Предпосылки раскола 1054г. Историко-канонический и догматико-литургический аспекты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки раскола 1054г. Историко-канонический и догматико-литургический аспекты.



, сходятся историки-цивилисты и историки-теологи, когда говорят о двух краеугольных камнях этого процесса, выливавшегося в факт, свидетелем которого является человечество на протяжении более девяти столетий, или почти целого тысячелетия..борьбу римских пап за Вселенское руководство Церковью

1.догматико-литургические различия христианской жизни Востока и Запада, Папа, как епископ, был признан главой Церкви и единственным ее верховным правителем. Такая система управления, получившая название папства, развивалась постепенно

. Так на апостола Петра на Западе стал устанавливаться взгляд, как на князя апостолов. Соответственно, его права над другими апостолами стало сопрягаться с правами Римского епископа, как преемника той кафедры, которая основана была апостолом Петром и занималась им, по преданию Римской Церкви, в течение 25 лет.

Опираясь на эту концепцию, папы неуклонно шли к своей цели стать во главе Церкви Вселенской, для осуществления верховной власти

Этой грамотой Константин якобы передавал папе Сильвестру в полное владение не только Рим и Италию, но и все западные страны, и таким образом утверждалось главенство римского епископа над всеми иерархами христианской Церкви.

Следует отметить, что Римская кафедра на Западе была единственной кафедрой апостольского происхождения, и поэтому Римский епископ среди иерархов с самого его начала занимал первое место

-- В укреплении главенства папы и его власти большое значение имел союз со светской властью

Благодаря всем указанным обстоятельствам, к IX веку главенство пап на Западе било признано повсеместно

Защитниками папского главенства подысканы были и сфабрикованы так называемые лжеисидоровы декреталии

В половине IX в. на Западе появился сборник каноничес­кого характера, приписывавшийся одному испанскому канонисту епископу Севильскому Исидору. Но так как этот сборник ока­зался подложным; то он получил название лжеисидоровских декреталий. В этих декреталиях власть папы предоставляется как един­ственная верховная власть в христианской Церкви

 

Догматико-литургический аспект

 

В догматике Римская церковь допустила учение об исхожде­нии Святого Духа и от Сына (filiogue). Восточная Церковь в учении о Святом Духе ссылалась на слова Спасителя: «Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит» (Ин. 16,26). Это учение она внесла и в 8-й член Никеоцареградского символа.

С легкой руки блаженного Августина в Западной Церкви высказывалась мысль, что Дух Святей исходит от Отца и Сына, хотя на первых порах исхождение Духа Святого от Отца и Сына понималось там неоднозначно. Под исхождением от Отца разумелось Его предвечное происхождение, а с исхождением от Сына связывалась мысль, что Он временно исходит и посылается в мир и от Сына. Так объяснил это грекам и восточный отец Церкви святой Максим Исповедник, когда они пришли в смущение по поводу этого новшества.

Но и такое различие между вечным и временным исхождением Святого Духа стало забываться на Западе, и возникло новое учение о вечном исхождении Духа Святого и от Сына и от Отца.

 

Но сразу это учение на Западе не привилось. Его сторон­ник Карл Великий, лично руководивший работой Ахенского собо­ра (809 г.), не смог добиться нового утверждения символа. По­этому он обратился к папе Льву с просьбой утвердить это учение и внести его в 8 член Символа., папа отказался утвердить новое учение. Он даже приказал выгравировать на двух досках Никео-Цареградский символ на греческом и латинском языках без прибавления «и от Сына» и положить их в храме св. Петра.

Кирилл и Мефодий в Риме вели ожесточенные споры с римским духовенством по этому вопросу

Но новая римская тенденция все усиливалась, и папа Вене­дикт VI в 1014 году внес filiogue в символ Римской Церкви, присвоив ей право определять догматическое учение, принадле­жавшее только Вселенской Церкви, и таким образом нарушив опре­деление Церкви Вселенской выразившееся в запрещении третьего Вселенского собора вносить какие-либо изменения в Символ веры. Такого произвола было достаточно для разрыва союза между Цер­ковью Восточной и Западной.

11. Предпосылки раскола 1054г. Дело патриархов Игнатия и Фотия. Папы Николай I, Адриан II и Иоанн VIII. Соборы этого периода.

С 846 года патриаршую кафедру в Константинополе занимал патриарх Игнатий.

Вместо Игнатия на патриаршую кафедру возведен был сена­тор Фотий, составлявший по своим достоинствам исключительную личность среди своих желчных современников.

-Фотий неохотно под сильным давлением принял патриарший престол, предварительно убедившись, что Игнатий примирился с низложением. Пройдя в течение 6-ти дней все ступени священства до патриаршества, Фотий единодушно собором епископов был изб­ран на первосвятительский престол.

Потеря патриаршего престола не сломила Игнатия, и он оказался в полосе острой политической борьбы, которая обра­зовала два непримиримых лагеря - Фотия и Игнатия. Так в Кон­стантинопольском патриархате образовался раскол.

Сторон­ники Игнатия собрали в 859 г. собор и отлучили Фотия от Церк­ви. Фотий ответил на это своим побором и отлучил Игнатия.

Вместе с посланием Фотия император со своей стороны отправил письмо папе с бога­тыми подарками апостольской кафедре. Но папа это понял, как обращение к римскому престолу за поддержкой.

Высокомерный Николай 1 отправил в Константинополь двух легатов с письмами к Фотию и императору

Папа Николай 1 не признавал Фотия законным пат­риархом, потому что избрание его на этот престол прямо из ми­рян было неканоничным

Фотий решительно заявил, что таких канонов, в нарушение которых он избран патриархом; Кон­стантинопольская церковь не знает. Постановления же поместных Церквей, пояснял он папе; если они не утверждены Вселенским собором, не могут быть для нее обязательны. Он указывал, что прямо из мирян были возведены на патриаршую кафедру на Востоке патриархи Тарасий, Никифор и Нектарий и на Западе епископ Амвросий. Последние два избрали на епископию даже до своего крещения.

Получив письмо Фотия, папа понял, что он имеет дело с твердым и умным противником. Неудача же не смутила Николая I. В ответных письмах своих к императору и Фотию папа продолжил традицию пап играть роль верховных вершителей церковных воп­росов; он заявлял, что ап. Петру, сравнительно с другими апос­толами, даны большие полномочия; и папа, как его наместник, яв­ляется преемником этих полномочий. Ссылаясь на эти полномочия, папа решительно не признал Фотия патриархом; признав законным патриархом Игнатия. Папские письма со стороны императора и пат­риарха остались без внимания. Но, казалось бы, закончившийся спор, разгорелся вновь.

Со стороны Игнатия последовала апелляция к папе Николаю с просьбой расследовать его дело. Таким обращением к папе пар­тия Игнатия фактически признавала высшую церковную юрисдикцию Рима. Папа ликовал, т.к. видел, что торжество партии Игнатия будет его торжеством. Собор 863 г. в Риме лишил Фотия не только патриаршества, но и сана церковного клирика. Собор ука­зал, что в случае невыполнения его постановления Фотий отлу­чается от таинства Евхаристии за исключением только смертного случая. Эти последствия касались и всех духовных лиц, посвя­щенных Фотием, в случае если они не прервут с ним общения. Игнатий восстанавливался в правах патриарха вместе с его сто­ронниками, включая тех, которые обвинялись в каких-либо пре­ступлениях.

12.События 1054 года. Политические предпосылки. Борьба вокруг вопроса о Болгарской Церкви Юридическое оформление раскола.

Болгарская Церковь образовалась под влиянием и при содействии Константинопольской Церкви. Первым ее руководителем в делах веры был патриарх Фотий. После крещения царя Бориса (864 г.) он направил ему пространное послание о христианском учении и жизни, а также об обязанностях новокрещенного князя

Борис обратился с просьбой к папе Николаю об оказании содействия в христианизации болгарского населения и о разъяснении некоторых вопросов

Болгарам он внушал держать­ся только Римской Церкви, всегда пребывающей без пятна и по­рока

В 867 г. Фотий собрал в Константинополе поместный собор, где открыл незаконные притязания Рима на господство в Болгар­ской Церкви и осудил все заблуждения Римской Церкви

867 г. с участием представителей Восточных Церквей состоялся новый собор, осудивший все уклонения Римской Церкви в догматах и обрядах, а равно и притязания палы Николая 1 на главенство в Церкви.

кесаря, Василий Македонянин. Василий Македонянин низложил Фотия и возвратил к кормилу Церкви Игнатия

В 868 г. в Риме созван был собор, где относительно Фотия и его сторонников получили подтверждения постановления папы Николая I. Соборные акты 867 г. было решено сжечь.

В 868 г. в Риме созван был собор, где относительно Фотия и его сторонников получили подтверждения постановления папы Николая I

Вражда между Игнатием и Фотием

Приговор Фотию - Этот приговор для большей торжественности скрепили евхаристической кровью. Акты соборов 861 и 867 го­дов сожгли

Смущение Константинопольской церкви – Фотий был поражен.

Но Игнатий умер патриархом (877 г.), а с его смертью рухнули и те фальшивые основы, которые заложило пап­ство для своего главенства на Востоке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.145.95 (0.012 с.)