Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр



 

Статья 67. Государственный мониторинг земель

С изменением в Кодексе понятия мониторинга земель его смысл сохранился прежний, а именно - это система наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земельных ресурсов РФ, для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Именно точные научно обоснованные данные о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях позволяют предупреждать и устранять последствия негативных процессов. Мониторинг земель, так же как и землеустройство, государственный кадастр недвижимости, является "инструментом" управления земельными ресурсами, поскольку изучение земель требует единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений. Акцент на государственный мониторинг сделан в комментируемой статье. Наряду с настоящей статьей Земельного кодекса отношения в области осуществления государственного мониторинга земель регулируются Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846*(125) (далее - Положение).

Мониторинг (лат. monitor) - предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий.

Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды и входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ), являясь функциональной подсистемой*(126).

Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов*(127).

Как следует из федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в РФ на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694*(128), анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд. рублей в год), эрозия почв (эродированы 21% всех земель сельскохозяйственного назначения, 44% - эрозионно опасны), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонн гумуса на 1 га, на черноземных почвах - до 0,9 тонн), засоление земель (около 20% сельскохозяйственных угодий), заболачивание и переувлажнение земель (более 19% всех земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50% их площади), массовое подтопление земель (около 1300 городов и других поселений - в опасной зоне), техногенное загрязнение земель.

В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле на I этапе реализации Программы предусматривается разработать правовые и нормативно-технические акты, регулирующие организацию и ведение государственного мониторинга земель. Предусматривается также обеспечить:

своевременное выявление изменения состояния земель, оценку этих изменений;

прогноз и выработку рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов, особенно в районах Крайнего Севера и зонах проявления процессов опустынивания земель;

совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Как следует из Положения об осуществлении государственного мониторинга земель, при проведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

б) информационное обеспечение деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

в) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

Мониторинг - преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб и проведением почвенно-геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Мониторинг включает в себя:

а) сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Это одновременно, пишет И.О. Краснова, мера предупредительного, текущего и последующего контроля*(129).

Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время это Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии*(130) (далее - Росреестр) по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) соответствующих фондов данных.

Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

а) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

б) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период - раз в 3 года и более);

в) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

Объектом мониторинга земель являются все земли в стране независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования. Мониторинг земель призван выполнять базовую, связующую роль всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов.

Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель:

мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

мониторинг земель населенных пунктов;

мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

мониторинг земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

мониторинг земель лесного фонда;

мониторинг земель водного фонда;

мониторинг земель запаса*(131).

Объекты мониторинга земель можно объединить в следующие группы:

сельскохозяйственные угодья, подверженные водной и ветровой эрозии, опустыниванию, заболачиванию, засолению или зарастанию, на которых происходит снижение почвенного плодородия и ухудшение структуры почв;

территории, уже подвергшиеся антропогенному загрязнению или потенциально опасные в этом отношении, - наличие такого загрязнения или даже его вероятность оказывают существенное влияние на принятие управленческих решений, последующее использование и стоимости земли;

территории, где в связи с оврагообразованием, оползнями, селевыми потоками и другими быстро развивающимися негативными явлениями необходимо существенно ограничить использование земель;

береговые линии рек, морей, озер, заливов и других водных объектов, т.е. участки, имеющие неустойчивые естественные границы, изменение которых влечет за собой изменение площадей участков, а, следовательно, и величины земельного налога и других показателей*(132).

В рамках государственного мониторинга земель проводится изучение состояния земель населенных пунктов, объектов нефтегазодобычи, очистных сооружений, водохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также промышленных объектов и т.д.

Кроме того, в систему государственного мониторинга земель входят а) мониторинг качества земель, мониторинг правового режима земель, мониторинг использования земель, мониторинг экономического состояния земель.

Как пишет П.Ф. Лойко, мониторинг правового режима земель включает в себя наблюдения за изменением границ и площадей административно-территориальных единиц, зон, земельных участков. Мониторинг использования земель - наблюдения за динамикой целевого назначения, разрешенного использования земельных участков, установленных ограничений и обременений. Мониторинг экономического состояния земель - наблюдения за изменением налогооблагаемой, рыночной, залоговой и нормативной стоимости земельных участков, ставок земельного налога и арендной платы и т.д.*(133)

При осуществлении мониторинга качества земель проводятся наблюдения за изменением экологического состояния земель всех категорий, включая следующие негативные процессы: подтопление и затопление, переувлажнение, заболачивание, эрозия, засоление, загрязнение земель токсичными веществами, опустынивание, нарушение земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, захламление земель промышленными и бытовыми отходами, вырубки и гари на землях лесного фонда, карст, сели, землетрясения и другие процессы.

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 30 декабря 2008 г.) государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения включает в себя сбор и обобщение результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения. На основе наблюдений мелиорированных земель выявляются происходящие изменения их состояния (ст. 21 ФЗ от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель") (в ред. от 30 декабря 2008 г.)*(134).

Наблюдения за изменением границ и площадей административно-территориальных единиц, зон, земельных участков; динамикой целевого назначения, разрешенного использования земельных участков, установленных ограничений и обременений; изменением налогооблагаемой, рыночной, залоговой и нормативной стоимости земельных участков, ставок земельного налога и арендной платы являются основными задачами мониторинга*(135).

В процессе мониторинга проводятся систематические, комплексные наблюдения, изыскания, обследования, съемки. Выявляются изменения и правонарушения, связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель. Производится оценка состояния землепользования, угодий, полей, участков, процессов, связанных с изменением плодородия почв, их загрязнения пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными веществами*(136). Результаты мониторинга земель выражаются точными, количественными и качественными показателями за определенный период. Перечисленные и иные данные мониторинга служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.

Для различных оценок состояния земель отдельных категорий используются данные и материалы специализированных мониторингов отдельных компонентов окружающей среды, проводимых в рамках ЕГСЭМ Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (см. постановления Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 372 (ред. от 27 января 2009 г.) "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"*(137), от 31 марта 2003 г. N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)"*(138).

Мониторинги ведутся также для изучения экологического состояния других природных ресурсов: вод, атмосферного воздуха, лесного фонда и др. Государственный мониторинг земель является многофункциональной подсистемой, функционирующей в сложном взаимодействии с другими подсистемами ЕГСЭМ.

Мониторинг осуществляется на всей территории РФ, по единой системе за счет ассигнований из республиканского бюджета РФ и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и других платежей за землю. На каждом уровне административно-территориального деления структура мониторинга земель, как отмечалось выше, предусматривает подсистемы, соответствующие категориям земель. В зависимости от территориального охвата различают глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинги земель. На основе характера изменения состояния земель различают фоновый и импактный мониторинги, а по происхождению изменения состояния земель они подразделяются на эволюционные, цикличные, антропогенные, чрезвычайные ситуации. В зависимости от сроков и периодичности проведения наблюдения за состоянием земель мониторинги подразделяются на базовые, периодические, оперативные, ретроспективные*(139).

2. Основными задачами мониторинга в принимаемых Правительством РФ программах признаются:

своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

с помощью формирования информационной базы мониторинга земель, информационное обеспечение государственного кадастра недвижимости, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель;

формирование нормативно-правовой и научно-методической базы мониторинга земель;

ландшафтно-экологическое районирование территории РФ с выделением ареалов основных негативных процессов по видам и степени их воздействия на состояние земель;

совершенствование существующих и внедрение новых методов, технических средств и технологий мониторинга земель;

формирование организационных структур мониторинга земель.

Выполнение Государственных программ мониторинга земель РФ, создание информационной базы данных о состоянии земельных ресурсов позволят обоснованно судить о степени суммарного воздействия негативных процессов и явлений, определять закономерности в развитии и своевременно проводить диагностику и оценку этих процессов и явлений, разрабатывать меры по предупреждению и устранению последствий негативных влияний техногенного и природного характера, на более высоком качественном уровне осуществлять контроль за состоянием земель, их использованием и охраной.

Начиная с 1996 г. в РФ создается многоуровневая информационная база мониторинга земель, налаживается постоянно действующая система прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и использование земель.

Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка:

состояния землепользований, угодий, полей, участков;

процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастания и закустаривания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными веществами;

состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;

процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;

состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными.

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.

По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложениями к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер (п.п. 10, 11 Положения).

Одним из этапов ведения государственного мониторинга земель является реализация методов хранения, систематизации, оперативной обработки и выдачи информации, для оперативного предупреждения органов управления и контроля за состоянием и использованием земель, а также граждан о негативных изменениях состояния и использования земель.

Федеральными законами от 27 июля 2006 г. N 149 *(140) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства РФ"*(141) и другими нормативными правовыми актами регулируются состав информационных ресурсов, информационные технологии и средства их обеспечения, защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных указанным ФЗ и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности*(142).

Не может быть ограничен доступ к:

информации о состоянии окружающей среды;

иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Государственные информационные системы создаются с учетом требований, предусмотренных ФЗ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (в ред. от 8 мая 2009 г.) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

Другими словами, граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам, которые используются при регистрации права собственности на землю, ведении государственного кадастра недвижимости, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, планировании рационального использования земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, выводу из оборота, консервации и восстановлению деградированных и нарушенных земель, реабилитации загрязненных и санации биологически зараженных земель, определении штрафных санкций за нарушение правовых норм землепользования, деградацию, загрязнение и биологическое заражение земель. Документированная информация государственного мониторинга земель является открытой и общедоступной, за исключением данных, отнесенных законодательством РФ к информации ограниченного доступа. Информационные ресурсы системы государственного мониторинга земель являются официальными и используются при регистрации прав на землю, ведении государственного кадастра недвижимости, проведении землеустройства, государственном контроле за использованием и охраной земель, планировании рационального и эффективного использования земель, оценке земель, определении санкций за нарушение правовых норм землепользования и т.п. Указанная информация вносится в государственный кадастр недвижимости.

Так, в п. 2 Положения о порядке взаимодействия, правовом статусе выдаваемой информации, обмене данными и финансировании организаций, работающих в области мониторинга земель г. Москвы*(143) предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченной организацией по формированию в банке данных следующих специальных видов информации по мониторингу земель:

- данные ответов по земельному балансу и о состоянии и использовании земель г. Москвы административных округов и районов города;

- данные о границах и об изменениях границ городских земель в соответствии с их составом, в том числе территорий сельскохозяйственного использования земельных участков;

- данные о границах и об изменениях границ участков отдельных землепользований и землевладений независимо от форм собственности;

- данные оценки эффективности использования земель и степени освоения их по всему составу городских земель;

- сведения по анализу воздействия негативных процессов на состояние городских земель и о мероприятиях по предупреждению, локализации и устранению их последствий;

- тематические карты и атласы, характеризующие состояние земельного фонда г. Москвы и отдельных территорий;

- данные о состоянии освоения городских земель, полученные по материалам аэрофотосъемки, космической, телевизионной и тепловой съемок;

- данные обследований городских земель, проводимых с целью создания земельного кадастра и ведения мониторинга земель г. Москвы (функции других участников по формированию в банке данных по мониторингу см. Положение).

Форма и порядок предоставления информации по мониторингу земель г. Москвы определяются в процессе взаимодействия организаций - владельцев соответствующей информации с учетом их готовности предоставления.

Пользователями данных мониторинга земель в соответствующих объемах могут быть любые юридические и физические лица, включая иностранные и международные организации, заинтересованные в их получении. Они обязаны использовать предоставленную информацию строго по целевому назначению, указываемому при заказе информации.

Каждая из данных организаций может быть также и потребителем информации. Взаимодействие и обмен данными между организациями в системе мониторинга земель осуществляются через Управление Москомзема (ныне Департамент по земельным ресурсам города Москвы (УГЗКиМЗ).

Передача и обмен информацией в системе мониторинга земель осуществляются как на традиционных носителях, так и с использованием компьютерных технологий и средств связи. Передача и обмен информацией между Департаментом по земельным ресурсам города Москвы и организацией - владельцем информации осуществляются на основе двусторонних договоров на информационные услуги. В договоре определяются перечень услуг и требования к ним.

3. Мониторинг земель является составной частью общего мониторинга за состоянием окружающей природной среды. В зависимости от целей наблюдения и охватываемой территории в соответствии с федеральными, региональными и местными программами осуществляется федеральный, региональный и локальный мониторинги земель.

Федеральный мониторинг охватывает всю территорию РФ, обеспечивая необходимые наблюдения за состоянием и использованием земель федеральной собственности, территорий регионов с критическим экологическим состоянием земель, значимым для национальной безопасности страны.

Региональный мониторинг охватывает территории в пределах административных границ субъектов РФ, на территориях других административно-территориальных образований, значимых для субъектов РФ, т.е. территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами.

Локальный мониторинг ведется на объектах ниже регионального уровня, в границах административных районов, населенных пунктов, вплоть до территорий отдельных землепользований, земельных участков, на которых наблюдения за состоянием и использованием земель разных форм собственности необходимы для регулирования землепользования и земельных отношений.

4. В соответствии с ФЗ от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства РФ"*(144) порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Ведение государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии*(145) (далее - Росреестр), ее территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при участии заинтересованных министерств, общественными объединениями и иными организациями.

Указанные органы, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель"*(146), разрабатывают и реализуют федеральные, региональные и местные целевые программы государственного мониторинга земель, а также иные государственные программы, планы, мероприятия, проекты, договоры и соглашения по природоохранным и другим проблемам в части мониторинга земель с использованием материалов, данных и сведений, получаемых другими подсистемами ЕГСЭМ, оказывают государственные услуги в сфере ведения государственного мониторинга.

Росреестр находится в ведении Министерства экономического развития РФ.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Структура, объем и сроки представления указанных данных о состоянии и использовании земель определяются Росреестром.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ, ежегодно представляемого Росреестром по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и других граждан.

Порядок представления указанных данных определяется Росреестром.

Данные о выявленных особо опасных процессах и явлениях доводятся до сведения Правительства РФ незамедлительно. Все перечисленные органы участвуют в разработке и реализации иных государственных программ, планов, мероприятий, проектов, договоров, соглашений по природоохранным и другим проблемам в части мониторинга земель.

Информация о состоянии земельных ресурсов областей, краев, республик в составе РФ, автономных областей и автономных округов оформляется в виде отчетов, научных прогнозов, докладов и публикуется в специальных периодических изданиях.

Органы местного самоуправления участвуют в разработке и реализации региональных программ, разрабатывают и реализуют муниципальные программы и мероприятия мониторинга земель*(147).

Поскольку земли населенных пунктов в большей степени, чем земли других категорий земель, подвержены различным природным и антропогенным воздействиям, рассмотрим некоторые аспекты ведения мониторинга в Москве. Мониторинг городских земель - это также система наблюдений за состоянием городского земельного фонда по определению основных негативных процессов, влияющих на изменение состояния городских земель, их оценка, предупреждение и устранение их последствий. Он ведется наземными методами и средствами, методами дистанционного зондирования с использованием фондовых (архивных) данных. В зависимости от размеров территории в Москве также выделяются региональный (в пределах городской черты) и локальный (локальный местный и локальный детальный) уровни мониторинга.

Распоряжением Мэра Москвы от 6 февраля 1997 г. N 105-РМ "О порядке взаимодействия, правовом статусе выдаваемой информации, обмене данными и финансировании организаций, работающих в области мониторинга земель г. Москвы"*(148), распоряжением Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1049-РП "О создании автоматизированной информационной системы "мониторинг реализации генерального плана развития Москвы"*(149), ведение мониторинга московских земель возложено на Московский земельный комитет (ныне Департамент земельных ресурсов города Москвы), который осуществляет функции совместно с другими органами исполнительной власти города Москвы с привлечением:

- Московского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (МосЦГМС) в части мониторинга загрязнения земель тяжелыми металлами и другими опасными веществами;

- Московского лесопаркового территориально-производственного объединения "Мослесопарк" (МЛТПО "Мослесопарк") в части мониторинга лесных насаждений и парков;

- Московско-Окского бассейнового водохозяйственного объединения (МОБВХО) в части мониторинга водных источников, прибрежных полос, водоохранных зон и их загрязнения;

- Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (МГЦ ГСЭН) г. Москвы в части мониторинга санитарно-гигиенического состояния земель;

- Московского научно-производственного центра геолого-экологических исследований и использования недр "Геоцентр-Москва" (МНПЦ "Геоцентр-Москва") в части мониторинга геологических наблюдений за развитием карстово-суффозионных, оползневых и техногенных процессов, мощности и обводненности техногенных отложений.

На специальные органы возложена обязанность по организации государственного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, осуществлению мониторинга земель и выявлению нарушений земельного законодательства*(150).

Так, в постановлениях Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 (в ред. от 22 июня 2007 г.) "О государственном земельном контроле"*(151), от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии)*(152) государственный земельный контроль осуществляет Росреестр через свои территориальные органы*(153) также совместно и во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами*(154).

В пределах своей компетенции государственный контроль в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования*(155).

Министерство сельского хозяйства РФ организует учет и проведение мониторинга мелиорированных земель*(156).

Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются по районам, городам, автономным образованиям, областям, краям, республикам в составе РФ и РФ в целом, а также по отдельным природным комплексам.

В целях приведения договорной документации в соответствие с Гражданским кодексом РФ и укрепления договорной дисциплины приказом бывшего комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 16 апреля 1996 г. N 28 утверждена форма договора на выполнение проектных и изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель.

Настоящая форма договора введена в действие с 31 марта 1996 г. Данным приказом соответствующим службам субъектов РФ, директорам институтов и предприятий данной системы поручено обеспечить применение указанной формы договора при его заключении со всеми предприятиями, организациями и учреждениями, а также принять надлежащие меры по полному и качественному составлению и оформлению договорной документации.

Принципами ведения мониторинга являются: достоверность и точность данных мониторинга земель фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов; непрерывность ведения мониторинга земель; единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных; наглядность; доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну; экономичность и эффективность; централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ.

Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в органах Росреестра.

Из п. 7 Положения об осуществлении государственного мониторинга земель (далее - Положение) следует, что для получения необходимой информации при мониторинге земель применяются:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

в) наземные съемки, наблюдения и обследования (сплошных и выборочных);

г) соответствующие фонды данных*(157).

Главное назначение съемок и наблюдений с космических аппаратов и высотных самолетов - получение характеристик состояния земель на глобальном и региональном уровнях.

Съемки и наблюдения с помощью малой авиации проводятся для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации.

Наземные наблюдения проводятся по всем категориям земель с использованием полигонов, эталонных участков, стационарных и передвижных лабораторий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.075 с.)