 день болезни

 

 

Эталоны ответов к тестовому контролю:

1. 1,2,5,

2. 1,2,4,6,

3. 2,3,4,6

4. 1,3,4,5

5. 1,4,6,

6. ангиной и мелкоточечной

7. 1-токсическую

2-септическую

3- аллергическую

8. β-гемолитический стрептококк, воздушно-капельным.

9. 1-лихорадка2-боли в горле3-сыпь4-"малиновый язык"5-шелушение

10. 1-в, 2-а, 3-г.

11. 1-б, 2-в

12. 1

 

 

ТЕМА 5: «МЕНИНГИТЫ И МЕНИНГОЭНЦЕФАЛИТЫ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У ДЕТЕЙ»

I Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний.

1. Свойства возбудителей гнойных и серозных менингитов, энцефалитвов.

2. Источники и пути передачи данных форм нейроинфекции.

3. Патогенез.

4. Назовите основные синдромы гнойного и серозного менингита и энцефалита.

5. Клинические формы этих заболеваний.

6. Клиника ИТШ и отека-набухания мозга.

7. Укажите изменения в общем анализе крови и в ликворе при гнойных и серозных менингитах, энцефалитах.

8. Проведите дифференциальный диагноз этих заболеваний.

9. Перечислите принципы лечения.

10. Укажите противоэпидемические мероприятия в очаге.

 

II Целевые задачи.

Студент должен знать: 1. Правила размещения больных с нейроинфекциями в стационарах с целью предупреждения внутрибольничной инфекции. 2. Правила проведения противоэпидемических мероприятий в очаге. 3. Этиологию, эпидемиологию и патогенез гнойных и серозных менингитов и энцефалитов. 4. Ведущие симптомы и ранние признаки нейроинфекции, классификацию. 5. Методику осмотра больного ребенка с нейроинфекцией. 6. План обследования больного, методику проведения спинномозговой пункции, оценить результаты исследования ликвора. 7. Алгоритм лечения больного с учетом возраста, преморбидного фона, тяжести и периода заболевания. 8. Неотложную терапию ИТШ и отека-набухания головного мозга. 9. Специфическая профилактика, особенности при менингококковом менингите. 10. Признаки патогенности возбудителей нейроинфекции. 11. Принцип постановки серологических реакций РПГА, РСК, ИФА, ПЦР и др.   Студент должен уметь: 1. Соблюдать правила работы у постели больных детей с нейроинфекциями. 2. Собрать анамнез заболевания и эпид.анамнез, направить больного в стационар, оформить документацию. 3. Принять больного с нейроинфекцией в стационар, оформить документацию, осуществить госпитализацию по категориям изоляции. 4. Осмотреть больного и выявить наличие и характер сыпи (при менинго- и пневмококкемии), гиперестезию, гиперакузию, светобоязнь, оценить состояние ЦНС, степень нарушения сознания, менингиальные и энцефалические симптомы. 5. Отразить данные в истории болезни, обосновать предварительный диагноз. 6. Провести параклиническое обследование: взятие мазков из носоглотки на микрофлору, смывы слизи из носоглотки на вирусы, соскоб элементов сыпи, бактериологическое и вирусологическое исследование крови, ликвора; назначить серологическое обследование, оценить анализ периферической крови; обратить внимание на изменения глазного дна, назначить ЭЭГ и др. инструментальные исследования по показаниям. 7. Назначить лечение в зависимости от формы нейроинфекции, возраста, периода болезни, преморбидного фона; выписать рецепты на препараты используемые в лечении (пенициллин, цефтриаксон, зовиракс и др.). 8. Спланировать противоэпидемические мероприятия в очаге. 9. Выписать ребенка из стационара в детский коллектив. Написать эпикриз, указать рекомендации, сроки диспансерного наблюдения. 10. Соблюдать морально-этические и профессиональные принципы работы при выявлении инфекционного больного, проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Список рекомендуемой литературы: Обязательная 1. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. инфекционные болезни у детей. М. «Медицина» 1990 г. Дополнительная 1. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным заболеваниям у детей. - Москва, 1999 г. 2. Лещинская Е.В., Мартыненко И.Н. «Острые вирусные энцефалиты у детей». – М: Медицина 1990 г. 3. Покровский В.И., Фаворова Л.А., Костюкова Н.Н. «Менингококковая инфекция». – М.: «Медицина», 1976 г. 4. Типовые ситуационные задачи для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности «Педиатрия» 040200 Москва, ВУНМЦ 2000г. 5. Типовые тестовые задания по специальности «Педиатрия». Под редакцией профессора Володина Н.Н. и профессора Фадеевой М.А. Москва, ВУНМЦ 1998 г.  

 

 

III Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Укажите возбудителя гнойных менингитов у детей до 3 месяцев:

 

а)
б)
в)
г)
д)
е)

 

2. Впишите ранний признак гнойного менингита:

 

 

 

3. Перечислите менингиальные симптомы:

 

а)
б)
в)
г)
д)

 

4. Какие симптомы отмечаются у детей грудного возраста при менингококковом менингите:

 

а)
б)
в)
г)
д)

 

5. Опишите изменения ликвора при гнойном менингите:

 

а)
б)
в)
г)
д)

 

6. Какая особенность характерна для гемофильного менингита:

 

 

 

7. При каком менингите в первые сутки болезни наблюдается расстройства сознания:

 

 

 

8. Ликвор при серозном менингите энтеровирусной этиологии: прозрачный, цитоз лимфоцитарный-

а) верно

б) неверно

 

9. Впишите признаки, характерные для герпетического энцефалита

 

а)
б)
в)

 

10. Когда развивается энцефалит при кори:

 

 

 

11. В каком возрасте у детей возможен энцефалит при краснухе:

 

 

 

12. Какой отдел ЦНС чаще поражается при ветряночном энцефалите:

 

 

 

 

13. Составьте ситуационную задачу, из которой будет следовать, что у ребенка 8 лет ветряночный энцефалит, назначьте лечение.

14. Составьте таблицу дифференциально-диагностических признаков менингитов у детей.

 

Признаки Паротит н ый менингит Энтеровирусный менингит Хорио менингит Менингит при гриппе и др. ОРВИ Туберкулез ный менингит Менингит приобщих инфекционных заболеваниях Менингит менингококковый Менингит вторичный гнойный
Эпидемиологические данные                  
Сезонность                    
Возраст                    
Характерное начало                  
Общеинфекционные симптомы                  
Общесоматические признаки                  
Сроки проявления менингиального синдрома                  
Наличие очаговых симптомов                  
Динамика неврологической симптоматики                  
Изменения цереброспинальной жидкости                  

Тестовый контроль

Менингиты и менингоэнцефалиты при инфекционных заболеваний у детей.

Укажите один правильный ответ.

1. Укажите возбудитель гнойного менингита:

а) вирус Эпштейн-Барр

б) менингококк

2. Пути передачи менингококковой инфекции:

а) воздушно-капельный

б) контактный

в) фекально-оральный

г) пищевой

3. У детей грудного возраста, больных менингококковым менингитом, отмечается:

а) отек шейной клетчатки

б) выбухание большого родничка

в) желтуха

4. Сыпь при менингококкемии:

а) аннулярная

б) геморрагическая звездчатая

в) пятнисто-папулёзня

5. Фульминантная форма менингококковой инфекции чаще возникает у детей:

а) раннего возраста

б) старшего возраста

6. Рвота при менингитах:

а) не связана с приёмом пищи

б) возникает по утрам

7. Для серозного менингита при энтеровирусной инфекции характерен:

а) прозрачный лимфоцитарный ликвор

б) мутный ликвор

в) нейтрофилез в ликворе

8. Для герпетического энцефалита свойственна:

а) потеря сознания

б) боли в животе

в) лимфаденит

9. Серозный менингит отмечается при паратитной инфекции:

а) верно

б) не верно

10. Клинический симптом характерный для паротитного менингита:

а) геморрагическая сыпь на коже

б) менингеальные знаки

в) диарея

11. Суточная доза пенициллина при менингококковом менингите:

а) 300-400 тыс. ЕД/кг массы тела

б) 50-100 тыс. ЕД/кг массы тела

в) 100-200 тыс. ЕД/кг массы тела

12. При менингококковом менингите отменить антибиотик возможно при цитозе в ликворе:

а) 1000 клеток в 1 мкл.

б) 50 клеток в 1 мкл.

в) 300 клеток в 1 мкл.

13. При герпетическом энцефалите назначают:

а) зовиракс (ациловир)

б) бисептол

14. Диспансерное наблюдение детей, перенесших гнойный менингит проводится:

а) в течение 2 лет

б) в течение 6 месяцев

в) не проводится

15. Профилактика менингококковой инфекции прводится:

а) живой вакциной

б) убитой вакциной

в) полисахаридной вакциной

 

Эталоны ответов:

1. в

2. а

3. б

4. б

5. а

6. а

7. а

8. а

9. а

10. б

11. а

12. б

13. а

14. а

15. а

 

Тема 6: Дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний, сопровождающихся экзантемами.

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1. Этиологическая структура заболеваний, сопровождающихся появлением экзантем.

2. Какие элементы сыпи относятся к первичным, а какие к вторичным.

3. Какие заболевания сопровождаются появлением мелкоточечной сыпи.

4. Какие заболевания сопровождаются появлением пятнисто-папулезной сыпи.

5. Какие заболевания сопровождаются появлением везикулезной сыпи.

6. Какие заболевания сопровождаются появлением геморрагической сыпи.

7. Понятие истинного и ложного полиморфизма сыпи.

8. При каких заболеваниях встречается истинный полиморфизм сыпи.

9. При каких заболеваниях встречается ложный полиморфизм сыпи.

 

II. Основные знания и умения:

Студент должен знать: 1. Правила размещения больных с инфекционными экзантемами в стационарах с целью предупреждения внутрибольничной инфекции. 2. Правила проведения противоэпидемических мероприятий в очаге. 3. Этиологическую структуру заболеваний, сопровождающихся экзантемами. 4. Ведущие симптомы заболеваний, сопровождающихся экзантемами. 5. Основные этапы патогенеза возникновения сыпи. 6. Методику осмотра ребенка с кожными высыпаниями. 7. План обследования больного ребёнка. 8. Критерии диагностики экзантем на начальном и заключительном этапе заболевания. 9. Алгоритм лечения больного с учетом возраста, преморбидного фона ребенка, тяжести и периода заболевания. 10. Особенности проведения профилактики. 11. Признаки патогенности возбудителей инфекционных заболеваний. 12. Принцип постановки серологических реакций РПГА, РСК, иммуноферментного анализа, цепной полимеразной реакции и др.   Студент должен уметь: 1. Собрать анамнез инфекционного больного и эпидемиологический анамнез. 2. Направить инфекционного больного в стационар, оформить документацию. 3. Принять инфекционного больного в стационаре, оформить документацию. Осуществить госпитализацию по категориям изоляции. 4. Соблюдать основные принципы работы у постели инфекционного больного в условиях общего и боксированного детского отделения. 5. Осмотреть инфекционного больного, выявить диагностические признаки инфекционного заболевания. 6. Обосновать диагноз. Оформить историю болезни инфекционного больного в стационаре, наметить план обследования и лечения, написать этапный и заключительный эпикриз. 7. Провести следующие диагностические манипуляции: - взять кровь из вены для бактериологического, серологического и биохимического исследования; - провести забор материала для бактериологического исследования кала и мочи. 8. Назначить лечение инфекционному больному, выписать рецепты на основные лекарственные препараты. 9. Оказать неотложную помощь инфекционному больному. 10. Выписать ребёнка после перенесенного инфекционного заболевания из стационара в детский коллектив, оформить соответствующую документацию. 11. Осуществить катамнестическое и диспансерное наблюдение за детьми, перенесшими инфекционное заболевание, с оформлением соответствующей документации. 12. Соблюдать морально-этические и профессиональные принципы работы при выявлении инфекционного больного, проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий. Перечень учебной литературы к занятию. Обязательная. 1. В.Ф. Учайкин, Н.И. Нисевич, О.В. Шамшева «Инфекционные болезни у детей», 2006 г. 2. Н.И. Нисевич, В.Ф. Учайкин "Инфекционные болезни у детей" Москва "Медицина" 1990г. Дополнительная. 1. Руководство по инфекционным болезням у детей. В.Ф. Учайкин. Москва "ГЭОТАР МЕДИЦИНА" 1999г. 2. Э.Н. Симованьян «Инфекционные болезни у детей. Справочник в вопросах и ответах», 2002 г. 3. Э.Н. Симованьян «Инфекционные болезни у детей», 2006 г. 4. В.Ф. Учайкин, А.А. Новокшонов, Л.Н. Мазанкова, Н.В. Соколова "Классификация острых кишечных инфекций у детей по типу диареи, критерии диагностики и лечения" Пособие для врачей. Москва 2004г. 5. Приказ Минздрава Российской Федерации №270 19.02.2002 г. «Об утверждении программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году». 6. Приказ Минздрава Российской Федерации №117 от 21.03.2003 г. "О реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году"". 7. Постановление Минздрава Российской Федерации, главного государственного санитарного врача РФ Г.Г. Онищенко №42 от 25.11.2002 г. «О введении в действие санитарных правил СИ 3.1.2.1176-02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита». 8. Учайкин В.Ф., Шамшева О.В. Вакцинопрофилактика. Настоящее и будущее. Москва «ГЭОТАР МЕДИЦИНА», 2001 г. C. 135–141. 9. Рамонова А.М., Албегова Б.З., Гуссоева И.Г., Геладзе Н.А., Бесаева О.Б. «Инфекционные болезни у детей». Сборник методических материалов для студентов шестого курса педиатрического факультета. Часть I. Г.Владикавказ 2008 год 10. Рамонова А.М., Албегова Б.З., Гуссоева И.Г., Геладзе Н.А., Бесаева О.Б. «Инфекционные болезни у детей». Сборник методических материалов для студентов шестого курса педиатрического факультета. Часть II. Г.Владикавказ 2008 год 11. Рамонова А.М., Албегова Б.З., Гуссоева И.Г., Геладзе Н.А., Бесаева О.Б. «Инфекционные болезни у детей». Сборник методических материалов для студентов шестого курса педиатрического факультета. Часть III. Г.Владикавказ 2008 год

III. Задания для самостоятельной работы:

1. Дополните:

Корь – ___________ инфекция, передающаяся ____________________ путем, характеризующаяся _________________ течения, синдромами интоксикации, ____________________ и ____________.

 

2. Дополните:

Эпидемиологическая классификация случаев кори (по приказу):

- случай острого заболевания, при котором имеется один или несколько типичных клинических признаков кори, перечисленных, выше следует считать ____________________

- случай острого заболевания, при котором имеются клинические признаки, отвечающие стандартному определению случая кори, следует считать ______________________

- случай острого заболевания классифицированный как «подозрительный» или «вероятный» после лабораторного подтверждения диагноза считается ___________________

 

3. Впишите в квадрат:

Что включает «классический синдром врожденной краснухи»:

           
 
 
 
 
 
 

 


4. Составьте схему дифференциальной диагностики инфекционных заболеваний, сопровождающихся везикулезной сыпью.

5. Геморрагическая сыпь является ведущим симптомом следующих инфекционных заболеваний (назовите 2-3):

·

·

·

 

6. Составьте ситуационную задачу, согласно которой у ребенка 6 лет «Ветряная оспа. Среднетяжелая форма».

7. Составьте 3 тестовых задания по характерным особенностям сыпи при кори, скарлатине, менингококкцемии.

 

IV. Тестовые задания для самоконтроля:

1. Для герпетической инфекции характерна сыпь:

1) геморрагическая

2) везикулезная

 

2. Для менингококцемии звездчатая геморрагическая сыпь

1) характерна

2) не характерна

 

3. Появление звездчатой сыпи при менингококцемии обусловлено

1) образованием иммунных комплексов

2) бактериальными тромбами

3) повышением проницаемости сосудов

 

4. Сыпь при ветряной оспе

1) мелкоточечная

2) везикулезная

3) пятнисто-папулезная

 

5. Типичными для энтеровирусной экзантемы являются

1) мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне кожи

2) мелкоточечная сыпь на неизмененном фоне кожи

3) лихорадка

4) склерит

5) катаральные явления

6) пятнисто-папулезная сыпь

 

6. Сыпь при краснухе

1) пятнистая, иногда папулезная, розового цвета, на неизмененном фоне кожи

2) уртикарная, неправильной формы, иногда сливается

3) папулезно-везикулезная

4) геморрагическая

 

7. Заболевание Характер сыпи

1) брюшной тиф а) обильная, розеолезно-петезиальная

2) кишечный иерсиниоз б) пятнисто-папулезная или

скарлатиноподобная

в) необильная, типа розеол.

 

8. Сыпь при ветряной оспе появляется

1) в течении нескольких дней, «толчкообразно»

2) поэтапно: в 1-й день болезни - на лице, во 2-й день болезни - на туловище, в 3-й день болезни - на конечностях.

 

9. Заболевание Характер сыпи

1) скарлатина а) уртикарная

2) ветряная оспа б) геморрагическая

3) корь в) везикулезная

4) менингококковая инфекция г) мелкоточечная

д) пятнисто-папулезная

 

10. Развитие сыпи при ветряной оспе

1) ___-корочка

2) ___-везикула

3) ___-пятно

4) ___-папула

 

11. Для кори характерна сыпь

1) мелкоточечная

2) пятнисто-папулезная

3) везикулезная

 

12. Коревую сыпь характеризуют

1) одномоментность высыпания

2) пятнисто-папулезный характер

3) гиперемированный фон кожи

4) этапность высыпания

5) тенденция к слиянию элементов сыпи

6) геморрагическое пропитывание сыпи

7) пластинчатое шелушение

 

13. Заболевание Характер сыпи

1) скарлатина а) пятнисто-папулезная

2) корь б) везикулярная

3) брюшной тиф в) мелкоточечная

г) розеолезная

д) анулярная

 

14. Сыпь у больного псевдотуберкулёзом чаще появляется

1) на 1-3 день болезни

2) на 5-7 день болезни

3) на 7-10 день болезни

4) на 10-14 день болезни

 

Эталоны ответов:

 

1. 2

2. 1

3. 2

4. 2

5. 2, 3, 4, 6

6. 1

7. 1 – в, 2 – б

8. 1

9. 1 – г, 2 – в, 3 – д, 4 – б

10. 3 – 4 – 2 – 1

11. 2

12. 2, 4, 5

13. 1 – в, 2 – а, 3 – г

14. 1

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.18 с.)