Введение в экономическую теорию (ЭТ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в экономическую теорию (ЭТ)



Лекция 1. 15.09.11

Введение в экономическую теорию (ЭТ)

1. Понятие науки экономики

2. Методы исследования ЭТ

3. Основные экономические проблемы

4. Блага, потребности, ресурсы, экономический выбор

5. Производственные возможности

Понятие науки экономики

Экономика – наука, изучающая использование ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей, а также, их отношения в процессе хозяйствования.

Экономика – само хозяйство, т.е. совокупность средств производства.

Объект экономики – экономическая действительность.

Предмет экономики – отношения между людьми в процессе хозяйствования.

Наука – особый вид человеческой познавательной деятельности, который направлен на выработку объективных, системных и обоснованных знаний об окружающем мире.

Теория – наблюдение и исследование

Концепция – точка зрения

Школа – научная школа

Гипотеза – допущение

Парадигма – модель мира

Кластер – объединение однотипных элементов, специальный кластер – спец дисциплины

Методы ЭТ

1. Анализ – операция мысленного расчленения целого на составные части, которые познаются человеком

a. Синтез – процесс соединения ранее познанных понятий в качественно новое целое

2. Индукция – процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему

a. Дедукция – метод мышления и выводы при переходе от общего к частному

3. Сравнение – процесс количественного или качественного сопоставления объектов

4. Аналогии – процесс сопоставления с аналогом

5. Научной абстракции – мысленная конструкция для олицетворения явлений реального мира (товар, продукция для продажи)

6. Моделирования – модель – мысленный образ экономического процесса

7. Графический – позволяет наглядно представить (графики, диаграммы)

Основные экономические проблемы.

Что производить? – актуальность товара

Как производить? – технологии

3. Для кого производить? – вопросы маркетинговой деятельности

4. Кто должен производить?

 

Блага, потребности, ресурсы, экономический выбор

1. Потребности – нужда, нехватка чего-либо. Могут быть духовными и материальными.

Материальные потребности – это экономические потребности, т.е. потребность в экономических благах.

Классификация потребностей

Пирамида Маслоу

↓Самореализация

↓Самоутверждение

↓ Соц потребности

↓ Безопасности

Физиологические потребности

Закон возвышения потребностей предполагает, что потребности растут быстрее производства благ.

Закон Эрнеста Энгеля – доказал, что с ростом дохода доля расходов на товары первой необходимости уменьшается, а на товар не первой необходимости – растет.

2. Блага - средства удовлетворения потребностей

Виды благ:

Ø Свободное благо (свободный товар) – то, которое не требует производства (природные – вода, воздух, грибы)

Ø Экономическое благо – образуется в процессе производства. Они ограничены

Ø Потребительские блага – блага, которые используются в сфере потребления (экономические)

Ø Общественные блага – блага, которые удовлетворяют общественные потребности, не всегда могут быть измерены в денежной форме

Для производства экономических благ необходимы экономические ресурсы.

3. Ресурсы

Производство экономических благ всегда отстает от экономических потребностей.

В экономической системе производство первично, а распределение, обмен и потребление – вторично.

Экономические ресурсы (факторы производства) – движущая сила производства:

- Земля

- Труд – люди с их способностью трудиться

- Капитал – реальный капитал – оборудования, транспорт и т.п.

- финансовый капитал – деньги, ценные бумаги

- Предпринимательская способность – способность к организации труда

- Знания (технология, информация, наука, НТП)

Аристотель и меркантилисты считали главным фактором труд. Физеократы – труд+земля. Классики – труд+земля+капитал. Неоклассики – предпринимательская способность. Институциональная – челов. фактор

 

Лекция № 2.

29.09.11

Экономические системы (ЭС)

Формационный подход

ЭС – это совокупность всех экономических процессов на основе отношений собственности

5 формаций:

1. Первобытно-общинная

2. Рабовладельческая

3. Феодальная

4. Капиталистическая

5. Коммунистическая

Цивилизационный подход

Главная роль отводится социокультурным факторам и религиозному подходу.

 

Цивилизация – определенная эпоха в развитии общества

Классификация:

1. Доиндустриальная

2. Индустриальная

3. Постиндустриальная

4. Информационная

Следующие вид классификации:

1. Традиционная

2. Командно-административная

3. 2 рыночные системы: чистый капитализм, современная рыночная экономика

В рамках данного подхода мы рассматриваем, что производство первично, а распределение, обмен и потребление благ вторично.

Основные отличия ЭС.

1) Социально-экономические отношения на формах собственности (частная: индивидуальная, общая совместная, долевая; государственная; муниципальная; собственность общественных организаций)

2) Организационно-правовые формы хозяйствования

3) Хозяйственный механизм – способ регулирования хозяйственной деятельности

Типы экономических систем

За 250 последних лет сформировались следующие типы ЭС:

v Традиционная:

§ - крайне примитивные технологии (ручной труд, обработка сырья)

§ - все решения по управлению принимаются на основе обычаев, традиций, религиозных основах

________________________________

В отсталых районах Африки и Азии

v Административно-командная (централизованная, плановая, коммунистическая):

§ - общественная или государственная собственность на экономические ресурсы

§ - сильная монополия

§ - бюрократизация экономики

§ - централизованное планирование (директивность)

________________________________

СССР, Куба, Северная Корея, (Китай)

v Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм):

§ Действие с 18 по конец 19в

§ - частная собственность на экономические ресурсы

§ - рыночный механизм, основанный на свободной конкуренции

§ - много свободных продавцов и покупателей

§ - невмешательство гос-ва в экономику

_____________________________________

Эта система переросла в современную рыночную экономику

v Современная (смешанная) рыночная экономика:

§ Самая гибкая адаптируемая экономика, с 20в.

§ - многообразие форм собственности

§ - ускорение развития мощной производственной базы на основе НТП (научно-технический прогресс) и социальной структуры

§ - активное вмешательство гос-ва в экономику и социальную жизнь

______________________________________________

Американская, шведская, японская, российская, канадская, южно-корейская, сингапурская, немецкая модели

Патернализм

Лекция №3.

13.10.11

Закон спроса и предложения.

1. Закон спроса и влияния ценовых факторов

2. Неценовые факторы (детерминанты) спроса

3. Исключения из закона спроса

4. Закон предложения и влияния ценовых факторов

5. Неценовые факторы (детерминанты) предложения

6. Закон спроса и предложения. Равновесие на рынке

7. Излишки и дефицит спроса и предложения

Закон спроса и влияния ценовых факторов.

Рынок – механизм взаимодействия спроса и предложения (продавца и покупателя) и определения рыночных цен.

Трансакция – операция по обмену товаром между продавцом и покупателем.

Спрос (Demand - D) – платежеспособная потребность населения (покупатель готов купить товар).

Предложение (Supply - S) – масса товаров для продажи (производитель готов продать продукцию).

Цена (Price - P) – денежное выражение стоимости

Прибыль (Profit - П)

Объем, кол-во спроса или предложения (Q) – QS QD

   
   
   
   
   
   

↑P ↓ D

↓ P↑ D

Показывает зависимость между ценой и спросом (обратная).

Влияние ценовых факторов отражается на графике движением вдоль кривой.

Неценовые факторы (детерминанты).

Неценовые факторы отражаются на графике сдвигом кривой спроса при увеличении вправо вверх, при снижении – влево вниз.

↑Д (доход)↑D

↓ Д ↑ D

1) Уровень дохода – чем больше доход населения, тем больше спрос (и наоборот)

Реклама

10) Экономическая политика государства (размер соц пособий, стипендий и т.п.)

 

Отрицательный наклон кривой спроса объясняется

Ø Эффектом дохода - при снижении цен потребитель чувствует себя богаче и может приобрести большее количество товаров, и наоборот.

Ø Эффектом замещения – при снижении цен на товары покупатель стремится заменить этим подешевевшим товаром другие товары, цены на которые не изменились.

Исключения из закона спроса

Товары Гиффена – товары для бедных, предметы 1 необходимости

Товары Веблера – товары для богатых, товары роскоши

Закон спроса и предложения.

Классики и неоклассики утверждают, что состояние равновесия устанавливается рыночным механизмом («невидимая рука рынка») без вмешательства гос-ва.

Излишки и дефицит

Конъюнктура рынка.

Лекция №4

27.10.11

Теория фирмы

1. Предприятие и его понятие

2. Издержки и их виды

3. Выручка, доход и прибыль

Предприятие и его понятие.

Предприятие – производитель, который является продавцом продуктов (готовых товаров) и покупателем экономических ресурсов (закупка-использование-продажа).

Издержки и их виды.

Издержки (затраты, расходы, себестоимость) – полная стоимость всех ресурсов для производства продукции.

Классификация издержек.

1. Экономические

· Явные (бухгалтерские/внешние) – они все отражены документально (отчет по себестоимости)

· Неявные (вмененные/ издержки упущенных возможностей/ альтернативные/ внутренние) – остальные

2. Прямые и косвенные

· Прямые – учитывают затраты, которые необходимы для посредственного производства товара (затраты на оплату труда основных рабочих, энергия на технологические нужды)

· Косвенные – учитывают затраты тех работников, которые организуют процесс производства (коммунальные услуги – свет, энергия)

3. Издержки, зависящие от количества (объема) произведенной продукции

· Постоянные (FC – fixed cost) – не зависят от кол-ва произведенной продукции (освещение, отопление, аренда – если плата в м2, оплата труда работников с повременной формой – по часам/дням, канцелярские расходы, запланированные командировки, налоги)

· Переменные (VC – variable cost) – зависят от кол-ва произведенной продукции (зарплата основных рабочих, сырье, упаковка)

· Суммарные (TC – total cost) – постоянные издержки + переменные

Неоклассическая теория в конце 19в во главе с Альфредом Маршаллом при изучении деятельности фирм применяла последний вид классификации.

Виды величин издержек.

Рентабельность (прибыльность) – отношение прибыли к издержкам.

Главная задача в теории фирмы – определить т.б. и Q, при котором получается макс прибыль

Выручка – от реализации

Доход – выручка + внереализационная деятельность (продажа акций…)

Прибыль – чистый доход предприятия (который можно тратить)

Эластичность – мера реакции одного показателя на изменение другого на 1%.

Эластичность спроса по цене – изменение спроса в % при изменении цены на 1%.

Лекция №5

10.11.11

Выручка

Прибыль


Выручка

TR = P * Q

Средняя выручка (Average revenue - AR)

AR = TR/Q = P*Q/Q = P


Предельная выручка – увеличение (уменьшение) выручки при увеличении объема производства (Q) на 1 дополнительную единицу.

Прибыль -П = TR – TC

Неоклассическая теория говорит, что прибыль – конечная цель деятельности фирмы.

Фирма:

· То, что является деятельностью для получения макс прибыли

· Черный ящик, на входе которого факторы производства, а на выходе – продукция и получение прибыли

· Действующая производственная функция (Q=F(L,K – труд,капитал))

МП – маржинальная прибыль.

Предельная прибыль (или МП) – приращение прибыли при увеличении производства на 1 дополнительную единицу.

МП = MR – MC

MR > MC, МП > 0 – Значит фирме выгодно увеличивать объем производства.

MR < MC, МП < 0 – Объем увеличивать не выгодно.

MR = MC (MR-MC=0) – условие максимизации прибыли

MR = 0 – условие максимизации выручки

Условие минимизации издержек – MC = ATC – равенство маржинальных затрат всем затратам

Рынок труда

1. Характеристика рынка труда

2. Предельные факторные издержки фирмы на труд

3. Предельная выручка продукта труда

4. Монопольная власть профсоюзов на рынках труда

5. Российская модель рынка труда

Характеристика рынка труда

Труд является особым фактором производства, потому что способность к труду неотделима от носителя фактора – человека.

Характеристика фактора труда в условиях совершенной конкуренции:

1) Значительное количество продавцов и покупателей услуг труда

2) Каждая фирма, нанимающая услуги труда, предъявляет спрос на небольшую долю спроса на рынке труда

3) Каждый продавец услуг труда представляет небольшую долю рыночного предложения труда

4) Услуги труда качественно однородны – в данной профессии работники имеют одинаковую квалификацию и производительность труда

5) Никто из покупателей и продавцов не может повлиять на ставку заработной платы

6) Наемные работники могут свободно войти на рынок и покинуть его. Предприниматели могут купить любое кол-во труда по рыночной ставке зарплаты.

7) И продавцы, и покупатели обладают полной информацией о спросе (DL), о предложении (SL), о ставке зарплаты (W)

Характеристика фактора труда в условиях несовершенной конкуренции.

В условиях нарушения со стороны спроса на рынке труда устанавливается монопсония. Если нарушение со стороны предложения - устанавливается монополия. При одновременных нарушениях устанавливается двусторонняя монополия.

Предельные факторные издержки фирмы на труд

Расширяя производство, фирма нанимает дополнительных рабочих ∆L, общие издержки которой возрастут на величину ∆TC.

Предельные факторные издержки фирмы на труд (MFCL – Marginal Factor Cost of labour) – дополнительные издержки, которые необходимы для привлечения дополнительной единицы труда.

MFCL = W

Предельная выручка продукта труда (MRPL – Marginal revenue product of labour) – дополнительная выручка, получаемая фирмой при найме дополнительной единицы труда.

Семинар 10.11.11

Дисконтирование (discount)

Инвестиции – вложение: как в денежный, так и в реальный капитал.

Источники инвестиций:

- Собственные средства (прибыль, накопления, амортизация – отчисление средств для покупки нового товара/услуги на замену при проходе времени использования)

- Заемные средства (кратко и долгосрочные кредиты)

- Привлеченные средства (от продажи акций)

- Средства из бюджета и внебюджетных фондов

Дисконтирование – процесс обратный начислению сложного процента.

Простой процент.

1 год. 1 руб, 10% годовых - r. 1+0,1*1=1,1руб

2 год. 1,1+0,1*1=1,2

3 год. 1,2+0,1*1=1,3

(1+r*n)*1=1,3, n – кол-во лет

Сложный процент.

1 год. 1+0,1*1=1,1руб

2 год. 1,1+0,1*1,1=1,21руб

3 год. 1,21+0,1*1,21=1,33 руб

1*(1+r)n

1 руб – текущая стоимость (present value = PV)

1,33 – future value = FV

FV = PV (1+r)n > PV=FV/(1+r)n > PV = FV * 1/(1+r)n – дисконтная стоимость

Процесс определения PV – дисконтирования

Лекция №6

24.11.11

Рынки капитала

Классификация капитала.

По форме:

1. Денежный

2. Товарный

3. Производительный

По способу перенесения стоимости:

1. Основной

· Постепенно переносит – амортизация

· Основные средства не меняют свою форму

·

2. Оборотный – за один оборот передает всю стоимость на продукт

· Сразу переносит

· Полностью меняют свою форму

· 1

По форме собственности:

1. Частная

2. Государственная

3. Муниципальная

4. Смешанная

По источникам:

1. Собственный капитал

2. Заемный

3. Привлеченный

По направлению использования:

1. Восстановление

2. Строительство

Реальный капитал выступает в денежной форме и является ресурсом экономики для воспроизводства благ, в форме производительного капитала, товарного капитала и ссудного капитала.

Денежный капитал – реальный капитал, на который приобретаются инвестиционные товары (площади, земля, рабочая сила и т.д.)

Производительный капитал – объединяя факторы производства, производительный капитал позволяет получить добавленную стоимость и прибыль

Товарный капитал – сумма готовой продукции, реализуя которую получаем прибыль

Инвестиции

Для рассмотрения отдачи от инвестиций необходимо, чтобы инвестор отказался от использования дохода сегодня, для того, чтобы получить доход в будущем. Для этого он должен получить вознаграждение. Это вознаграждение можно обозначить как ставку дисконтирования. Через год доход будет составлять (1+r), где r – ставка дисконта. Вместе с тем, доход будущего периода, приведенный к настоящему времени меньше, чем сегодняшняя стоимость, т.к. 1<(1+r).

Рассчитать текущую стоимость при 10% ставке дисконта, если через 2 года мы должны получить 1 млн. руб. 826 тыс. руб.

Для того, чтобы развивать производство необходимо копить денежные средства, что очень непросто. Поэтому, приходиться занимать денежные средства у тех, кто обладает свободным капиталом в денежной форме. Он называется ссудным капиталом и приносит доход в виде процента. Движение ссудного капитала осуществляется в формах коммерческого и банковского кредитов. Краткосрочные кредиты – до года, среднесрочные, долгосрочные. Они подразделяются на ипотечный рынок (по закладным листам) и финансовый рынок (операции с ценными бумагами).

 

Инструменты финансового рынка

- Казначейские облигации – выпускаются государством (продажа бумаг создает гос долг внутренний/внешний)

- Муниципальные облигации

- Акции и облигации корпораций

Фиктивный капитал – форма ссудного капитала, который представлен в ценных бумагах и совершает самостоятельный оборот от реального капитала и приносит владельцам дивиденды и проценты. Может отличаться от реального капитала и эта разница называется учредительской прибылью (goodwill – репутация фирмы, увеличивает стоимость фиктивного капитала).

 

Виды ценных бумаг

Ценная бумага – особая форма существования капитала, которая может приносить доход, т.е. это права на ресурсы. Ликвидность ценной бумаги – способность обращаться в деньги. По признаку ликвидности подразделяются на:

Ø «Голубые фишки» - самые ликвидные акции, нефтяные компании. Спрэд достаточно низкий. Спрэд – разница между покупкой и продажей акций

Ø Акции 2 эшелона – акции, по которым сделки совершаются нерегулярно

Акция – долевая ценная бумага, свидетельствующая о вложении средств в предприятие и дающая право на дополнительные доходы (дивиденды). Бывают обыкновенные (голоса=кол-ву акций, плавающие дивиденды) и привилегированные (оговорен процент дивидендов, не имеют права голоса).

Облигация – ценная бумага на предъявителя, содержащая обязательства заемщика в определенный срок выкупить с большей суммой.

Вексель – ценная бумага, которая обязует уплатить заемщику определенную сумму денег.

 

 

Семинар. 24.11.11

Гибкая зарплата

· Структура зарплаты: основная + поощрительная + серая зарплата, позволяет отказаться от конвертов и премий в кризисной ситуации и не увольнять лишних рабочих

· Невыплата зарплаты

Лекция 1. 15.09.11

Введение в экономическую теорию (ЭТ)

1. Понятие науки экономики

2. Методы исследования ЭТ

3. Основные экономические проблемы

4. Блага, потребности, ресурсы, экономический выбор

5. Производственные возможности

Понятие науки экономики

Экономика – наука, изучающая использование ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей, а также, их отношения в процессе хозяйствования.

Экономика – само хозяйство, т.е. совокупность средств производства.

Объект экономики – экономическая действительность.

Предмет экономики – отношения между людьми в процессе хозяйствования.

Наука – особый вид человеческой познавательной деятельности, который направлен на выработку объективных, системных и обоснованных знаний об окружающем мире.

Теория – наблюдение и исследование

Концепция – точка зрения

Школа – научная школа

Гипотеза – допущение

Парадигма – модель мира

Кластер – объединение однотипных элементов, специальный кластер – спец дисциплины

Методы ЭТ

1. Анализ – операция мысленного расчленения целого на составные части, которые познаются человеком

a. Синтез – процесс соединения ранее познанных понятий в качественно новое целое

2. Индукция – процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему

a. Дедукция – метод мышления и выводы при переходе от общего к частному

3. Сравнение – процесс количественного или качественного сопоставления объектов

4. Аналогии – процесс сопоставления с аналогом

5. Научной абстракции – мысленная конструкция для олицетворения явлений реального мира (товар, продукция для продажи)

6. Моделирования – модель – мысленный образ экономического процесса

7. Графический – позволяет наглядно представить (графики, диаграммы)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.17 с.)