Третий этап революции (январь 1906-3 июня 1907) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третий этап революции (январь 1906-3 июня 1907)



Период спада революционных выступлений. Спад выражался в постепенном уменьшении стачечного движения. Если в 1905 году в стачках участвовало до 3 000 000, то в 1906 – около 1 000 000, в 1907 – до 700 000. В 1906 году после посевной поднялась новая волна крестьянских выступлений, которые были быстро подавлены.

9-10 июля 200 депутатов собрались в Выборге, где написали воззвание «Народу от народных представителей». В нем депутаты призывали население прекратить выплату налогов и повинностей. Воззвание не вызвало общественного резонанса, а его составители были арестованы.

Значение революции

Первая русская революция была буржуазно-демократической по своему характеру, так как ставила задачи буржуазно-демократического преобразования страны - ликвидации самодержавия, сословного строя и помещичьего землевладения, введения основных демократических свобод, снятия национальных ограничений. Главным вопросом революции был аграрно-крестьянский вопрос. В результате революции произошли изменения в государственном строе РИ.

(21) Политика правительства в 1905 году. Манифест 17 октября.

18 февраля 1905 года рескриптом Николая II новому министру МВД Булыгину было предписано приступить к разработке закона о создании выборного представительного учреждения. 6 августа 1905 г. были обнародованы утвержденные царем "Учреждение Государственной думы" и "Положение о выборах в Государственную думу". Согласно этим актам учреждалась законосовещательная Государственная дума, в которую предстояло избирать депутатов по типу выборов в земства - по трем уровням: землевладельческой, городской и сельской. Выборы для первых двух курий устанавливались двухстепенные, для третьей - четырехстепенными. Избирательное право распространялось на лиц мужского пола не моложе 25 лет. В выборах в Думу не могли участвовать военнослужащие, учащиеся, рабочие, ремесленники, батраки и "бродячие инородцы". Эта "булыгинская дума", как ее именовали, вызвала активный бойкот со стороны рабочих, крестьян, интеллигенции, всех левых партий и объединений. Бойкот сорвал попытку правительства созвать такую Думу.

Под воздействием Октябрьской стачки самодержавие вынуждено было пойти на новые уступки. 17 октября Николай II подписал Манифест о даровании населению "незыблемых основ гражданской свободы" на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов, о предоставлении новой Государственной думе законодательных прав, причем указывалось, что никакой закон не может получить силы без одобрения его Думой.

Обнародование манифеста 17 октября 1905 г. вызвало ликование либерально-буржуазных кругов, которые считали, что создались все условия для легальной политической деятельности. Манифест 17 октября послужил толчком к образованию двух влиятельных буржуазных партий - кадетов и октябристов. Манифест 17 октября у части демократической интеллигенции и у некоторых рабочих вызвал иллюзии о возможности мирного развития революции. Этим иллюзиям поддались и меньшевики. С изданием этого манифеста через неделю прекратилась Октябрьская политическая стачка. Кроме того, манифест положил начало формированию российской многопартийности.

С целью преодоления ведомственной разобщенности и консолидации высшей исполнительной власти 19 октября 1905 г. был издан указ о превращении Совета министров в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, на него возлагалось "направление и объединение действий" всех ведомств в вопросах законодательства и управления. Устанавливался порядок, при котором законодательные предложения министров не могли быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров.

Содержание Манифеста 17 октября 1905 г. и издание 23 апреля 1906 г. в развитие его положений акта под названием "Основные государственные законы" свидетельствуют о противоречивости их характера. В них декларировалось, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения его Государственной думой, однако реальную силу законы получали после утверждения их императором. Государственная дума как законодательный орган по этим законам нисколько не подрывала прерогатив самодержавной власти императора. Император, как и прежде, назначал и смещал министров, ответственных только перед ним, а не перед Думой. Ему принадлежало исключительное право заключать договоры с другими государствами. И вообще прерогативы Думы не распространялись на вопросы внешней политики. Формально царь не мог издавать новых законов без одобрения их Думой, однако 87-я статья "Основных государственных законов" позволяла ему издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона, что часто и проводилось на практике. Хотя Думе и было предоставлено право утверждать государственный бюджет, тем не менее многие важные его статьи (расходы Синода и основных министерств - императорского двора, военного, морского, внутренних и иностранных дел) были изъяты из ее ведения, так что Дума могла контролировать не более половины бюджета. В статьях 4-й и 9-й "Основных государственных законов" указывалось, что "императору все российскому принадлежит верховная самодержавная власть", "государь император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения".

24 ноября 1905 г. вышел указ о новых "Временных правилах о повременных изданиях", который упразднял предварительную цензуру для периодических изданий.

11 декабря 1905 г. был издан разработанный правительством С.Ю. Витте новый избирательный закон в Государственную думу. Он сохранял основные положения избирательного закона 6 августа 1905 г. с тем лишь различием, что теперь к участию в выборах допускались и рабочие, для чего вводилась четвертая, рабочая, курия и увеличивалось число мест для крестьянской курии. Сохранялась многостепенность выборов: сначала избирались выборщики, а из них - уже депутаты в Думу, при этом один выборщик приходился на 90 тыс. рабочих, на 30 тыс. крестьян, 7 тыс. представителей городской буржуазии и 2 тыс. помещиков. Таким образом один голос помещика равнялся 3 голосам буржуазии, 15-ти крестьян и 45-ти рабочих. Тем самым создавалось существенное преимущество для представительства в Думе помещикам и буржуазии.

(22) Развитие политической ситуации в 1906 – 1907 гг. Государственная дума.

20 февраля 1906 года было издано «Учреждение Государственной Думы». Дума работала в течении 5 лет, император мог досрочно распустить Думу и назначить новые выборы. Тогда же был издан указ о переустройстве «Учреждения Государственного Совета». Госсовет становится верхней палатой парламента – он наделяется законодательными полномочиями: право утверждать или отклонять законы, принятые Государственной думой. Изменен был и состав Государственного совета. Число членов его увеличивалось до 190 (втрое). Половина их, как и председатель Совета, по-прежнему назначались царем, другая половина избиралась на основе высокого имущественного ценза губернскими земскими собраниями, дворянскими обществами, биржевыми комитетами, купеческими управами и православным духовенством; в него посылались и представители от университетов. Таким образом, Государственный совет состоял преимущественно из представителей поместного дворянства и крупной буржуазии. В Государственный совет избирались лица не моложе 40 лет и окончившие курс в высших или специальных средних учебных заведениях. Избирались они на 9 лет, при этом каждые 3 года треть их переизбиралась.

Указом 26 апреля 1906 г. о "Временных правилах для неповременной печати" упразднялась предварительная цензура и для непериодических изданий (книг и брошюр). Однако это не означало окончательной отмены цензуры. Сохранялись разного рода взыскания (штрафы, приостановка издания, предупреждения и пр.) к издателям, выпускавшим в свет "неугодные" с точки зрения властей статьи в периодике или книги. Указ 28 марта 1906 г. "Об изменении и дополнении Временных правил о периодической печати" ужесточил наказания за их нарушение. За 1906 г. различным взысканиям подверглись до 250 издателей и журналистов, было закрыто 370 периодических изданий.

В марте-апреле 1906 года состоялись выборы в I Думу. Было избрано 448 человек, большинство не получила ни одна партия, доминировали Кадеты, которые получили 43%. Также были избраны трудовики, октябристы и автономисты – от нац окраин. Председателем I Думы стал кадет Муромцев. Дума проработала 72 дня. Важнейшим вопросом I Думы стал аграрный – обсуждались «Проект 42-х» от кадетов и «Проект 104-х» от трудовиков. Предполагалось создание гос земельного фонда для наделения землей безземельного и малоземельного крестьянства. Кадеты выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств, а те земли,которые сдавались в аренду, отчуждались за рыночную цену. Трудовики желали ограничить частное землевладение, требовали объявления политической амнистии, упразднения Государственного совета, расширения законодательных прав Думы, установления ответственности министров перед "народным представительством" (т.е. перед Думой), выступали за уравнительное землепользование.

8 июня 1906 года I Дума была распущена. В манифесте говорилось о том, что Дума еще больше разжигает смуту, вместо того, чтобы успокаивать народ.

Выборы во II Государственную думу состоялись в феврале 1907 г. II Дума оказалась "левее" первой. Из 518 депутатов II Думы 223 принадлежали к левым партиям и группам. Первое свое заседание II Дума открыла 20 февраля 1907 г. Председателем Думы был избран земский деятель кадет Ф.А. Головин. Кадеты приняли тактику "бережения" Думы, т.е. не дать повода правительству для ее разгона. II Дума просуществовала всего 102 дня. В ней, как и в I Думе, центральное место занял острый аграрный вопрос. Левые фракции Думы потребовали полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность. 1 июня 1907 г. на закрытом заседании Думы Столыпин выступил с заявлением об имеющихся в распоряжении следствия материалах, якобы указывающих на наличие этого заговора, и потребовал исключить из состава Думы 55 депутатов социал-демократической фракции, 16 из них лишить депутатской неприкосновенности и дать санкцию на их арест. 3 июня 1907 г. были обнародованы царский Манифест о роспуске Думы и новый закон, изменивший порядок выборов в Думу.

(23) Правые партии в России в начале XX века: программы, лидеры, деятельность.

Помещичье-клерикальные консервативные партии были представлены "Союзом русского народа" и "Русским народным союзом имени Михаила Архангела". Предшественником их было "Русское собрание", возникшее в 1900 г. и поставившее своей целью защиту русской культуры.

Быстрый рост черносотенных организаций происходил после издания манифеста 17 октября 1905 г. За несколько месяцев в разных городах зарегистрированы десятки черносотенных союзов и партий: "Союз законности", "Партия народного порядка", "Царско-народное общество", "Самодержавно-монархическая партия", "Патриотическое общество молодежи <<Двуглавый орел>>" и др. В 1906 г. была предпринята попытка создать единый центр - "Главную управу объединенного русского народа".

"Союз русского народа", оформившийся в ноябре 1905 г. в Петербурге, явился самой крупной организацией. К весне 1907 г. в него влилась большая часть правых организаций и групп. Ему содействовали правительственные лица, оказывал финансовую помощь Департамент полиции, покровительствовал ему сам Николай II. Лидеры этой организации заявляли, что она объединяет до 3 млн. человек, противники считали, что максимум - 10-20 тыс., в действительности - от 60 тыс. до 100 тыс. членов. К концу 1907 г. отделения этой организации действовали в 66 губерниях и областях. В "Союз русского народа" входили титулованная знать, высшее чиновничество и часть творческой интеллигенции. Эта партия привлекла в свои ряды мелких лавочников, мещан, купцов, помещиков, а также монархически настроенных крестьян. Лидерами партии были чиновник особых поручений при Министерстве внутренних дел В.М. Пуришкевич, А.И. Дубровин - доктор медицины, публицист, издатель крайне правой газеты "Русское Знамя" (ставшей органом этой партии), и курский помещик Н.Е. Марков (Марков 2-й). Дубровин стал председателем Главного совета - руководящего органа партии.

Эти представители правого экстремизма возродили лозунг "православие, самодержавие, народность". Черносотенцы как последовательные защитники самодержавия, пользовались особым расположением царского двора, но вместе с тем нападали на чиновничью бюрократию. Союз заявлял, что все народности, имеющие исконную племенную оседлость в коренной России и живущие извечно среди русского народа, "он признает равными себе, своими верными и добрыми соседями, друзьями и сородичами". Но вместе с тем он выступал с антисемитским требованием лишить евреев всех прав, изгнать их из всех учебных заведений, где учатся христианские дети, и даже запретить им заниматься промыслами. Черносотенцы носились с идеей содействовать созданию еврейского государства и выселить туда всех российских евреев, "каких бы материальных жертв такое выселение не потребовало от русского народа". Они категорически отвергали изменение государственного строя на конституционной или парламентской основе. В качестве первоочередной меры они считали необходимым созыв Земского собора из "излюбленных коренных русских людей"; выступали за "единую и неделимую Россию", не допуская национального самоопределения в какой бы то ни было форме. Они отстаивали принцип неприкосновенности частной земельной собственности, отвергая любые варианты отчуждения частновладельческой земли даже за вознаграждение ее владельцам. Ими проповедовалась безусловная необходимость сохранения неограниченной власти царя и господствующего положения Русской православной церкви.

В Москве, Петербурге, Архангельске, Астрахани, Вологде, Гомеле, Екатеринославе, Киеве, Кишиневе, Минске, Одессе, Тифлисе, Ярославле черносотенцы создали свои "боевые дружины", в которых состояли главным образом мелкие ремесленники, лавочники, дворники и даже деклассированные элементы. Своими противниками черносотенцы считали не только революционеров, но и Милюкова, Витте, Столыпина. Черносотенцы стремились содействовать карательным органам самодержавия. Их "методы борьбы" - избиения демонстрантов, погромы, убийства из-за угла.

Вторая монархическая организация - "Русский народный союз имени Михаила Архангела" - представляла собой отколовшуюся в ноябре 1907 г. от "Союза русского народа" клерикальную ее часть. Как самостоятельная партия она оформилась с принятием ее устава в марте 1908 г. В этой партии насчитывалось около 20 тыс. членов, в основном представителей наиболее консервативной части православного духовенства. Основателем и лидером этой партии стал тот же В.М. Пуришкевич, она преследовала те же цели, что и "Союз русского народа".

После революции происходило резкое сокращение численности членов всех основных партий, а многие мелкие партии и группы вообще прекратили свое существование.

(24) Либеральные партии в России в начале XX века: программы, лидеры, деятельность.

Главной либеральной партией, претендовавшей на общенациональное руководство, была Конституционно-демократическая партия (кадеты), которая оформилась на своем I Учредительном съезде в Москве 12 - 18 октября 1905 г. Позднее она стала называть себя "партией народной свободы". Она была преимущественно "интеллигентской" партией. В ней состояли главным образом преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, а также представители либерально-настроенных помещиков и буржуазии, отчасти ремесленники. В свои ряды партия кадетов привлекла также немногих рабочих и крестьян. В кадетской партии состояла элита русской интеллигенции. Членами этой партии были видные ученые - В.И. Вернадский, С.А. Муромцев, известные историки - А.А. Корнилов, А.А. Кизеветтер,, экономисты и публицисты - П.Б. Струве и др.

Общая численность партии колебалась в пределах 50-60 тыс. членов (после поражения революции численность кадетской партии сократилась вдвое). Лидером кадетской партии был блестящий оратор и публицист, видный историк П.Н. Милюков.

Главной своей целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции. Неограниченная монархия должна была быть заменена парламентарным демократическим строем. Они выступали за разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение "гражданских политический прав личности", за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе. Кадеты предусматривали введение 8-часового рабочего дня на предприятиях, право рабочих на стачки, на социальное страхование и охрану труда. В их программе были пункты о восстановлении государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России, и культурной автономии других народов. В решении аграрного вопроса кадеты полагали частичное "отчуждение" (до 60%) помещичьей земли в пользу крестьян, но "по справедливой оценке" (т.е. по рыночным ценам), выступали за частную земельную собственность и были решительными противниками ее обобществления. Программа кадетов была направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Осуществления своих целей они добивались только мирными средствами - путем получения большинства в Государственной думе и проведения через нее записанных в их программе реформ.

Кадетская партия не представляла единства. Впоследствии в ее составе определились три направления: "левые" и "правые" кадеты и центр.

Правые: "Союз 17 октября" (октябристы), принял это название в честь царского Манифеста 17 октября 1905 г., который, как считали октябристы, знаменовал собой вступление России на путь конституционной монархии. Это была партия крупного капитала - верхов торгово-промышленной буржуазии и помещиков - предпринимателей. Возглавил ее крупный московский домовладелец и промышленник А.И. Гучков, "прирожденный политик", высокообразованный блестящий оратор и публицист, экстравагантный, склонный к авантюризму.

Октябристы ставили своей целью "оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ". Они выступали за наследственную конституционную монархию, в которой император, как носитель верховной власти, ограничен постановлениями "Основных законов". Выступая против неограниченного самодержавия, октябристы были и против установления парламентарного строя, как неприемлемого для России политически и исторически. Они стояли за сохранение конституционным монархом титула "самодержавный"; предусматривали введение двух палатного "народного представительства" - Государственной думы и Государственного совета, формируемых на основе цензовых выборов - прямых в городах и двухстепенных в сельской местности. Гражданские права в программе октябристов включали свободу совести и вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, собраний, союзов, передвижения. В национальном вопросе октябристы исходили из принципа сохранения "единой и неделимой России", выступая против любой формы "федерализма".

Социальная программа октябристов сводилась к следующему. Для разрешении аграрного вопроса они предусматривали передачу крестьянам через особые земельные комитеты пустующих казенных, удельных и кабинетских земель, а также содействие покупке земли крестьянами "у частных владельцев" при посредстве Крестьянского банка, требовали возвращения крестьянам отрезков, произведенных от их наделов в 1861 г. Октябристы допускали и "принудительное отчуждение" части частновладельческих земель с обязательным вознаграждением владельцев за счет казны. Они выступали за регулирование аренды, переселение малоземельных и безземельных крестьян на "свободные земли", требовали уравнения крестьян в правах с остальными сословиями, активно поддерживали столыпинскую аграрную реформу.

Октябристы признавали свободу рабочих организаций, союзов, собраний и право рабочих на стачки, но только на почве экономических, профессиональных и культурных нужд, при этом на предприятиях, "не имеющих государственного значения". Они выступали за ограничение продолжительности рабочего дня, но не в ущерб промышленникам, введения страхования рабочих, требовали сокращения налогового обложения населения. Они были сторонниками расширения народного образования, декларировали необходимость реформы суда и административного управления.

Государственное устройство октябристы представляли как конституционную монархию с Государственной думой. Они выступали за "сильную монархическую власть", но за необходимость проведения реформ, обеспечивавших свободу буржуазному предпринимательству. Свобода промышленности, торговли, приобретения собственности и охрана ее законом - главные программные требования октябристов.

В 1905 - 1907 гг. "Союз 17 октября" насчитывал до 30 тыс. членов. Его печатным органом была газета "Голос Москвы". В 1906 г. октябристы издавали до 50 газет на русском, немецком и латышском языках.

 

"Промежуточное положение между кадетами и октябристами занимала "Партия мирного обновления" и ее преемница "Партия прогрессистов". Первая сформировалась в июле 1906 г. из "правых" кадетов и "левых" октябристов. Представляя собой умеренных либералов, они не принимали как курса октябристов, так и "левого уклона" кадетов в некоторых программных вопросах (главным образом, в решении аграрного - здесь они склонялись к требованию октябристов). Лидерами "мирообновленцев" были видные земские деятели - один из основателей "Союза 17 октября" граф П.А. Гейден и Д.Н. Шипов, а также крупный землевладелец князь Н.Н. Львов и профессор Московского университета князь Е.Н. Трубецкой.

(25) Революционные партии в России в начале XX века.

РСДРП организационно оформилась на II ее съезде (1903) и тогда же произошел ее раскол на большевиков и меньшевиков. Однако формально (вплоть до марта 1917 г.) и те и другие продолжали считаться состоявшими в одной партии.

На II съезде РСДРП была принята единая (для большевиков и меньшевиков) программа, состоявшая из двух частей. Первая ("программа минимум") предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия, введение демократической республики и широкого местного самоуправления, предоставления права само определение всем нациям, входящим в состав России, установление 8-часового рабочего дня для лиц наемного труда. В аграрном вопросе выдвигались следующие требования: возвращение крестьянам во время проведения реформы 1861 г. отрезков от их наделов, отмена выкупных и оброчных платежей за землю, а также возвращение крестьянам ранее выплаченных ими выкупных сумм. В 1906 г. аграрная программа была пересмотрена. Теперь уже выдвигалось требование полной конфискации всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель. Это требование, как уже сказано, было заявлено самими крестьянами на двух Всероссийских съездах Крестьянского союза и заставило изменить аграрную программу РСДРП на IV ее съезде в апреле 1906 г.. Аграрной программой РСДРП предусматривалась национализация всех земель.

Аграрную программу меньшевиков предложил крупный экономист-аграрник П.П. Маслов. Его поддержал Плеханов. Это была программа муниципализации земли. Суть ее заключалась в том, что конфискованные помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли предоставлялись в распоряжение органов местного самоуправления (муниципалитетов), которые потом распределяли ее между крестьянами. Предусматривалось сохранение собственности крестьян на их надельную землю. Допускался и переход части земли в руки государства для создания переселенческого фонда. Программа меньшевиков была нацелена против властного вмешательства государства в аграрные отношения.

Вторая часть программы РСДРП ("программа-максимум") предусматривала социалистическое переустройство общества после победы пролетарской революции. Однако реализацию этой программы большевики и меньшевики представляли себе по-разному. Большевики ориентировались на немедленное построение социализма после победы пролетарской революции, даже предусматривали возможность непосредственного "перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую", без какого бы то ни было переходного периода. Меньшевики считали утопией насаждение социализма в экономически и культурно отсталой стране.

В период революции 1905 - 1907 гг. численность РСДРП значительно выросла. Если перед революцией в рядах РСДРП насчитывалось 2,5 тыс. членов (по другим данным 8,6 тыс.), то к концу революции - уже 70 тыс. При этом меньшевики составляли большинство (45 тыс.).

Партия эсеров хотя формально и заявила о своем возникновении в 1902 г., но организационно оформилась на ее Учредительном съезде, состоявшемся 29 декабря 1905 г.2- 4 января 1906 г. в Финляндии, на котором были приняты ее программа и устав. Программа эсеров предусматривала: свержение самодержавия и установление демократической республики, автономию областей и общин на федеративных началах, широкое применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение, введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, всеобщее избирательное право без различия пола, религии и национальности, бесплатное образование, отделение церкви от государства и свободу вероисповедания, свободу слова, печати, собраний, стачек, неприкосновенность личности и жилища, уничтожение постоянной армии и замену ее "народной милицией", введение 8-часового рабочего дня, отмену всех налогов, "падающих на труд", но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей.

Центральное место в эсеровской программе занимал аграрный вопрос. Эсеры требовали изъять землю из частной собственности. Но они выступали не за национализацию ее, а за "социализацию", т.е. передачу ее не государству, а в общенародное достояние. Землей, считали эсеры, должны распоряжаться общины, которые будут распределять ее в пользование по "трудовой" норме среди всех граждан республики, для которых самостоятельный труд на земле является основным источником существования. Они выступали за сохранение крестьянской общины как основы создания общественных отношений в деревне социалистического характера.

Тактика эсеров предусматривала пропаганду и агитацию, организацию стачек, бойкота и вооруженных акций - вплоть до организации вооруженных восстаний и применения индивидуального политического террора. Впрочем, террор они рассматривали как "крайнее" средство. Им занималась небольшая "Боевая группа",которая вначале насчитывала 10 -15, а в ходе революции 1905 - 1907 гг. - 25-30 человек. Руководили "Боевой группой" Евно Азеф и Борис Савинков. Они организовали убийства ряда крупных государственных лиц.

(26) Третьеиюньская монархия. Столыпинская аграрная реформа.

В результате государственного переворота 3 июня 1907 г. в России установилась так называемая "третьеиюньская" политическая система. Обнародованный 3 июня 1907 г. новый избирательный закон ограничивал представительство в Государственной думе для основной массы населения России (рабочих, крестьян и жителей национальных окраин. Отныне выборы в Думу проходили по четырем куриям - землевладельческой (в основном помещики), первой городской (городские помещики-домовладельцы и крупная буржуазия), второй городской (в нее входили мелкие городские землевладельцы, ремесленники и рабочие) и крестьянской. Для первых двух курий устанавливались двухстепенные выборы, для третьей - трехстепенные и для четвертой - четырехстепенные. Каждая курия сначала избирала выборщиков, которые собирались затем на собрания выборщиков, а те уже избирали депутатов в Думу. 1 депутат избирался от 230 выборщиков от землевладельческой курии, 1 - от 1000 выборщиков первого разряда городской курии, 1 - от 15 тыс. выборщиков второго разряда городской курии и 1 - от 125 тыс. выборщиков от крестьянской курии.

Новый порядок выборов вдвое сокращал представительство от крестьян, в два с половиной раза - от рабочих. Ставка была сделана на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии, рассматриваемых как надежная социальная опора самодержавия. Помещики и крупная буржуазия, составлявшие в общей сложности менее одного процента населения страны, отныне получали более двух третей мест в Государственной думе. К окончанию срока полномочий III Думы численный состав ее фракций несколько изменился, однако это не сказалось на расстановке сил в Думе. Фракция октябристов оказалась наиболее значительной. Хотя она и не составляла большинства в Думе, но от нее зависел исход голосований: если октябристы голосовали вместе с другими правыми фракциями, то в Думе создавалось правооктябристское большинство, если вместе с кадетами и примыкавшими к ним, то октябристско-кадетское. Эти два блока в Думе позволяли правительству проводить политику лавирования.

Председателями III Государственной думы были: до марта 1910 г. Н.А. Хомяков (сын известного славянофила А.С. Хомякова), возглавлявший объединение правых группировок в Думе, а затем лидеры партии октябристов - А.И. Гучков (март 1910 - март 1911 гг.) и М.В. Родзянко (март 1911 г. - до конца полномочий Думы). Политика "третьеиюньской монархии" в целом расценивается как реакционная. Однако характерно сочетание реакционных мер с проведением реформ, лавирование между реакционными дворянскими кругами и либеральной буржуазией.

Проводником такого курса стал председатель Совета министров (с 1906 по 1911 гг.) Петр Аркадьевич Столыпин (1862 - 1911). Свою карьеру Столыпин начал на посту ковенского губернского предводителя дворянства, затем гродненского гражданского губернатора. 26 апреля 1906 г. он был поставлен во главе Министерства внутренних дел, а после разгона 8 июля того же года I Государственной думы назначен председателем Совета министров, с сохранением за ним портфеля министра внутренних дел. Террористические левые организации еще в 1905 г. приговорили Столыпина "к смертной казни". Всего на него было совершено одиннадцать покушений. Среди них большой резонанс имел взрыв на даче Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге 12 августа 1906 г., произведенный террористами из организации эсеров-максималистов. От взрыва погибли 27 человек (в том числе и террористы), 32 были ранены. Среди раненых оказались четырнадцатилетняя дочь и трехлетний сын Столыпина. Сам Столыпин не пострадал.

В ответ на этот акт террористов последовал указ от 19 августа 1906 г. о введении военно-полевых судов в губерниях, объявленных на чрезвычайном положении. В течение последующих 6 месяцев по заключениям военно-полевых судов было вынесено 1102 смертных приговора террористам (686 из них были казнены). За 1908 - 1909 гг. на эшафот было отправлено 2860 человек. Вместе с тем это и была ответная мера на широкую волну терроризма, поднявшуюся как в годы революции, так и после нее: за 1905 - 1907 гг. террористы (левые и правые) убили и ранили 9 тыс. человек, с января 1908 г. по май 1910 г. зарегистрировано до 20 случаев террористических актов и "экспроприаций" (ограблений с по мощью оружия), от которых пострадали 7,6 тыс. человек.

Убежденный монархист, последовательный сторонник и активный за щитник "твердой власти", Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на "модернизацию" России, развитие ее экономики и культуры, что в конечном счете позволит ей занять достойное место среди наиболее развитых держав мира.

16 ноября 1907 г. Столыпин выступил в Государственной думе со своей политической декларацией. Излагая программу расширения и переустройства местного самоуправления, развития просвещения, обеспечения неприкосновенности личности, он ставил проведение в жизнь этой программы в зависимость от принятия Думой его аграрной реформы. Столыпин ратовал за превращение России в "государство правовое", но под эгидой самодержавия. Столыпин предлагал расширить прерогативы и власть на местах губернаторов, уездных предводителей дворянства заменить уездными начальниками, назначаемыми Министерством внутренних дел из дворян. Он выступал за коренную реорганизацию местной администрации, усиление полиции путем расширения ее штатов, за увеличение жалованья чиновникам. Для проведения в жизнь своей программы реформ Столыпин стремился отвести не только социальную опасность изнутри, но и избежать военной извне. Вынося на обсуждение Государственной думы и Государственного совета правительственные программы укрепления обороноспособности страны, он постоянно подчеркивал необходимость избегать втягивания России в какой-либо военный конфликт.

Сам Столыпин являлся русским консерватором, который считал что для защиты самодержавия необходимы реформы, считал необходимым создать социальную базу самодержавия из мелких собственников. Столыпинская аграрная реформа – понятие условное. Она состоит из ряда отдельных реформ. Реформа должна была решить две задачи: политическую – создание массовой опоры самодержавия в деревне и социально-экономическую – необходимость повышения производительности сельского хозяйства.

Сама реформа проводилась с 1906 года и сошла на нет после убийства Столыпина в 1911 году. 5 октября 1906 года был издан указ об отмене ограничений для крестьянского сословия. Крестьяне были уравнены с другими российскими подданными в отношении государственной и военной службы, обучения в учебных заведениях и так далее. Следующим шагом было необходимо создать условия для развития частного мелкого аграрного хозяйства, при этом не ущемляя интересов помещиков.

Возглавив МВД, Столыпин поручил товарищу министра МВД Гурко разработать проект проведения аграрной реформы. Проект Гурко предполагал создание хуторских и отрубных хозяйств, ускоренную ломку крестьянской общины. Проект предусматривал, что каждый член общины мог заявить о своем выходе из нее с сохранением своего надела. В мае 1906 года состоялся первый съезд уполномоченных от дворянских обществ. Дворяне потребовали ликвидацию общины, но выступали против наделения крестьян землей за счет помещиков. В августе-октябре 1906 года был создан земельный фонд для продажи крестьянам и переселения их с территорий аграрного перенаселения на восток.

9 ноября 1906 года был издан указ, в соответствии с которым крестьяне свободно могли выходить из общины. Силу закона он принял только в 1910 году. В период революции крестьяне практически не выходили из общины. Крестьяне, которые вышли из общины, воспринимались другими крестьянами негативно.

Был также издан указ о землеустройстве. Предполагалось, что вышедшие из общины крестьяне получат из общинного земельного фонда на праве собственности земельный надел в виде хутора или отруба. Всего за годы реформы было создано около 200 000 хуторов и 1 300 000 отрубных хозяйств, на хутора и отруба перешло до 10% крестьянских хозяйств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.057 с.)