Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос.Формирование централизованного государства, система управления Руси в XVI веке.
В основе объедин рус земель в единое национальное государство лежали те же соц-экон и полит причины, но были здесь и свои особ-ти. Объединение русских земель вокруг Москвы и формиров центр гос-ва было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью. Великий князь московский и цари "всея Руси" разделяли свою власть с боярской аристократией в высшем органе централиз гос-тва - Б думе. В состав Боярской думы кроме бояр московского князя входили бывшие удельные князья и их бояре. С первой половины XVI в. в думе появились и менее знатные феодалы - окольничие, а также представители поместного служилого дворянства - думные дворяне. Б дума разрешала важнейшие госуде дела. Она была законодательным органом. Ею были утверждены судебники 1497 и 1550 гг. Деятельность опричнины была направлена на преодоление пережитков феод раздробл, подрыв экон и полит мощи боярск аристокр. Место представителей наиболее строптивых феод фамилий, истребленных во время опричнины, в Б думе заняли менее знатные родственники царя. После смерти Ивана IV значение Б думы опять возросло. С появлением новых слоев в среде господствующего класса тесно связано возникнземских соборов. Кроме Бд и верхушки духовенства земск соб включ представит поместного двор-ва и посадских верхов. Появление земских соборов означало установл в Р сосл-представит монархии, характерной для большинства западноевр гос-в.Существование земских соборов, как и Б думы, означало известн слабость не только носителя верховной власти - царя, но и гос аппарата центр гос-ва, в силу чего верх власть вынуждена была прибегать к непосредственной помощи феод класса и верхов посада. Появление земских соборов относится к середине XVI в. Центр учреждения. Образов приказной системы упр. Создание центр гос-ва вызвало необходимость перестройки и органов упр. Старую примитивную систему упр с помощью введенных и путных бояр, а также отдельных учрежд приказного типа (Казенный двор) к середине ХVI в. заменила новая система центр упр - приказная. Осуществление отдельных функций гос-ва в XV в. поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам.Появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки.С середины XVI в. "избы"- канцелярии превращ-ся в постоянно действующ центр гос учрежд - приказы.
Важн звеном аппарата центр гос-ва была армия. Объедин рус земель вокруг Москвы, борьба Русс гос-ва с татарами, турками, Ливонским орденом, польскими и литовскими феод требовали посто усиления и усовершенств вооруженных сил. С образов центр гос-ва меняется и местное упр. Ограничение власти кормленщиков - наместников и волостелей - являлось составн частью мероприят, проводимых великокняжеской властью в целях укреплен центр гос-ва. Кроме того, с 1555 года были введены выборные "губные" органы. Первоначально губные старосты выбирались бессрочно, а затем - погодно Компетенция губных старост расширилась. Институт губных старост вслед за городовыми приказчиками способствовал упразднению кормленщиков. Повсеместно земская реформа была проведена лишь в 1555 - 1556 гг. С этого времени в уездах и волостях, где еще отсутствовало помещичье землевладение, крестьяне черносошных и дворц земель, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды"излюбленных голов" (старост). В ведении земских органов находились сбор подати - "окупа", а также разбор гражданских и второстепенных уголовных дел. В судопроизводстве продолжал господ-ть обвинит или состязат процесс. Каждая из участвующих в процессе сторон старалась док-ть свою правоту средствами, предусмотр Судебником 1497 г. В гос аппарате Р появл-ся черты бюрократизац, заключавшиеся в появлении цепи подчиненных друг другу учрежд и органов (Боярская дума - приказ - наместник — тиун). 7 вопрос. Российская государственность, вопросы управления и укрепление самодержавия в XVII веке В XVII в. окончательно складывается национальная форма монархии — самодержавиеБоярская Дума.Светская и церковная власть.По соборн уложению 1649 г церковь лишалась легальн возможности увелич свои земельн владен, утрачивала важнейш судебн и админитср.1650 г –монастырск приказ,который возглавялет руководителей из светск феодалов.Решение «дела» Патриарха Никона в пользу советск власти означ, что церк уже не могла вмеш-ся в дела сов власти.Б д-постоянн сословно-представит орган законосовещат хар-ра аристократов при царе. Решались важнейш вопросы, война и мир,новее законы. Состав: бояре,окольничьи,думные дворяне и думные дьяки. Число увелич-ся. В конце 17 в –ок 100 чел.Земские соборы. Высш сословно-представит учрежден с законосовещат функциями.К системе высших органов государственной власти относились Земские соборы, роль которых в первой половине XVII в. значительно возросла. Земские соборы заседали и участвовали во всех важнейших государственных актах. Земские соборы не имели четкого регламента, численности и состава. Они носили функциональный характер, и на собор созывались необходимые для решения конкретного вопроса представители сословий и территорий. В заседаниях собора обязательно участвовали царь или его представитель, боярская Дума и церковный собор. Центральное управление. Расцвет приказн сист. В сер века такого рода учреждений насчитывалось до 80-90,но постоянных около 40.Работа отличалась жестк бюрократич стилем,строгой регламентац и субординац деят-ти.Сам больш группа-приказы общегосуд значения. Они разделялись на админ,суд-полицейск,областн,военн и финансов. Ими непосредственно ведала боярская дума. Особо выделялся посольский приказ. Организация приказов- приблизительно одинакова,состояли из присутствия и канцеляр. Структурн подраздел крупн приказ явл-ся стол,во главе дьяк. Столы специализировались по отрасл или территор принципу. Дьяки-главн деятели и двигатели приказного управления.Штат многих приказов-не свыше 10 чел.Осуществлялось делопроизводство.В последн четв 17 в пркиазы часто объединяли в группы.Соц. Структура 17 в - произошла консолизация в сословия. Сословия-соц группа населения,обладающ закреплен обычиями или в законе передав по наследству правами и обязанностями.Менялась структура феод землевлад. Сближ-ся статус пометий вотчин. 4 гл группы владельцев крестьян- гос-во,церковь,правящ династия, отдельн феод. Консолизировалось городск поселен. Утвердилось название посадские люди.Местное управление. Уезды разбивались на станы и волости. Центр стана-село. Всего ок 250 уездов. Управление испытывало значит трудности. Для решен проблемы формиров больш крупные терр админ ед-цы «разряды».Формирование государственной службы и служилой бюрократии в XVII в. Все приказные люди вне зависимости от их происхождения были включены в структуру служилого сословия русского общества, пользовались соответствующими правами и привилегиями. Но занимали приказные люди в нем особое место, создавая свою систему чинов, параллельную общей, но не связанную с родовитостью происхождения. К середине XVII в. происходит выделение гражданской службы из службы вообще, которая была преимущественно военной. Это нашло отражение в изменениях, которые претерпели присяги приказных людей, даваемые при смене царя всем населением и отдельными лицами при вступлении в должность или повышении чина. Вокруг приказной работы складывается гражданская служба как отрасль государственной службы. Проявлением этого процесса было становление государственных должностейПраво 1649г-Соборное уложение. Обновлено все росс право. Регулировались различные стороны обществ-полит деят-ти. Утвержден статус главы гос-ва,утверждались привилегии господств сословий, усиление неравенства зависимых.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.004 с.) |