Предметный словарь терминов и понятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметный словарь терминов и понятий.



Как написать сочинение

Часть С

Предметный словарь терминов и понятий.

Аргумент- довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли.

Исходный текст- текст, предложенный для анализа.

Клише (языковое)- речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта.

Комментарий проблемы - толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

Позиция автора- отношение создателя текста к поставленной проблеме.

Проблема исходного текста - основной вопрос, поставленный в тексте.

 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения не менее 150 слов.

Формулируем проблему текста.

Что такое проблема?

Проблема — это сложный теоретический или практи­ческий вопрос, требующий решения, исследования.

Существуют разные виды проблем: философские, социальные, политические, экологические, нравственные.

Проблема может быть охарактеризована как сложная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая. Проблема имеет свой объект. Например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, вос­питания, образования.

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства жизни и общества. Нравственные проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

 

Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

1) оценить объект проблемы (ответить на вопросы «Чья это проблема?», «Что это за проблема?»);

2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения). Это более простой путь.

Конечно, невозможно составить список всех проблем, которые встают перед человеком, обществом. Но, скажем так, есть круг вопросов, которые поражают своей неисчерпаемостью, повторяемостью, неизбывностью.

Главное для вас - точно и лаконично сформулировать проблему, поставленную в тексте. Даже психологи утверждают, что процесс восстановления человека начинается с того момента, когда он признал наличие подобной проблемы в своей жизни и определил ее, дал ей название.

Предлагаем список сформулированных проблем.

 

Проблема памяти о своем детстве,

роли детства в жизни человека,

влияния технического прогресса на внутренний мир человека,

сохранения природных душевных качеств в современном мире,

взаимоотношений природы и человека,

силы характера,

трусости и смелости,

физической и моральной победы,

сохранения природы,

сохранения материальной культуры народа,

влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека,

духовности в искусстве,

роли красоты в возрождении души человека,

взаимосвязи красоты природы и внутреннего мира человека,

воспитания детей,

формирования мировоззрения художника,

отцов и детей,

формирования характера,

чувства собственного достоинства,

памяти о родине и родном доме,

чинопочитания и угодничества,

милосердия,

судьбы художника,

нравственного воздействия искусства на душу человека,

нравственной ответственности художника перед обществом,

истинной и ложной красоты,

утраты интереса к приобретению знаний,

героизма в мирное время,

поведения человека в экстремальной ситуации,

воспитания художественного вкуса у молодежи,

отрыва материальной культуры от культуры духовной,

жизни в условиях войны,

человеческой ограниченности,

назначения подлинного искусства,

влияния книги на судьбу человека,

гуманного отношения ко всему живому на земле,

нравственного выбора,

нравственной стойкости человека,

любви к родине.

 

Контрольная работа № 1.

1.Задание: 1) определите грамматическую структуру формулировок

2) распределите эти формулировки на группы по вашим критериям

3) составьте список глаголов, с которыми сочетается слово «проблема»

 

Подсказка. Проблема ИССЛЕДУЕТСЯ, АНАЛИЗИРУЕТСЯ, ПОДНИМАЕТСЯ, СТАВИТСЯ, РАССМАТРИВАЕТСЯ, ЗАТРАГИВАЕТСЯ, ВЫДВИГАЕТСЯ, ФОРМУЛИРУЕТСЯ.

 

2.Задание. Укажите, какие ошибки допущены в предложениях.

 

1. Автор рассматривает проблему того, что падает ценность человеческой жизни.

2. В тексте излагается проблема о преступности.

3. Автор анализирует проблему об отсутствии гражданской солидарности.

4. Автор ставит проблему о том, что молодежь жестока.

5. У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни.

6. Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека…

7. Главная проблема этого текста – это умение «отзываться на чужую беду».

8. Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью.

9. В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня.

10. Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности.

 

Подсказка. Виды ошибок: 1) нарушение управления

2) подмена понятий

3) нарушение сочетаемости

4) вместо проблемы формулируется позиция автора

5) неудачная формулировка с использованием цитаты

Задание.

Сформулируйте проблемы, поставленные в исходном тексте. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные случаи.

 

В.П.Астафьев «Затеси»

Текст № 1.Лунный блик.

 

Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик.

Он серебрился, фосфорно зеленел, искрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую топь

луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

 

Текст № 2.Записка.

 

"На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна".

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и "забыл" ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

 

Текст № 3.Игра.

 

Мальчишки гоняли по тротуару шайбу. Она щелкала звонко, летала легко и отчего-то крошилась.

Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником, какие в детстве нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.

Пряник походил на маленькую далекую луну и так же, как луна, был манящ,

недоступен и призрачен.

 

Текст № 4.Вопрос ребенка.

 

Жадно растут нынешние ребятишки, рано, стремительно развиваются и, сдается мне, чувствуют трагичность времени, в которое они народились.

-Баба, а баба! Скажи, пожалуйста, когда на комбайн принимают работать? – спросил мой шестилетний внук у бабушки.

- А зачем тебе это?

- Я хочу работать на комбайне.

- Почему именно на комбайне?

- Чтобы никого не убивать.

 

Текст № 5.Современный жених.

 

На свадьбе говорили: живите дружно, делите горести и радости пополам.

-Радости и без жены хороши! - ответствовал современный жених.

 

Текст № 6. Мертвый таймень

 

Меж бревен вверх брюхом плавал по Енисею огромный таймень, и замусоренная вода пузырилась вокруг мертвой рыбины.

По древнему зову пришел таймень осенью к тому месту, где был Манский бык, который безо всякой надобности смахнули гидростроители, стал за камни - ближе к живым донным ключам.

Весной таймень начал пасти стаю ельцов, выедая тех, что больны и ослаблены.

Забылся в охоте таймень. Увлекся. А возле займища в Овсянскую запань разгружалась железная лесовозная баржа - колымага, разом обрушив в воду весь лесной груз тонн в семьдесят весом, и, как глупого мелкого ельца, хряпнуло бревнами, оглушило речного красавца, быть может, последнего из тех речных богатырей, что стояли веками за Манским быком зимней порой в холодной, тихой яме и украшали жизнь реки, продляя богатырский таймений род, разжигали рыбачью удаль и страсть.

 

Текст № 7.Кровью залитая книжка.

 

На улице Предмостной ткнулся в меня человек в помятом пиджаке:

- Восемь копеек, - хрипит. - До дому доехать... - И сует мне красную книжку. Пригляделся - инвалидный билет. - Восемь копеек. Ну, гривенник! - и все сует и сует книжку.

- Ты что? - растерялся я. - Ты что?

Хотел крикнуть: "Кого позоришь? Чего позоришь?.."

Да ведь бесполезно. Не поймет. И только повторялось и повторялось, беспомощно, растерянно: "Ты что? Ты что?.."

У меня у самого под грудью лежит инвалидная книжка - самый горький и дорогой документ. Я его редко достаю - нас мало осталось. Скоро и книжки, и инвалиды войны исчезнут...

А этот людям в лицо тычет, на выпивку серебрушки вымогает кровью облитой книжкой.

Стыдно-то как, господи!

 

Итак, проблема сформулирована. Теперь нужно прокомментировать ее.

Как выявить позицию автора?

Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос,

поставленный в тексте.

Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

Автор может

эмоционально воздействовать на читателя
раскрывать сущность поставленных проблем
точно формулировать мысль
формировать положительное или отрицательное отношение читателя к проблеме
ставить ряд нравственных вопросов
помочь читателю увидеть традиционную проблему по-новому
писать интересно и ново о старых проблемах
быть строгим судьей негативным явлениям нашей жизни
заставить читателя самого решать сложные жизненные вопросы
приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
иронически (возмущенно, восхищенно и т.д.) повествовать о героях и событиях
использовать ряд убедительных аргументов
заставить переоценить отношение к
представить истинную картину происходящего
показывать образец поведения, отношения к жизни
побуждать искать истину
говорить с тревогой о наболевших проблемах
призывать читателя к
обращаться к традициям русской жизни
выражать мнение большинства

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками.

Аргументация – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»

Аргументы надо приводить в системе. (Рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала). Последний аргумент фиксируется в памяти лучше!

Аргументы должны доказывать заявленную точку зрения.

Аргументы должны быть развернутыми и убедительными.

Аргументы не должны быть противоречивы.

Аргументов должно быть достаточно для вывода тезиса (два в сочинении на ЕГЭ).

 

Типы аргументов.

Чаще всего используются следующие аргументы:

Факты и события.

Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.

Пословицы и поговорки.

Примеры из личной жизни и жизни окружающих.

Примеры из художественной литературы.

 

Логические аргументы Рассуждение с дефиницией (уточнение какого-либо понятия). Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.
Силлогизм (из двух суждений следует третье суждение). Каждый патриот испытывает чувство любви к своей стране. Любая страна – это множество больших и малых городов, сел, деревень. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и друзья, к родному городу – это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм – любовь к своему отечеству.
Аналогия (свойства одного объекта переносятся на другой объект того же класса). Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться или даже погибнуть в лесной чаще, не найдя правильного пути. Не меньшую опасность таит в себе ошибка при выборе профессии: можно бесцельно потратить всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом, не найдя достойного применения своим способностям.

 

Чувственные аргументы Аргументы к обещанию (указание на что-либо желательное, оцениваемое как хорошее; общечеловеческие ценности - вежливость, сострадание, патриотизм, честь, благородство).
Аргументы к угрозе (указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое; социальные и нравственные пороки - расизм, коррупция, жестокость, подлость, предательство).

 

Контрольная работа № 2.

Задание 1. Подберите к указанным тезисам 2 аргумента «за» и 2 аргумента «против».

1. Интернет – одно из самых вредных явлений нашего времени.

2. Милосердие в наше время умирает.

3. С хамством невозможно бороться.

4. Хорошо, когда ты единственный ребенок в семье.

5. Театр – умирающий вид искусства.

Задание 2.

Задание 3.

Укажите произведение художественной литературы 19-20 в.в., которое можно привести в качестве аргумента к тезису:

1) красота спасет мир

2) в человеке должно быть все прекрасно

3) нельзя чуть-чуть предать, разлюбить, изменить..

4) друг – это тот, кто входит в нашу дверь, когда весь мир отвернулся от нас

5) человек должен осознавать свою ответственность за все живое на земле

6) самая большая ценность народа - его язык

7) талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства

8) уверенность в себе, в своих силах – это не врожденное качество, а умение преодолеть свои комплексы и страхи

9) люди существуют друг для друга

10) чем сложнее жизнь, тем она интереснее

 

Задание 4.

Задание 5.

Контрольная работа № 3.

 

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Поначалу мы узнали, что вокруг громадного корпуса дома отдыха, по необъятной и почти девственной территории, как-то ненадёжно и неуверенно отобранной у леса, реки и поля, бродит призрак лошади. (2)Он естественно вписался в пейзаж, дружественный подлунному буйству теней и миганию потусторонних огоньков.

(3)Чтобы жила ничейная, вольная лошадь, – это не укладывалось в нашем сознании. (4)Вот почему её проще было считать призраком, нежели тварью из плоти и крови. (5)И всё-таки настал день, когда силуэт загадочного коня обрёл трёхмерность, чёткую, живую окраску, суету мелких движений плоти и пришлось отбросить самообман – возле нас существовала лошадь, которая ходит сама по себе. (6)Она пришла словно из дней детства, но что-то непонятное мешало мне приблизиться к ней.

(7)Однажды я всё же оказался так близко от неё, что почувствовал слабый запах мокрой шерсти. (8)Дикарка была на редкость ухоженной: хвост подрезан и расчёсан, также расчёсаны густая грива и чёлка.

(9)Обрызганные влагой копыта опрятны и освобождены от подков. (10)Надраенный скребницей круп сыто блестит. (11)Красив и значителен был мир, отражённый в её большом, глубоком и добром зрачке, а вот другой глаз ничего не отражал – тусклый, затянутый голубоватым бельмом, он мёртво пялился в пустоту.

(12)Но, странное дело, бельмо не уродовало лошадь, а прибавляло ей достоинства. (13)Крепко поработала старая на своём веку и награждена нынешним привольем.

(14)Это была не простая деревенская лошадь. (15)В ней чувствовалась порода, хотя не знаю, какие крови слились, чтобы создать такое милое существо.

(16)Некоторые отдыхающие попытались вступить с лошадью в более тесные отношения, но она не принимала ни сахара с ладони, ни чёрного хлеба, скромно довольствуясь осенней травой. (17)Долгие годы возле людей научили её мудрой осмотрительности.

(18)Но лошадь не понимала другого, – что сама безнадзорность её была вызовом правопорядку.

(19)Лесник, прочный, надёжный в каждой жилке, движении, слове трудовой человек, как-то пришедший вместе с лошадью, сказал,посмеиваясь:

(20)– Без малого двадцать годов мы с ней вкалывали. (21)А сейчас пусть гуляет, заслужила бессрочный отпуск. (22)Да и кому Маруська мешает?

(23)Никто и внимания не обратил, что старая Маруська прикрыта от судьбы лишь худым плащом лесниковой доброты, а не Законом. (24)Никто не обратил внимания на полуторку, проехавшую в лес мимо главного корпуса дня через два. (25)Никто не придал значения и слабому выстрелу, ватно щёлкнувшему в сыроватом просторе. (26)Но, когда полуторка катила назад, многие заметили торчащие из кузова четыре толстые коричневые палки. (27)То были не палки – ноги убитой лошади.

(28)Как бессильно добро и как действенно зло!

(29)«А стоит ли подымать шум из-за старой, полуслепой, бесполезной лошади?» – скажет какой-нибудь здравомыслящий человек. (30)Но это была прекрасная лошадь… (31)Прекрасная Лошадь, погубленная не случайно, а сознательно…

(По Ю.М. Нагибину)

 

Задание 1.

Оцените вступления сочинений по тексту Ю.Нагибина, исходя из следующих критериев:

1. Соответствие идее текста.

2. Соблюдение орфографических норм.

3. Соблюдение пунктуационных норм.

4. Соблюдение языковых норм.

5. Назовите самое удачное вступление.

 

1.Как много благородства в этом животном! Почему мы не можем забыть об этих глазах? Что такого очаровательного в ней? Именно об этом размышляет Нагибин в прочитанном мною тексте.

 

2.Если бы мне предложили назвать текст, то я бы назвала его «Ничейная лошадь». Почему? Проанализируем теперь текст Нагибина.

 

3.В чем заключается проблема текста? Проблема текста заключается в том, что не все люди могут помочь животным, нуждающимся в помощи, но и такие существуют…

 

4.Нагибин в своем тексте рассказывает нам историю погубленного лошадя. Лошадь, которая умерла по вине людей. И теперь каждый раз ее призрак бродит сам по себе.

 

5.Как вы относитесь к лошадям? Почему люди проявляют безжалостное отношение к животному?

 

6.Издавна животные были самыми верными и лучшими помощниками и друзьями человека. Почему же сейчас люди теряют это чувство дружбы и взаимопонимания с окружающим их миром? Может, потому что мир наш стал более жестоким…Человеческая жизнь не в цене, а что говорить о жизни животных.

Именно о бесценности жизни «братьев наших меньших» и говорит автор прочитанного мною текста.

 

7.Лошадь…Самое благородное из животных, живущих на нашей планете. Одно из самых добрых и умных. Разве можно забыть ее большие, глубокие, добрые глаза?

Об этом размышляет Нагибин в прочитанном мною тексте.

 

8.Если бы мне дали возможность назвать прочитанный мною текст, то этот текст я бы назвала «Старая Маруська!».

 

9. «Красив и значителен был мир, отраженный в зрачке лошади..» Но как бы ни было, люди стали не уважать сами себя. Даже если их и никто не трогает. В рассказе Нагибина «старая лошадь» никого не трогала, все ее жалели. Как оказалось наоборот.

 

10.Вы любите лошадей? Вы когда-нибудь гладили их? Расчесывали хвост? Нет? Что вы чувствовали при этом? Вот об этом размышляет автор прочитанного мною текста.

 

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

Выразите собственную позицию по проблеме, поставленной в тексте, и аргументируйте ее (не менее 2 аргументов).

 

Контрольная работа № 4.

Выполните задания.

Задание 1.

Прочитайте исходный текст.

Нравственный долг.

(1)Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

(2)Люди сидели в теплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролер все же у большинства был. (5)Высший нравственный контролер - совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси(!) люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсестры выходили их встречать. (11)За 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасен.

(13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам…(15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали, исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг – их главный, их основной мотив.

(20)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (21)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг – одно, а выполнение нравственного долга – другое. (22) Каждый из этих людей, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее.

(По Г.Н.Бочарову)

 

 

Задание 2.

Задание 3.

Выразите свое несогласие с позицией автора. Приведите не менее двух аргументов из литературы и не менее двух аргументов из жизненного опыта (объем текста 50-70 слов).

Контрольная работа № 5

Как написать сочинение

Часть С

Предметный словарь терминов и понятий.

Аргумент- довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли.

Исходный текст- текст, предложенный для анализа.

Клише (языковое)- речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта.

Комментарий проблемы - толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

Позиция автора- отношение создателя текста к поставленной проблеме.

Проблема исходного текста - основной вопрос, поставленный в тексте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.20 (0.101 с.)