Тема 12. Установление общественно-политической системы в бсср. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Установление общественно-политической системы в бсср.



Тема 12. Установление общественно-политической системы в БССР.

39. Конституционное оформление общественно-политической системы БССР и ее основные характеристики в 20-30-е гг. XX в.

В межвоенный период (20-30-е гг.) общественно-политическая жизнь республики, как и всей Советской страны, была полна противоречий, тесно связанных с социально-экономическими процессами, которые происходили в те годы. Строился социализм, как понимали его руководители государства в 20-ые гг.: 1) тотальное обобществление; 2) ликвидация собственника; 3) создание глубоко идеализированного общества. На практике постепенно устанавливалась атмосфера всеобщей подозрительности, произвольное толкование законов, повсеместно выискивались “враги поощрялось доносительство. Происходила методическая и массированная обработка общества, направленная на то, чтобы воспитать послушных исполнителей, укоренить мысль о безгрешности и безошибочности высшего руководства страны. В обществе были созданы условия, когда грубо игнорировались права человека.

В условиях НЭПа (до конца 20-ых годов) в республике наблюдался общественно-политический подъём: 1) повсеместно отмечался яркий оптимизм в успехе социалистического строительства; 2) расширилась компетенция Советов как органов власти, активно вовлекались трудящиеся в работу местных Советов; 3) проводилась административно-территориальная реформа; 4) в 1927 г. принята новая Конституция БССР, провозгласившая курс на демократизацию; 5) процесс образования СССР; 6) политическая амнистия 1923 года. В целом в середине 20-ых годов в общественно-политической жизни существовали и боролись две тенденции курс на демократизацию в условиях НЭПа и продолжение курса политики военного коммунизма, тенденция монополизации КПБ всей политической жизни.

С победой сталинской линии в ВКП(б) в общественно-политической жизни республики:

усилилась директивная система управления;

возросла роль партийно-государственного аппарата;

система законов подгонялась под линию партии;

страна стала жить в условиях силовых методов решения политических задач, начинается период массовых репрессий;

Руководители, имевшие свою точку зрения, порой несоответствующую официальной политике, прежде всего люди образованные и честные, преследовались и сурово карались.

 

Грубые нарушения прав человека объяснялись сталинской теорией об обострении классовой борьбы по мере движения к социализму. Это положение вождя стало теоретической базой массовых необоснованных репрессий. В Белоруссии как и в целом по СССР эти деформации в политической жизни прикрывались видимостью демократии, обращением к массам.

Следует отметить три устоя, на которых сформировался сталинизм:

абсолютизация и догматизация марксизма;

создание разветвлённого административного аппарата (тотальная бюрократия);

Абсолютизация насилия.

В Белоруссии политические репрессии начались уже в конце 20-ых годов. По обвинению в так называемом национал-демократизме начинается процесс уничтожения национальной творческой интеллигенции. Потом очередь дошла до всех участников белорусского национального движения. В1930-31 гг. дело о “нацдемовской контрреволюционной организации Потом процессы над участниками исторических “Объединённого антисоветского подполья “Белорусской народной грамады Шёл постоянный процесс поиска “врагов”и “вредителей В БССР до войны было уничтожено примерно 250 тысяч человек. Столько же сослано в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. Страна жила в атмосфере страха и подозрительности.

Массовые репрессии были вызваны:

устранением “опасныхдля режима деятелей;

стремление удержать власть с целью реализации идеалов (в сталинском понимании) социализма;

свалить на невиновных провалы в экономической и социальной политике;

держать в повиновении народ (выросло новое поколение);

иметь бесплатную рабочую силу для реализации грандиозных проектов.

В 30-ые годы в стране сложилась система, которая называется “административно-командная(разновидность тоталитаризма). Для неё характерны: 1) единая официальная идеология; 2) единая массовая партия; 3) монополия партии на государственный аппарат и информацию; 4) полицейский контроль перерастает в террор против личности; 5) вождизм.

Были конкретные причины формирования такой системы.

Объективные:

низкий уровень развития капитализма в России до 1917 года;

подавляющее большинство крестьянства в населении страны, которая имела низкий уровень грамотности и культуры;

отсутствие демократических традиций;

стремление большей части населения к сильной власти как заступнице.

Субъективные:

утверждение однопартийной системы;

отсутствие четкой концепции строительства социализма;

всевластие и бесконтрольность государственного и партийного аппарата;

неограниченная власть и «обожествление» И.В.Сталина;

ликвидация всех лиц и форм оппозиции;

умелое манипулирование массами, эффективная партийная пропаганда и агитация;

низкий культурный и образовательный уровень руководителей, особенно местного звена (даже среди секретарей райкомов и горкомов в конце 30-ых годов 70% имели начальное образование).

Таким образом, к концу 30-х годов в стране была реализована сталинская модель государственного социализма. Труженик был отделен от результатов своего труда. Всё было обезличено. К минимуму были сведены товарно-денежные отношения.

Вместе с тем, в результате осуществления индустриализации значительно выросли производительные силы. Планирование народно-хозяйственной деятельности на всех уровнях от общества в целом до отдельного предприятия, распределение по труду и с общественных фондов потребления, общедоступность социально-культурных благ, коллективная организация труда. Всё это дало возможность внушить народу, что победил социалистический строй, и массы трудящихся, видя реальные перемены, верили этому, принимая деформированный социализм за действительный.

 

Сложная ситуация сложилась в Западной Белоруссии. Здесь имело место вооруженная борьба против Советской власти военизированных групп. Жертвами этой борьбы становятся партийные и комсомольские активисты, учителя, военнослужащие. Только летом 1946 г. бандиты провели 120 убийств, 190 грабежей, 18 разбоев.

Таким образом, обстановка в Западной Белоруссии вызывает недоверие власти к некоторым местным жителям (бывшим партизанам, священникам и т.д.). Необходимо отметить, что бандиты действовали не только на территории Западной Белоруссии, но и в целом по всей территории. Но они не ставили политических целей. Это был просто грабеж и насилие.

 

Смерть Сталина (5.03.1953 г.) способствовала обновлению общества. Этот процесс получил название “Хрущевская оттепель На ХХ съезде (1956 г.) были вскрыты причины культа личности и показаны негативные процессы в обществе.

Предпринимаются действия по совершенствованию политической системы:

- 1953-1956 гг. расширяются права союзных республик, что способствует их суверенитету. Республики могли утверждать планы производства, распределять все виды промышленной продукции, ряд предприятий союзного подчинения передаются в республиканское подчинение.

- В первой половине 60-х годов возрождается территориально-производственный принцип построения государственных организаций.

- Провозглашается программа построения коммунизма (1961 г. ХХII съезд КПСС). Но она принималась без достаточной оценки объективных условий.

Таким образом, общественно политическая жизнь в стране характеризовалась относительным потеплением политического климата и демократизацией. С другой стороны новыми деформациями, всевластью партийно-государственной бюрократии.

 

 

С 1965 по 1980 гг. партийную организацию Белоруссии возглавил П.М. Машеров. Он внес весомый вклад в развитие экономики, культуры, науки. После его трагической гибели, КПБ с 1980 по 1983 возглавлял Т.Я. Киселев.

В 70-х 80-х годах ограничивается инициатива Советов, происходит “огосударствлениепрофсоюзов. Они становятся одним из звеньев партийно-государственной системы. Формализм и показуха характерны для деятельности комсомола наряду с идейно-политическим и патриотическим воспитанием молодежи.

Добросовестный труд не получал достойного вознаграждения. Проявлялась “уравниловкав оплате. Падала производственная дисциплина.

 

Политика перестройки нашла отражение в решениях апрельского 1985 г. Пленума ЦК КПСС. Применительно к Белоруссии программа перестройки конкретизировалась в решениях XXX (1986 г.) и XXXI (1990 г.) съездов КПБ.

В основу социально-экономического развития был положен курс на ускорение. Этот курс предполагалось осуществить за счёт:

научно-технического прогресса и его внедрения главным образом в машиностроительный комплекс;

интенсификация производства, отход от экстенсивных механизмов развития;

перераспределение финансовых потоков за счёт отхода от затратного капитального строительства и направления этих средств на развитие машиностроения;

активизация человеческого фактора, повышение активности людей. Укрепление дисциплины, наведение порядка в использовании сырья, ресурсов, повышение качества продукции.

Первые шаги ускорения социально-экономического развития привели к подъему производства в 1985-1986 гг. Однако целый ряд факторов затормозил этот процесс. Среди них целесообразно отметить снижение цен на нефть и уменьшение потока «нефтедолларов» в советскую экономику. Отрицательно сказались на перестройке авария на Чернобыльской АЭС, антиалкогольная компания. Начинает расти инфляция, вводятся талоны на отдельные продукты питания.

Принимаемые меры по выводу страны из кризиса были низкопрофессиональными и не принесли позитивных результатов. Поэтому экономическая ситуация требовала перехода к осуществлению радикальных реформ на путях рыночных преобразований.

 

Переход к НЭПу это попытка совместить социалистические принципы управления государственной экономикой и в первую очередь промышленностью и транспортом с экономическими законами и использовать частный капитал в интересах социалистического строительства.

Причины перехода к НЭПу: 1 ) массовое недовольство политикой «военного коммунизма» в деревне, выступления в городах и армии; 2) крушение идеи «введения» социализма путем ликвидации рыночных отношений; 3) стремление лидеров РКП(б) удержать власть любой ценой; 4) спад революционной волны на Западе.

Сложность НЭПа в Белоруссии: 1) разруха после семи лет мировой и гражданской войн. Промышленное производство в целом сократилось почти в пять раз (1/2 уничтожена, работают только 15% от всех предприятий); 2) фактически отсутствие промышленности; 3) расчлененность территории; 4) Слуцкое восстание (осень 1920 г.); 5) введение чрезвычайного положения; 6) открытая граница с Польшей [1, 345].

Содержание НЭПа: в городе:1) больше самостоятельности в управлении госпредприятиями; 2) денационализация предприятий с числом работающих до 21 человека; 3) ликвидация уравнительной оплаты; 4) образование рынка свободной рабочей силы; в деревне: 1) замена продразверстки натуральным налогом; 2) ослабление государственного товарообмена, разрешение на частную торговлю; 3) ограниченное разрешение аренды земли и наемного труда; 4) развитие форм сельской кооперации; 5) право выбора форм землепользования (в том числе и хутора).

Особенности проведения политики в Белоруссии:

из-за политических и экономических сложностей НЭП проводился с 1923 г.;

ведущие позиции частника, особенно в розничной торговле (90 % всех предприятий и 85 % товарооборота);

высокая доля частного капитала и преобладание мелких предприятий (из 60 тыс. предприятий на 58 тыс. из них занято по 2-3 наемных работников;

в удельном весе промышленное производство состояло не более 1/4;

высокие темпы прироста производства, особенно после вхождения республики в состав СССР;

традиции индивидуального ведения сельского хозяйства (посемейно).

В самой сути НЭПа были заложены противоречия, которые проявились по мере её реализации:

Проведение индустриализации в БССР, как и в целом в СССР, объяснилось необходимостью создания крупного машинного производства в отраслях промышленности и явилось частью процесса модернизации советской страны.

К исходу первого десятилетия Советской власти страна оказалась на той же начальной стадии индустриального преобразования, которого Россия достигла накануне Первой мировой войны. Крах надежд на всемирную социалистическую революцию привел к тому, что в середине 1920-х гг. провозглашается курс на построение социализма в одной отдельно взятой стране. Необходима была мобилизация внутренних ресурсов для ускоренного создания тяжёлой промышленности (основа обороноспособности), развития науки и техники. Любой вариант перехода к индустриальному обществу осуществляется болезненно. В СССР это было особенно сложно:

надежда только на внутренние накопления (доля накоплений порой доходила до 44%). Это позволило расширить производство, но при этом сократить потребление.

создавались самые передовые отрасли - энергетика, машиностроение, химия.

установка на максимальные темпы. Это означало конец НЭПа. Усиливается централизованное плановое руководство экономикой страны. Победила точка зрения И.Сталина - курс на форсированный вариант индустриализации.

Этот вариант вошел в историю как политика "Большого скачка".

Её характерные черты:

централизованна система управления.

планово-распределительная система концентрации ресурсов на ключевых направлениях.

коллективизация сельского хозяйства.

"культурная революция".

низкий жизненный уровень населения.

внеэкономические методы принуждения.

развитие и поощрение трудового энтузиазма масс.

Крайне болезненно решалась проблема накоплений. Доходы от промышленности не покрывали расходы. Во многом успех индустриализации объяснялся поиском новых источников: высокие цены при низкой зарплате, внутренние займы, высокие налоги, насильственная коллективизация, искусственная инфляция, монополия на водку и т. д.

Экономика Белоруссии была неотъемлемой частью экономики СССР, и индустриализация являлась частью единого процесса. Вместе с тем в республике имелись и свои особенности, и свои трудности. К трудностям следует отнести:

преобладали отрасли, специализирующиеся на переработке сельскохозяйственной продукции и мясного сырья;

мелкие кустари давали более 40% всей промышленной продукции;

72% всех рабочих республики заняты в ремесленно-кустарной промышленности (по СССР в среднем 60%);

острый недостаток финансовых средств;

нехватка подготовленных специалистов и руководителей. (В 1927 г. в хозяйстве республике занято 474 специалиста - это 1,9% к общему числу работников, 90% руководителей имели начальное образование.) В 1927 г. в БССР было только 82 инженера с высшим образованием.

Вместе с тем в республике имелись условия для интенсивного промышленного развития:

значительные запасы торфа (для энергетики);

избыток рабочей силы;

нужда в товарах;

Колхозная система рассматривалась советским руководством как удобная форма контроля и выкачивания хлебных и сырьевых ресурсов из деревни, поэтому с 1929 года набирает силу процесс форсированной коллективизации.

Однако к созданию колхозного строя в целом привели более глубинные причины:

индустриализация и связанная с ней урбанизация предъявили повышенный спрос на сельхозпродукты и сырье;

деревня должна была финансировать индустриализацию за счет дохода от продажи на крестьянском рынке промышленных товаров;

низкая товарность единоличника менее 20%;

социальная реализация планов социалистического строительства в СССР (Сталинский курс) была возможна только с ликвидацией мелкого собственника-единоличника.

Сплошная коллективизация сельского хозяйства была связана с массовым и быстрым объединением мелких крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства, которая началась с 1928 года. За годы первой пятилетки основными направлениями коллективизации были: 1) создание колхозной системы; 2) экономическое и административное давление на единоличника; 3) политика «раскулачивания»; 4) помощь города селу (посылка активистов в БССР 600 человек, создание МТС, кредиты и товары).Однако эта помощь пока мала.

При проведении коллективизации применялись силовые методы. В экономическом плане это «прогрессивный» налог на кулака и единоличника. А в административном плане это арест, высылка. Наиболее эффективным из последних следует считать «раскулачивание» (любой крестьянин, не пожелавший вступить в колхоз, мог быть объявлен кулаком). Следует заметить, что к кулакам в БССР относили примерно 4,2% крестьянских хозяйств, а раскулаченных было до 15% по отдельным кругам. Это 75,5 тыс. всех крестьянских хозяйств.

Трагедия коллективизации в республике заключалась в том, что здесь имелись яркие особенности развития и ведения сельского хозяйства, которые не вписывались в общесоюзную стратегию коллективизации (дать больше зерна). К ведущим из них следует отнести: 1) аграрное перенаселение; 2) нехватка земель; 3) специализация на животноводстве; 4) хуторская система; 5) исторически сложившаяся тяга крестьян к единоличному ведению хозяйства. Исходя из особенностей, все планы в БССР были рассчитаны именно на подъем крестьянской семьи. Коллективизация рассматривалась лишь как перспектива. В Белоруссии к концу первой пятилетки планировалось коллективизировать около 80 тыс. крестьянских дворов (9,8%), которые должны произвести не менее 12% всей валовой продукции сельского хозяйства. Это был напряженный, но вполне реальный план. Однако под нажимом Москвы в БССР план пересматривался 10 раз в сторону его увеличения.

Чем было вызвано наличие развитой хуторской системы? Во-первых, преобладающая (3/4 всех дворов) подворно-участковая форма землепользования; Во-вторых, земельная неустроенность болота и леса занимали 40% всей земли; В-третьих, низкое качество земли (обилие песка и камней) заставили крестьян искать более интенсивные формы землепользования в виде хуторов и отрубов.

К 1 марта 1930 г. было коллективизировано 58 % всех хозяйств. Нарастание скрытного, а порой и явного сопротивления (только в 1930 г.было 500 открытых выступлений) заставило советское руководство вернуться к принципу добровольности. Итог: в колхозах осталось только 11% всех хозяйств. С осени 1930 г. Путём усиления административного и налогового давления (высокие налоги на единоличника, порой более дохода с индивидуального участка, аресты и угрозы, товарная блокада деревень, активная агитация) процесс коллективизации ускорялся. В 1934 г. в колхозах оказалось 75% всех крестьянских хозяйств. В БССР были репрессированы более 300 тыс.крестьян, выселено (переселено) 700 тысяч.

За годы второй пятилетки ситуация заметно меняется:

темпы коллективизации падают, методы несколько смягчаются;

основной упор сделан на организационно-техническое укрепление колхозов;

первые успехи индустриализации позволили начать техническое оснащение деревни МТС (их уже более 200);

развитие высшего и среднего образования сделали возможным укрепить село специалистами;

колхозы стали получать больше кредитов.

За годы второй пятилетки коллективизация в основном была завершена. Перед Великой Отечественной войной социалистический сектор охватывал 99% крестьянских дворов. На один колхоз приходилось 75 дворов, 285 га. пашни, 75 голов КРС. Колхозы превратились в основного поставщика сельхозпродуктов и сырья. Несколько выросла урожайность зерновых до 6,9 ц с га (были и выше).

Но не восстановлено довоенное поголовье скота. От проведения коллективизации выиграл город. С 1935 г. отменена карточная система. Ускоренными темпами осуществляется индустриализация.

Следует заметить, что сплошная коллективизация не была подготовлена ни экономически, ни политически. Нельзя было сразу изменить и психологию крестьянина. В результате ускоренного производственного кооперирования колхозы оказались малоэффективными. Бедные колхозы не могли сделать зажиточной жизнь своих членов. Половину, а то и более своих доходов колхозники получали с приусадебных участков. Только с1940 г. наблюдается рост производства продуктов питания (зерна раньше), а потребление па душу населения даже сократилось. Колхозы стали важным звеном командно-административной системы.

Социалистическое преобразование деревни, коллективизация сельского хозяйства осуществлялись нелегко и непросто. Они имели исторические последствия для укрепления позиций социализма, означали изменение всего уклада жизни основной массы населения республики на социалистических основах.

Однако методы, которыми осуществлялось обобществление сельского хозяйства, перегибы при проведении коллективизации не могут быть оправданы. (Хотя здесь заложена российская "традиция" разрешения проблемных вопросов развития страны!).

 

О внесении изменений в Конституцию Республики Белоруссия, которые предусматривали возможность приостановления полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

Эти вопросы получили поддержку граждан Республики Белоруссия.

В голосовании приняло участие 64,8% избирателей, имевших право участвовать в референдуме. По первому вопросу положительно ответило 83% избирателей, по второму вопросу 75,1%, за одобрение действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией проголосовало 83,3% избирателей, по четвертому вопросу положительно проголосовало 77,7%, принявших участия в референдуме.

В соответствии с волеизъявлением народа сразу же после референдума была введена новая государственная символика, сняты ограничения в использовании русского языка, более интенсивным стало белорусско-российское сотрудничество.

Летом осенью 1996 г. в Белоруссии обострился конфликт из-за раздела властных полномочий между Президентом и Верховным Советом. Постепенно он приобрел характер конфронтации. Каждая из сторон предлагала вынести на референдум свой вариант поправок к действующему с 1994 г. Основному Закону. Согласно президентскому проекту, многих властных полномочий лишался Верховный Совет, согласно позиции парламента упразднялся даже президентский пост.

В июне 1996 г. Президентвнес в Верховный Совет предложение о референдуме по вопросам, которые касались, в том числе, и проблем, закрепленных в Конституции:

О свободном обороте земли.

Об отмене смертной казни.

Среди стран СНГ Россия представляет собой крупнейший рынок сбыта белорусских товаров и услуг, также основной источник сырья и энергоресурсов, комплектующих изделий. В свою очередь Белоруссия для России является поставщиком качественных высокотехнологических товаров, с/хозяйственной продукции, важнейший транзитный коридор.

За 2004 год объем внешнеторгового оборота с Российской Федерацией составил 17,6 млрд. дол.

Значительной вехой в сотрудничестве двух государств стал Первый белорусско-российский экономический форум, проходивший с 6 по 9 сентября 2005 года.

Белоруссия выступает за превращение СНГ в региональную организацию с высоким уровнем экономической интеграции, за создание зоны свободной торговли.

При сохранении в Содружестве разногласий, тем не менее, продолжается развитие сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, торговлей людьми. Создан Антитеррористический центр государств участников СНГ.

На Казанском саммите 2005 г. была принята Концепция сотрудничества в борьбе с терроризмом, Концепция военного сотрудничества, Концепция согласованной пограничной политики.

Белоруссия активно сотрудничает в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Это сотрудничество обеспечивает формирование устойчивых торговых связей, способствует промышленному развитию с использованием сложившегося разделения труда.

Для укрепления безопасности на постсоветском пространстве Белоруссия является участницей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая начала функционировать с 18 сентября 2003 г.

Растет роль Евросоюза и Европы в целом во внешней торговле республики. Доля Европы в нашем экспорте составляет 40%. Наиболее крупными торговыми партнерами Белоруссии из числа стран членов ЕС является Германия (15% товарооборота вне СНГ), Великобритания (12,7%), Нидерланды (6,3%), Италия (5,2%).

Экспорт Республик Белоруссия в страны ЕС мог бы быть гораздо более существенным, если бы Евросоюз не применял антидемпинговые меры в отношении экспортируемой нашей продукции.

За последние десять лет Белоруссия закрепилась на рынках большинства стран Азии. Особенно плодотворно развиваются отношения с Китаем. За последние 10 лет товарооборот увеличился в 5 раз. Между двумя странами обеспечен регулярный обмен визитами на высшем уровне.

Таким образом, исходя из национальных интересов, наша страна проводит многовекторную политику. Белоруссия признана 159 государствами, со 154 из которых установлены дипломатические отношения.

 

Тема 12. Установление общественно-политической системы в БССР.

39. Конституционное оформление общественно-политической системы БССР и ее основные характеристики в 20-30-е гг. XX в.

В межвоенный период (20-30-е гг.) общественно-политическая жизнь республики, как и всей Советской страны, была полна противоречий, тесно связанных с социально-экономическими процессами, которые происходили в те годы. Строился социализм, как понимали его руководители государства в 20-ые гг.: 1) тотальное обобществление; 2) ликвидация собственника; 3) создание глубоко идеализированного общества. На практике постепенно устанавливалась атмосфера всеобщей подозрительности, произвольное толкование законов, повсеместно выискивались “враги поощрялось доносительство. Происходила методическая и массированная обработка общества, направленная на то, чтобы воспитать послушных исполнителей, укоренить мысль о безгрешности и безошибочности высшего руководства страны. В обществе были созданы условия, когда грубо игнорировались права человека.

В условиях НЭПа (до конца 20-ых годов) в республике наблюдался общественно-политический подъём: 1) повсеместно отмечался яркий оптимизм в успехе социалистического строительства; 2) расширилась компетенция Советов как органов власти, активно вовлекались трудящиеся в работу местных Советов; 3) проводилась административно-территориальная реформа; 4) в 1927 г. принята новая Конституция БССР, провозгласившая курс на демократизацию; 5) процесс образования СССР; 6) политическая амнистия 1923 года. В целом в середине 20-ых годов в общественно-политической жизни существовали и боролись две тенденции курс на демократизацию в условиях НЭПа и продолжение курса политики военного коммунизма, тенденция монополизации КПБ всей политической жизни.

С победой сталинской линии в ВКП(б) в общественно-политической жизни республики:

усилилась директивная система управления;

возросла роль партийно-государственного аппарата;

система законов подгонялась под линию партии;

страна стала жить в условиях силовых методов решения политических задач, начинается период массовых репрессий;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.071 с.)