Инвестиции в инновационном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвестиции в инновационном процессе



Организационные формы инновационной деятельности

Характеристика основных организационных форм инновационной деятельности. Особенности формирования новых, прогрессивных организационных структур. Деятельность малых инновационных предприятий. Венчурные (рисковые) инновационные предприятия и технопарки.

Сущность организации инновационной деятельности

Организация инновационного процесса - деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации - упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением (дублированием) исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса - «исследование - производство». Организация инновационного процесса в широком смысле включает организацию научно-производственного цикла (определение специализации и ответственности организаций, их размера, размещения, установление последовательности и порядка выполнения работ), организацию труда персонала и организация управления. Высокие темпы и эффективность обновления продукции, технологических процессов, их конкурентоспособность (на внутреннем и внешнем рынках) во многом определяются организационной составляющей инновационного механизма. При этом особую роль играют организации, в которых сосредоточены основные работы по созданию и освоению инноваций, - отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, опытные и специальные конструкторские бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий (объединений), акционерных обществ. В общем виде научные и научно-технические организации (независимо от отраслевых и региональных особенностей, секторов науки) можно классифицировать следующим образом:

- научно-исследовательские институты (НИИ);

- конструкторское бюро (КБ);

- проектно-технологические институты (ПТИ);

- проектно-конструкторские институты (ПКИ);

- государственные проектные институты (ГПИ).

При этом под научной (научно-технической) организацией следует понимать специализированное и обособившееся хозяйственно самостоятельное учреждение, главной целью которого является проведение научных исследований (фундаментальных, поисковых и прикладных) или научно-технических разработок (конструкторских, технологических, проектных, организационных). К научным организациям (учреждениям) относятся организации, которые систематически ведут научные исследования в определенной области знаний и отрасли наук по плану научных работ, составленному с учетом потребностей рынка в инновациях (новшествах) и государственных интересов, имеющие источники финансирования на проведение исследований.

Инвестиции в инновационном процессе

 

1.6.1. Инновационная деятельность как объект инвестирования
Выбор объекта инвестирования представляет собой одну из главных проблем в предпринимательской деятельности инноватора. Наибольшей эффективностью характеризуются инвестиции в такие инновации, которые дают возможность добиться сверхмонопольной прибыли. Источниками инвестиций являются бюджетные ассигнования, средства иностранных фирм и компаний, собственные средства организации, а также коммерческих банков, паевых и страховых фондов. Формирование рынка инновационного капитала на инновации представляет собой немаловажный фактор общественного признания инноваций. В рыночных условиях хозяйствования весьма важными являются такие финансово-экономические показатели, как рентабельность, срок окупаемости инвестиций и их объем, чистый доход организации и ряд других.
1.6.2. Инвестиционная привлекательность проектов
Инвестиционная привлекательность проектов определяется не только высокими финансово-экономическими показателями их практической реализации, но и многими внеэкономическими факторами. В частности, к ним относятся экологические мероприятия, отраслевая инвестиционная привлекательность, определяемая стратегией фирмы-инноватора, условиями привлечения финансовых ресурсов и их источников (собственные или привлеченные средства). К собственным средствам относится прибыль, амортизационный фонд, а также эмиссия акций. Привлеченный капитал появляется на возвратной основе. Он представляет собой кредиты в различной форме, в значительной мере определяемые имиджем и репутацией организации.
1.6.3. Критерии инвестиционной привлекательности
Критериями инвестиционной привлекательности служат дивидендная политика инноватора, определяемая ценой собственного и привлеченного капитала, что в конечном итоге влияет на его структуру, а также макроэкономическая ситуация, определяемая уровнем инфляции, государственной инвестиционной политикой, ставками рефинансирования. Соотношение этих факторов определяет инвестиционную привлекательность тех или иных инвестиционных проектов.
1.6.4. Норма прибыли при финансировании инновационных проектов
Инвесторы и инноваторы, принимая решение о реализации какого-либо нововведения, руководствуются нижней границей доходности инвестиций, определяемой нормой прибыли. При определении внутренней нормы прибыли учитывают среднеотраслевую доходность проекта, регулируемую масштабами производства. Кроме того, доходность инновационных проектов должна превосходить ставки по банковским депозитам, что влияет на поведение внешних инвесторов. Последние, как правило, руководствуются альтернативами вложения средств, когда соизмеряется риск вложений и их доходность.
1.6.5. Обоснование экономической эффективности проекта
Основным критерием обоснования экономической эффективности инновационного проекта является его доходность, которая определяется путем сравнения произведенных затрат и получаемых результатов. Известно, что в рыночных условиях хозяйствования как затраты, так и получаемые результаты подвергаются испытанию временем, которое как необратимый фактор влияет на уровень ежегодных цен, находящихся под воздействием инфляции и конкуренции. Поэтому доходность проектов изменяется под воздействием рыночных факторов и корректируется путем дисконтирования к ценности результатов, получаемых в начальном периоде времени. По итогам таких расчетов определяется чистый дисконтированный доход (ЧДД), принимаемый за базу для всех последующих обоснований экономической эффективности конкретного инновационного проекта. Чем больше величина ЧДД, тем доходнее проект.

.
1.7. Управление рисками в инновационной деятельности
1.7.1. Введение в теорию управления рисками
Понятие риска тесно связано с инновационной деятельностью организаций промышленности и сферы услуг. Доходы от инноваций зависят от умелого определения степени риска и методов управления рисками. При этом инноваторам важно располагать несколькими вариантами внедрения нововведений, чтобы иметь шанс получить хороший доход. Отсюда следует, что разработка различных вариантов для последующего конкурсного отбора является обязательным условием выявления полезности инновации, ее последующей реализации в инновационном проекте.

Классификация и идентификация рисков
Классификация и идентификация рисков необходима для их своевременной оценки, прогнозирования негативных факторов при реализации инновационных процессов. Знания о характере рисков, их идентификация по видам и базовым признакам позволяет разрабатывать мероприятия по снижению рисков в инновационной деятельности, например, по инновациям, имеющим аналоги.
1.7.3. Методы анализа неопределенности и риска
Методы анализа неопределенности в процессе реализации инновационного проекта, а также анализа имеющегося риска базируются на их качественной оценке посредством рейтинга. Весьма распространенной формой проведения рейтинга является ранжирование. В основу ранжирования закладываются экспертные оценки с последующей конкордацией, то есть согласованием мнений экспертов. Рейтинговая и другие качественные оценки упрощают анализ имеющихся рисков, снижают возможность субъективных выводов.
1.7.4. Количественная оценка рисков
При количественной оценке рисков целесообразно использовать методы математической статистики и теории вероятностей, которые позволяют предвидеть возникновение неблагоприятной ситуации и по возможности снизить ее негативное влияние. Цена риска характеризует количественную оценку вероятностного результата инновационной деятельности. Оценка риска необходима для определения коэффициента дисконтирования, включающего премию за риск. При этом используются различные методы и правила для установления степени риска, которая характеризует вероятность неблагоприятной динамики инновационного процесса.
1.7.5. Методы управления рисками
При управлении рисками применяются метод распределения риска по долям ответственности за него, метод диверсификации риска за счет разнонаправленное™ инвестиций, метод снижения неопределенности за счет сознательного формирования такой видовой структуры активов, которая поглощает отдельные колебания доходности за счет их целостности как системы. Метод лимитирования и метод хеджирования, применяемые в управлении рисками, представляют собой финансово-экономические рычаги управления по отношению к организациям-инноваторам, их поведению на рынке товаров. Широкое распространение получают методы страхования рисков от различных неблагоприятных ситуаций по договорным обязательствам страховщика и страхователя.

 

2. Основные направления инновационной политики

 

Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового

внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально

новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе

рынков сбыта отечественных товаров.

Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-

энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем

нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие

отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке

продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в

государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания

требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний

рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных

материалов).

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по

характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления

и модернизации производственного потенциала на основе реализации

отечественных достижений науки и техники.

В этой связи к основным направлениям государственной инновационной

политики можно отнести:

- разработку и совершенствование нормативно-правового

обеспечения инновационной деятельности, механизмов её

стимулирования, механизмов её стимулирования, системы

институциональных преобразований, защиты интеллектуальной

собственности в инновационной сфере и введение её в

хозяйственный оборот;

- создание системы комплексной поддержки инновационной

деятельности, развития производства, повышения

конкурентноспособоности и экспорта наукоемкой продукции. В

процессе активизации инновационной деятельности необходимо

участие не только органов государственного управления,

коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и

общественных организаций, как на федеральном, так и на

региональном уровнях;

- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая

систему информационного обеспечения, систему экспертизы,

финансово-экономическую систему, производственно-

технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения

разработок, систему подготовки и переподготовки кадров.

Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей

основе не низкий потенциал отечественных исследований и

разработок, а слабую инфраструктуру инновационной

деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к

реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это

приводит к невостребованности потенциала отечественной

прикладной науки и техники;

- развитие малого инновационного предпринимательства путем

формирования благоприятных условий для образования и успешного

функционирования малых высокотехнологичных организаций и

оказания им государственной поддержки на начальном этапе

деятельности;

- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных

проектов и программ. Реализация в отраслях экономики

относительно небольших и быстро окупаемых инновационных

проектов с участием частных инвесторов и при поддержке

государства позволит поддержать наиболее перспективные

производства и организации, усилить приток в них частных

инвестиций;

- реализацию критических технологий и приоритетных направлений,

способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики

страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и

реализации инновационной политики является выбор относительно

небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих

решающее влияние на повышение эффективности производства и

конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и

обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;

 

использование технологий двойного назначения. Такие технологии

будут применяться как для производства вооружений и военной

техники, так и для продукции гражданского назначения.

Государственная инновационная политика в базовых отраслях и

производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение

отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений

мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья,

ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.).

3. Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития Региональная политика зародилась в качестве одного из направленийгосударственного регулирования рыночной экономики в годы мировогоэкономического кризиса 1929-1932 гг. и первоначально основывалась наизвестных работах Джона Кейнса, который обосновал роль государства вкачестве регулятора экономической и социальной жизни страны. В 50-60 гг.она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярковыраженным избытком рабочей силы (в сельскохозяйственных истаропромышленных районах). Первой и общей является тенденция к большей передаче ответственностирегионам. Второе - происходит переход от экзогенной к эндогенной региональнойполитике; Сдвиг от политики перераспределения к структурной роли заключается вследующем: в 80-90 гг. региональная политика стала меньше ориентироватьсяна перераспределение доходов и занятости и больше на стимулированиеструктурных изменений. Цель этого - достижение большей диверсификации иповышение общего потенциала до экономического роста. Третья тенденция - государства отказываются от субсидий, принимаютмеры, направленные на повышение конкурентоспособности и улучшениерегулируемой предпринимательской среды с помощью развития инфраструктуры,обеспечивающей предпринимательскую деятельность, трансфера технологий,консалтинговых услуг. Четвертая тенденция тесно связана с третьей - это отмена традиционныхкрупномасштабных схем стимулирования. Преобладает децентрализованный подходв административном управлении; стимулы направляются на создание новых фирми проектов, а не на поддержку уже существующих. Пятое - происходит сближение региональной и научно-техническойполитики. Поиск внешнего решения региональных проблем заменён поискомвнутренних решений в самом регионе. Таков анализ мировых тенденций развития региональной политики в целом.В России за последние несколько лет региональная проблема стремительновыросла в одну из самых острых проблем общественного развития. Эта проблемане ограничивается вопросами экономической, культурной или политическойжизни, но пронизывает все стороны нашей жизни. Темпы перехода к рынку оказались весьма различными в центре ипровинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия междувластями разного уровня. Всё это заставляет уделять региональным проблемамповышенное внимание. Более того: региональная проблема становится вопросомо выборе пути развития. Коммуникации

Прежде чем обратиться к системе инновационных коммуника ций, напомним, что под коммуникациями понимают совокупность информационных каналов, позволяющих передавать сведения ин-теллектуального и эмоционального содержания. Наличие коммуни каций позволяет осуществлять связь между структурными единица ми предприятия, чем достигается его целостность как системы. Ор ганизация коммуникаций может способствовать, с одной стороны, повышению производительности, а с другой — достижению удовле творенности в групповом взаимодействии. Инновационные коммуникации и характерные для них отношения воз никают там, где участники инновации вступают в рыночные отно шения и обмениваются информацией по предмету и объекту нововве дения, а также (и это главное) разделяют будущий результат и не сут риск, связанный с ним. Таким образом, можно сказать, что инновационная коммуника ция — это деятельность, направленная на претворение новаций в жизнь. Сущность инновационной коммуникации заключается в трех основных составляющих: ¦ коммуникации как сфере деятельности; ¦ технологическом аспекте коммуникации; ¦ реализации идей и действий предпринимателя. Для реализации научной идеи применяются различные спосо бы, набор предметов и субъектная структура, что составляет техно - логический аспект инновационной коммуникации. Эффективные коммуникации, как проявление творчества, образуют особую инно вационную культуру. Для движения научной идеи к практическому использованию нужна реализация соответствующей системы связей и отношений. Эта система не изолирована, она находится в ряду других управлен ческих систем и несет в себе замыслы, знания и предыдущий опыт в виде специальных аналитических приемов, экономических расче тов и методов принятия решения. В историческом аспекте новации претерпели серьезные качест венные и масштабные изменения от инженерии к современной технологической революции, где нововведения базируются на вы сокой концентрации интеллекта и сложившейся культуре производ ственных и социально-культурных отношений. Инновационные коммуникации базируются на системе взглядов по экономической оптимизации инноваций. Суть ее заключается в следующем. 1. Чтобы оптимизировать коммуникации, следует рационали зировать их совокупность на всем инновационном пути либо оп тимизировать значительные участки этого пути. Для решения та кой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору коммуникативных отношений, структуризации управления, к про ектированию взаимосвязанных процессов движения ресурсов в инновациях. 2. Построение коммуникативных отношений в инновационной системе осуществляется не столько менеджерами, сколько другими работниками. 3. Возникающие издержки коммуникаций на протяжении всего инновационного процесса можно рассматривать как плату за парт нерство субъектов инновации. Чем выше способность инновацион ной системы к адаптации в условиях все возрастающей неопреде ленности окружающей среды, тем более эффективны инновацион ные коммуникации. Каковы же основные общие свойства системы инновационных коммуникаций? 1. Система инновационных коммуникаций есть целостная сово купность экономических отношений субъектов инновации. 2. Между субъектами такой системы действуют существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют инте- гративные качества системы. 3. Коммуникации между субъектами инновации определенным образом упорядочены. 4. Система инновационных коммуникаций обладает интегра- тивными качествами. Перечисленные выше свойства коммуникаций проявляются все гда, когда они наполнены инновационными потоками, имеющими определенную целевую направленность и динамику. Формы организации инновационного процесса. В зарубежной, а теперь и в российской практике выделяют три базовые формы ор ганизации инновационного процесса: ¦ административно-хозяйственную; ¦ программно-целевую; ¦ инициативную.

1. Инновации — это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организацион но-технических и социально-экономических решений производ ственного, финансового, коммерческого и административного характера. 2. Инновационное предпринимательство имеет дело с создани ем, освоением и коммерческим использованием нового продукта или услуги. Этот процесс проходит в три этапа: поиска новой идеи, разработки бизнес-плана; поиска необходимых ресурсов, создания и испытания нового образца; изучения рынка сбыта и продвижения товара на рынок. 3. Организационно-правовые формы, в которых осуществляется инновационное предпринимательство, включают венчурные фир мы, научно-технологический парк, бизнес-инкубатор. 4. Важную роль в инновационной деятельности играют малые предприятия, имеющие ряд серьезных преимуществ перед крупны ми компаниями: узкую специализацию научных поисков, мобиль ность и гибкость в подходе к инновациям, оригинальность мышле ния, настойчивость и упорство. 5. Одна из прогрессивных форм инновационного бизнеса — со-трудничество крупных и мелких предприятий в научных исследова ниях и разработках. Наиболее эффективны здесь включение мелких исследовательских предприятий в комплекс крупных корпораций, а также рискованное (венчурное) финансирование. Большим резервом развития экономики России и повышения ее эффективности служит развитие малого бизнеса в целом и в сфере науки и научного обслуживания в частности. 6. Реализация любого инновационного проекта требует значи тельных материальных и финансовых затрат, нередко она связана с риском. Поэтому в инновационной деятельности важна оценка эф фективности инновационных проектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.209.162 (0.037 с.)