Конкурентная фирма и условие максимизации ее прибыли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентная фирма и условие максимизации ее прибыли



Фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, называется конкурентной фирмой. Основная проблема конкурентной фирмы – поиск оптимального объема выпуска продукции, максимизирующего прибыль (или минимизирующего убытки). Заметим, что фирму, прежде всего, интересует валовая прибыль, а не прибыль, получаемая от продажи единицы продукции. Прибыль определяется разницей между валовым (общим) доходом и общими (валовыми) издержками за период продаж.

Валовой доход (TR) определяется путем умножения цены (P) на количество проданного товара (Q): TR = P·Q. Средний доход (AR) – это доход, приходящийся на единицу товара. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене товара: AR = P. Предельный доход (MR) – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции: MR = ∆TR/∆Q. У конкурентной фирмы предельный доход равен цене.

В краткосрочном периоде фирма не может изменить свои производственные мощности, но она может приспособить свой объем производства (выпуска) с целью максимизации прибыли.

Пути максимизации прибыли фирмы:

1) через сравнение валового дохода и валовых издержек.

Максимальная прибыль производится, когда разрыв между валовым доходом (TR) и валовыми издержками (ТС) максимален (отрезок АВ) (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1. Пути максимизации прибыли фирмы через сравнение валового дохода и валовых издержек

Точки С и D – точки критического объема производства, так как до точки С и после точки D валовые издержки превышают валовой доход (ТС > TR). Таким образом, объем производства менее К и более L экономически нецелесообразен, так как приносит убытки вместо прибыли. Весь же объем производства от К до L является прибыльным, рентабельным, но максимизацию прибыли дает объем выпуска в точке М;

2) через предельные величины.

Условие максимизации прибыли фирмы – равенство предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС): MR = МС. Фирма в этой точке находится в состоянии равновесия(нет стимулов ни увеличивать, ни уменьшать объем выпуска). Любое отклонение от этой точки приводит к потерям фирмы в виде прямых убытков при объеме, большем, чем М, либо в результате уменьшения массы прибыли при выпуске, меньшем, чем М (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2. Пути максимизации прибыли через предельные величины

 

В условиях краткосрочного равновесия выделяются следующие типы фирм.

1. Предельная фирма – фирма, которая при данном уровне цен может покрыть только средние переменные издержки. Для такой фирмы предельные затраты равны рыночной цене, цена при этом выше уровня средних переменных издержек, но ниже средних постоянных издержек. Значит, фирма будет присутствовать на рынке до тех пор, пока уровень цены позволяет покрывать переменные затраты фирмы. То есть фирма балансирует на пределе своей эффективности, поэтому и называется предельной. Условия эффективности предельной фирмы: MC=P, P=AVC, P<ATC.

2. Допредельная фирма – фирма, которая при данном уровне цен покрывает средние общие издержки на выпуск и получает нормальную прибыль.Допредельная фирма – это фирма, существование и эффективность которой не находятся на предельной черте (уходить – не уходить). То есть равновесие фирмы еще далеко до предела (когда фирма может покрыть не все свои издержки – только переменные). Для такой фирмы уровень цены самый удобный – при таком значении цены покрываются и переменные, и постоянные затраты, то есть средние общие издержки.Допредельная фирма может быть двух подвидов:

1) фирма, которая только покрывает все вложенные в производство данного выпуска издержки, то есть цена равна значению средних общих издержек. Условия эффективности допредельной фирмы с нормальной прибылью: MC=P, P= ATC;

2) фирма, которая получает сверхприбыль. То есть производитель не просто покрывает все вложенные в производство затраты, но еще и получает прибыль. Условия эффективности допредельной фирмы со сверхприбылью: MC=P, P> ATC.

3. Запредельная фирма – при данном уровне цен не сможет покрыть ни средние общие, ни даже средние переменные издержки. Производитель даже не на предельной черте, когда еще можно как-то балансировать и оставаться на рынке. Такая фирма существует себе в убыток, ее производственная деятельность неэффективна. Условия существования запредельной фирмы: MC=P, P<AVC, P<ATC.

Максимизация прибыли

Размеры выпуска продукции ограничиваются спросом и рыночными ценами. Фирмы за­интересованы не в наибольшем выпуске продукции, а в таком его объеме, который потребует наименьших издержек и обеспечит при этом максимизацию прибыли. Максимизация прибыли достигается при равенстве предельных издержек и предельного дохода: МС = MR. Стабилизируется спрос фирм на факторы производства. Прирост выпуска продукции становится неэффективным, когда предельные издержки МС превышают предельный доход MR (таблица 1). Равновесие фирмы, ее максимальная прибыль будет достигнута на 15-й единице выпуска продукции, то есть когда предельный доход и предельные издержки уравновесятся и составят
8 денежных единиц.

 

Таблица 1. Условие равновесия фирмы и изменение спроса на факторы производства

 

Физический объем выпуска, Q Цена за единицу продукции, Р Общая выручка, P·Q Предельные издержки, МС Предельный доход, MR Условие равновесия фирм, МС и MR
          МС < MR
          МС < MR
          МС = MR
          МС > MR
          МС > MR

 

Стремясь к максимизации прибыли, фирмы увеличивают спрос на факторы производства до тех пор, пока доход от их предельного продукта не уравновесится с ценой каждого из применемых факторов.

Максимальная прибыль фирмы может быть вычислена следующим образом:

MRPa = Pa; MRPb = Рb; MRPc = Рс, (1)

где МRРа,Ь,с – доход от предельного продукта факторов а, Ь, с;

Ра,Ь,с – рыночная цена факторов производства а, Ь, с.

Только на основе информации о рыночных ценах факторов производства, сопоставленных с размерами собственного предельного дохода от применения этих факторов, фирмы формируют и предъявляют спрос на рынках труда, капитально-технических средств, сырья, материалов, топлива, энергии. Соответственно, ценообразование на рынках этих факторов производства изменяется в зависимости от реального спроса фирм, то есть спроса, определяющегося не потенциальными возможностями наращивания выпуска продукции, а возможностями максимизации прибыли, достигаемой при равновесии предельных издержек и предельного дохода. Фирмы приостановят затраты и снизят спрос на факторы производства, рыночная цена которых выше предельного дохода от производимого им продукта. Спрос на тот или иной фактор снизится и в том случае, если возросла его рыночная цена. В этом случае фирмы снижают применение возросших в цене факторов производства, действуя по принципу их замещения более дешевыми.

Кроме того, ценообразование каждого фактора испытывает на себе влияние изменяющихся цен всех остальных, взаимодополняемых и взаимозаменяемых, факторов, уравнивая спрос и их предложение и приводя в равновесие все рынки. В свою очередь, ценовым равновесием спроса и предложения на рынках факторов производ­ства регулируется размер таких доходов, как рента, арендная плата, процент, прибыль, заработная плата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.177.91 (0.007 с.)