Вопрос.Формирование централизованного государства, система управления Руси в XVI веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос.Формирование централизованного государства, система управления Руси в XVI веке.



В основе объедин рус земель в единое национальное государство лежали те же соц-экон и полит причины, но были здесь и свои особ-ти. Объединение русских земель вокруг Москвы и формиров центр гос-ва было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью.

Великий князь московский и цари "всея Руси" разделяли свою власть с боярской аристократией в высшем органе централиз гос-тва - Б думе.

В состав Боярской думы кроме бояр московского князя входили бывшие удельные князья и их бояре. С первой половины XVI в. в думе появились и менее знатные феодалы - окольничие, а также представители поместного служилого дворянства - думные дворяне.

Б дума разрешала важнейшие госуде дела. Она была законодательным органом. Ею были утверждены судебники 1497 и 1550 гг.

Деятельность опричнины была направлена на преодоление пережитков феод раздробл, подрыв экон и полит мощи боярск аристокр. Место представителей наиболее строптивых феод фамилий, истребленных во время опричнины, в Б думе заняли менее знатные родственники царя.

После смерти Ивана IV значение Б думы опять возросло.

С появлением новых слоев в среде господствующего класса тесно связано возникнземских соборов. Кроме Бд и верхушки духовенства земск соб включ представит поместного двор-ва и посадских верхов.

Появление земских соборов означало установл в Р сосл-представит монархии, характерной для большинства западноевр гос-в.Существование земских соборов, как и Б думы, означало известн слабость не только носителя верховной власти - царя, но и гос аппарата центр гос-ва, в силу чего верх власть вынуждена была прибегать к непосредственной помощи феод класса и верхов посада.

Появление земских соборов относится к середине XVI в.

Центр учреждения. Образов приказной системы упр. Создание центр гос-ва вызвало необходимость перестройки и органов упр. Старую примитивную систему упр с помощью введенных и путных бояр, а также отдельных учрежд приказного типа (Казенный двор) к середине ХVI в. заменила новая система центр упр - приказная.

Осуществление отдельных функций гос-ва в XV в. поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам.Появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки.С середины XVI в. "избы"- канцелярии превращ-ся в постоянно действующ центр гос учрежд - приказы.

Важн звеном аппарата центр гос-ва была армия. Объедин рус земель вокруг Москвы, борьба Русс гос-ва с татарами, турками, Ливонским орденом, польскими и литовскими феод требовали посто усиления и усовершенств вооруженных сил.

С образов центр гос-ва меняется и местное упр. Ограничение власти кормленщиков - наместников и волостелей - являлось составн частью мероприят, проводимых великокняжеской властью в целях укреплен центр гос-ва.

Кроме того, с 1555 года были введены выборные "губные" органы.

Первоначально губные старосты выбирались бессрочно, а затем - погодно Компетенция губных старост расширилась. Институт губных старост вслед за городовыми приказчиками способствовал упразднению кормленщиков.

Повсеместно земская реформа была проведена лишь в 1555 - 1556 гг. С этого времени в уездах и волостях, где еще отсутствовало помещичье землевладение, крестьяне черносошных и дворц земель, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды"излюбленных голов" (старост).

В ведении земских органов находились сбор подати - "окупа", а также разбор гражданских и второстепенных уголовных дел.

В судопроизводстве продолжал господ-ть обвинит или состязат процесс. Каждая из участвующих в процессе сторон старалась док-ть свою правоту средствами, предусмотр Судебником 1497 г.

В гос аппарате Р появл-ся черты бюрократизац, заключавшиеся в появлении цепи подчиненных друг другу учрежд и органов (Боярская дума - приказ - наместник — тиун).

7 вопрос. Российская государственность, вопросы управления и укрепление самодержавия в XVII веке

В XVII в. окончательно складывается национальная форма монархии — самодержавиеБоярская Дума.Светская и церковная власть.По соборн уложению 1649 г церковь лишалась легальн возможности увелич свои земельн владен, утрачивала важнейш судебн и админитср.1650 г –монастырск приказ,который возглавялет руководителей из светск феодалов.Решение «дела» Патриарха Никона в пользу советск власти означ, что церк уже не могла вмеш-ся в дела сов власти.Б д-постоянн сословно-представит орган законосовещат хар-ра аристократов при царе. Решались важнейш вопросы, война и мир,новее законы. Состав: бояре,окольничьи,думные дворяне и думные дьяки. Число увелич-ся. В конце 17 в –ок 100 чел.Земские соборы. Высш сословно-представит учрежден с законосовещат функциями.К системе высших органов государственной власти относились Земские соборы, роль которых в первой половине XVII в. значительно возросла. Земские соборы заседали и участвовали во всех важнейших государственных актах. Земские соборы не имели четкого регламента, численности и состава. Они носили функциональный характер, и на собор созывались необходимые для решения конкретного вопроса представители сословий и территорий. В заседаниях собора обязательно участвовали царь или его представитель, боярская Дума и церковный собор. Центральное управление. Расцвет приказн сист. В сер века такого рода учреждений насчитывалось до 80-90,но постоянных около 40.Работа отличалась жестк бюрократич стилем,строгой регламентац и субординац деят-ти.Сам больш группа-приказы общегосуд значения. Они разделялись на админ,суд-полицейск,областн,военн и финансов. Ими непосредственно ведала боярская дума. Особо выделялся посольский приказ. Организация приказов- приблизительно одинакова,состояли из присутствия и канцеляр. Структурн подраздел крупн приказ явл-ся стол,во главе дьяк. Столы специализировались по отрасл или территор принципу. Дьяки-главн деятели и двигатели приказного управления.Штат многих приказов-не свыше 10 чел.Осуществлялось делопроизводство.В последн четв 17 в пркиазы часто объединяли в группы.Соц. Структура 17 в - произошла консолизация в сословия. Сословия-соц группа населения,обладающ закреплен обычиями или в законе передав по наследству правами и обязанностями.Менялась структура феод землевлад. Сближ-ся статус пометий вотчин. 4 гл группы владельцев крестьян- гос-во,церковь,правящ династия, отдельн феод. Консолизировалось городск поселен. Утвердилось название посадские люди.Местное управление. Уезды разбивались на станы и волости. Центр стана-село. Всего ок 250 уездов. Управление испытывало значит трудности. Для решен проблемы формиров больш крупные терр админ ед-цы «разряды».Формирование государственной службы и служилой бюрократии в XVII в. Все приказные люди вне зависимости от их происхождения были включены в структуру служилого сословия русского общества, пользовались соответствующими правами и привилегиями. Но занимали приказные люди в нем особое место, создавая свою систему чинов, параллельную общей, но не связанную с родовитостью происхождения. К середине XVII в. происходит выделение гражданской службы из службы вообще, которая была преимущественно военной. Это нашло отражение в изменениях, которые претерпели присяги приказных людей, даваемые при смене царя всем населением и отдельными лицами при вступлении в должность или повышении чина. Вокруг приказной работы складывается гражданская служба как отрасль государственной службы. Проявлением этого процесса было становление государственных должностейПраво 1649г-Соборное уложение. Обновлено все росс право. Регулировались различные стороны обществ-полит деят-ти. Утвержден статус главы гос-ва,утверждались привилегии господств сословий, усиление неравенства зависимых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.004 с.)