Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 16. Введение в Новый Завет (4)
Введение в книгу "Деяния святых апостолов" /1/ Название книги. В новозаветном каноне за Евангелиями, как непосредственное продолжение евангельской истории, следует книга "Деяния святых апостолов". В греческом тексте она носит, кроме указанного, различные названия: "Деяния апостолов", "Книга трудов апостолов", "Деяния Святого Духа". Автором этой книги является евангелист Лука, в начале повествования сказано, что Деян.Ап. являются продолжением Ев.Луки (1,1; Лук. 1,1). Об этом же свидетельствуют все древние писатели Церкви и наиболее четко: Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий, Иероним, Златоуст и другие. В подлинности излагаемых событий убеждают многие исторические доказательства. Это, во-первых, свидетельство древнейших христианских писателей, а также книги историка Иосифа Флавия (I в.). И.Флавий пишет, что в храме совершалось служение утром и в 9 час. дня (3,1); подтверждает обычай иудеев принимать участие в издержках назореев (21,24); свидетельствует о принадлежности Каиафы к саддукеям, о смерти царя Ирода (Агриппы) и т.д. Многое подтверждают и другие письменные и исторические данные, как, например: возникновение христианских церквей в разных местах земли. Повод и цель написания. Как продолжение Ев.Луки книга Деяний апостолов имела тот же повод и цель: утвердить достопочтенного Феофила в преподанном ему учении веры и продолжить историю благовествования до того времени и места когда и где сам Феофил (вероятно, римлянин) мог быть очевидцем благовествования апостолов. Кроме этой частной цели, евангелист был вдохновлен идеей открыть людям божественное происхождение Церкви Христовой из иудеев и язычников; показать на деле, что основанная Христом Церковь действительно получила обетованные дары, силу и непоколебимо распространяется по всему миру. В Деян.Ап. описывается исполнение того, чему Иисус Христос учил. Темами проповеди первоапостольской церкви были: 1) Распятие Иисуса Христа; 2) Воскресение Иисуса Христа; 3) Мессианское царство Иисуса Христа; 4) Христос - Сын Божий, Спаситель мира; 5) Второе пришествие Иисуса Христа. Место и время написания. Считают, что книга Деяний Ап. написана в Риме во время узничества ап.Павла (62-64 гг.). Автор дает некоторые подробности о Риме (28,15). Из Послания к Колоссянам видно, что Лука был при ап.Павле (Кол.4,4; Филип.2,3).
Деление и содержание. В Деян.Ап. Лука повествует о Святом Духе, продолжающем на земле служение вознесшегося Иисуса Христа и наставляющем последователей Христа на всякую истину (Иоан.16,13). Лука изображает победоносное шествие благовестил о Христе из Иерусалима через Антиохию в столицу Римского государства. Книга Деян.Ап. может быть поделена на пять основных разделов: 1). Введение (1,1 - И). 2). Рождение Церкви: Иерусалим (1,12 - 8,3). 3). Период начала распространения: Самария (8,4-11,18). 4). Проповедь язычникам. Миссионерские путешествия ап.Павла (11,19 -21,16). 5). Заключение ап.Павла: Иерусалим, Кесария и Рим (21,17-28,31). Географическое развитие событий в книге подчинено словам Иисуса Христа: "И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян.1,8). Вначале повествуется о жизни церкви в Иерусалиме, затем описание охватывает районы Самарии, приморской равнины и Кесарии. Последние два раздела (от 11,19) повествуют о событиях и трудах апостолов в средиземноморских странах и заканчиваются в столице империи - Риме. Это распространение Церкви было подобно волнам морского прилива, когда каждая последующая волна охватывает все новые участки суши. В книге Деян.Ап. выделена и другая канва - рост Церкви. В стихах 2,47; 5,14; 6,7; 9,31; 12,24; 16,5; 19,20, говорится об увеличении численности Церкви и духовном росте уверовавших. Другими словами, автор указывает на благодатную жизнь рожденной Церкви, её рост и развитие вширь и вглубь через действие Святого Духа (Деян.Ап.1,8; Рим.15,19). Книга Деян.Ап. может быть разделена и по личностям, занимающим, главное место в описании. Так, в 1-5 главах основное внимание уделено ап.Петру: в 6-7 гл. - Стефану; в 8-12 гл. повествуется о нескольких видных служителях: Варнаве, Филиппе, Савле; а с 13 главы и до конца доминирующей фигурой повествования является ап. Павел. Интересно проследить по книге за образами апостолов Петра и Павла. Оба показаны как руководители Церкви. Петр, в основном, трудился в Иерусалиме, Павел - в языческом мире. Каждый из них представлен в повествовании с проповедью, излагающей основы их веры и учения: Петр с проповедью в день Пятидесятницы (2,14-40), а Павел с проповедью в Антиохии Писидийской (13,16-42). Оба апостола творили чудеса: Петр исцелил хромого (3,1-10), и то же сделал Павел (14,8-10). Петр произнес суд над Ананием и Сапфирой (5,1-11) и Павел совершил суд над Елимой-волхвом (13,6-11), поразив его слепотой. Петр был освобожден из темницы в Иерусалиме (5,19-21; 12,1-11), и Павел был освобожден из уз в Филиппах через непосредственное Божие вмешательство (16,19-30). Оба подчеркивали важность и необходимость исполнения силой Святого Духа (2,38; 19,2-6), и оба провозглашали воскресение Христа основой своей проповеди (Петр - 2,24-36; 3,15.26; 4,2; 5,30; 10,40-41; Павел - 13,30-37; 17,3.18.31; 24,15-21; 25,19; 26,8.23). Петр был апостолом и сопастырем первой церкви в Иерусалиме (из иудеев), Павел был наставником и апостолом первой церкви из язычников. Но между ними не было противоречий или разграничений сфер деятельности. Петр первым был послан к язычникам, проповедывал и крестил сотника Корнилия, и Павел не упускал возможности, где только можно, свидетельствовать иудеям о Христе.
Книга Деяний апостолов не претендует на полный охват событий первохристианской Церкви. Здесь, например, ни слова не сказано о распространении христианства на юг и восток от Палестины. Христиане были в Дамаске до обращения Савла. Но кто принес в этот город весть о Христе - неизвестно. Это же относится и к Риму. Автор излагал победоносное шествие учения Иисуса Христа и ставил перед собой цель убедить Феофила в истинности евангельского учения. Поскольку Павел был основоположником проповеди Евангелия среди язычников, он заслуживал главного внимания. Великий переход от проповеди Евангелия иудеям к благовествованию язычникам, от закона к благодати, от Палестины к необъятным просторам Римской империи невозможно исчерпывающе отразить в одном повествовании. Лука ограничился исследованиями одной или нескольких фаз этого движения. Хронологический период Деяний охватывает время Вознесения Христа до заключения ап.Павла в темницу в Риме. Мы приведем приемлемую хронологию некоторых важных событий. Древние писатели не вели отсчет событий по календарю, а привязывали их к официальным событиям: правление императора, перепись населения и др. Вот каково датирование событий в книге: 1. Смерть Ирода Агриппы 1 (12,20-23) - весна 44 г. 2. Голод при кесаре Клавдии (11,28) - 44-48 г. 3. Проконсул Сергий Павел (13,7) - до 52 г. 4. Изгнание иудеев из Рима при Клавдии (18,2) - вероятно в 49 г. 5. Проконсульство Галлиона в Ахайе (18,12) - вероятно 52-53 гг. 6. Проконсульство Феликса (23,26; 24,27) - 52-58 гг. 7. Проконсульство Порция Феста (24,27) - 58-61 гг. Данные ссылки упомянуты как бы случайно, в полной уверенности, что для читателя, т.е. Феофила, они бесспорно известны. Для современного читателя, тем не менее, они служат определенным пособием в изучении последовательности событий. Однако еще раз следует отметить, что для Луки хронологическая последовательность повествования не являлась главной целью. Идея книги - показать упадок иудейства и рост христианства среди язычников. Первый вопрос учеников к воскресшему Иисусу был: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?" (1,6). Слушателями в горнице в день Пятидесятницы были иудеи (2,5) и проповедь ап. Петра была адресована к "мужам израильским" (2,22). Церковь Иерусалимская состояла, в основном, из иудеев, хотя они и делились на две группы: палестинских иудеев и еллинистов, т.е. евреев из стран языческих.
Первоначельно последователи Христа назывались учениками Господа (9,1) и считались как обособленная группа иудеев. Но бесстрашная проповедь и обличение Стефаном заставила первосвященников начать повсеместное гонение на учеников Господа, отлучение их от синагоги и т.п. Это вынудило служителей Церкви Христовой иметь новые области для благовестия. Период перехода распространения благой вести в языческий мир не обширен. Он показан на фоне труда нескольких служителей, но достаточно полно рисует картину обращения язычников, подготовленных к принятию божественных истин. Обращение евнуха-ефиоплянина (8,36-39) и сотника Корнилия (10,44-48), по-видимому обоих из прозелитов; благословенная проповедь Филиппа в Самарии (8,1.14) отражают новое направление в установлении Царства Мессии во всех народах. Период распространения проповеди язычникам (11,19-28.31) начался с момента образования церкви в Антиохии Сирийской. Здесь впервые ученики Господа стали называться христианами (11,26). Антиохийская церковь стала центром благовестия миру; отсюда весть о спасении пошла в языческий мир; эта церковь утвердила свободу для обращенных язычников, освободив их от традиционных иудейских обрядов. Труд и учение ап.Павла изложены в Деян.Ап.15,35 - 21,14 и проиллюстрированы образованием и утверждением поместных церквей. Хотя Павел обращался в первую очередь к иудеям (Римл.1,16), основная масса уверовавших была из числа прозелитов и язычников. В некоторых случаях ап. Павел определенно указывает на свое призвание проповедовать Христа язычникам (13,46; 18,6; 19,9; 10; 21,19; 26,20; 23; 28,28). Ожесточение иудеев, их отказ принять Христа, еще более укрепил и ап. Павла в убеждении о необходимости и важности его служения среди язычников, дабы обратить их от тьмы к свету (26,18). Образ роста Церкви сопровождается в книге показом жизни Церкви: её организации, духовной силы, духовного развития, благовестнического служения и богослужения. Поэтому книга Деяний апостолов не только исторический труд, но настольная книга для каждой церкви и каждого христианина. Эта книга необходима для внимательного изучения, усвоения и подражания. Второе повествование Луки - Деян.Ап. имеет апологетический характер. Поскольку автор был другом апостола Павла и сопровождал его в последнее путешествие в Рим на суд перед кесарем, то нельзя отрешиться от мысли, что книга написана как бы в форме защиты апостола от обвинения против него. Во всяком случае, Лука в Деяниях убедительно доказывает, что новые божественные откровения и истины, открытые миру через Иисуса Христа - это учение, религиозное по форме и великое и уникальное по содержанию, принадлежит всем народам всех времен и всех поколений. "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (4,12).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.01 с.) |