Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина.



Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия является одним из наиболее прогрессивных и демократичных в современной системе принципов правосудия. В основе данного принципа лежит положение, предусмотренное ст. 2 Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, а соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека явля ется обязанностью государства. Тесно сопряжены с данным конституционным положением и другие конституционные нормы, устанавливающие реально действующий характер прав и свобод человека, гарантирующие государственную, судебную и международную защиту прав и свобод человека.

 

Механизм реализации принципа охраны прав и свобод личности представляет собой установленную законом совокупность средств и способов, направленных на создание условий по реализации субъективных прав и законных интересов участников судопроизводства и восстановление этих прав в случае нарушения. Охрана прав и свобод участников уголовного судопроизводства включает в себя также и обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, и их близких.

 

Значение принципа охраны прав и свобод граждан при осуществлении правосудия велико. С одной стороны, он носит превентивный характер, ограждая права и свободы от посягательств и возможных нарушений, а с другой — выполняет защитную правовосстановительную функцию. Хотя основной функцией суда является осуществление правосудия, одной из его задач является создание условий для реализации прав и свобод участников судопроизводства. Закон возлагает на суд обязанность разъяснять участникам судебного разбирательства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

 

Правовосстановительная роль принципа охраны прав и свобод человека заключается в том, что вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению.

 

Охрана прав и свобод человека при осуществлении правосудия предполагает защиту наиболее важных законных интересов, прав и свобод личности.

 

Важнейшими личными ценностями, находящимися под защитой закона, являются жизнь, здоровье, честь и достоинство личности. В соответствии с нравственными мерками.

гражданского общества и демократического государства при осуществлении судопроизводства не допускается производство действий и принятие решений, умаляющих честь и достоинство личности, ставящих под угрозу ее жизнь и здоровье. Статья 21 Конституции РФ определяет, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. В соответствии же с ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

 

Положение об уважении чести и достоинства личности универсально, распространяется на всех без исключения участников судопроизводства, действует применительно ко всем принимаемым в его ходе решениям и всем осуществляемым действиям во всех стадиях конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного процесса.

 

В соответствии с этим все процессуальные документы, составляемые при производстве по делу, не должны содержать формулировок, тем или иным образом унижающих честь или затрагивающих достоинство участников процесса или иных лиц, которые могут в них упоминаться.

 

Никто из участников судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, угрозам, обману, психологическому давлению, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

 

Особую актуальность положения об уважении чести и достоинства личности, охране прав и свобод человека приобретают в уголовном судопроизводстве, поскольку в процессе производства по уголовному делу применяются меры уголовно-процессуального принуждения, затрагиваются важнейшие права и свободы личности, вовлеченной в этот процесс в качестве подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других участников уголовного процесса. Более того, уголовно-про-Цессуальная деятельность сопряжена с вторжением в частную жизнь граждан, зачастую затрагивает их моральные интересы.

Важнейшим институтом, являющимся краеугольным камнем принципа охраны прав и свобод граждан при осуществлении правосудия, является институт неприкосновенности.

 

Часть 2 ст. 22 Конституции РФ устанавливает право каждого на свободу и личную неприкосновенность.

 

Неприкосновенность личности — процессуальный институт, представляющий собой совокупность юридических норм, регламентирующих свободу личности, ее ограждение от незаконного и необоснованного задержания, ареста, иных мер принуждения, ограничивающих неприкосновенность личности. Личная неприкосновенность является одним из институтов права, который наряду с институтами неприкосновенности жилища, частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений обеспечивает нормативную основу для обеспечения свободы личности во всех сферах ее жизни.

 

Институт неприкосновенности личности устанавливает условия, пределы и порядок возможного ограничения предусмотренного Конституцией РФ права на личную свободу.

 

Содержание неприкосновенности личности заключается в следующем:

 

4 ограничение личной свободы человека возможно лишь при наличии к тому четко определенных оснований: задержание по подозрению в совершении преступления или заключение под стражу возможно только на основаниях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ;

 

4 личная неприкосновенность может быть ограничена только судом при соблюдении установленной для этого законом процедуры. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов;

 

+ личная неприкосновенность ограничивается на строго определенный законом срок.

 

Ф лицо, чья неприкосновенность ограничена, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

В целом же принцип охраны прав и свобод граждан при осуществлении правосудия выступает в качестве универсального правового положения, чье содержание связано с другими принципами осуществления правосудия — судебной защиты прав и свобод, равенства всех перед законом и судом, презумпции невиновности и т. д.

14.2. Использование системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях в условиях действующего законодательства.

В сфере социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными Концепцией предусматривается создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению («социальные лифты»), включающей совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения.

 

Система «социальных лифтов» представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев.

Целями применения системы стимулов являются социализация осужденного, профилактика рецидивной преступности и создание условий для позитивного формирования личности.

 

Основные задачи:

 

мотивация осужденного к законопослушному образу жизни;

 

обеспечение прозрачности процесса изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения и условий отбывания наказания осужденными;

 

дифференциация осужденных по их уголовно-правовой, социально-педагогической, психологической и медицинской характеристике.

3 ПОРЯДОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ С СИСТЕМОЙ «СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ»

 

В период нахождения осужденного в карантинном отделении начальник отряда (воспитатель) карантинного отделения разъясняет осужденному положения действующей системы «социальных лифтов». В случае если осужденному непонятен какой-либо из критериев, для разъяснений приглашается специалист соответствующей направленности (психолог, медицинский работник, представитель производственных служб и т.п.).

 

Осужденный расписывается в листке ознакомления с установленными критериями поведения, порядком их применения и возможных решениях комиссии, исправительного учреждения. Лист Ознакомления приобщается к личному делу осужденного. При отказе осужденного от ознакомления составляется соответствующий акт.

 

По прибытии в отряд с осужденным дополнительно проводится индивидуальная воспитательная беседа о системе «социальных лифтов», о чем делается запись в дневнике индивидуальной воспитательной работы с осужденным.

 

Информация о системе «социальных лифтов» размещается на стендах наглядной агитации в комнатах воспитательной работы с осужденными, а также в комнатах ожидания для родственников осужденных, а также доводится до сведения осужденных с использованием доступных средств массовой информации.

 

14.3. Общая характеристика оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.

Общая характеристика органов предварительного следствия и их полномочия

Оперативно-розыскная деятельность, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

 

Задачи оперативно-розыскной деятельности:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, политической безопасности РФ.

 

На территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: - органов внутренних дел РФ; - органов Федеральной службы безопасности; - Федеральной службы охраны РФ;- Федеральной таможенной службы РФ; - службы внешней разведки РФ; - Министерства юстиции РФ.

 

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят следующие оперативно-розыскные мероприятия: - опрос;- наведение справок;- сбор образцов для сравнительного исследования; - исследование предметов и документов; - наблюдение; - отождествление личности; - проверочная закупка и др.

 

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению. Предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

 

Они могут служить также поводом и основанием к возбуждению уголовного дела и использоваться в качестве доказательств по уголовному делу.

 

Дознание – вид предварительного расследования правонарушений. Неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления.

 

В соответствии с УПК РФ органами дознания являются: - милиция; - командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений – по делам обо всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;- органы Федеральной службы безопасности – по делам, отнесенных законом к их ведению;- начальники уголовно-исполнительных учреждений – по делам о преступлениях, против установленного порядка несения службы или по делам, о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; - органы Государственной противопожарной службы – по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил; - органы Федеральной пограничной службы РФ – по делам о нарушениях режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через границу;

 

- капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

 

- таможенные органы РФ – по делам о контрабанде, о нарушениях таможенного законодательства и пр.

 

Деятельность органов дознания подразделяется на два вида.

 

Первый вид – дознание как первоначальный этап расследования уголовного дела, на котором выявляются и фиксируются следы преступления, производятся неотложные следственные действия. После чего дело передается следователю для производства предварительного следствия.

 

Второй вид дознания – ускоренное и упрощенное расследование в полном объеме несложных уголовных дел, не требующих по закону предварительного следствия. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.

 

В соответствии с УПК РФ предварительное следствие по уголовным делам производится:

 

- следователями прокуратуры;

 

- следователями органами внутренних дел;

 

- следователями органов Федеральной службы безопасности.

 

Предварительно следствие производится только после возбуждения уголовного дела и в порядке, установленном УПК РФ.

 

Предварительно следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу.

 

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

 

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.035 с.)