Либеральные реформы 60-х-70-х годов XIX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Либеральные реформы 60-х-70-х годов XIX века.



Подготовка отмены КП.

Еще при Николае I были образованы один за другим 9 Секретных комитетов по крестьянскому вопросу, деятельность которых не сдвинула вопрос с мертвой точки. При Александре II был образован 10 секретный комитет по крестьянскому вопросу, позднее преобразованный в Главный Комитет.

В первый год царствования Александра II к нему стали поступать записки с предложениями о проведении реформ. В 1855 году к Александру поступила «Дума русского» Петра Александровича Валуева (министра внутренних дел).

Впервые о намерении отменить крепостное право Александр II заявил 30 марта 1956 года в своей речи перед представителями московского дворянства. Александр сказал, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать революции снизу. В течение 1856 года правительство пыталось выяснить отношение дворянства к грядущей реформе. Была сделана очередная попытка добиться инициативы в подготовке и проведении реформы от самих дворян.

В 1856-59 годах императору предоставлялись проекты освобождения крестьян. Это были дворянские проекты, их было более 100 и делились они на 3 группы:

1. Проекты помещиков нечерноземных губерний. Наиболее известен проект тверского предводителя дворянства Луковского. Он предлагал освободить крестьян с землей без переходного состояния. Земля при этом должна быть выкуплена у помещиков самими крестьянами.

2. Проекты помещиков черноземной полосы. Наиболее типичен проект полтавского помещика Позена. Помещики Черноземья были заинтересованы в сохранении в своих руках максимального количества земли. Крестьянам предоставлялись при освобождении небольшие земельные наделы.

3. Проекты помещиков степной полосы. Проект самарского помещика славянофила Самарина. Он предлагал освободить крестьян с землей, но требуется установить переходный период на 10-12 лет. Во время этого переходного периода крестьяне несли перед помещиком свои прежние обязанности по оброку и барщине. Именно этот вариант и стал основой реформы.

Разработка реформы была поручена министерству Внутренних Дел и его начальнику Сергею Степановичу Ланскому. В январе 1857 года был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Осенью 1857 года помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний выразили свое стремление участвовать в подготовке реформы. В ноябре 1857 года в этих губерниях были учреждены три губернских комитета для подготовки местных проектов крестьянской реформы. В декабре того же года губернский комитет был также создан в Санкт-Петербурге. В течение 1858 года такие комитеты были открыты в 45 губерниях. Сам Александр II не ожидал от губернских комитетов большой пользы. В феврале 1858 года Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Большинство помещиков к царским рескриптам отнеслось отрицательно. В губернских комитетах началась борьба между либералами и консерваторами. Летом и осенью 1858 года Александр II совершает поездку по России. В своих выступлениях император подчеркивал незыблемость своего решения отменить крепостное право. Помимо помещиков, к реформе большой интерес проявило и крестьянство, которое всколыхнулись слухи о грядущем освобождении. В 1858 году было около 200 выступлений, в 1859 году – около 600. Наибольший резонанс получило восстание в Эстонии. Для крестьян Прибалтики освобождение случилось еще в 1816 году, но земли эти крестьяне не получили и сильно зависели от своих арендодателей.

4 марта 1859 года при Главном комитете по крестьянскому делу создается редакционная комиссия, возглавленная Яковом Ивановичем Ростовцевым. Редакционные комиссии представляли собой рабочий орган при Комитете и рассматривали проекты дворян. Комиссия делилась на Хозяйственный, финансовый и юридический отделы. Большинство членов Комиссии составляли либералы, примерно равным в Комиссии было число чиновников и общественных представителей.

В августе 1859 года был подготовлен проект «Положения о крестьянах». Предполагалось обсудить проект с представителями Губернских комитетов. Было принято решение собирать депутатов малыми группами. Первыми были 36 депутатов, а в феврале 1860 года – еще 45 депутатов. Депутатам было запрещено общаться между собой, собираться вместе, подавать коллективные предложения.

Проект «Положения о крестьянах» был подвергнут депутатами критике, депутаты отмечали, что нормы крестьянских наделов по проекту завышены, а крестьянские повинности - занижены. Депутаты черноземных губерний даже пытались сохранить право вотчинного суда. В проект были внесены незначительные поправки с учетом пожеланий депутатов. В октябре 1860 года Комиссия завершила работу над проектом, и он поступил в Главный комитет, где он обсуждался до 14 января 1861 года. 28 января проект поступил в Государственный Совет, где проект достаточно долго обсуждался. Только 16 февраля Государственный Совет, понукаемый Александром II, одобрил «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Император подписал «Положение...» 19 февраля 1861 года, к годовщине своего восшествия на престол. Одновременно с «Положениями…» был подписан Манифест «Об освобождении крестьян». В тот же самый день был учрежден Главный комитет об устройстве сельского состояния. Возглавил его брат императора ВК Константин Николаевич. Комитет должен был контролировать исполнение Манифеста и «Положения…», кроме того, Главный комитет выступал в качестве арбитра в спорах между крестьянами и помещиками.

Обнародование этих актов происходило в течение марта 1861 года, так как правительство опасалось новой вспышки крестьянских волнений.

(2) «Положения» 19 февраля 1861 года. Реализация реформ.

«Положения…» - 17 отдельных законодательных актов. Действие этих актов распространялось на 45 губерний. В общей сложности освобождено было 22,5 миллиона крепостных крестьян у 120 000 помещиков.

В манифесте объявлялось, что в течение 2 лет крестьяне были обязаны отбывать свои прежние повинности в пользу помещиков. Было установлено максимальное количество барщинных дней – не менее 70 дней в год. Был отменен сбор натуральных продуктов. Оброчных крестьян было запрещено переводить на барщину. После 1863 года временнообязанное положение крестьян сохранялось, и было ликвидировано лишь в 80-е годы XIX века при Александре III.

Крестьяне сразу получали личную свободу. Согласно реформе, в течение лета 1861 года, вводилось крестьянское общественное управление. За образец было взято деревенское самоуправление государственной деревни. Органом управления сельским обществом был сельский сход, куда входили все домохозяева общества. На сходе избирался сельский староста, представлявший интересы общества. На сельском сходе избирались представители на волостной сход – 1 человек от 10 дворов. Волостной сход и избирал волостного старшину на 3 года. На волостном сходе раскладывались мирские повинности, составлялись рекрутские списки, волостной старшина был обязан следить за порядком и благочинением. Существовал также волостной суд, рассматривавший крестьянские тяжбы по делам, сумма которых составляла не более 100 рублей.

Летом 1861 года создается институт мировых посредников. Мировые посредники должны были проверять, утверждать и вводить в действие уставные грамоты, разбирать споры между помещиками и крестьянами, осуществлять надзор над органами крестьянского самоуправления. Уставные грамоты – договора между крестьянским миром и помещиком о межевании земель. Мировые посредники назначались Сенатом из числа местных дворян-землевладельцев. Прежде всего, посредники отстаивали интересы дворян: своих соседей и друзей.

Были созданы также так называемые мировые участки. Мировой участок во главе с мировым посредником объединял несколько волостей. В губернии было 30-50 таких участков. Мировые посредники были подотчетны губернскому съезду МП, а съезд - губернскому по крестьянским делам присутствию.

Согласно положениям помещики сохраняли право собственности на всю принадлежащую им землю, а крестьяне, по сути, становились пользователями этой земли. Чтобы стать собственником земли крестьянин должен был выкупить ее у помещика. При определении норм крестьянских наделов вся территория России была разделена на 3 полосы – черноземную, нечерноземную и степную. Полосы делились на местности, на которых устанавливались пределы крестьянских земель. При наделении крестьян землей на практике вводились так называемые отрезки.

В конечном итоге бывшие крепостные крестьяне получили земли меньше, чем это было при крепостном праве. В среднем крестьянин получил 3,4 десятины, тогда как для ведения нормального хозяйства требовалось около 8 десятин.

Значение крестьянской реформы.

Реформа дала личную свободу крестьянству. Реформа затронула интересы помещиков и крестьян. Была ликвидирована помещичья монополия на использование крепостного труда, экономич могущество дворянства было подорвано. Дворяне потеряли земли. Была ликвидированиа вотчинная юстиция, крепостные вышли из административного контроля помещиков. Большинство помещиков видели в реформе начало своего разорения.

Крестьянская реформа характеризуется как непоследовательная и противоречивая. Реформа дала возможность России двигаться по буржуазному пути развития. В России в 1880-х начинается промышленный подъем. Была разрешена стоявшая перед российской промышленностью проблема свободной наемной рабочей силы.

Кардинальным образом изменилась социальная структура. Причем изменение структуры идет по буржуазному вектору. В России формируются новые классы – буржуазия и пролетариат. Крестьянство становится менее патриархальным, в крестьянскую среду начинают проникать новшества, выражающиеся через материальную культуру (новая одежда, предметы обихода)

Крестьянская реформа стала фундаментом дальнейших реформ Александра II, невозможных в крепостнической стране.

В то же время проблема нехватки земли у крестьян не была разрешена.

Городская реформа.

В 1870 году издается «Городовое положение» - акт, реформировавший органы городского самоуправления. Новое «положение» выстраивало органы самоуправления на буржуазных принципах. Органы городского самоуправления стали формироваться выборным путем на основе имущественного ценза. Избирать могли только мужчины, достигшие 25 лет. Выборы проходили по трем куриям: курия крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Курии составлялись исходя из принципа равенства общих сумм городских налогов. Численность городских дум зависела от количества горожан и составляла по России от 30 до 72 гласных. В Москве было 380, в Санкт-Петербурге – 250 гласных. На заседании городской думы избирались городской голова, заместитель головы и представители управы. Голова возглавлял как думу, так и управу города. В компетенции дум и управ были насущные хозяйственные вопросы городского управления. Также городское самоуправление заведовало медицинскими делами, занималось развитием торговли и т.д. Содержались также, пожарная охрана, полиция, тюрьмы, на что уходило до 60% городского бюджета.

(4) Судебная реформа 1864 г. Судебные уставы 1864г.

Судебная реформа была проведена в 1864 году. Это наиболее последовательная, продуманная и завершенная реформа из всех, проведенных в тот период. Реформированная судебная система стала одной из самых либеральных и передовых в мире.

Автором судебной реформы стал статс-секретарь Государственного Совета Сергей Иванович Зарудный. Именно им были разработаны основные положения реформы. Эти положения сводились к следующему:

1) Бессословность суда

2) Равенство граждан перед законом

3) Независимость суда от администрации

4) Достаточное материальное обеспечение судей и квалифицированный отбор кадров

Старые сословные суды были упразднены. Были созданы две системы суда: мировой суд и коронный суд, независимые друг от друга, подчиненные Сенату как высшему судебному органу.

Мировой суд вводился в уездах и разбирал мелкие уголовные и гражданские дела. Мировой суд состоял из одного человека – мирового судьи. Мировой судья избирался земским собранием или городской думой на 3 года. Мировым судьей мог быть избран (или назначен) только "местный житель" в возрасте не моложе 25 лет, "не опороченный по суду или общественному приговору", имевший высшее или среднее образование, "или прослуживший, преимущественно по судебной части, не менее трех лет". Мировой судья обладал широкими полномочиями при вынесении решения, зачастую ориентируясь не на букву закона, а на дух закона и свои убеждения. Территория уезда делилась на участки, совпадающие с границами волостей, в каждом из которых был свой мировой судья. На уровне уезда действовал уездный съезд мировых судей.

Коронный суд имел две инстанции. Первой инстанцией был окружной суд, судебный округ при этом совпадал с границами губернии. Второй инстанцией была судебная палата, объединявшая несколько округов и состоящая из уголовного и гражданского департаментов.

В основу судебной процедуры был положен состязательный процесс. Обвинение формулировалось и поддерживалось прокурором, интересы подсудимого защищались адвокатом присяжным поверенным.

Вводился также суд присяжных. Присяжные заседатели в количестве 12 человек должны были вынести вердикт, один из трех вариантов: виновен, невиновен, виновен, но заслуживает снисхождения. На основании вердикта присяжных коронный суд выносил приговор. В случае если мнения присяжных делились поровну, суд вставал на сторону обвиняемого.

Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных - адвокатуру, а также институт судебных следователей - особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось производство предварительного следствия по уголовным делам (ранее этим занималась полиция).

Председатели окружных судов и судебных палат должны были иметь высшее юридическое образование, а присяжные поверенные помимо высшего юридического образования должны были иметь и пятилетний стаж судебной практики. В присяжные заседатели избирались лица, обладавшие определенным имущественным цензом и проживавшие в данной местности не менее 2-х лет. Присяжными заседателями не могли быть духовные лица, военные, учителя народных школ, а также "опороченные по суду".

Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлялся обер-прокурором Сената, прокурорами судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиции как генерал прокурору. Прокуроры имели штат своих помощников - "товарищей прокурора".

Судебными уставами 1864 г. впервые в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные конторы со штатом нотариусов.

Действие судебных уставов 1864 г. распространялось только на 44 губернии (немногим более половины губерний) России. Судебные уставы не распространялись на Прибалтику, Польшу, Белоруссию, Сибирь, Среднюю Азию, северные и северо-восточные окраины Европейской России. Новые судебные учреждения вводились не сразу.

В 1866 г. было образовано лишь два судебных округа - в Москве и Петербурге. К 1870 г. новые суды были введены в 23 губерниях из 44, на которые распространялось действие уставов 1864 г. В остальных губерниях образование новых судов завершилось лишь к 1896 г.

Судебная реформа, несмотря на бессословность, сохраняет крестьянский волостной суд. Логика этого решения заключалась в том, что традиционные крестьянские представления о правильности зачастую шли вразрез с буквой закона.

Во 2/2 60-х – 70-е годы были введены некоторые ограничения – ограничение на присутствие на заседаниях, на освещение в печати судебных процессов, усиливалась зависимость судей от местной администрации, подрывался принцип несменяемости судей.

В целом судебная система впервые в России стала открытой, судебные решения получили освещение в печати.

(5) Военные реформы 1860 – 70-х гг.

В 1861 году военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин, старший брат Николая Алексеевича Милютина (член Госуд. Совета). Милютин был профессором Академии Генштаба, начальником штаба Кавказской Армии. С именем Д.А. Милютина, который пребывал на посту министра 20 лет, связано коренное переустройство русской армии.

В 1862 году Милютин представляет Александру II программу военных преобразований. По ней срок солдатской службы сокращался до 15 лет, причем после 7 лет службы солдату давался отпуск, были отменены телесные наказания.

В 1864 году была реорганизована система военного управления. Страна делилась на 15 военных округов, чем ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались условия для оперативного руководства войсками.

В 1867 году военному министерству было передано управление гвардией, инженерными войсками, артиллерией, а также управление военно-учебными заведениями. В том же году был принят военно-судебный устав, основанный на принципах судебной реформы 1864 года.

В 60-е годы также была проведена реформа учебных заведений армии. Кадетские корпуса преобразовывались в военные гимназии. В 1864 году были учреждены военные училища, были созданы новые военные академии.

В 1874 году Александром II был утвержден «Устав о воинской повинности». Вооруженные силы РИ делились на 4 разряда: регулярные войска, иррегулярные войска (казачество), запасные войска, ополчение. Была введена всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20 лет. Для сухопутных войск устанавливался шестилетний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, после чего военнослужащий зачислялся в ополчение до достижения 40 лет. На флоте срок действительной службы составлял 7 лет, а пребывание в запасе – 3 года. Такая система позволила серьезно сократить армию мирного времени без существенной потери боеспособности. Существовали отсрочки - единственный сын в семье, если старший брат отслужил или служит, если человек - единственный кормилец.

В 1880 году было 809 000 человек призывного возраста, из которых призвали только 219 000, остальные были зачислены в резерв.

Окончившие начальную школу служили 4 года, гимназисты – 1,5 года, лица с высшим образованием – 6 месяцев.

Добровольно пришедшим в армию срок службы сокращался в 2 раза - вольноопределяющимся – до 3 месяцев.

Армия имела большое просветительское значение – до 80% призывников из крестьян были неграмотными.

В 60-х годах было произведено перевооружение армии, необходимость которого назрела уже давно. Гладкоствольные ружья были заменены на нарезные винтовки системы Бердана.

В 80-е годы при Александре III были проведены некоторые изменения – срок службы был сокращен до 5 лет, призывной возраст был повышен до 21 года.

Военные реформы сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий. Модернизация армии в полном объеме не была завершена, что аукнулось уже в начале XX века в годы Русско-Японской войны.

(6) Реформы в области образования и печати.

Реформа образования.

В 1864 году было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Начальные школы могли открывать частные лица и общественные учреждения. Учредители брали на себя обязанности по материальному довольствию учителей, обеспечению школы помещениями и инвентарем. В уездах создавались училищные советы, куда входили 2 представителя уездного земского собрания и 1 представитель уездной власти. Из этих 3 человек избирался председатель. В губерниях создавались губернские училищные советы, куда входили губернатор, архиерей, директоры народных училищ губернии и 2 представителя губернского земского собрания. Председателем совета ставился архиерей.

В начальных училищах изучались чтение, письмо, арифметика, закон божий, церковное пение.

В том же 1864 году был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». В нем провозглашался принцип бессословности образования. Согласно уставу гимназии делились на классические и реальные – соответственно с гуманитарным и естественнонаучным и математическим уклонами. Это были семиклассные учебные заведения. Выпускники классических гимназий имели право без экзаменов поступать в университеты, выпускники реальных училищ были обязаны сдать экзамен.

Прогимназии – учебные заведения, соответствующие первым четырем классам классической гимназии. Их выпускники имели право продолжить обучение в гимназиях с 5 класса.

Оплата за обучение была достаточно высокой, 60% гимназистов были детьми обеспеченных людей, крестьян было всего около 5%.

В конце 50-х годов появляются женские училища. С 1862 года такие училища стали именоваться женскими гимназиями. Эти гимназии также были семиклассными, но имели более упрощенную программу за счет урезания естественнонаучных дисциплин. Имелся также добровольный 8 класс, в котором велась подготовка учителей

В 1863 году был утвержден «Университетский устав». Этот устав распространял свое действие на 5 университетов – Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский. Университеты в национальных окраинах (Дерпте, Хельсинки, Варшаве) имели собственные уставы.

В каждом университете должны были быть историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский факультеты. В Московском университете вместо медицинского факультета был восточный факультет. Было увеличено количество кафедр и преподавателей.

Устав давал университетам широкую автономию. Высшим органом управления университета был Совет. Этот совет самостоятельно решал научные, учебные, финансовые и административные вопросы. На факультетах действовали советы факультетов. Работники университета и сам университет имели право выписывать литературу из-за рубежа без таможенного досмотра. Была введена выборность ректоров, проректоров и деканов, но избранные должны были утверждаться в должности министром народного просвещения. Студентам было запрещено создавать объединения, не преследующие научных целей и не курировавшихся преподавателями.

В 60-е – 70-е годы были созданы женские курсы. Первыми были открыты Лубянские высшие женские курсы в 1869 году в Москве. В 1870 и 72 годах были созданы женские и медицинские курсы в Петербурге.

В 1871 году издается новый устав гимназий. Обучение стало восьмиклассным, было увеличено количество часов на изучение классических языков. В 1872 году реальные гимназии были заменены реальными шестиклассными училищами.

Реформа печати.

Уже в самом начале царствования Александра II были сделаны некоторые послабления печати. В 1855 г. был упразднен учрежденный в 1848 г. Николаем I для усиления надзора за печатью знаменитый Бутурлинский комитет с его карательной цензурой.

В 1857 г. был поставлен вопрос о подготовке нового цензурного устава. Однако разработка его затянулась, так как предлагавшиеся различными комиссиями проекты не удовлетворяли правительство: оно проявляло особую осторожность и медлительность в проведении цензурной реформы. В начале 1863 г. была создана новая комиссия по разработке цензурного устава. Подготовленный ею проект пролежал без движения два года, он подвергался изменениям и дополнениями, а затем был передан на обсуждение в Государственный совет.

В 1865 году был утверждены «Временные правила о печати», действовавшие до 1905 года. Предварительная цензура отменялась для сочинений объемом менее 10 печатных листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от цензуры с разрешения министра внутренних дел, за что издатель вносил залог в 2500-5000 рублей. Периодические издания могли подвергаться административным взысканиям - предупреждениям (после трех предупреждений газета закрывалась), штрафам и приостановке деятельности на полгода. С 1873 года газетам и журналам было запрещено обсуждать острые политические вопросы.

(7) Социально - экономическое развитие России во 2/2 XIX века.

Сущность и идеология.

Народничество в пореформенной России становится главным направлением в освободительном движении. Оно основывалось на системе взглядов об особом, "самобытном" пути развития России. Основы этого "русского социализма" были сформулированы на рубеже 40 - 50-х гг. Герценом - "предтечей" русского народничества. Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н.Г. Чернышевским.

Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений - от революционно-демократического до умеренно-либерального и даже консервативного.

Первоначально под народничеством понимали обычно стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяготы народных масс, в первую очередь крестьянства. Периодические издания писали о бедственном положении народа, придавленного тяжелыми налогами и страдающего от недостатка земли. Появились и монографические исследования.

Как общественное направление народничество стало складываться в конце 60-х-начале 70-х годов, когда его создатели поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть решено революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией. В 70-е годы преобладающее значение имело революционное ("действенное") народничество.

Основные программные положения народников сводились в следующему:

1) ликвидация остатков крепостничества в экономическом, социальном и политическом строе России с помощью революции.

2) главной движущей силой революции должно стать крестьянство.

3) крестьянская революция не только свергнет самодержавие и остатки крепостничества, но и откроет путь к социализму и предотвратит утверждение в России капитализма.

4) основой социализма станет крестьянская поземельная община.

5) организующей силой крестьянской революции станет организация народников.

Этап – наступательный.

Военный совет 30 ноября - начать наступательные действия на Балканах. Вопрос об овладении Константинополем - на Балканах было 336 тыс. русских и 49 тыс. румынских солдат и до 70 тыс. болгарских ополченцев. В войну против Турции вновь вступила Сербия, выставив 82 тыс. солдат. Турецкая армия на Балканах - 213 тыс. чел.

В декабре 70 тыс. - Гурко переход через Балканы. 18 декабря он спустился в Софийскую долину и двинулся на Софию. Попытка турецкого командования преградить путь к Софии была сломлена: 23 декабря 1877 г. - Гурко, разгромив 15-тыс. турецкий отряд - овладел городом. Затем двинулся на Филиппополь.

4 декабря 48-тыс. - генерал Радецкий перешел Шипкинский перевал и вышел к турецкому лагерю у селений Шипка и Шейново – сражение, турки окружены и разбиты армия Вессель-паши. Было пленено 21 тыс. турецких солдат. Этому событию посвящена знаменитая картина "Шипка-Шейново" В.В. Верещагина, находившегося тогда при русской армии на Балканах.

Январь 1878 г. Гурко в 3х дневном сражении под Филиппополем разбил армию Сулейман-паши (50 тыс). Вся Болгария - очищена от турецких войск. Русские войска продвигаются к Константинополю. 8 января корпус Скобелева без боя занял Адрианополь также двигаетя к Константинополю.

Кавказском фронт - также удачи русских. Во главе - брат Александра II Михаил Николаевич, факт. командование - генерал М.Т. Лорис-Меликов. Армия - 70 тыс. чел., турецкая 55 тыс. Попытка турецкого командования через свою агентуру поднять восстание в тылу русских войск (в Чечне и Дагестане) потерпела неудачу.

Русская армия в Закавказье вступает в пределы Турции - успешное наступление. В апреле без боя занят Баязет, в мае - штурмом Ардаган, а в конце мая - окружена крупнейшая турецкая крепость Карс – пал 6 ноября. Эрзерум взять не вышло (из за эпидемии в армии).

Военные успехи русских войск - тревога европейских держав. Враждебная позиция Англии - 13 февраля 1878 г. - ввела свою эскадру в Мраморное море. Австро-Венгрия обещала ей помочь армией. Перед угрозой вмешательства - Россия отказалась от плана взять Константинополь, остановив войска в 12 км. от него - в местечке Сан-Стефано. Здесь 19 февраля 1878 г. был заключен м.д. России и Турции - полная независимость Сербии, Черногории и Румынии, они получали территории: Сербия расширялась к югу за счет присоединения к ней Старой Сербии, к Черногории - часть Албании и территория по Адриатическому побережью - это выход к Адриатическому морю, Румынии - Северная Добруджа. Турция - проведение реформ в автономных Боснии и Герцеговине. К России возвращалась - Южная Бессарабия, а в Закавказье – нам отходили крепости Ардаган, Карс, Батум и Баязет с прилегающими к ним территориями. Турция - выплатить России 310 млн. руб. контрибуции. Большее значение Сан-Стефанский мир для Болгарии –освобождение - 500 лет под османами. Вся Болгария (с включением в нее Македонии) от Дуная до Эгейского моря и от Черного моря до Охридского озера провозглашалась самостоятельным, хотя и вассальным от султана, княжеством, со своим правительством и народной милицией. В Болгарии вводилась конституция. Все турецкие крепости на ее территории должны быть срыты, турецкие войска выведены.

В течение 2х лет на территории Болгарии - русские войска 50 тыс. чел. Усиление позиций России на Балканах по итогам мира - недовольство европейских держав. Англия и Австро-Венгрия не признали Сан-Стефанский договор и потребовали созыва европейского конгресса для пересмотра + Турция - угроза новой войны. У России нет сил. - вынуждена согласиться на созыв конгресса. Перед конгрессом шли секретные переговоры Англии, Австро-Венгрии и Турции по территориальным претензиям - тайная конвенция между Турцией и Англией - Англия защищает турецкие интересы, а договор Англии с Австро-Венгрией - решили вести вместе общую линию по болгарскому вопросу + поддерживать план оккупации Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины.

Конгресс - 13 июня 1878 г. в Берлине под председательством Бисмарка - заседал месяц. В работе конгресса участвовали представители России, Турции, Англии, Германии, Австро-Венгрии, Франции и Италии. В качестве "наблюдателей" - представители Греции, Румынии, Сербии, Черногории, Ирана и от армянского населения. А.М. Горчаков вынужден пойти на изменение условий Сан-Стефанского мира - Подверглись сокращению территории Сербии и Черногории, Сербия лишалась выхода к Адриатическому морю. В 3р сокращалась территория Болгарии: под властью Турции оставалась Фракия и Македония, ост. территория Болгарии была разделена по Балканскому хребту на две части – северную - вассальным от Турции княжеством - со своим правительством и национальной армией, южную под названием Восточной Румелии - автономную турецкую провинцию - ей управлял губернатор из христиан, назначаемый султаном. Срок пребывания русских войск на территории Болгарии – умен с 2х лет до 9 месяцев.

Австро-Венгрия получила право на оккупацию Боснии и Герцеговины и на управление ими + контроль над судоходством по Дунаю.

Англии передавался о. Кипр. Пересмотр условий Сан-Стефанского мира - сильное недовольства в русских общественных кругах - это поражение русской дипломатии.

Война 1877-1878 гг. дорого обошлась России. Численность погибших - 250 тыс., Война серьезно подорвала финансовое состояние России, тяжело отразилась на положении народа.

(12) Общественно – политическая ситуация в России после русско-турецкой войны и политика власти. Программа Лорис - Меликова.

К концу 70-х гг. заметно ухудшилось положение крестьянства – причины – результаты реформы 1861г. - малоземелье крестьян, несоответствие между урезанными в результате отрезков малодоходными крестьянскими наделами и высокими выкупными за них платежами, давление на крестьянское хозяйство помещичьих латифундий (гнет кабальных отработок).

В конце 70-х годов возрастает число крестьянских волнений. К началу 80-х годов недоимки вырастают по сравнению с началом 60-х годов в 2 раза. В черноземной полосе недоимки составляли до 85% от всех поборов, из которых крестьянин был способен заплатить не более 15%. После убийства Александра II в деревенском мире распространяются слухи об отмене выкупных платежей и прощении недоимок. Определенные надежды связывались с императором Александром III. Тем не менее, Александр III в 1883 году заявил, что отмены платежей не произойдет, а верить слухам вредно. Также на рубеже 70-х-80-х годов наблюдается волна рабочих стачек и забастовок, брожение в деревне, рост либерально-оппозиционного движения, активизация террористической деятельности народовольцев, направленная против царя.

В феврале 1880 года после покушения Степана Халтурина на царя была образована Верховная Распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Во главе ее стал харьковский генерал-губернатор М. Т. Лорис-Меликов. Он прекрасно понимал, что противодействовать недовольству только карательными мерами нельзя. Комиссия должна была выработать меры для подавления терроризма. Параллельно в комиссии вырабатывались меры по привлечению на сторону правительства либеральной части общества. Эта комиссия была распущена уже в мае, но ее наработки использовались в «политике лавирования». В январе 1881 года Лорис-Меликовым был представлен доклад Александру II, в котором был изложен план «умиротворения» России. Предполагалось создание 2х временных подготовительных комиссий – финансовой и административной из представителей земств и назначенных правительством чиновников для выработки проектов изменений земского и городового положений. Впоследствии предполагалось привлекать представителей земского и городского управления к рассмотрению этих законопроектов в Государственном Совете.

В начале февраля эти меры были одобрены Александром II и слушания по нему были назначены на 4 марта, но 8 марта новым императором этот проект был отклонен и передан в особую комиссию, которая даже не созывалась.

Политику Лорис-Меликова народник Михайловский охарактеризовал как политику «волчьей пасти и лисьего хвоста». В целом эта политика была довольно эффективной, фактически в 1881 году шла агония народовольческого движения.

29 апреля 1881 года был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». 30 апреля подал в отставку Лорис-Меликов и военный министр Милютин, а также ряд других либерально настроенных министров.

В августе 1881 года издается «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении отдельных местностей Империи в состояние усиленной охраны». Любая территория могла быть объявлена на чрезвычайном положении, каждый житель этой территории мог быть подвергнут аресту, предан военному суду или сослан на 5 лет в любое место Российской Империи. Губернская администрация могла закрывать учебные заведения, печатные органы, приостанавливать деятельность земств. Это распоряжение должно было действовать в течение 3 лет, однако действовало оно до 1917 года.

(13) Внутренняя политика Александра III: 1881-начало 1890-х гг.

В 80е-90-е гг. XIX века были проведены земская и городская контрреформы, были изменены судебные уставы 1864 года, ужесточилась цензура, правила печати и так далее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.089 с.)