Тема 1 . Финансы в макроэкономической системе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 . Финансы в макроэкономической системе



Москва 2012

Содержание

Тема 1. Финансы в макроэкономической системе. 12

Вопрос 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов. 14

Вопрос 2. Финансовая система и ее структура. 16

Вопрос 3. Централизованные и децентрализованные финансы Российской Федерации. 21

Вопрос 4. Финансовые фонды.. 22

Вопрос 5. Финансовые отношения. 22

Вопрос 6. Финансы и деньги. 23

Вопрос 7. Финансовая политика государства. 27

Литература по теме. 29

Методические указания по изучению темы.. 30

Выполните тестовое задание для самопроверки: 30

Практические задания. 32

Тема 2. Управление финансами. 34

Вопрос 1. Необходимость и сущность управления финансами. 36

Вопрос 2. Правовые основы управления финансами. 38

Вопрос 3. Финансовый механизм.. 40

Вопрос 4. Финансовое прогнозирование. 44

Вопрос 5. Финансовое планирование и программирование. 46

Вопрос 6. Субъекты и объекты управления финансами. 48

Вопрос 7. Сущность финансового контроля. 51

Вопрос 8. Формы финансового контроля. 51

Вопрос 9. Субъекты финансового контроля. 53

Литература по теме. 55

Методические указания по изучению темы.. 55

Выполните тестовое задание для самопроверки: 56

Практические задания. 58

Тема 3. Налоговая система. 59

Вопрос 1. Сущность и функции налогов. 61

Вопрос 2. Принципы построения налоговой систем.. 67

Вопрос 3. Виды налогов. 69

Вопрос 4. Налоговая политика. 70

Вопрос 5.. Налоговый механизм.. 71

Вопрос 6. Налогообложение. 73

Вопрос 7. Прогрессивное и регрессивное налогообложение. 75

Вопрос 8. Императивность налога. 75

Вопрос 9. Налоговая система России. 76

Литература по теме. 78

Методические указания по изучению темы.. 78

Выполните тестовое задание для самопроверки: 79

Практические задания. 81

Тема 4. Бюджет и бюджетная система. 83

Вопрос 1. Социально-экономическая сущность бюджета. 85

Вопрос 2. Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее построения. 87

Вопрос 3. Бюджетный процесс. 89

Вопрос 4. Консолидированный бюджет. 92

Вопрос 5. Доходы и расходы бюджета. 93

Вопрос 6. Сбалансированность бюджета. 94

Вопрос 7. Государственные внебюджетные фонды и их социально-экономическая сущность. 99

Литература по теме. 104

Методические указания по изучению темы.. 104

Выполните тестовое задание для самопроверки: 105

Практические задания. 107

Тема 5. Государственный кредит.. 108

Вопрос 1. Сущность и структура государственного кредита. 109

Вопрос 2. Государственный долг и его виды (капитальный и текущий, внешний и внутренний). 113

Вопрос 3. Формы государственных и муниципальных заимствований. 114

Вопрос 4. Рефинансирование государственной задолженности. 116

Вопрос 5. Государственные и муниципальные ценные бумаги. 119

Литература по теме. 121

Методические указания по изучению темы.. 121

Выполните тестовое задание для самопроверки: 122

Практические задания. 124

Тема 6. Финансы организаций (предприятий). 125

Вопрос 1. Сущность финансов организаций (предприятий) в финансовой системе страны.. 127

Вопрос 2. Функции финансов организаций (предприятий) 131

Вопрос 3. Принципы организации финансов организаций (предприяти) 132

Вопрос 4. Показатели финансовой деятельности организаций (предприятий) 135

Вопрос 5. Финансы некоммерческих организаций. 140

Вопрос 6. Финансовый менеджмент корпораций. 144

Литература по теме. 151

Методические указания по изучению темы.. 151

Выполните тестовое задание для самопроверки: 152

Практические задания. 154

Тема 7. Финансовый рынок: структура и участники. 155

Вопрос 1. Финансовый рынок и его сегменты. 160

Вопрос 2. Институциональная характеристика финансового рынка. 163

Вопрос 3. Финансовый актив и финансовый инструмент. 164

Вопрос 4. Эмитенты и инвесторы. 166

Вопрос 5. Биржевой и внебиржевой рынок. 168

Вопрос 6. Рынок капитала. 170

Вопрос 7. Рынок межбанковских кредитов. 171

Вопрос 8. Рынок ценных бумаг. 173

Вопрос 9. Страховой рынок. 178

Вопрос 10. Валютный рынок. 179

Вопрос 11. Рынок драгоценных металлов. 184

Вопрос 12. Финансовое посредничество. 189

Вопрос 13. Регулирование финансового рынка. 190

Литература по теме. 191

Методические указания по изучению темы.. 192

Выполните тестовое задание для самопроверки: 192

Практические задания. 194

Тема 8. Финансы домашних хозяйств. 195

Вопрос 1. Сущность и функции финансов домашних хозяйств. 196

Вопрос 2. Особенности финансов домашнего хозяйства. 199

Вопрос 3. Бюджет домашнего хозяйства. 201

Вопрос 4. Показатели доходов домашних хозяйств. 207

Вопрос 5. Сбережения и инвестиции домашнего хозяйства. 207

Литература по теме. 210

Методические указания по изучению темы.. 210

Выполните тестовое задание для самопроверки: 211

Практические задания. 212

Тема 9. Глобальные финансы в мировой экономической системе. 214

Вопрос 1. Глобальные финансы и глобальная финансовая система. 216

Вопрос 2. Международные финансы. 218

Вопрос 3. Международная финансовая система. 220

Вопрос 4. Международный финансовый рынок и его структура. 221

Вопрос 5. Международный фондовый рынок и рынок ценных бумаг, привязанных к золоту. 225

Вопрос 6. Международный валютный рынок. 227

Вопрос 7. Международный рынок инвестиций. 228

Вопрос 8. Международный кредитный рынок. 229

Вопрос 9. Международный страховой рынок. 229

Вопрос 10. Международные стандарты и кодексы. 230

Литература по теме. 232

Методические указания по изучению темы.. 233

Методические указания по изучению темы.. 233

Практические задания. 235

Итоговый контрольный тест. 236


Аннотация к дисциплине.

Программа дисциплины «Финансы» разработана с учетом требований государственного образовательного стандарта по специальности «Антикризисное управление» и другим экономическим специальностям, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Дисциплина входит в состав цикла специальных дисциплин. Предметом изучения настоящего курса являются теоретические и практические основы финансовых отношений, а также принципы функционирования финансовой системы РФ. Финансовые отношения связаны с формированием и использованием денежных средств для осуществления процесса общественного воспроизводства, что и определяет актуальность этого курса. Изучение дисциплины «Финансы» направлено на формирование у студентов базовых знаний теоретических основ и практических навыков в области финансовых отношений, являющихся основой рыночной экономики. В процессе изучения курса студенты знакомятся с необходимыми терминами, понятиями, принципами и методами организации финансовых отношений.

Дисциплина «Финансы» взаимосвязана с такими дисциплинами как «Деньги, кредит, банки», «Бюджетная система Российской Федерации», «Казначейское дело», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Финансовый менеджмент», «Финансы предприятий», «Банковское дело», «Страхование», «Инвестиционное дело», «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения».

Изучение дисциплины предусматривает лекционные и практические занятия.

 

Цель изучения дисциплины: овладение соответствующих знаний в области теории основы финансовых отношений, а также принципы функционирования финансовой системы РФ. Изучение дисциплины «Финансы» направлено на формирование у студентов базовых знаний теоретических основ и практических навыков в области финансовых и кредитных отношений, являющихся основой рыночной экономики.

 

Задачи изучения дисциплины:

· формирование фундаментальных знаний в области финансов;

· изучение организации финансовой системы, включая государственные и муниципальные финансы, финансы предприятий и организаций и финансы населения;

· изучение целей, задач и методов государственной бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, их места в системе государственного управления;

· изучение структуры организации и функционирования финансовых рынков;

· изучение структуры финансовой глобализации в мировой экономической системе, включая международный финансовый рынок и его участников;

· усвоение профессиональной терминологии, формирование навыков ее использования в устной и письменной речи;

· освоение источников общей экономической, банковской и биржевой статистики, а также иных источников информации, характеризующих конъюнктуру национального и мирового финансовых рынков.

 

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

Иметь представление:

· о социально-экономической сущности финансов и функций финансов, в воспроизводстве ВВП;

· действующей структуре финансовой системы и органов управления финансами в Российской Федерации;

· принцип построения налоговой системы;

· о структуре бюджетной системы Российской Федерации;

· об функционирования бюджетного процесса в Российской Федерации;

· о функционирования государственного кредита и государственного долга;

· об принципе построения структуры финансов организаций и финансовых показателей коммерческих предприятий;

· об экономическом содержание финансового рынка и его роли в современной экономике;

· о специфики формирования и функционирования финансов домашних хозяйств

· о развитие финансовой глобализации в мировой экономической системы, ее функционирования и специфики структуры международного финансового рынка.

 

 

Знать:

· сущность и функции финансов, их роль в современной экономике;

· понятие и содержание структуры финансовой системы Российской Федерации;

· направления и содержание финансовой политики органов власти;

· принцип построения, цели и задачи налоговой системы;

· организацию государственных и муниципальных финансов;

· сущность бюджетной системы и особенность построения бюджетного процесса в Российской Федерации;

· социально-экономическая сущность государственного кредита;

· основы организации финансов коммерческих и некоммерческих организаций;

· особенности финансовых отношений населения с другими экономическими субъектами;

· понятие, структуру и организацию функционирования финансового рынка;

· особенности международных финансов на современном этапе.

Уметь оценивать:

· эффективность использование финансов на современном этапе развития экономики;

· анализировать состояние финансовой системы;

· эффективность отдельных направлений финансовой политики;

· современное состояние государственных и муниципальных финансов;

· эффективность функционирования налоговой системы;

· эффективность управления государственным кредитом;

· деятельность бюджетного процесса в Российской Федерации;

· эффективность состояние финансов предприятий и организаций;

· степень состояние финансов населения в различных экономических условиях;

· эффективность состояние отдельных видов финансового рынка;

· современные процессы развития международных финансов.

 

Приобрести навыки:

· терминологией в области финансов;

· основными подходами к построению структуры финансовой системы;

· методами управления финансами и финансового контроля;

· методами оценки отдельных направлений финансовой политики;

· навыками оценки состояния и функционирования бюджета;

· методами формирования и использования финансовых ресурсов и оценки финансового состояния организаций;

· навыками оценки современного состояния финансов населения;

· индикаторами оценки состояния отдельных видов финансового рынка и способами их применения;

· навыками оценки состояния и развития международных финансов;

 

Карта Баллов

Наименование дисциплины Задания текущего контроля успеваемости Всего бал-лов Форма итого-вого контро-ля
Вопросы семинара Контрольная работа Эссе (реферат) Тест    
аудитор. вирт. кампус аудитор. вирт. кампус аудитор. вирт. кампус аудитор. вирт. кампус    
Организация на рынке труда                   Экзамен

 

 

Вопрос 4. Финансовые фонды

 

Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства,. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствий с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Вопрос 6. Финансы и деньги

 

Понятие финансов появилось на этапе формирования государственности.

На начальном этапе развития общества государственные доходы обеспечивали затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). С развитием товарно-денежных отношений все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства. Именно с формированием доходов и расходов государства за счет доходов общества исторически связано появление финансов.

Таким образом, функционирование государства осуществляется установлением формализованных взаимоотношений по распределению и перераспределению экономических благ между государством и субъектами воспроизводственных отношений.

Государству для реализации своих функций необходимо создавать имманентную систему формирования и использования специфических инструментов в виде денежных и неденежных фондов.

Если деньги – это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов товаропроизводителей, то финансы – это совокупность денежных (стоимостных) отношений по формированию и использованию денежных фондов.

Для поступательного развития любого общества, национального хозяйства необходимо соблюдение всеми его участниками установленных правил, аккумулирующих множество разнообразных видов деятельности в логическую совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие всей экономики и повышение благосостояние населения. Эти правила устанавливаются в соответствии с главной целью экономической системы. Через механизм финансов перераспределяется значительная часть доходов общества для обеспечения функций государства, следовательно, оно демонстрирует наиболее эффективный способ использования части денежных доходов общества. Иными словами, с помощью финансов осуществляется не только перераспределение доходов общества в пользу государства, но и наиболее эффективное их использование: результативность хозяйственной деятельности с помощью государства повышается, что приводит к реализации главной функции государства - формированию условий для максимизации полезности хозяйствующих субъектов. Сформулируем следующие выводы:

· финансы исторически возникли как механизм обеспечения деятельности государства как необходимого института, способствующего ускорению экономического развития общества в целом;

· изначально финансы выступали на поверхности явлений хозяйственной жизни в форме экономических отношений между домашними хозяйствами и производителями, с одной стороны, и государством — с другой, по поводу перераспределения в пользу государства части денежных доходов хозяйствующих субъектов, а также использования сформированных таким образом фондов денежных средств.

Поскольку финансовые отношения охватывали прежде всего сферу, в которой экономические отношения связаны с формированием и использованием фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций, то понятие «финансы» правомерно трактовать следующим образом. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств, необходимых для выполнения функций государства и решения экономических, социальных и политических задач. Современная экономика также не может существовать без финансов и финансовых отношений, складывающихся в государственной (публичной) сфере. На определенных этапах исторического развития ряд общественных потребностей может финансировать только государство. Сегодня государство финансирует такие сферы общественной жизни, как национальная оборона и государственная безопасность, правоохранительная деятельность, атомная промышленность, космические исследования, ряд новых, приоритетных отраслей экономики, инвестиционные и инновационные процессы в развитии экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф, некоторые другие), социальное обеспечение, образование, здравоохранение, спорт, культура и многие другие отрасли непроизводственной сферы.

Деньги и финансы. Понятие «финансы» зачастую отожествляют с понятием «деньги». В действительности это не так, хотя без денег не может быть и финансов.

Деньги - это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда ассоциированных производителей, материальная основа существования и функционирования финансов.

Финансы - это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения являются финансовыми. В систему финансовых отношений не входят и к финансам не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен (розничный товарооборот, оплата транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения, наследования денег). Это общественные отношения, они регулируются другими отраслями права (административным, гражданским и т. д.). Финансовые отношения отличаются от других денежных отношений следующими признаками:

· финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения;

· пропорции обмена, его условия определяет государство, а не субъекты финансовых отношений.

Нефинансовые денежные отношения правовыми актами не регулируются и субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена и его условия.

Исходя из вышеизложенного можно сформулировать следующее определение финансов в государственной сфере.

Финансы это совокупность денежных отношений, организуемых государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств, необходимых для выполнения функций государства и поставленных перед ним задач.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе расширенного воспроизводства определяются природой и функциями государства. Социально-экономическая сущность финансов в государственной сфере определяется решением проблемы установления источника получения финансовых ресурсов и адресности использования этих средств. Вместе с тем финансы развивались не только в государственной сфере, и в настоящее время термин «финансы» стал использоваться в более широком смысле как финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций). В экономике значительное развитие получили финансы организаций разных форм собственности.

Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, представляют собой централизованные фонды, а денежные фонды, формируемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, являются децентрализованными.

Теперь, имея полные сведения о финансах, можно дать расширенную трактовку понятию «финансы», применяемую в развитой рыночной экономике.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, возникающие во всех сферах движения стоимости общественного продукта и национального дохода, с целью выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства на макро- и микроуровне.

Финансы выражают денежные отношения, которые постоянно возникают в экономической сфере между:

· предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, а также при реализации продукции и услуг;

· предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

· государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

· государством и гражданами при уплате гражданами налогов и добровольных платежей;

· предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

· отдельными звеньями бюджетной системы;

· страховыми организациями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;

· денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Основным материальным источником денежных фондов (финансов) служит национальный доход страны, определяемый как разница между стоимостью валового внутреннего продукта (далее - ВВП) и потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Следовательно, увеличение национального дохода является базовым условием роста финансовых ресурсов. Национальный доход определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства, а также темпы и пропорции развития экономики, ее структуры. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

 

 

Литература по теме

 

1. Щеголева Н.Г. Финансы и кредит: учеб. пособие / Н.Г. Щеголева, В.И. Хабаров. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 512 с.

2. Поляк Г.Б. Финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -735 с.

3. Финансы: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / проф. В.Г. Князева, проф. В.А. Слепова. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. - 656 с.

4. Грязнова А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова и др.; под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010. – 496 с.

5. Романовский М.В. Финансы: учебник / под ред. М.В. Романовского, Врублевской О.В. – СПБ.: - Юрайт, 2012. – 592 с.

 

 

Задание 1.

Сравните определения финансов разными авторами по справочной и учебной литературе. Найдите причины расхождений толкования этого термина.

Задание 2.

Нарисуйте схему финансовой системы, покажите на ней взаимосвязи между сферами и звеньями.

 

Задание 3.

Заполнить таблицу

 

· Общие черты финансов и денег

Признаки Финансы Деньги
     
     
     
     
     

 

· Отличия финансов от денег

Признаки Финансы Деньги
     
     
     
     
     

 

 

Литература по теме

 

1. Щеголева Н.Г. Финансы и кредит: учеб. пособие / Н.Г. Щеголева, В.И. Хабаров. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 512 с.

2. Поляк Г.Б. Финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -735 с.

3. Финансы: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / проф. В.Г. Князева, проф. В.А. Слепова. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. - 656 с.

4. Грязнова А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова и др.; под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010. – 496 с.

5. Романовский М.В. Финансы: учебник / под ред. М.В. Романовского, Врублевской О.В. – СПБ.: - Юрайт, 2012. – 592 с.

 

Задание 1.

Подберите нормативные и правовые акты, используемые в ходе управления финансами в соответствующей сфере финансовой системе РФ. Выделите недостатки в данной сфере нормативных и правовых актов. Обоснуйте свои выводы.

 

Задание 2.

На основе правовых актов субъектов РФ охарактеризуйте основные задачи и функции финансовых органов субъектов РФ, сравните их с задачами и функциями Министерства финансов РФ.

 

 

Тема 3. Налоговая система

 

Вопросы темы:

1. Сущность и функции налогов;

2. Принципы построения налоговой системы;

3. Виды налогов;

4. Налоговая политика;

5. Налоговый механизм;

6. Налогообложение;

7. Прогрессивное и регрессивное налогообложение;

8. Императивность налога;

9. Налоговая система России.

 

 

Цели и задачи:

Цели и задачи изучение данной темы – получение общетеоретических знаний о сущности налогов и налоговой системы Российской Федерации, принципов построения налоговой системы и налоговой политики.

В результате успешного изучения темы Вы:

Узнаете:

· экономическую специфичность налога, как финансового инструмента;

· особенности функционирования налоговой системы;

· принципы построения налоговой системы;

· сущность, принципы налоговой политике и границы налогообложения;

· специфику соотношения прямых и косвенных налогов;

· особенность классификации налоговой системы и налоговой политики Российской Федерации;

· метод функционирования налогового механизма;

 

 

Приобретете следующие профессиональные компетенции:

· навыки в области построения, налоговой системы и налоговой политике Российской Федерации;

· навыки экономической оценки эффективной работы налоговой системы

· умение дифференцировать налоговую политику и налоговый механизм Российской Федерации;

 

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

 

Налоги – неотъемлемая часть общественно-хозяйственной жизни.

Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог.

Носитель налога — юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода.

Объект налога — доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом (это могут быть заработная плата, прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и др.).

Источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций).

Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; например, по подоходному налогу (в Российской Федерации таковым является налог на доходы физических лиц) в качестве единицы обложения выступает рубль дохода; по земельному налогу — гектар, сотка.

Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах.

Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налоговая льгота — снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы: введение необлагаемого минимума (т. е. освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога) и др.

Налоговое право — совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания, связанный с возникновением, функционированием, изменением и прекращением налоговых отношений.

Налогообложение — это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством.

Налоговый кредит — это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

Налоговая политика — это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.

Налоговая система — это совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их установления.

 

Вопрос 3. Виды налогов

 

При формировании налоговой политики государства большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. Проанализировав преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения, многие ученые делают правомерный вывод о том, что финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов, бесперспективна, не может удовлетворять предъявляемым требованиям. Очевидно, что только разумным сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана оптимальная система налогообложения, способная обеспечивать государство достаточным количеством финансовых ресурсов для покрытия его потребностей и в то же время создавать условия для экономического роста.

Налоговая политика стран с развитой рыночной экономикой зависит от стадий циклов воспроизводства. Еще Дж. Кейнс в «Общей теории занятости, процента и денег» отмечал, что основным инструментом регулирования экономики является уровень процентной ставки, а также ряд мероприятий в налоговой политике, стимулирующих экономический рост и повышение занятости, Подчеркивая особую роль налогов в регулировании пропорций воспроизводства, он называл их «встроенными механизмами гибкости».

История развития зарубежных стран с развитой рыночной экономикой демонстрирует гибкие подходы активного использования налоговой политики в целях регулирования экономики. Так, в 1960-е годы в США налоговая политика совместно с бюджетной стала одним из главных орудий в борьбе с инфляцией и циклическим спадом. Чтобы вытянуть экономику из состояния спада, было ослаблено налоговое бремя, что сопровождалось экономическим ростом. В 1965-1966 гг. на фоне этого последовало наращивание бюджетных расходов, что привело к увеличению ВВП выше потенциального уровня и раздуванию инфляции. В целях удержания раскручивающейся инфляции и компенсации военных расходов в 1968 г. был введен дополнительный подоходный налог.

Содержание налоговой политики во многом определяется принятой долгосрочной концепцией развития налогов. Многие недостатки в системе российских налогов обусловлены отсутствием подобной концепции. Именно она призвана обеспечить приток инвестиций, способствовать экономическому росту, гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщиков, выравниванию налогового бремени по отдельным экономическим регионам и социальным группам.

Мероприятия, осуществляемые в налоговой сфере, должны быть четко увязаны с политикой государства в области доходов и цен. Особенно тесно связаны между собой налоги и цены. Налоги, их ставки во многом определяют структуру и уровень цены. От того, насколько учтены взаимосвязи между налогами и ценами, во многом зависит сбалансированность пропорций воспроизводства.

 

Вопрос 6. Налогообложение

При обосновании налоговой политики следует четко определить границы налогообложения. Многовековая история развития налогов убедительно показывает, что налогообложение имеет определенные пределы. Вопрос поиска критической точки налогообложения занимает умы политиков и ученых на протяжении многих столетий. Общепризнанным является вывод о том, что, во-первых, предел обложения лежит в размерах потребностей государства, для покрытия которых устанавливаются налоги, во-вторых, он заключается в способности юридических и физических лиц уплачивать эти налоги. С учетом социально-экономической ситуации и решаются конкретные вопросы выбора границ налогообложения. Задача определения границы налогообложения усложняется тем, что действует множество факторов, от которых зависит тяжесть налогового бремени. В отдельных странах делаются попытки ограничить налоговое бремя законодательными актами. Основополагающим принципом при определении границы налогообложения должен быть принцип способности физических и юридических лиц осуществлять налоговый платеж.

Немаловажное значение в налоговой политике имеет понятие справедливости. Справедливость в налогообложении относительна, изменяется по мере развития производительных сил, культуры, исторических традиций и т. д. Учение о справедливости в налогообложении распадается на два вопроса: кто должен платить налоги и как достигнуть уравнительности?

В вопросе о том, кто должен платить налоги, большинство ученых и практиков едины в том, что должен действовать принцип всеобщности налогообложения. Вместе с тем широкое распространение получило мнение о том, что малые дох



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.133 с.)