Антикризисное управление. Определение, проблематика, основные функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антикризисное управление. Определение, проблематика, основные функции.



Антикризисное управление. Определение, проблематика, основные функции.

АКУ – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития. АКУ - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптома, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна; ее можно разделить на 4 группы:

1 группа – проблемы распознания предкризисных ситуаций. Надо своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить ее первый признаки, понять ее характер. От этого зависит возможное предотвращение кризиса.

2 группа – проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методические проблемы ее жизнедеятельности. В процессах их решения формируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управлен6ия в условиях кризисной ситуации. Также включает комплекс проблем финансово – экономического характера.

Проблематику антикризисного управления можно представить и в диверсификации технологий управления (3 группа проблем). Включает в общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой инфо и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение.

4 группа проблема включает конфликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, инвестирование антикризисных мер. Проблемы банкротства и санации предприятия.

Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Можно выделить 6 функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости) минимизация потерь и упущенных возможностей, регулирование времени принятия и исполнения решений.

 

Механизм действия кризиса.

Причины кризиса могут подразделяться на объективные, связанные с циклическими потребностями реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.) Причины кризиса могут подразделяться на внешние и внутренние. Первые связаны с действием макро– или внешнеэкономических факторов, вторые – с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом.

Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.

Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления.

Если организационно-управленческую деятельность не включать в число экономических ресурсов, то тогда общую причину всякого экономического кризиса следует сформулировать в качестве недостатка того или иного ресурса или недостатков в организационно-управленческой деятельности по комбинированию и использованию имеющихся ресурсов.

В соответствии с данным определением общей причины всякого экономического кризиса, выделим основные черты кризисов в экономике.

Тип А – имеющийся набор реальных ресурсов недостаточен для достижения целевой установки. В зависимости от характера и уровня поставленной цели, критерий нехватки ресурсов меняется. Одно дело внутренние ресурсы для обеспечения продуктами населения страны на уровне минимальных физиологических потребностей и совсем другое – для обеспечения его по нормам рационального питания, третье – для полного удовлетворения массового рыночного спроса с высоким уровнем платежеспособности при покупке разного рода деликатесов. Уровень продовольственной безопасности страны также будет оцениваться различно относительно названных выше целевых установок.

Тип Б – финансовые источники недостаточны для осуществления тех или иных функций, необходимых для достижения определенных целей.

Тип В – доходы недостаточны для финансирования необходимых производственных затрат и оплаты долгов.

Tип Г– отдача от набора реальных ресурсов равна их наиболее узкому звену, все применяемые сверх этого ресурсы в их данном конкретном наборе являют собой их бесполезную трату. Например, в течение года страна выплавляет 1 млн. тонн стали для производства тракторов. В конструкцию трактора, вследствие погони за достижением валовых стоимостных показателей, в затратной плановой экономике заложено излишнее использование металла, равное половине веса тракторов. Четверть

произведенных тракторов простаивает в одних регионах страны из-за отсутствия запчастей и еще четверть, в других регионах, из-за нехватки трактористов. В итоге из 1 млн. тонн стали, израсходованной на производство тракторов, полезно использовано только 250 тыс. тонн стали, т.е. всего одна четверть.

Тип Д – несбалансированность доходов и расходов во времени. Например, у предприятия часто достаточно в принципе доходов для покрытия своих затрат и оплаты долгов, однако во времени совершать финансовые затраты и оплачивать долги приходится значительно раньше, чем могут поступить соответствующие доходы. Если предприятие получит кредит под приемлемый процент или если его долги будут реструктурированы (или то и другое вместе), то оно преодолеет состояние

кризиса. Но если этого не удается, то ситуация кризиса может обостриться.

 

Типология кризисов.

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные — только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам проявления, носит условный характер. В конкретном анализе кризисных ситуа­ций необходимо учитывать границы социально-экономической си­стемы, ее структуру и среду функционирования. В зависимости от проблематики кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Особенностью кризиса является то, что он, даже будучи локаль­ным или микрокризисом, как цепная реакция может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности.

В зависимости от структуры отношений мож­но выделить отдельные группы экономических, социальных, орга­низационных, психологических, технологических кризисов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в эко­номике страны или экономическом состоянии фирмы. Это кризи­сы производства и реализации товара, взаимоотношений экономи­ческих агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преиму­ществ, банкротства и пр. Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или об­разований: работников и работодателей, профсоюзов и предприни­мателей, работников различных профессий, персонала и менедже­ров и др. Особое положение в группе социальных кризисов занимают кри­зисы политические. Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламента­ции деятельности отдельных подразделений, как отделение адми­нистративных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм. Часто такие кризисы парализуют организационную деятельность или вызывают неумеренную бюрократизацию. Психологические кризисы также нередки в современных услови­ях социально-экономического развития. Это кризисы психологи­ческого состояния человека. Они проявляются в виде стресса, при­обретающего массовый характер, возникновении чувства неуверен­ности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Технологические кризисы возникают как кризисы новых техно­логических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризисом технологической несовмес­тимости изделий или кризис отторжения новых технологических ре­шений.

В зависимости от непосредственных причин возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические.

Кризисы также могут быть предсказуемыми и неожиданными.

Существуют также кризисы явные (протекают заметно и легко обнаруживаются) и латентные (скрытые, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны).

Кроме того, кризисы бывают острыми и мягкими. Острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Мягкие кризисы протекают более последовательно и безболез­ненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять. Все возможные кризисы разделяются также на затяжные и вре­менные. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его при­чин и возможных последствий.

 

Причины распада СССР.

1)Сверх-прибыльная продажа нефти за рубеж что подсадило СССР на нефтяную иглу

2) Денежная реформа Касыгина в 65-ом году.

Среди причин «захлёбывания» реформы обычно приводятся сопротивление консервативной части Политбюро ЦК.

3) Протесты в Прибалтике в феврале 1991

4) Центробежные националистические тенденции

5) Авторитарный характер советского руководства. Догматизм.

6) Диспропорция экстенсивной экономики.

7) Кризис доверия к экономической системе.

Способом борьбы с дефицитом были массовость и дешевизна продукции.

Количественный план был способом оценки работы.

8) Кризис доверия к политической системе.

9) Сокрытие информации о техногенных катастрофах

10) Неудачные попытки реформирования советской системы.

11) Снижение мировых цен на нефть.

12) Моноцентризм. Принятие решений тоолько вМоскве приводило к неэффективности.

13) Холодная война. Война в Афганистане. Помощь другим странам.

14) Развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разорили бюджет страны.

 

Внешний управляющий.

Внешний управляющий на­значается арбитражным судом для проведения внешнего управле­ния. Не позднее одного месяца с момента своего назначения вне­шний управляющий должен разработать план внешнего управления, предусматривающий меры по восстановлению платежеспособнос­ти должник). Внешний управляющий вправе зак­лючать мировое соглашение. Он отчитывается перед собранием кре­диторов, а его отчет подлежит обязательному рассмотрению арбит­ражным судом. Если в установленный срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

   
Права внешнего управляющего Внешний управляющий имеет право:   Обязанности внешнего управляющего Внешний управляющий обязан:
распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными ФЗ РФ; • заключать от имени должника мировое соглашение; • заявлять отказ от исполнения договоров должника • предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, • осуществлять иные, предусмотренные ФЗ РФ   • принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию; • разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов; • вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; • заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов; • принимать меры по взысканию задолженности перед должником; • вести реестр требований кредиторов; • реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены ФЗ РФ; • информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления; • представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления; • осуществлять иные, предусмотренные ФЗ РФ полномочия

 

 

Конкурсный управляющий.

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. Арбитражный суд распределяет обязанности между конкурсными управляющим на основании решения собра­ния кредиторов, определяет пределы ответственности каждого из них. Конкурсный управляющий действует до момента завершения конкурсного производства. Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов.

Конкурсный управляющий с момента своего назначения осу­ществляет следующие функции: принимает в ведение имущество должника, проводит его инвен­таризацию и оценку, принимает меры по обеспечению его со­хранности, анализирует финансовое состояние должника; предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании; уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с российским законодательством о труде; рассматривает в установленном порядке требования кредиторов, предъявленные к должнику, ведет реестр требований кредито­ров должника; проверяет обоснованность этих требований.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке, а при его отсутствии открыть в ходе конкур­сного производства такой счет. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть пере­числены на основной счет должника. С основного счета должника оплачиваются расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему и другие обязательные расходы. Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управ­ляющий представляет арбитражному суду по его требованию, а со­бранию или комитету кредиторов один раз в месяц.

Затем конкурсный управляющий приступает к продаже имуще­ства должника на открытых торгах. Имущество, балансовая оценка которого превышает 1 млн руб., должно продаваться только на от­крытых торгах.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управ­ляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах про­ведения конкурсного производства. После рассмотрения арбитраж­ным судом отчета он выносит определение о завершении конкурс­ного производства, которое подлежит немедленному исполнению и является основанием для внесения в единый государственный ре­естр юридических лиц записи о ликвидации должника не позднее трех дней с момента представления.

Предприятие считается банкротом после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом, а также если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая ocvществляется в процессе конкурсного производства. Цели конкурсного производства: соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов; объявление предприятия свободным от задолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий отношении друг друга.

Конкурсный управляющий может быть освобожден арбитраж ным судом от исполнения обязанностей по заявлению. В этом случае арбитражный суд назначает нового конкурсного управляющего.

 

 

Антикризисное управление. Определение, проблематика, основные функции.

АКУ – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития. АКУ - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптома, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна; ее можно разделить на 4 группы:

1 группа – проблемы распознания предкризисных ситуаций. Надо своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить ее первый признаки, понять ее характер. От этого зависит возможное предотвращение кризиса.

2 группа – проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методические проблемы ее жизнедеятельности. В процессах их решения формируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управлен6ия в условиях кризисной ситуации. Также включает комплекс проблем финансово – экономического характера.

Проблематику антикризисного управления можно представить и в диверсификации технологий управления (3 группа проблем). Включает в общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой инфо и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение.

4 группа проблема включает конфликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, инвестирование антикризисных мер. Проблемы банкротства и санации предприятия.

Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Можно выделить 6 функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости) минимизация потерь и упущенных возможностей, регулирование времени принятия и исполнения решений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.205.211 (0.042 с.)