Вопрос 6. Финансовый менеджмент корпораций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Финансовый менеджмент корпораций



 

Фундамент современной экономики составляет ее реальный сектор, который включает огромное число производственных хозяйствующих субъектов (юридических лиц) различных форм собственности, организационно-правовых форм и характера деятельности. Именно хозяйствующие субъекты создают добавленную стоимость, которая затем перераспределяется между государством, домашними хозяйствами и другими секторами (рис. 6.4).

При всем многообразии хозяйствующих субъектов ключевую роль в современной рыночной экономике играют корпорации (corporation), которые образуют корпоративный сектор экономики. За последнее десятилетие термин «корпоративный сектор экономики» прочно вошел в экономическую теорию и практику современного российского бизнеса. Крупные корпорации занимают доминирующее положение в реальном секторе российской экономики. Это соответствует и зарубежной практике. Так, в США на долю корпораций, занимающих 5 % общего количества компаний, приходится 80 % объема продаж.

 

 

Рис. 6.4. Реальный сектор в экономике[11]

 

Чаще всего корпорации организуются в форме акционерных компаний и представляют собой самостоятельный и особый тип хозяйствующих субъектов. Современные акционерные компании представляют собой эффективную форму организации бизнеса. Они создают существенную положительную добавленную стоимость, накапливают крупный капитал, избегают критического уровня долга, имеют значительную прибыль, используют передовые финансовые технологии.

Финансы компании — это совокупность денежных отношений, складывающихся в процессе формирования, распределения и использования ее доходов. Финансы крупных акционерных компаний образуют корпоративные финансы.

Финансы компании включают внутренние и внешние денежные отношения. Внутренние денежные отношения возникают при формировании начального, стартового капитала компании, распределении расходов и доходов между ее подразделениями, оплате труда персонала, формировании фондов развития компании, выплате дивидендов.

Внешние денежные отношения компании возникают при взаимодействии с другими компаниями — партнерами по бизнесу, включая структуры финансового рынка, финансовой системой государства, международными организациями. Все эти отношения носят многосторонний характер и образуют систему денежных отношений компании (рис. 6.5). Компания находится на пересечении, перекрестке денежных интересов всех основных участников экономики.

Эти интересы учитываются в процессе формирования, распределения и использования доходов компании. На стадии формирования денежных доходов компании уравновешиваются ее денежные отношения с компаниями — поставщиками сырья, материалов и оборудования, компаниями — потребителями товаров, между подразделениями компании в меру их участия в создании и реализации товаров и услуг.

 

 

Рис. 6.5. Система основных денежных отношений компании[12]

 

На стадии распределения денежных доходов приоритетна увязка денежных отношений компании с ее персоналом, учредителями, государственной финансовой системой. Она направлена на оптимизацию пропорций этого распределения, обеспечение экономического развития компании. На стадии использования денежных доходов контролируется степень соблюдения принятых финансовых решений и оценивается их реальная эффективность. Для этого применяется система финансовых показателей. С ее помощью осуществляются мониторинг и корректировка денежных отношений компании.

Итак, корпоративные финансы как совокупность финансов крупных компаний представляют собой многообразные внутренние и внешние отношения компании с другими участниками экономики в денежной форме. Они складываются в процессе формирования, распределения и использования доходов компании.

Финансовые активы и финансовые обязательства компании вместе с финансовыми активами и обязательствами других участников экономики находятся в постоянном кругообороте, образуют финансовые потоки. Основные функциональные направления финансовых потоков компании представлены на рис. 6.6.

 

 

Рис. 6.6. Основные функциональные направления финансовых потоков компании[13]

[? пояснения к цифрам на рисунке расположены в тексте: либо они должны быть на рисунке, либо следует убрать цифры] Цифры из рисунка убираем!

В условиях успешного функционирования компании к финансовым потокам относятся следующие:

1) денежные расчеты компании с поставщиками сырья, материалов, оборудования и потребителями ее продукции (занимая промежуточное положение между поставщиками и потребителями, компания уравновешивает эти финансовые потоки и создает условия, способствующие накоплению финансовых ресурсов для своего развития);

2) денежные расчеты с бюджетной системой включают перечисление части добавленной стоимости в бюджетную систему в форме разнообразных налогов и получение из нее бюджетных ресурсов на развитие в основном в форме целевых программ;

3) получение компанией кредитов и инвестиций на развитие ее материально-технической и технологической базы от коммерческих банков, отечественных и зарубежных инвесторов путем осуществления проектного финансирования, размещения ценных бумаг компании на фондовом рынке;

4) обслуживание долговых обязательств компании перед коммерческими банками и инвесторами путем своевременного погашения основного долга и процентов по нему;

5) расчеты компании с физическими лицами — работниками этой компании (путем внедрения эффективных зарплатных проектов с использованием пластиковых карточек) и с акционерами (путем выплаты им дивидендов);

6) накопление денежных средств для дальнейшего развития компании формально завершает цикл движения ее финансовых активов и обязательств.

На практике процесс движения финансовых активов и обязательств компании непрерывен. Движение разнообразных финансовых потоков компании отражается на соответствующих конкретных счетах бухгалтерского учета ее финансово-хозяйственной деятельности.

Одним из важнейших аспектов движения финансовых потоков компании является формирование ее финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы компании — это собственные и привлеченные денежные средства, определяющие потенциальные возможное развития компании.

Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности), а также выручки от реализации выбывшего имущества, амортизации, прироста устойчивых пассивов, займов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов работников компании.

Прибыль от реализации товаров определяется как разность между выручкой от продажи товаров по действующим ценам и затратами на их производство и реализацию, а также налоговыми изъятиями в бюджет. Компании, осуществляющие экспортную деятельность, при определении прибыли из выручки от продажи товаров исключают еще и экспортные тарифы.

Следует подчеркнуть, что налоговые платежи для компаний представляют значительный финансовый поток. Компании уплачивают помимо налога на добавленную стоимость и акцизов еще и налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог, налог на рекламу, налог на добычу полезных ископаемых и др.

Финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Форма их мобилизации — продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данной компанией; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; доходы от финансовых операций и др. Компании могут получать финансовые ресурсы от ассоциаций и концернов, в которые они входят; от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур органов государственного управления в виде бюджетных субсидий; от страховых организаций. В составе этой группы финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, все большую роль играют выплаты страховых возмещений и все меньшую — бюджетные финансовые источники, которые идут по строго целевому назначению.

К основным направлениям использования финансовых ресурсов компании относятся:

· финансирование текущих потребностей производственно-торгового процесса для обеспечения нормального функционирования производства и торговой деятельности компании путем запланированного выделения денежных средств на основное производство, производственно-вспомогательные процессы, снабжение, маркетинг и распространение продукции;

· финансирование административно-организационных мероприятий для поддержания высокого уровня функциональности системы управления компании путем ее реструктуризации, выделения новых служб или сокращения управленческого аппарата;

· инвестирование средств в основное производство в форме долгосрочных и краткосрочных вложений в целях его развития (полное обновление и модернизация производственного процесса), создания нового производства или сокращения отдельных убыточных направлений;

· финансовые вложения — инвестирование финансовых ресурсов на цели, приносящие компании более высокий доход, чем развитие собственного производства (приобретение ценных бумаг и других активов в различных сегментах финансового рынка, вложения в уставный капитал других компаний в целях извлечения дохода и получения прав на участие в управлении этими компаниями, венчурное финансирование (вложение капитала в проекты с высоким риском и одновременно высокой доходностью), предоставление кредитов другим компаниям);

· формирование резервов, осуществляемое как самой компанией, так и специализированными страховыми компаниями и государственными резервными фондами за счет нормативных отчислений для поддержания непрерывного кругооборота финансовых ресурсов, защиты компании от неблагоприятных изменений конъюнктуры рынка.

Финансовые ресурсы, вложенные в производство и приносящие прибыль, образуют капитал. Он выступает в качестве превращенной формы финансовых ресурсов и делится на собственный и заемный капитал. Соотношение собственного и заемного капитала образует финансовую структуру капитала компании. Она во многом зависит от общего состояния экономики. Так, в развитой рыночной экономике компании более склонны к использованию заемного капитала.

Финансовые потоки компании разнообразны, сложны и многовариантны. Оптимизация этих потоков, выбор наиболее эффективных их вариантов предусматривают создание системы управления корпоративными финансами. Такой системой является финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент — система управления финансовыми потоками компании, направленная на достижение корпоративных целей. К этим целям относятся: избежание банкротства и крупных финансовых потерь, рост объемов производства и реализации товаров, укрепление конкурентных позиций на рынке, максимизация прибыли и рыночной стоимости компании. Выбор той или иной корпоративной цели зависит от множества факторов, и прежде всего от общего уровня развития экономики. Так, в переходной экономике, особенно в начальной фазе ее становления, целью большинства компаний является избежание банкротства, выживание. По мере развития экономики и ее корпоративного сектора цели компаний становятся все более сложными. В развитой рыночной экономике приоритетной целевой установкой становится максимизация рыночной стоимости компании.

Управление финансовыми потоками компании осуществляется на основе общих принципов организации финансов предприятия (организации). На практике все эти принципы управления финансовыми потоками компании применяются одновременно и распространяются на все области корпоративных финансов.

Эффективность управления финансовыми потоками компании определяется с помощью системы финансовых показателей.

В ней следует выделить показатели платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности компании. Платежеспособность компании — это способность компании обеспечить полное и своевременное выполнение своих краткосрочных обязательств собственными финансовыми ресурсами. Финансовая устойчивость компании — состояние финансовых ресурсов компании, которое обеспечивает ее развитие на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности. Рентабельность компании — показатель, характеризующий эффективность использования материальных, трудовых и денежных средств, прибыльность финансово-хозяйственной деятельности компании. Обеспечение рентабельной работы компании за счет роста производительности труда, снижения издержек и повышения качества продукции — одна из ключевых задач любой компании.

В российской практике крупные компании имеют более высокую рентабельность, чем средние и мелкие. В значительной степени это обусловлено тем, что система финансового менеджмента в крупных компаниях, как правило, развита намного выше, чем на среднем российском предприятии. Эта система использует все стандартные для западных компаний технологии управления корпоративными финансами. Особое место среди них занимает финансовая политика компании.

Финансовая политика компании — это финансовая идеология, которой придерживается компания для достижения избранных ею экономических целей. Она включает систему идей, взглядов, целевых установок, направленных на выбор методов, обеспечивающих реализацию целей компании с наибольшим экономическим эффектом.

Выбор того или иного варианта финансовой политики зависит от множества внутренних и внешних факторов. На выбор и обоснование финансовой политики влияют следующие основные внутренние факторы: организационно-правовая форма компании, отраслевая принадлежность и вид деятельности, масштабы деятельности, наличие автоматизированных информационных систем, организационная структура управления, степень развития финансового менеджмента в компании. К внешним факторам относятся макроэкономическая ситуация, конъюнктура рынков, степень либерализации законодательства (прежде всего налогового) и др.

В состав финансовой политики компании входят следующие основные элементы: ценовая, налоговая, инвестиционная, дивидендная и учетная политика. Каждое из этих направлений финансовой политики компании на практике реализуется с помощью конкретного набора методов и способов. Принятие того или иного решения связано с выбором наиболее выгодного варианта, позволяющего повысить прибыльность финансово-хозяйственной деятельности компании.

При осуществлении финансовой политики компании в условиях постоянной неопределенности возникает необходимость грамотного управления рисками на основе создания комплексной корпоративной системы риск-менеджмента. Система риск-менеджмента компании способна анализировать внутренние и внешние факторы риска, негативно влияющие на финансово-хозяйственную деятельность компании. Она выявляет и классифицирует основные виды риска, оценивает их количественно и осуществляет контроль над ними.

 

Литература по теме

1. Щеголева Н.Г. Финансы и кредит: учеб. пособие / Н.Г. Щеголева, В.И. Хабаров. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 512 с.

2. Поляк Г.Б. Финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -735 с.

3. Финансы: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / проф. В.Г. Князева, проф. В.А. Слепова. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. - 656 с.

4. Грязнова А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова и др.; под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010. – 496 с.

5. Романовский М.В. Финансы: учебник / под ред. М.В. Романовского, Врублевской О.В. – СПБ.: - Юрайт, 2012. – 592 с.

6. Грисимова Е. Н. Налогообложение: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998. – 594 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.016 с.)