Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина.
Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия является одним из наиболее прогрессивных и демократичных в современной системе принципов правосудия. В основе данного принципа лежит положение, предусмотренное ст. 2 Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, а соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека явля ется обязанностью государства. Тесно сопряжены с данным конституционным положением и другие конституционные нормы, устанавливающие реально действующий характер прав и свобод человека, гарантирующие государственную, судебную и международную защиту прав и свобод человека.
Механизм реализации принципа охраны прав и свобод личности представляет собой установленную законом совокупность средств и способов, направленных на создание условий по реализации субъективных прав и законных интересов участников судопроизводства и восстановление этих прав в случае нарушения. Охрана прав и свобод участников уголовного судопроизводства включает в себя также и обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, и их близких.
Значение принципа охраны прав и свобод граждан при осуществлении правосудия велико. С одной стороны, он носит превентивный характер, ограждая права и свободы от посягательств и возможных нарушений, а с другой — выполняет защитную правовосстановительную функцию. Хотя основной функцией суда является осуществление правосудия, одной из его задач является создание условий для реализации прав и свобод участников судопроизводства. Закон возлагает на суд обязанность разъяснять участникам судебного разбирательства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.
Правовосстановительная роль принципа охраны прав и свобод человека заключается в том, что вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению.
Охрана прав и свобод человека при осуществлении правосудия предполагает защиту наиболее важных законных интересов, прав и свобод личности.
Важнейшими личными ценностями, находящимися под защитой закона, являются жизнь, здоровье, честь и достоинство личности. В соответствии с нравственными мерками.
гражданского общества и демократического государства при осуществлении судопроизводства не допускается производство действий и принятие решений, умаляющих честь и достоинство личности, ставящих под угрозу ее жизнь и здоровье. Статья 21 Конституции РФ определяет, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. В соответствии же с ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Положение об уважении чести и достоинства личности универсально, распространяется на всех без исключения участников судопроизводства, действует применительно ко всем принимаемым в его ходе решениям и всем осуществляемым действиям во всех стадиях конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного процесса.
В соответствии с этим все процессуальные документы, составляемые при производстве по делу, не должны содержать формулировок, тем или иным образом унижающих честь или затрагивающих достоинство участников процесса или иных лиц, которые могут в них упоминаться.
Никто из участников судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, угрозам, обману, психологическому давлению, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Особую актуальность положения об уважении чести и достоинства личности, охране прав и свобод человека приобретают в уголовном судопроизводстве, поскольку в процессе производства по уголовному делу применяются меры уголовно-процессуального принуждения, затрагиваются важнейшие права и свободы личности, вовлеченной в этот процесс в качестве подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других участников уголовного процесса. Более того, уголовно-про-Цессуальная деятельность сопряжена с вторжением в частную жизнь граждан, зачастую затрагивает их моральные интересы. Важнейшим институтом, являющимся краеугольным камнем принципа охраны прав и свобод граждан при осуществлении правосудия, является институт неприкосновенности.
Часть 2 ст. 22 Конституции РФ устанавливает право каждого на свободу и личную неприкосновенность.
Неприкосновенность личности — процессуальный институт, представляющий собой совокупность юридических норм, регламентирующих свободу личности, ее ограждение от незаконного и необоснованного задержания, ареста, иных мер принуждения, ограничивающих неприкосновенность личности. Личная неприкосновенность является одним из институтов права, который наряду с институтами неприкосновенности жилища, частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений обеспечивает нормативную основу для обеспечения свободы личности во всех сферах ее жизни.
Институт неприкосновенности личности устанавливает условия, пределы и порядок возможного ограничения предусмотренного Конституцией РФ права на личную свободу.
Содержание неприкосновенности личности заключается в следующем:
4 ограничение личной свободы человека возможно лишь при наличии к тому четко определенных оснований: задержание по подозрению в совершении преступления или заключение под стражу возможно только на основаниях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ;
4 личная неприкосновенность может быть ограничена только судом при соблюдении установленной для этого законом процедуры. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов;
+ личная неприкосновенность ограничивается на строго определенный законом срок.
Ф лицо, чья неприкосновенность ограничена, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью. В целом же принцип охраны прав и свобод граждан при осуществлении правосудия выступает в качестве универсального правового положения, чье содержание связано с другими принципами осуществления правосудия — судебной защиты прав и свобод, равенства всех перед законом и судом, презумпции невиновности и т. д. 14.2. Использование системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях в условиях действующего законодательства. В сфере социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными Концепцией предусматривается создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению («социальные лифты»), включающей совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения.
Система «социальных лифтов» представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев. Целями применения системы стимулов являются социализация осужденного, профилактика рецидивной преступности и создание условий для позитивного формирования личности.
Основные задачи:
мотивация осужденного к законопослушному образу жизни;
обеспечение прозрачности процесса изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения и условий отбывания наказания осужденными;
дифференциация осужденных по их уголовно-правовой, социально-педагогической, психологической и медицинской характеристике. 3 ПОРЯДОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ С СИСТЕМОЙ «СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ»
В период нахождения осужденного в карантинном отделении начальник отряда (воспитатель) карантинного отделения разъясняет осужденному положения действующей системы «социальных лифтов». В случае если осужденному непонятен какой-либо из критериев, для разъяснений приглашается специалист соответствующей направленности (психолог, медицинский работник, представитель производственных служб и т.п.).
Осужденный расписывается в листке ознакомления с установленными критериями поведения, порядком их применения и возможных решениях комиссии, исправительного учреждения. Лист Ознакомления приобщается к личному делу осужденного. При отказе осужденного от ознакомления составляется соответствующий акт.
По прибытии в отряд с осужденным дополнительно проводится индивидуальная воспитательная беседа о системе «социальных лифтов», о чем делается запись в дневнике индивидуальной воспитательной работы с осужденным.
Информация о системе «социальных лифтов» размещается на стендах наглядной агитации в комнатах воспитательной работы с осужденными, а также в комнатах ожидания для родственников осужденных, а также доводится до сведения осужденных с использованием доступных средств массовой информации.
14.3. Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия. Общая характеристика органов предварительного следствия и их полномочия Оперативно-розыскная деятельность, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачи оперативно-розыскной деятельности: - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; - добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, политической безопасности РФ.
На территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: - органов внутренних дел РФ; - органов Федеральной службы безопасности; - Федеральной службы охраны РФ;- Федеральной таможенной службы РФ; - службы внешней разведки РФ; - Министерства юстиции РФ.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят следующие оперативно-розыскные мероприятия: - опрос;- наведение справок;- сбор образцов для сравнительного исследования; - исследование предметов и документов; - наблюдение; - отождествление личности; - проверочная закупка и др.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению. Предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
Они могут служить также поводом и основанием к возбуждению уголовного дела и использоваться в качестве доказательств по уголовному делу.
Дознание – вид предварительного расследования правонарушений. Неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления.
В соответствии с УПК РФ органами дознания являются: - милиция; - командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений – по делам обо всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;- органы Федеральной службы безопасности – по делам, отнесенных законом к их ведению;- начальники уголовно-исполнительных учреждений – по делам о преступлениях, против установленного порядка несения службы или по делам, о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; - органы Государственной противопожарной службы – по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил; - органы Федеральной пограничной службы РФ – по делам о нарушениях режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через границу;
- капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
- таможенные органы РФ – по делам о контрабанде, о нарушениях таможенного законодательства и пр.
Деятельность органов дознания подразделяется на два вида.
Первый вид – дознание как первоначальный этап расследования уголовного дела, на котором выявляются и фиксируются следы преступления, производятся неотложные следственные действия. После чего дело передается следователю для производства предварительного следствия.
Второй вид дознания – ускоренное и упрощенное расследование в полном объеме несложных уголовных дел, не требующих по закону предварительного следствия. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
В соответствии с УПК РФ предварительное следствие по уголовным делам производится:
- следователями прокуратуры;
- следователями органами внутренних дел;
- следователями органов Федеральной службы безопасности.
Предварительно следствие производится только после возбуждения уголовного дела и в порядке, установленном УПК РФ.
Предварительно следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу.
При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.035 с.) |