В рамках традиционных методов обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В рамках традиционных методов обучения



Такую модель управления можно назвать декларативной. Управляет только педагог. Он вырабатывает решения, координирует и контролирует деятельность обучающихся. Но при этом качество обучения и воспитания будет в основном зависеть от информации, которой обладает педагог, от его способности принимать оптимальные решения в различных педагогических ситуациях. С одной стороны, такая модель управления проста и оперативна, но, с другой – приводит к снижению уровня мотивации и активности обучающихся.

Декларативная модель педагогического управления не достаточно эффективна еще и потому, что объектом управления является обучающийся, его учебная деятельность, а это сложный объект, который может находиться в нескольких устойчивых состояниях и переходить из одного состояния в другое. Это объясняется тем, что обучающийся присваивает новые знания, умения, нормы, ценностные ориентации, развивает свои потребности и способности.

Процесс познания, который лежит в основе учения, относится к процессам с внутренней детерминацией. Поэтому на современном этапе все чаще применяются активные и интерактивные методы обучения и воспитания, которые позволяют учесть личностно, социально и профессионально значимые потребности и интересы обучающихся, их творческий потенциал.

Модели управления в рамках активных и интерактивных методов обучения и воспитания основаны на организации индивидуального и коллективного самоуправления, так как управленческая функция распределяется между всеми участниками педагогического процесса.

Индивидуальное самоуправление предполагает, что каждый обучающийся становится полноценным субъектом учебной деятельности. В процессе самоуправления он осуществляют следующие виды деятельности: прогнозирование результатов своей деятельности; целеполагание (сознательного самоизменения: Я узнаю, Я пойму, Я решу); планирование; самоорганизацию и саморегулирование собственной деятельности; самоконтроль; анализ и оценка результатов своей деятельности; рефлексию. Необходимо учитывать, что самоуправление возможно только при наличии внутренних личностно, социально и профессиогнально значимых мотивов и только в том случае, если для обучающегося станет ценностью самообучение и самовоспитание на основе рефлексивного отношения к своей деятельности.

Модель управления, основанную на индивидуальном самоуправлении, мы называем диалогической. Известно, что диалог (греч. dialogos – беседа) – это информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. Не вызывает сомнения, что при этом моральное состояние учащихся и степень их удовлетворенности значительно выше, чем в рамках декларативной модели управления.

Кроме индивидуального самоуправления, целесообразно выделить уровень коллективного самоуправления, когда происходит активный обмен информацией, а решения принимаются коллегиально. Появляется возможность для каждого участия в обсуждении проблем, свободного выражения индивидуального мнения, отражения своей позиции в рамках обсуждения.

В общении можно выделить коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны (от лат. inter – между). Интерактивная сторона общения предполагает совместную деятельность по выработке согласованного мнения, или решения проблемы. При этом целями педагогического управления являются следующие: вовлечение всех обучающихся во внутренне мотивированную целенаправленную познавательную деятельность и увеличение коммуникативных отношений между обучаемыми.

Модель управления, основанную на индивидуальном и коллективном самоуправлении, мы называем интерактивной. Типовой контур педагогического управления в рамках интерактивных методов обучения представлен на рисунке 1.4.

 

Цели педагога Определение проблемного поля   Личностно, социально и профессионально, значимые потребности и интересы обучающихся, их цели. Интеллектуальный ресурс обучающихся
           
  Выработка общих целей и задач  
     
  Организация учебной деятельности, педагогическое наблюдение   Поисково-познавательная деятельность (формирование индивидуальных творческих продуктов) Самоопределение обучающихся, их видение проблемы. Сбор необходимой информации. Поиск решений («мозговой штурм»). Принятие решения. Презентация отчетов.
       
  Экспертиза и рефлексия  
     
  Принятие коллективного решения  
       
Коллективный интеллектуальный продукт. Новые профессионально, социально и личностно значимые потребности и интересы обучающихся
             

Рисунок 1.4 – Контур управления в рамках интерактивных

методов обучени я

Обучающиеся могут организовывать свою работу в творческих командах, деятельность которых характеризуется открытостью и самоорганизацией. Для успешной деятельности необходимо создание мобильных, креативных, продуктивных команд. Исследования показали, что при организации деятельности в командах важно реализовывать некоторые принципы.

Целеустремлённость. Этот принципподтверждает право команды на совместную работу, помогает определиться с направлением деятельности. Необходимо учитывать, что цели не навязываются преподавателем.

Сплоченность. Этот принциппомогает команде свести воедино различные мнения обучающихся, создавая динамичную, уверенную в себе рабочую группу. Стратегии по усилению сплоченности разрабатываются членами самой команды.

Ответственность. Этот принципподкрепляет высокие нравственные стандарты, воспитывает чувство коллективной подотчётности, что необходимо для достижения высокой производительности. Важно разделение ответственности между всеми членами команды.

Итак, особенностью активных и интерактивных методов обучения является то, что усвоение субъектом новой информации, нового опыта, новых качеств личности происходит в режиме индивидуальной и коллективной мыследеятельности, основанном на самоорганизации и самоуправлении.

Внедрение активных и интерактивных методов обучения обеспечивает создание условий для:

выявления, удовлетворения и развития личностно, социально и профессионально значимых потребностей и интересов обучающихся;

развития способностей учащихся, их критического мышления, креативности и мобильности;

позитивного воздействия на эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы личности;

реализации культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов в образовательном процессе;

формирования гностических, проектно-конструктивных, организаторских, коммуникативных и рефлексивных умений у обучающихся;

организации творческого общения, так как коммуникация порождает процесс экстериоризации, в котором мысль объективизируется и становится доступной для рефлексии и критики;

формирования и развития субъектной позиции;

воспитания ответственного отношения к собственной деятельности на основе рефлексии.

На заключительном этапе учебного занятия целесообразно провести рефлексию учебной деятельности. В качестве примера ниже представлена рефлексивная карточка, разработанная студентами инженерно-педагогического факультета, которая успешно прошла апробацию.

Рефлексивная карточка

 

Уважаемый обучающийся! Просим указать ваше состояние на учебном занятии, которое наиболее соответствует указанным ниже вариантам   Было скучно
Было очень весело Было плохое самочувствие
Было очень грустно Было неинтересно то, о чем рассказывал педагог
Новый учебный материал был непонятен Новый учебный материал был понятен
Новый учебный материал вызвал искренний интерес Понравилось работать

Краткая характеристика некоторых методом обучения.

Метод «Мозговой штурм»

Метод «мозгового штурма» широко применяется педагогами, так как его реализация позволяет создавать творческий микроклимат и ситуацию успеха. Такая форма интеллектуальной деятельности возникла в США в 30-е годы как метод коллективного генерирования новых идей. Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения проблемы, когда необходимо объединить творческие усилия группы обучающихся в целях поиска выхода из нравственного или интеллектуального затруднения.

Учебное занятие с помощью «мозгового штурма» может включать несколько этапов.

1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

2. Организационный этап. Уточняется порядок и правила проведения «мозгового штурма». Группа обучающихся делится на несколько микрогрупп (в каждой по 3-5 человек), в каждой из которых выбираются секретари.

3. Непосредственно «мозговой штурм». В течение ограниченного времени (5-7 минут) каждая микрогруппа самостоятельно решает поставленную проблему, ищет объяснение тем или иным явлениям. Высказываются самые фантастические идеи. При этом не допускаются реплики типа «этого не может быть», «так не делается». Все идеи записываются секретарями. На данном этапе все участники выступают в роли «генераторов» идей.

4. Контратака. Беглый просмотр всех предложенных идей. Обсуждение лучших идей, определение оптимального способа решения данной проблемы.

Метод «мозгового штурма» способствует снятию психологической инерции, раскрепощает обучающихся, развивает их фантазию, позволяет поверить в свои силы. При умелой, грамотной постановке вопросов и организации деятельности такой метод достаточно эффективен.

 

Метод «кейсов»

 

Метод «кейсов» (case-study) обеспечивает формирование у обучающихся знаний, умений, необходимых качеств личности, приобретение творческого опыта решения проблем. Существуют макро- и миникейсы, описательные, проектные, иллюстративные и другие кейсы.

В процессе создания «кейса» различают несколько этапов.

1. Определение и формулирование основных вопросов и проблем, которые будут решаться в рамках данного «кейса».

2. Отбор информации, которая должна быть включена в текст «кейса».

3. Определение дополнительных источников информации, которые необходимы для решения проблемы (например, правовые и нормативные документы, ГОСТы, публикации, фотографии, видеоприложения).

4. Оформление «кейса».

Решать ситуационную задачу «кейса» обучающиеся могут в режиме индивидуальной или коллективной деятельности в течение 15–45 минут, при решении сложных производственных проблем – нескольких учебных занятий.

Основные этапы работы с «кейсом»:

1. Формирование команд по 2–4 человека на основе потребностей и интересов обучающихся. В каждой команде выбирается модератор (организатор общения и деятельности).

2. Работа в команде. Изучение содержания «кейса», анализ ситуационной задачи. Разработка стратегии решения задачи, определение для каждого члена команды направление деятельности. Разработка командой общего решения проблемы.

3. Презентация решения команды, например, в форме доклада, электронной презентации, плана, проекта, модели.

4. Рефлексия процесса и результатов работы с «кейсом», качественная оценка результатов работы команды в целом и каждого члена команды.

Метод «Снежный ком»

 

При реализации метода обучения «Снежный ком» целесообразно выполнить следующие этапы.

1. Введение в проблемную ситуацию, формулирование проблемы, постановка целей и задач учебно-познавательной деятельности. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Достоинства проблемного обучения – это высокая самостоятельность обучающихся, развитие познавательного интереса и мыслительных способностей.

2. Индивидуальная работа. В процессе решения проблемы каждый обучающийся реализует свои интеллектуальные способности, обращается к своей памяти, учится проводить аналогии, проявляет самостоятельность. Развиваются умения самоуправления. В результате самостоятельной работы каждый обучающийся разрабатывает свой вариант решения проблемы.

3. Работа в парах. На данном этапе обучающиеся объединяются в пары. Идет поиск решения проблемы совместными усилиями. Обучающиеся высказывают свою точку зрения друг другу. Работа в парах дает возможность научиться подбирать аргументы в пользу своего высказывания, прислушиваться к мнению другого человека, находить общее решение проблемы, приходить к единому мнению на основе учета индивидуальной позиции.

4. Работа в команде. На данном этапе две пары объединяются в команды. Каждая пара высказывает свои предложения по поводу решения проблемы. Предложенные решения участники команды анализируют, отбрасывают одни из них, объединяют другие и приходят к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников. Вносятся поправки, если таковые имеются, вырабатывается согласованное мнение. На данном этапе формируется сплоченность участников команды. Проявляется личная и взаимная ответственность.

5. Общее обсуждение. Выработка коллективного мнения решения проблемы. На данном этапе представители каждой команды презентуют для всеобщего обсуждения результаты решения проблемы. Обсуждаются все предложенные варианты. Этот этап дает возможность почувствовать себя нужным, оценить свой вклад по решению проблемы.

6. Индивидуальная работа по решению учебных заданий. Этот этап необходим для дальнейшей работы каждого обучающегося. Организуется самостоятельная работа по закреплению и применению знаний.

Технологии обучения. На современном этапе развития образования появилась необходимость в применении не отдельных методов, средств и форм обучения и воспитания, а в комплексном их применении.

Российский ученый В.П. Беспалько ввел в научно-педагогический контекст понятие «педагогическая технология» и наполнил дополнительным содержанием понятие «концепция», рассматривая последнюю как базовый компонент педагогического проекта. Ученый включил в состав проектирования постановку и описание целей будущей деятельности. Отбор и обоснование содержания обучения и воспитания осуществляется с указанием времени на его изучение.

Известно, что понятие «технология» произошло от греческих слов technë (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов термин «технология» определяется как совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов. В современной научной литературе выделяют технические, экономические и гуманитарные технологии, последние, в свою очередь, подразделяются на управленческо-гуманитарные, педагогические и психологические.

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.

В.П. Беспалько указывает, что педагогическая технология – это построение образовательного процесса с заданными диагностируемыми результатами, что это проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике. Под педагогической системой понимается совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного влияния на личность.

Структурными составляющими технологии обучения являются цели и содержание обучения, средства педагогического взаимодействия (методы, формы и средства обучения), обучающиеся и педагоги.

Тенденции развития современных образовательных технологий связаны с гуманизацией образования. Важной особенностью гуманитарных технологий является диалог, который обеспечивается путем преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений. Результатом такого взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять смыслы, выработать доступный язык общения.

Процесс целеобразования – это центральная проблема педагогической технологии, которая рассматривается в двух аспектах: диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения обучающимися учебного материала и развитие личности в целом. Педагог формулирует цели таким образом, чтобы они были конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными, структурированными по срокам выполнения.

Ведущими признаками педагогической технологии являются диагностичность описания цели, воспроизводимость педагогического процесса и результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.037 с.)