Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формулирование тем коррекционных занятий
В ряде методических публикаций авторитетных авторов (С.В.Коноваленко [20], Н.П.Локалова [28], И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова [33] и др.) к коррекционным занятиям ставятся задачи, но темы занятий при этом не определяются (занятия просто обозначаются номером - «Занятие 1» или «Урок 1», «Занятие 2» и т. д.). И это, безусловно, логично, так как для коррекционной работы важны именно задачи, на решение которых направлена деятельность учителя-дефектолога. Однако в сложившейся образовательной практике к учителю-дефектологу предъявляется требование записывать темы коррекционных занятий в журнал. Формулирование тем занятий вызывает у практиков определенные затруднения, о чем свидетельствует наш опыт работы в системе повышения квалификации и переподготовки учителей-дефектологов. Изучение существующей практики и методической литературы выявило отсутствие единого подхода к формулированию тем коррекционных занятий. Анализ содержательного наполнения используемых формулировок тем позволил выделить такие варианты: 1. Формулировка содержит указание на материал учебной программы по какому-либо предмету («Счет в пределах 20», «Правописание слов с корнем -вод-» и т. п.). 2. Формулировка содержит указание о направленности занятия на развитие психических процессов: - на развитие отдельного психического процесса («Развитие внимания», «Развитие мышления», «Развитие памяти» и т. п.); - на развитие определенного вида, формы, свойства отдельного психического процесса («Развитие устной речи», «Формирование произвольного внимания», «Формирование словесно-логического мышления» и т. п.); - на развитие познавательной деятельности в целом («Развитие познавательной деятельности», «Развитие познавательных процессов» и т. п.).
3. В формулировке отражен материал знакомства с окружающим миром («Дары леса», «В гостях у осени», «Моя семья», «Дикие животные» и т. п.). 4. Формулировка содержит указание на используемые методы, формы работы, отдельные задания («Игра "Будь внимательным"», «Магазин ковров», «Тренинг "Запомни картинки"», «Что перепутал художник?», «Доскажи словечко», «Дидактическая игра "Молчанка"» и т. п.). 5. Комбинированные формулировки, содержащие в себе:
- указание на направление коррекционной работы и уточнение поля деятельности («Пространственная ориентировка. Ориентировка на листе бумаги» и т. п.); - указание на используемые методы и формы работы и их психологическую направленность («Игры и упражнения по развитию произвольного внимания», «Игры, коррекционные упражнения и задания игрового характера с использованием детской продуктивной деятельности», «Коррекционные игры на формирование координации в системе "ухо-рука"», «Развитие внимания на материале дидактических игр» или «Развитие слуховой памяти. "Пара слов"», «Развитие воображения. Нарисуй что-нибудь» т. п.); указание о направленности занятия на развитие психических процессов и на материал знакомства с окружающим миром («Развитие устной речи. Зимние забавы», «Развитие зрительно- го внимания. Развитие активности и самостоятельности мышления. Домашние животные» и т. п.); - указание о направленности занятия на развитие психических процессов и на учебный материал («Развитие зрительного внимания. Числа» и т. п.); - указание о направленности занятия на развитие психических процессов, на материал знакомства с окружающим миром, на учебный материал и др. (например, виды деятельности на занятии: «Развитие зрительного восприятия. Живая и неживая природа. Написание предлогов. Меры длины, массы, времени», «Развитие мелкой моторики рук, артикуляционной моторики. Игрушки, описание, лепка» и т. п.). На наш взгляд, все приведенные варианты формулировок тем занятий не отражают специфики коррекционно-педагогической работы и, следовательно, не являются целесообразными. Изложим свою точку зрения на способ формулирования тем коррекционных занятий. К коррекционному занятию сначала следует поставить задачи, то есть определить, над чем будет осуществляться работа. Затем по ведущей задаче формулируется тема коррекционного занятия. Например, к занятию поставлены следующие задачи: 1. Формировать умение ориентироваться в направлениях пространства относительно себя: вправо-влево (в трехмерном пространстве). 2. Развивать умение составлять рассказ цепной организации (о пройденном маршруте) с использованием слов, обозначающих направления пространства.
3. Развивать умение осуществлять самоконтроль на всех этапах выполнения задания. Если в качестве ведущей на занятии видится первая из представленных задач, то тема занятия может быть сформулирована так: «Ориентировка в направлениях пространства относительно себя: вправо-влево (в трехмерном пространстве)». Если же ведущей определена вторая задача, то тогда тема занятия будет иной (при том же перечне коррекционно-развивающих задач): «Составление рассказа цепной организации с использованием слов, обозначающих направления пространства». Таким образом, в теме содержится указание на то обобщенное умение, над формированием которого планируется работать на данном занятии. Приведем некоторые варианты формулировок, выполненных таким способом: - Фонематический анализ двухсложных слов со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом. - Установление соотношения между звуковым и знаковым составом слов (перекодирование). - Пересказ текста параллельной организации. - Составление рассказа-описания объекта. - Группировка предметов по заданному основанию. - Установление отношений «целое - часть». - Ориентировка и использование в речи причинно-следственных речевых конструкций. - Пространственный анализ взаиморасположения объектов при заданном направлении. - Ориентировка в расположении объектов в пространстве относительно себя. - Дифференциация и сравнение объектов по величине: высокий - низкий, выше - ниже; длинный - короткий, длиннее - короче. - Различение пространственных предлогов и понятий горизонтальной оси (ближе, дальше, между, перед, за, спереди от, сзади от). - Установление идентичности, сходства и различия между объектами. - Выделение общих и отличительных признаков объектов. - Создание мнемонического плана для запоминания текста. - Составление плана предстоящей деятельности. - Выполнение заданий по образцу. Варианты формулировок тем диагностических коррекционных занятий: - Изучение (выявление) состояния сформированности пространственной ориентировки. - Изучение (выявление) состояния сформированности учебной деятельности. Анализ проблемы целеполагания в коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога позволяет сделать следующие выводы: • Цели коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога отражены в диагностических картах. • К отдельным коррекционным занятиям следует формулировать не цели («Какие результаты я хочу получить?»), а задачи («Над чем я буду работать на данном занятии?»). • К коррекционным занятиям ставятся коррекционно-развивающие задачи. • Коррекционно-развивающая задача должна обладать следующими характеристиками: быть ориентированной на ребенка, конкретной, диагностичной и конструктивной. • К одному занятию ставится немного задач - 2-3, так как каждая задача предполагает работу над какой-то проблемой в развитии ребенка, что требует основательности и массивности коррекционно-педагогического воздействия. • Тема коррекционного занятия формулируется на основе ведущей из поставленных к этому занятию задач. • В теме коррекционного занятия содержится указание на то основное обобщенное умение, над формированием которого у детей планируется работать на данном занятии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.008 с.) |