Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам



Цель послания. Второе послание ап. Павла к фессалоникийцам так же, как и первое, написано из Коринфа всего через несколько месяцев после первого, когда Сила (или Силуан) и Тимофей еще были вместе с Павлом (2 Фес. 1,17).

Главной задачей послания было - исправить ошибочное представление, которое стало распространяться среди фессалоникийских христиан, о том, что пришествие Спасителя совсем близко. В письме содержится также протест против неправильного практического применения веры в скорое пришествие Христа. Основанием такому ошибочному суждению послужило неправильное истолкование слов ап.Павла, которые он написал в первом письме: "Потом мы, оставшиеся в живых..." Эти слова допускают, но не утверждают, что Христос должен прийти еще при жизни этого поколения. Некоторые распространители таких неверных взглядов опирались на откровение от духа и на будто бы написанные ап.Павлом послания (2,2).

Письмо направлено и против тех, которые, как будто по религиозным мотивам, бросали свои земные обязанности, не работали, "поступали бесчинно" (3,6-12).

Содержание послания. В начале и в конце послания имеется сердечная похвала, наряду с одобрением выстоять в притеснениях и призывом к святой жизни. В конце послания есть указания относительно тех членов церкви, которые "поступают бесчинно, ничего не делают и суетятся", а также о том, как поддержать дисциплину в общине.

Во второй главе, стихи 1-12, ап. Павел освещает вопрос о заблуждениях по поводу дня пришествия Иисуса Христа. Напоминая фессалоникийцам о том, что при встрече рассказывал им, что день Христов придет внезапно, вдруг, он не имел в виду, что этот день вот-вот наступит. День этот не придет, "доколе не придет прежде отступление, и не откроется человек греха" (2 Фес.2,3), который после удаления определенных препятствий, превознесется выше всего и ложью и обольщением многих увлечет за собой.

Порядок изложения послания. Это самое короткое послание ап. Павла (за исключением послания к Филимону) и способ его изложения очень прост.

После приветствия (1,1-2) следует благодарение Богу за духовное возрастание Фессалоникийцев, за их терпение и веру в гонениях, а после идут слова ободрения и молитва (1,3-12).

Так выравнивается дорога предупреждению и пророческому слову сердечным поучениям и советам, которые составляют главную часть письма (2,1 - 3,5).

Последующие торжественные завещания указывают на то, что некоторые лица учение о втором пришествии Христа используют как оправдание безделью и беспорядочной жизни (3,6-15).

И, наконец, нужно было оградить фессалоникийцев от влияния ложных посланий, указывая, что каждое послание апостола Павла будет скреплено его подписью. Заканчивается послание обычными словами благословения (3,16-18).

Контрольные вопросы

1. Введение в Послание к Галатам.

2. Введение в Послание к Ефесянам.

3. Введение в Послание к Филиппийцам.

4. Введение в Послание к Колоссянам.

5. Введение в I Послание к Фессалоникийцам.

6. Введение во II Послание к Фессалоникийцам.

Лекция 21. Введение в Новый Завет (9)

Пастырские послания

Три послания ап. Павла к своим ближайшим ученикам и сотрудникам - Тимофею и Титу - в богословии названы пастырскими, так как ап. Павел обращается к служителям Церкви Тимофею и Титу; много говорит о звании и обязанностях христианского пастыря и преподает правила пастырского служения. Конечно, нельзя в этих посланиях искать подробных наставлений с учетом самых разнообразных условий пастырской деятельности, но тем не менее эти послания представляют богатый источник здравого и святого учения о пастырском служении. Не только Тимофею надлежало знать, "как должно поступать в доме Божием" (1 Тим.3,15), но это долг каждого служителя Церкви и каждого христианина. Особенно важны эти послания для вступающих на поприще пастырской деятельности.

Первое послание к Тимофею

Тимофер, ближайший ученик и сотрудник ап. Павла, был родом из г.Листры в Ликаонии (Малая Азия). Его отец был еллин, а мать, Евника, была иудеянка (Деян.16,1-3; 2 Тим.1,5). Во время первого благовестнического путешествия ап. Павла к Господу обратились, в числе других, Тимофей и его мать с бабушкой (Деян. 14,6-7.21). Воспитанный с малых лет под руководством благочестивой матери и бабки Лоиды в законе Божием, обращенный ко Христу Тимофей отличался в церкви достоинствами и доброй ревностью; поэтому во второе посещение Листры ап.Павел, услышав доброе свидетельство церкви о Тимофее, пожелал взять его с собой. Беспокоясь встретить в деле проповеди препятствия со стороны иудеев, которые не допустили бы к себе необрезанного, он обрезал Тимофея (Деян.16 гл.). С тех пор Тимофей сделался постоянным спутником и лучшим сотрудником ап. Павла, разделяя с ним труды, благословения и страдания.

Тимофей, как сотрудник ап.Павла, посетил Троаду, Филиппы, Фессалоники, Верию, Афины. Из Афин ап.Павел послал Тимофея в Фессалоники для утверждения христиан в вере, а сам отправился в Коринф. После встречи ап. Павла с Тимофеем в Коринфе было написано Первое послание к Фессалоникийцам (Деян. 18,5; 1 Фес.3,6). В Коринфе Тимофей оставался при ап.Павле, подвизаясь в благовествовании. Позже an. Павел, находясь в Ефесе, послал Тимофея с Ерастом в Македонию и Ахаию для сбора пожертвований, которые он готовился отправить для иудеев (Деян.19,21; 1 Кор.16,10). Тимофей сопровождал ап.Павла в Македонию (Деян.20,1), а затем в Коринф (Римл.16,21). Во время путешествия ап.Павла в Иерусалим Тимофей остался, вероятно, в Ефесе. Возможно, что он пришел к апостолу в Рим, когда тот содержался под стражей. По крайней мере, мы опять встречаем имя Тимофея в посланиях к Филиппинцам (1,1), Колоссянам (1,1) и Филимону (1,1), и узнаем (Филипп.2,13.23), что апостол хочет вскоре послать его в Филиппы. Хотя ап. Павел в посланиях из Рима и не называет Тимофея узником, как, например, Аристарха (Кол.4,10), но в Послании к Евреям говорится об освобождении его из-под стражи (Евр.13,23).

На основании многих косвенных указаний можно заключить, что ап.Павел, после двухлетнего заключения в Риме, прибыл на восток, посетил многие малоазийские церкви, был в Милите (2 Тим.4,20), рукоположил Тимофея в епископы г.Ефеса. Продолжая свой путь, апостол прибыл в Македонию (1 Тим. 1,3). Когда он узнал, что в Асии и Ефесе появились лжеучители, то поспешил, хотя бы письменно, помочь своему ученику Тимофею, и отправил к нему свое первое послание (1 Тим.3,14-15), вероятно, в 64-65 г. Сам же, оставаясь некоторое время в Коринфе (2 Тим.4,20), думал о пути на запад, в Испанию (Римл.15,24), куда, вероятно, и отправился через Далматию и верхнюю Италию. Но вскоре попал снова в темницу в Риме и на этой земле он не смог уже обрести свободу. Предчувствуя свою близкую кончину, апостол просит своего любимого ученика поспешить к нему на последнее свидание и написал Тимофею свое второе* послание (2 Тим.4,8). Можно быть уверенным, что верный ученик поспешил исполнить предсмертное желание своего учителя.

Достоверных сведений о дальнейшей жизни и деятельности Тимофея мы не имеем. Предание свидетельствует, что после 15-летнего служения епископом он был побит камнями в день праздника Афродиты (Дианы).

Время и место написания Первого послания к Тимофею, как указано выше, основывается на содержании пастырских посланий и книги Деяний апостолов. Сопоставление изложенного обосновывает то, что это послание написано во время апостольского путешествия - в промежутке между первым и вторым заключениями.

Повод к написанию. Первое послание к Тимофею, как мы уже видели, было вызвано появлением лжеучения в Ефесе. Это лжеучение ап.Павел сам определяет, называя его лжеименным знанием (6,20). Как говорит само название - гносис (знание) - это отвлеченное умственное стремление объяснить тайны веры на основе соединения иудейских и языческих понятий. Цель, которую призывал гностицизм осуществлять в жизни, состояла в победе над злом, возвышение к духовному, отождествление с Богом. Несмотря на некоторое сходство с истинно-христианским учением, гностицизм в догматическом и практическом учении совершенно расходился с христианством. Важнейшие догматы о Христе и совершенном Им деле, о средствах спасения у гностиков были извращены. Для связи Бога с человечеством они признавали множество посредствующих существ. Всякое непосредственное вмешательство Бога в дела мира считали ограничением божественной сущности и оскорблением Божества. Чтобы избежать этого, Бог произвел из себя целый ряд существ, посредствующих между Ним и творением. Учение об ангелах, которым с особой любовью занимались современные Иисусу Христу и апостолам иудеи, давало возможность привязывать эти мифологические вымыслы к некоторым местам Священного Писания и придавать им вид истинного учения (Кол.1,16; 2,18). В тесной связи с этим и признанием злого начала в материи стояло учение о возвышении человека в высшее духовное состояние путем аскетизма, подвижничества, воздержания, доведенного до крайности (1 Тим.4,8). Из этого же вытекало и отрицание воплощения Христа как состояния унизительного и даже невозможного для Божества на примирение и соединение доброго и злого начал. Против этого-то взгляда восставал ап.Павел, когда писал к Ефесянам и Колоссянам, и теперь, когда узнал, что это лжеучение действует в Ефесе и окрестных городах.

Цель, содержание и деление послания. Послание имеет две главные цели:

1. Противодействовать лжеучителям, которые проповедовали догматы, противоречащие святому учению Евангелия.

Их заблуждения и противопоставленная им истина раскрыты в следующих местах послания: 1 Тим.4,7-10; 6,3-5; 20,21; сравните Деян.20,17-32; 2 Кор.4,1-7.

2. Ободрить Тимофея в его обязанностях служителя церкви:

а) наставляя его в деле общего богослужения (2,1-8);

б) поясняя ему обязанности и поведение христианских женщин (2,9-12; сравните 1 Кор.И,3-16; 14,34-40; 1 Петра 3,1-6);

в) перечисляя требования к служителям церкви (3,1-13);

г) объясняя ему, чему он должен учить (3,14 - 4 гл.);

д) каким должно быть его личное поведение (4,11-16);

е) наставляя его в руководстве церковью и в отношении обращения с согрешающими, с вдовами, с достойными и недостойными диаконами, с рабами и с богатыми, а также указывая на обязанности этих разных людей (5 и 6 главы, сравните Титу 1,10 - 3,11).

Наряду с этим учением находим настоятельные, полные любви воззвания, кроткое упоминание об обращении самого ап.Павла и торжественное приглашение к ожиданию пришествия Христа.

Особо важные места Писания в этом послании: 1-15 - личное евангельское свидетельство; 2,5-6 - Христос - единый Посредник; 3,16 - учение о воплощении - великая тайна благочестия: "Бог явился во плоти"; 6,6 - "великое приобретение - быть благочестивым и довольным"; 6,10 - "ибо корень всех зол есть сребролюбие".

Послание носит дружеский характер, напоминает беседу двух друзей: старца и молодого. Касаясь вопросов служения в церкви, апостол в деликатной форме указывает и на недостатки самого Тимофея: робость, недостаточность пребывания в учении. Предостерегает его от потворства похотям и жажды обогащения (6,9-12). Он заботится о здоровье Тимофея (5,23) и напоминает ему об ответственности призвания (1,18; 4,6.12.16; 5,21; 6,11.20). Заключительный призыв к Тимофею звучит как повелительный аккорд: убегай..., преуспевай..., подвизайся..., держись.., соблюдай..! (6,11-14).

Второе послание к Тимофею

Место и время написания. Второе послание, по-видимому, написано в Риме, в узах (1,16.17; 4,6); но какие узы нужно разуметь здесь, в этом, как уже замечено, есть разногласия. Хронологическими данными в этом случае могут служить указания некоторых частных обстоятельств апостола. Именно: при нем в то время находился один Лука; Димас и Тит недавно ушли от него. Тихик тоже незадолго был отправлен в Ефес (4,10.11). Апостол просит Тимофея поспешить к нему и привести с собою Марка; поручает доставить ему вещи и книги, оставленные в Троаде (4,13); упоминает об оставшихся на пути спутниках Ерасте и Трофиме (4,20); наконец, апостол прямо говорит, что его уже приносят в жертву и что время его отшествия настало (4,6). Задерживаясь на этих указаниях, некоторые полагают, что это послание было написано вскоре по прибытии ап. Павла в Рим, во время его первого (по их мнению и единственного) заключения, и прежде написания Посланий к Филиппийцам, Колоссянам и Филимону, потому что тогда при апостоле были Тимофей и Марк (Филип. 1,1; 4,10), которых он в этом послании только призывает. Требуемые вещи и упоминаемые им лица были оставлены им во время путешествия из Коринфа в Иерусалим, когда он был заключен под стражу (Деян.20 гл.); и самое указание на скорую смерть было следствием осознанной невозможности освободиться от суда, на который апостол рассчитывал, когда был в Азии (Деян.26,32). Но при ближайшем рассмотрении этих самых обстоятельств такое мнение оказывается несостоятельным. Апостол послал уже от себя Тихика в Ефес (4,12), это было при отправлении посланий к Ефесянам, Колоссянам и Филимону (Кол.4,8). Тимофей и Марк приглашаются, очевидно, во второй раз. Но что особенно заслуживает внимания - Димас, от которого апостол шлет приветствия колоссянам (4,14) и Филимону (23), - теперь оставил апостола, возлюбив нынешний век (2 Тим. 4,10). Это могло быть только после написания означенных посланий. Но если так, то и указание на оставленные апостолом в пути вещи и лица должно относиться не к известному нам из книги Деяний путешествию ап. Павла из Коринфа в Иерусалим, а к какому-то другому, но именно путешествию, сделанному ап.Павлом по освобождении от первых римских уз и направленному чрез Крит, Палестину, Малую Азию, Македонию, Коринф. Во время этого путешествия апостол оставил в Милите больного Трофима, в Троаде книги, в Коринфе Ераста; и после этого только путешествия, заключенный в темницу, он уже не надеялся на освобождение: ему готовился мученический венец, и он смело мог сказать: "Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало; подвигом добрым я подвизался, течение совершил" (4,6.7); между тем в посланиях, написанных из первых уз, он высказывает еще надежду на освобождение (Филип. 1,25; 2,24) и делает распоряжение о приеме его в Колоссах (Филим.22). Поэтому с большою основательностью все древние толкователи и многие из новых утверждают, что второе послание ап.Павла к Тимофею написано им в последний год жизни его, незадолго до смерти. Это были последние месяцы 66 или начало 67 года (4,21).

Повод к написанию и цель. Положение ап.Павла, оставленного в темнице почти всеми, было печально. Лица, вызванные по его делу свидетелями - или остались еще на пути по разным причинам, или оставили его пред самым временем защиты (4,16). Исход дела не обещал быть утешительным. Предчувствия и откровения ясно говорили ему о смерти: дело его на земле было совершено. С глубоким чувством преданности Богу и тайною радостью ждал он мученического венца и как заботливый отец бросал беспокойный взгляд на своих детей, продолжателей своего великого дела. Он желал свидания и беседы с ними, последней великой беседы со своими преемниками. Но из них один Лука был при нем; ап. Павел теперь звал молодого евангелиста Марка и своего любимого ученика Тимофея.

Главные предметы содержания. Второе послание ап. Павла к Тимофею было последним его произведенем, как бы предсмертным завещанием отца сыну. В нем он выражает желание видеть Тимофея, дает наставления к сохранению веры, предсказывает появление лжеучителей и увещевает к борьбе с ними и, наконец, сообщая о своих обстоятельствах, просит прийти к нему.

Характеристика послания. Это - последнее послание, написанное ап. Павлом. Особенность этого послания в том, что в нем упоминаются 23 личности. Стиль послания отрывистый, без ясного плана и метода, с яркими воспоминаниями прошлого и заботами о будущем. Переживая одиночество и сознавая приближение смерти, апостол забывает себя в мыслях о других. Только в этом послании мы узнаем об именах родственников Тимофея и противниках Моисея (1,5; 3,8). Важное слово послания - "стыдиться". Христианин не должен стыдиться своего Господа, Его Евангелия и Его скорбящих святых.

Послание к Титу

Сведения о Тите. Исторические сведения о личности Тита очень скудны; они рассеяны отрывочно в посланиях ап.Павла. Книга Деяний о нем не упоминает. В первый раз его имя мы встречаем в послании к Галатам (2,1), откуда мы узнаем, что он - еллин, язычник и, по всей вероятности, антиохиец, а по мнению Златоуста - коринфянин. Апостол Павел привел его в Иерусалим (Гал.2,1) и, вероятно, воротился с ним в Антиохию; но в свое апостольское путешествие с Тимофеем и Силою не брал его, так как его имя не упоминается ни в книге Деяний, как отмечалось выше, ни в посланиях к Фессалоникийцам. И только, кажется, в третье свое путешествие (Деян.18,22), пребывая в Антиохии, апостол взял его и был с ним во Фригии и Галатии, потому что в послании к Галатам упоминает о нем, как о лице известном им (Гал.2,1-3). Оставался ли Тит при апостоле во время трехлетнего пребывания его в Ефесе, неизвестно; но отправив оттуда свое первое послание в Коринф, апостол вслед за ним отправил туда и Тита для сбора от коринфян пожертвований (2 Кор.8,16) и для того, чтобы узнать о том, какое впечатление произведет на коринфян первое послание. Тит принес апостолу Павлу утешительные известия о коринфянах (2 Кор.7,13) и, как можно догадываться из подписей под посланием, снова отправился в Коринф со вторым посланием апостола. Дальше мы не встречаем его ни в путешествиях апостола Павла, ни в заключении, и только из послания к самому Титу видим, что ап. Павел, проходя по Криту, после освобождения его из первых уз, оставил его епископом Крита для довершения того, чего не мог окончить сам Павел, и для рукоположения пресвитеров (Тит.1,5). Продолжая это же малоизвестное путешествие, Павел, вероятно, из какого-нибудь города Малой Азии написал ему свое послание, приглашая его в Никополь Киликийский (3,12), откуда, возможно, Тит сопровождал его через Македонию, Далматию до самого Рима. Последнее известие о Тите мы находим во втором послании к Тимофею (4,19), где апостол говорит об отправлении его в Далматию. Из предания известно, что он был епископом Крита и умер в глубокой старости на 94 году.

Время и место написания. Из сведений о жизни Тита видно, что послание не могло быть написано раньше пребывания ап. Павла в Ефесе и раньше прибытия туда Аполлоса (1 Кор. 16,12), так как из послания (Тит.3,13) видно, что Аполлос был уже известен Титу, и во время написания этого послания находился на о.Крите. Но со времени выхода ап. Павла из Ефеса и до прибытия в Рим мы не можем указать ни одного промежутка времени, в который можно бы было поместить его путешествие в Крит с Титом. Допускать же, что апостол посетил Крит в перерыв трехлетнего пребывания в Ефесе или мог проповедовать на этом острове во время морского путешествия мимо Крита, когда везен был в оковах в Рим (Деян.27,7-13), допустить это - значит основать свои суждения на недоказанных предположениях. Остается одно только время для посещения Крита, а следовательно и для написания послания к Титу, это - освобождение из первых римских уз. Из очерка жизни ап.Павла мы знаем, что он по освобождении из темницы в 64 году, отправился на восток и в это время посетил о. Крит; потом он поспешил в Палестину через Малую Азию. Здесь он отправил послание к Титу с поручением прийти к нему в Никополь, где он предполагал провести зиму (3,12). Сходство содержания и образа выражения с другими пастырскими посланиями подтверждает это предположение о времени происхождения послания к Титу.

Церковь Критская. Остров Крит, по своей обширности и плодородию, назывался царицею островов Средиземного моря. Кроме природных жителей Крита, родом еллинов, остров населен был выходцами из разных стран и среди них большим числом иудеев, которых привлекала сюда торговля, и которые, быстро осваиваясь с обычаями и духом островитян, заимствовали от них и их низкую нравственность.

Когда началось здесь христианство, мы не знаем. В числе свидетелей чуда Пятидесятницы были и критяне (Деян.2,11), но трудно предположить, чтобы христианство распространилось здесь прежде прихода ап.Павла, который вообще не любил создавать церкви на чужом основании (Римл.15,20). И о просвещении критян верою от ап. Павла также не осталось сведений; видно только, что Евангелие быстро распространялось по многим городам острова (Тит.1,5), так что апостол не успел поставить достаточного количества пресвитеров для церквей Крита и оставил там с этой целью Тита.

Повод к написанию послания и цель. Состояние новообращенных христиан о.Крита требовало усиленной заботы и во многом исправления. Иудеи, вступая в христианство, вносили в него и свои заблуждения. Многие были привлекаемы к вере чудесами и чрезвычайными дарованиями; искали в христианстве удовлетворения своим гностическим стремлениям и мессианским ожиданиям. Беспокойный дух иудеев, жаждавший и искавший свободы, особенно пробуждался в рабах и располагал их к возмущениям. Христианство, проповедавшее истинную духовную свободу, казалось знаменем этой свободы. Отсюда у язычников являлось подозрение против христианства в том, что оно проповедует мятеж и ниспровержение существующего порядка. Дух лжи и низкой корысти вторгался в действия и слова критских христиан. Апостол чувствовал нужду противопоставить этим иудейским стремлениям и понятиям здравое учение Христово и, кроме того, дать Титу руководство, как вести себя при исполнении своих высших обязанностей в отношении к пастырям и в противоборстве лжеучению.

Содержание. Послание к Титу почти все состоит из мыслей и наставлений, которые встречаются в посланиях к Тимофею. Сообразно со своею целью, ап. Павел дает Титу наставление касательно избрания пастырей церквей (1 гл.), и затем поучает достойному соблюдению пастырского служения (2 и 3 гл.).

Послание к Филимону

Сведения о Филимоне и обстоятельства происхождения послания к нему. Филимон был богатый и знатный гражданин гор. Колосс (Кол.4,9; Филим.10; Кол.4,17; Филим.2), обращенный ко Христу вероятнее всего самим ап. Павлом (Филим.19) во время пребывания его в Колоссах или Ефесе. Он был так предан вере, что его дом сделался местом собрания в Колоссах, и сын его, или по крайней мере очень близкое к нему лицо, Архипп, совершал в нем богослужение (Филим.2; Кол.4,17).

Во время заключения ап.Павла в Риме один из рабов Филимона, Онисим, спасаясь от наказания за воровство (ст. 18) или по другой причине, бежал от своего господина из Колосс в Рим и здесь был обращен Павлом ко Христу (ст. 10). Чувствуя свою вину перед господином и научившись от апостола искать свободы в духе и благочестии, Онисим решился возвратиться к Филимону, и просил Павла принять участие в примирении его с господином. Снисходя к просьбе Онисима и желая воспользоваться этим случаем для утверждения в одном - чувства покорности и готовности страдать по заслугам, в другом - чувства снисхождения и любви, прощающей и врагов, апостол пишет Филимону краткое послание, полное отеческой любви и христианского мира, прося господина принять беглого раба уже не как раба, а как брата возлюбленного, как принял бы он самого апостола. Нужна была необыкновенная сила апостольской любви для того, чтобы решиться не только мирить господина с рабом, но и требовать от него братского приема человеку, заслужившему, по меньшей мере заключения в темницу. С другой стороны, нужна была чудная вера христианина первых веков, чтобы решиться идти с повинной головой к оскорбленному господину. И, наконец, нужна была простота христианского незлобия и братской любви, чтобы в беглом рабе принять брата и апостольского сына! Таким образом, достаточно одного факта написания послания, чтобы признать высокую важность и священное значение этого небольшого письма, которое многие хотели бы исключить из канона священных книг только потому, что оно касается будто бы маловажного дела и только одного человека.

Вместе с этим посланием апостол отправляет свое Послание к Колоссянам, и потому время происхождения послания был 63 год.

По величине это послание - самое меньшее из посланий Павловых и состоит из 25 стихов. Содержание его просительное. Можно догадываться из 19 ст. и судить по краткости его, послание было написано апостолом Павлом собственноручно.

Послание к Евреям

Автор послания. Последнее место в ряду посланий ап. Павла занимает послание к Евреям. Причиною такого положения было не позднейшее происхождение его и не меньшее достоинство, а долговременное сомнение в принадлежности этого послания ап. Павлу. В самом послании в надписи нет обычного приветствия к церкви, к которой оно написано, нет имени апостола, и слог писания заметно отличен от слога прочих посланий Павла; наконец недостает и твердых внешних свидетельств в пользу принадлежности этого послания Павлу. Это заставляло уже древнейших учителей Церкви сомневаться в происхождении послания от ап.Павла. Действительно, самые ранние свидетельства Климента Римского говорят только о глубокой древности послания, но не называют имени его автора. Еще меньше можно узнать об этом из некоторых намеков, встречающихся у Игнатия, Поликарпа, Иустина (II век); у Иринея есть ссылки на это послание опять-таки без указания имени автора. Только у писателей александрийской школы, Пантена и Климента Александрийского, встречаются указания на это послание как на Павлове. Но наряду с этими указаниями там же были известны и другие мнения, приписывавшие это послание то Луке, по сходству образа выражений и мыслей с его Деяниями и Евангелием, то Варнаве, то александрийцу Аполлосу (Деян. 18,24-28); так что Ориген, ученейший богослов своего времени, приводя эти мнения и не находя надлежащей доказательности ни в одном из них, после некоторого колебания должен был сказать, что настоящего автора послания знает один Бог, и что в этом послании, по его мнению, только мысли ап.Павла, а речь и изложение кого-то из учеников его, который пожелал сохранить для памяти учение и толкование ап.Павла.

Впрочем, Ориген высказывает тут же и более примиряющее и вместе с тем правильное суждение об этом предмете: "Если Церковь наша, - говорит он, - принимает послание к Евреям за Павлове, то пусть в этой уверенности и остается всякий, потому что древние не без причины передали нам это послание, как произведение ап.Павла".

Все содержание послания проникнуто духом ап.Павла: то же учение, те же мысли, те же образы, даже любимые выражения, и в особенности тот же дух понимания и изъяснения Ветхого Завета. Так, апостол называет обрядовый закон тенью грядущих благ (Евр.10,1; Кол.2,17) и вообще закон немощным, неполезным и не могущим привести человека к совершенству, т.е. к оправданию (7,18.19; Римл.8,3); Иисуса Христа называет Ходатаем Нового Завета (9,15; 2 Кор.3,6; 1 Тим.2,5), образом Божиим (1,3; Кол.1,15; Фил.2,6), наследником всего (1,2; Римл.8,17), творцом веков и всего существующего (1,2; Ефес.3,9; Кол. 1,16).

Послания к Колоссянам и Ефесянам очень близки в этом отношении к посланию к Евреям. Мы можем указать на упоминаемые в послании обстоятельства, сходные с обстоятельствами ап.Павла; например, автор упоминает о своих узах (10,34; 13,19); Тимофея называет братом (13,23); посылает приветствия от братьев италийских (13,24); просит молитв о своем освобождении и выражает желание видеться с читателями (13,19). В конце послания пишет приветствие - несомненный признак посланий Павловых (2 Фес.3,18): "благодать со всеми вами" (Евр.13,25).

Лица послания. Послание прямо не называет лиц, которым оно было назначено; но всеобщее предание и весь ход послания показывает, что его первоначальные читатели были евреи. Но какие? Одни находят их в иудеях малоазийских, где Павел основал много церквей и куда писал много посланий. Другие считают лучшим отнести это послание к евреям александрийским, которые своими способами толкования увлечены были к символическому пониманию закона и Евангелия и нуждались в апостольском разъяснении ветхозаветных обрядов. Третьи, наконец, указывают на иудеев палестинских и основывают свои доказательства на том, что в послании говорится о давнем просвещении их верою (5,12), о их первоначальных страданиях за веру (10,32-34; 1 Фес.2,14); а вместе - об их охлаждении к прежней вере (2,3; 12,1 и др.). Так как в послании нет и намека на христиан язычников, а церкви малоазийские все состояли из смеси христиан обрезанных и необрезанных, церковь же Александрийская никогда не приписывала себе чести получить это послание от апостола, то вернее всего, что оно было написано для иудеев палестинских. Этому соответствует отчасти и желание видеться с читателями (13,19.23) и знакомство их с Тимофеем. Впрочем, назначение послания в Палестину не препятствовало ему скоро сделаться известным между евреями в других церквах Павловых.

Язык послания. Иероним, вслед за многими учителями Церкви, положительно утверждает, что Послание к Евреям было написано на еврейском языке; но только его подлинник еврейский не дошел до нас. Мы же имеем, говорят, прекрасный перевод апостольского труда на греческий язык; и этот перевод сделан Лукою или Климентом Римским. Таким предположением первоначального еврейского подлинника и нынешнего греческого текста, который считается переводом, хотят объяснить разность в слоге между этим посланием и прочими посланиями ап. Павла. Но предположение о существовании еврейского подлинника основывается единственно на том, что послание писано к евреям. Никаких следов еврейского подлинника нет ни в послании, ни в исторических сведениях о нем.

Иероним, видевший подлинное еврейское Евангелие Матфея, не видел такого Послания к Евреям, а ученый Ориген, живший прежде Иеронима, прямо говорит, что оно написано по-гречески. В послании приводятся места Ветхого Завета всегда по переводу 70, а не по еврейскому тексту (за исключением 10,30), и встречается игра слов, столь тесно связанных с внутренним смыслом послания, что её нельзя приписать переводчику (7,3.19.22-24; 9,15 и т.д.).

Место и время написания. Апостол в конце послания извещает об освобождении Тимофея и шлет приветствия от братьев италийских (13,23.24). Этим он прямо указывает на Италию, и вероятнее всего на Рим, как на место написания послания, и на то именно время, когда апостол только что был освобожден от уз, так как он вспоминает о них (10,34), как о прошедших; или, может быть, апостол был близок к освобождению, на что указывает и недавнее освобождение Тимофея, и желание Павла видеться с читателями (13,19). Время написания послания, таким образом, лучше всего соответствует 64 году.

Повод к написанию и цель послания. Послание к Евреям было вызвано заботою апостола об опасном положении палестинских иудеев. Принявши христианство под влиянием своих мессианских идей, они не могли отрешиться от мысли о важности и необходимости всего ветхозаветного домостроительства и от мечты видеть пришествие Христа в качестве земного царя. А между тем как христиане из евреев, живших вне Палестины, более и более сливались с христианами из язычников и теряли свою национальность, а следовательно и чисто иудейские мечты о Мессии. Христиане палестинские, напротив - все более и более придерживались национальных воззрений, привязывались к закону и обрядности, одушевлялись националистическими чувствами. Но прежде, чем лично явиться в Палестине, он пишет тамошним христианам слово увещания и утешения (13,22), с целью раскрыть христианам преимущество Нового Завета пред Ветхим и значение сего последнего, как прообраза будущих благ, и посредством такого раскрытия убедить их, чтобы они хранили веру в Мессию - Ходатая и не колебались в своих ожиданиях небесного царства при наступлении страданий.

Очерк содержания. Послание к Евреям в отношении развития и последовательности мыслей имеет сходство с большею частью посланий Павловых, особенно же с Посланием к Римлянам. Оно делится на две части - вероучительную и нравоучительную. В первой - (1 - 10,18) апостол доказывает превосходство новозаветного учения пред ветхозаветном. Во второй - (10,19 - 13,25) предлагает правила христианского поведения, основанные на предварительных рассуждениях. '

I. Превосходство Нового Завета пред Ветхим Заветом апостол доказывает: высшим достоинством установителя Нового Завета, Иисуса Христа, пред пророками, законоположниками Ветхого Завета и пред ангелами, рукою которых был дан закон (Евр.2,2; Деян.7,38.53; Гал.3,19); потому что Иисус Христос: а) выше ангелов и б) выше Моисея, бывшего ходатаем Ветхого Завета, сколько сын и царь выше раба.

1. Иисус Христос Своим первосвященством превышает всех первосвященников, как безгрешный, как Сын Божий, получивший Свое первосвященство от Бога, а не от людей, и как первосвященник по чину Мелхиседекову, а не Ааронову.

2. Превосходство Нового Завета и несовершенство Ветхого открывается уже из того, что Господь неоднократно говорит об отмене и прекращении Ветхого Завета и об утверждении Нового, и из того, что ветхозаветные установления и богослужение были только образом настоящего и не могли доставить внутреннего совершенства и чистоты людям и самому первосвященнику.

II. Показав превосходство новозаветного учения и служения, апостол убеждает христиан идти этим новым путем совершенства, и в самом превосходстве христианского богопознания показывает основание к тягчайшему наказанию за оставление его и к высшей награде за соблюдение его. Примеры ветхозаветных праведников, подкрепленные примером самого подвигоположника Иисуса Христа, побуждают христиан терпеливо переносить все страдания для достижения града небесного. В частности, апостол призывает читателей к некоторым христианским добродетелям и советует подражать и повиноваться своим наставникам. Как послание, объясняющее значение ветхозаветных обрядов и жертв, оно составляет прекрасный, богодухновенный комментарий на книгу Левит, а как писание, доказывающее превосходство новозаветного учения, - самую лучшую апологию христианства.

Откровение Иоанна Богослова

(Апокалипсис)

Наименование книги и ее автор. Ряд новозаветных и вообще богодухновенных книг заключается пророческою книгою, Апокалипсисом, что на греческом языке означает "откровение". Это название находится в самой книге и дает мысль об откровении чего-то тайного. Ап. Павел этим именем обозначает откровения, получаемые от Бога пророками (1 Кор. 14,26). Книга Иоанна Богослова и начинается именно так: "Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну" (1,1). Таким образом, и это начало и самое название книги указывают на нее как на книгу пророческую.

В кодексе Библии Откровение носит имя Иоанна Богослова; надпись - позднейшая, но составленная на основании самой книги и принятая Церковью. Под этим именем известен апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, за высоту учения своего о Божьем Слове, получивший отличительное прозвание "Богослова". Этому Иоанну и приписывается Апокалипсис. Действительно, автор Апокалипсиса называет себя Иоанном, сосланным на остров Патмос за Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (1,1.4.9; 22,8), самовидцем Иисуса Христа (1,2); и во всем Откровении, особенно же в посланиях к семи малоазийским церквам, пишет со властью апостола, - и таким образом обнаруживает в себе апостола Иоанна, который в Евангелии и в посланиях говорит, что он пишет только то, что видел и слышал сам, а не от других (Иоан.1,14; 19,35; 1 Иоан.1,1). О нем, одном из апостолов, известно (как говорилось выше), что он был сослан на остров Патмос за Слово Божие, а до заточения и по возвращении из ссылки был епископом малоазийских церквей и жил собственно в Ефесе, главном городе Малой Азии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.161.212 (0.042 с.)