Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения в правительственной политике в Беларуси в 1830 — 1850 гг.
Широкое распространение революционного движения предопределило новый курс правительственной политики на территории Беларуси. Его идеологическим обоснованием стала концепция «западноруссизма», направленная на возрождение «исконно русских» начал в жизни белорусского общества. Эта политика опиралась на мировоззрение той части населения Беларуси, которая не отделяла себя от русского народа и свою историческую судьбу неразрывно связывала с прошлым, настоящим и будущим России. В 1831 г. в Могилевской и Витебской губерниях было упразднено действие Статута ВКЛ 1588 г. и введено российское законодательство. 16 сентября 1831 г. был создан «Особый комитет по делам западных губерний», который разрабатывал и осуществлял мероприятия по расширению российского влияния на все сферы жизни Беларуси. В 1840 г. было отменено действие Литовского Статута в Минской, Гродненской и Виленской губерниях. Одновременно была проведена административная реформа. Ее итогом стал указ от 18 июля 1840 г., предписывавший вместо общего наименования губерний «белорусские» и «литовские» использовать их названия: Витебская, Могилевская, Виленская, Минская и Гродненская. Однако названия «Белоруссия» и «белорусский край» не исключались из официального употребления, поскольку имели общий корень «рос», свидетельствовавший, с точки зрения российского правительства, о единстве происхождения «трех племен русского народа». После вступления на престол императора Николая I начались перемены в системе просвещения. В основу народного просвещения был положен принцип строгой сословности, что нашло осуществление в «Уставе гимназий и училищ уездных и приходских» (1828). Согласно ему начальное и среднее образование имело три категории: для детей низшего сословия (крестьян) предназначались одноклассные приходские училища с элементарной программой обучения; для среднего сословия — трехклассные училища с более широкой программой начального обучения; для детей дворян и чиновников вводились семиклассные гимназии, окончание которых давало право на поступление в университеты. В соответствии с положениями нового устава в 1829 г. был создан Белорусский учебный округ, действовавший до 1850 г. Дополнительные положения устава 1828 г. объясняли цель создания этого округа необходимостью «обучения юношей в соответствии с особенностями Белоруссии». В курс приходских училищ предусматривалось введение обучения «местному языку». В новый учебный округ вошли Витебская, Могилевская, а в 1831 г. и Минская губернии. Центр учебного округа находился в Витебске. Попечителями округа были известный математик Г. И. Карташевский (1829—1835) и бывший директор училищ Закавказской области и Тифлисского шляхетского пансиона Э. А. Грубер (1835—1850).
В связи с событиями 1830—1831 гг. попечителю округа рекомендовалось в светских училищах перейти к преподаванию всех предметов на русском языке. Чтобы сблизить местных жителей с «природными русскими», в 1832 г. был закрыт Виленский университет, ликвидирован Виленский учебный округ. Учебные заведения Виленской, Гродненской губерний и Белостокской области вошли в состав Белорусского учебного округа. Чтобы компенсировать закрытие Виленского университета, предполагалось создать в Орше высшее училище для детей дворян, а позже преобразовать его в высшее учебное заведение. Но начатое дело было приостановлено. Польский язык между тем был исключен из программ образования. Только в западных губерниях учебного округа он изучался как отдельный предмет по сокращенной программе. Выпускникам Виленского университета запрещалось преподавать в местных школах. Готовила преподавателей для Беларуси учительская семинария, созданная в 1834 г. в Витебске. Важным событием в области просвещения было открытие в 1840 г. Горы-Горецкой земледельческой школы, преобразованной в 1848 г. в земледельческий институт. Отличительной чертой местной системы просвещения стало распространение военно-учебных заведений. Если в эпоху Александра I были юнкерские училища в Бобруйске, Динабурге и Могилеве, то при Николае I открылись еще и кадетские корпуса в Полоцке (1835) и Бресте (1842). Они рассматривались российским правительством как средство воспитания дворянства в духе верности самодержавию, поэтому наполовину комплектовались из дворянства белорусских губерний. В 1827—1830 гг. проводились мероприятия, направленные на реформирование униатской церкви и сближение ее с православной. Была создана отдельная греко-униатская коллегия, четыре униатские епархии реорганизованы в две: Белорусскую и Литовскую. В проповеднической практике предписывалось использовать «местный диалект». В основу образования детей униатов была положена православная система обучения. В Виленскую католическую семинарию приниматьуниатов запрещалось. Для них в 1828 г. была создана отдельная семинария в Жировичах (около Слонима). Инициатора этих преобразований митрополита Иосифа Семашко поддержала значительная часть униатского духовенства.
Восстание 1830—1831 гг. определило судьбу униатской церкви. В январе 1837 г. управление ею перешло к Святейшему Синоду. 12 февраля 1839 г. в Полоцке был подписан «Соборный акт» о воссоединении православной и униатской церквей. Этот акт утвердил император Николай I. Униатам оставлялись те обряды и обычаи, которые не противоречили сути православия. Всего в 1839 г. к православной церкви было присоединено 1,5 млн верующих.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.003 с.) |