Развитие научных знаний о Беларуси и белорусском народе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие научных знаний о Беларуси и белорусском народе.



Со второй половины XIX в. началось фундаментальное изучение Беларуси. После подавления восстания 1863—1864 гг. российское правительство выделило значительные средства на исследования в этом направлении. Это делалось с целью не допустить в дальнейшем проявлений польского движения в Беларуси и обосновать непрерывную историческую связь данной территории с Россией. В области этнографии плодотворно работали П. В. Шейн, И. И. Носович, Е.Р. Романов, Н. Я. Никифоровский, М. В. Довнар-Запольский, А. Е. Богданович, А. К. Сержпутовский и другие исследователи. Научный анализ накопленных этнографических материалов сделал возможным создание фундаментальных обобщающих исследований, среди которых выделялась работа Е. Ф. Карского «Белорусы» (т. 1—3, 1903—1922). В ней убедительно доказано, что белорусы являются отдельным этносом со своими языком и культурой.

Были проведены серьезные исследования, посвященные белорусской истории. Большой вклад в изучение исторического прошлого Беларуси внесли научные труды М. В. Довнар-Запольского. Деятель белорусского национального движения В. У. Ластовский в 1910 г. издал на белорусском языке «Краткую историю Беларуси», в которой показал своеобразие исторической судьбы белорусского народа.

Становление и развитие белорусской литературы.

Белорусская литература первой половины XIX в. развивалась под влиянием эстетики романтизма. Из окружения ополяченной белорусской шляхты вышли представители романтизма поэты и прозаики Я. Чечот, Я. Барщевский, В. Сырокомля. Они занимались сбором и изучением белорусского фольклора и на его основе создавали белорусскоязычные произведения. Большой вклад в развитие белорусской литературы и особенно драматургии внес В. Дунин-Марцинкевич.

Новым этапом развития белорусской литературы второй половины XIX в. стало творчество Ф.Богушевича (1840—1900). К своим сборникам «Дудка белорусская» (1891) и «Смык белорусский» (1894) он написал предисловия, в которых стремился пробудить национальное сознание белорусского народа.

На лучших достижениях литературы второй половины XIX в. создавалась белорусская литература начала XX в. Новые темы, мотивы и образы привнесла в белорусскую литературу Тётка (А. Пашкевич). Ее книги «Скрипка белорусская» и «Крещение свободой» (обе вышли в 1906 г.) — первые изданные в XX в. белорусские поэтические сборники. Как талантливый поэт-новатор, один из родоначальников белорусской драматургии и основателей национальной школы перевода вошел в историю белорусской литературы Я. Купала (И. Луцевич). Он поднял белорусскую литературу на качественно новый уровень, содействовал формированию и развитию белорусского литературного языка. Вместе с Я. Купалой основателем новой белорусской литературы и литературного языка стал Я. Колас (К Мицкевич). М. Богданович создал единственный поэтический сборник «Венок» (1913), но он позволил поэту занять почетное место среди классиков белорусской литературы. В начале XX в. раскрылись литературные таланты М. Горецкого, 3. Бядули, Т. Гартного, К Каганца и др.

Театр.

В формировании белорусского профессионального национального театра важную роль сыграла театральная культура русского, украинского и польского народов. В белорусских городах действовали местные драматические труппы, организовывались многочисленные музыкально-драматические кружки и так называемые белорусские вечеринки. Там обычно выступали хоры, читались белорусские литературные произведения, ставились пьесы.

На основе белорусских вечеринок в 1907 г. возникла Первая белорусская труппа Игната Буйницкого — настоящий театр профессионального типа. Энтузиазм И. Буйницкого, удачный подбор актеров и репертуара заложили прочный фундамент успеха этого коллектива. Однако в 1913 г. театр прекратил свое существование.

Преемником традиций труппы И. Буйницкого в процессе формирования национального театра стало Первое белорусское товарищество драмы и комедии под руководством Ф. Ждановича, возникшее в Минске в 1917 г.

Изобразительное искусство.

В изобразительном искусстве Беларуси конца XVIII — первой половины XIX в. наблюдалось взаимодействие двух течений: классицизма и романтизма. Классицизм был официальным стилем, которого придерживалась Петербургская Академия художеств. Однако в изобразительное искусство проникали и элементы романтизма.

Ярким представителем романтизма в белорусской живописи был В. Ванькович. Его полотно «Мицкевич на скале Аюдаг» — типичный пример романтического портрета. Переплетение черт классицизма и романтизма характерно для творчества белорусского художника И. Олешкевича. Художник Я. Данель оставил яркий след почти во всех жанрах изобразительного искусства, особенно в историческом. В. Дмоховский известен как создатель романтических пейзажей (картины «Озеро Свитязь», «Дом Мицкевича в Новогрудке» и др.). И. Хруцкий вошел в историю белорусского искусства как автор многочисленных натюрмортов и пейзажей. В 1839 г. за натюрморт «Цветы и фрукты» он получил звание академика Петербургской Академии художеств.

В изобразительном искусстве со второй половины XIX в. постепенно утверждался реализм, пришедший на смену классицизму с его библейской и мифологической тематикой. Известной фигурой в белорусской пейзажной живописи был А. Горавский. В творчестве талантливого белорусского художника В. Бялыницкого-Бирули развивались традиции русского лирического пейзажа. Пейзажи белорусской природы вдохновляли уроженца Ошмянского уезда Ф. Рущица. В его лучших произведениях «Земля», «Старая мельница», «Эмигранты» сочетались пейзажный и бытовой жанры. В работах С. Жуковского пейзажная живопись тесно связана с интерьером и натюрмортом.

Одним из известных представителей исторического жанра в белорусской живописи второй половины XIX в. был К. Альхимович. Белорусская история вдохновляла талантливого художника Я. Дроздовича. Он создал большие серии графических произведений и скульптурные портреты исторических деятелей Беларуси.

Мастером бытовой живописи и одним из первых в Беларуси мозаистов был Н. Силиванович. В 1876 г. ему присвоили почетное звание академика Петербургской Академии художеств. Портретный и бытовой жанры представлены в творчестве Ю. Пэна (1854—1937). Его полотна «Часовщик», «Старый портной» выполнены в реалистической манере и отражают быт и традиции еврейского народа. Самым известным учеником Ю. Пэна был М. Шагал (1887—1985). Большое место в творчестве Шагала занимал родной Витебск с его еврейским местечковым бытом, который художник изображал в символическо-мистическом духе.

Архитектура.

С эпохой Просвещения связано утверждение стиля классицизма в архитектуре. Наиболее ярко классицизм проявился в дворцово-усадебной архитектуре. Диапазон дворцово-усадебного строительства был очень широк — от небольших усадеб мелкой шляхты до монументальных строений крупных магнатов. Среди выдающихся памятников белорусского классицизма выделялись Гомельский, Жиличский (Кировский район), Сновский (Несвижский район) дворцы. При дворцах обычно создавались парки, украшенные искусственными гротами, каскадами, руинами. Наиболее значительная из культовых построек эпохи классицизма в Беларуси — Петропавловский собор в Гомеле. Классицизм господствовал в архитектуре Беларуси до середины XIX в. Альтернативой классицизму выступал романтизм, проявившийся преимущественно в пейзажно-парковом искусстве.

С середины XIX в. ускорился процесс постепенного упадка классической архитектуры. Происходила стилевая переориентация зодчества Беларуси. Классицизм сменила эклектика (смешение стилей), получившая еще одно название — архитектура историзма. Она характеризовалась использованием форм различных стилей (готики, барокко, рококо, классицизма, романского и др.). После подавления восстания 1863—1864 гг. распространился ретроспективно-русский стиль в православном культовом зодчестве. Во второй половине XIX в. Развивались также ретроспективно-готический стиль, неоклассицизм, необарокко, неоренессанс и другие направления эклектической архитектуры. В католической культовой архитектуре наблюдался расцвет неоготического стиля. Наряду с архитектурой историзма с конца XIX в. происходило становление нового стиля — модерн.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.009 с.)