Злоупотребление полномочиями и их отличие от злоупотребления должностными полномочиями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Злоупотребление полномочиями и их отличие от злоупотребления должностными полномочиями.



Одним из наиболее распространенных среди должностных преступлений является злоупотребление должностными полномочиями. Ответственность за данное деяние предусмотрена статьей 285 УК РФ. Закон определяет его как "использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства".

Представляется, что проблемы законодательного определения и вопросы квалификации рассматриваемого деяния целесообразно анализировать через призму объективных и субъективных признаков этого преступления.

Общественная опасность злоупотребления должностными полномочиями состоит в том, что в результате его совершения нарушается нормальная, регламентированная законом деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.

Основным непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев <*>.

Дополнительный объект составляют общественные отношения, охраняющие права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства <*>.

Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками: 1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступление в результате этого общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; 3) наличие причинной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий и указанными вредными последствиями.

Преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия <*>, когда должностное лицо сознательно не выполняет свои обязанности (например, попустительствует совершению преступления).

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий следует понимать такие действия лица, которые непосредственно вытекали из его полномочий и являлись осуществлением прав и обязанностей, которыми наделялось это лицо в связи с занимаемой должностью, то есть составляющими его служебную компетенцию <*>.

Полномочия должностного лица, обусловленные служебным положением, разнообразны. Чтобы установить, какие конкретно обязанности по службе были им нарушены, необходимо обратиться к нормативным актам, которые регулируют служебную деятельность тех или иных должностных лиц и определяют их права и обязанности <*>. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении в императивном порядке должны содержаться ссылки на эти правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы вменяется ему в вину <**>. Установление пределов полномочий должностного лица позволяет рассматривать определенные действия (бездействие) как злоупотребление должностными полномочиями.

В случае если виновный совершил действия, явно выходящие за пределы его должностных полномочий, уголовная ответственность наступает по ст. 286 УК за превышение должностных полномочий.

Исключается уголовная ответственность за использование должностным лицом авторитета занимаемой должности, служебных связей, доверительных отношений с другими должностными лицами и т.п. <*>.

В соответствии с диспозицией нормы деяние должно быть совершено вопреки интересам службы. Это означает, что оно объективно противоречит как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и задачам, выполняемым отдельными управленческими системами и звеньями, нарушает основные принципы и методы работы. В этой связи необходимо отметить, что судебная практика неоднократно сталкивалась со случаями, когда должностное лицо допускало нарушения служебных инструкций, но делало это ради достижения успехов в деятельности соответствующего учреждения. Так, К. заключил договор с бригадой строителей, завысив в нем сумму оплаты, и для того, чтобы выплатить эти деньги, составлял фиктивные наряды на невыполнявшиеся работы. Суд не признал в действиях К. состава злоупотребления должностными полномочиями, установив, что он действовал в интересах службы, поскольку за меньшую оплату строителей найти было невозможно <*>.

Понятие "существенное нарушение" является оценочным. При его установлении необходимо учитывать количество потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда, степень отрицательного влияния на нормальную работу государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, других структурных звеньев государственного аппарата <*>.

Данное последствие может выражаться в причинении морального <*> и материального вреда (в том числе в виде упущенной выгоды) <**>, нарушении конституционных прав и свобод граждан, создании помех и сбоев в работе органов государственной власти и государственного управления, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п. <***>.

С субъективной стороны злоупотребление должностными полномочиями - умышленное преступление. Умысел может быть как прямым, так и косвенным.

Представляется ошибочной точка зрения авторов, считающих, что анализируемое деяние может совершаться только с прямым умыслом <*>. Учитывая то, что данное преступление по конструкции объективной стороны является материальным, в нем необходимо учитывать психическое отношение лица не только к выполнению деяния (действия или бездействия), но и к наступившим общественно опасным последствиям. Если по отношению к своему деянию виновный действительно действует только с прямым умыслом (подтверждением чему является указанный в законе мотив - корыстная либо иная личная заинтересованность), то по отношению к наступлению общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства вполне допустим и косвенный умысел.

 

Таким образом, субъективная сторона преступления выражается в том, что субъект осознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и желает их наступления или сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично.

В науке и на практике довольно долго обсуждался вопрос о том, может ли рассматриваемое деяние совершаться с двойной формой вины - умыслом по отношению к действиям и неосторожностью по отношению к последствиям. За такую конструкцию высказывались многие авторы. Представляется, что в настоящее время эта дискуссия утратила свою актуальность, так как законодатель в ст. 27 УК РФ 1996 г. принял такую трактовку состава преступления с двойной формой вины, которая касается только составов с квалифицированными обстоятельствами в виде тяжких последствий, и определил, что "в целом такое преступление признается совершенным умышленно" <*>.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность выражается в стремлении виновного, используя свои служебные полномочия, извлечь для себя или других лиц незаконную имущественную выгоду. Так, за злоупотребление своим служебным положением из корыстных побуждений был осужден старший инспектор С., который под видом уплаты штрафа получил от задержанной гражданки Л. деньги и присвоил их <*>.

Понятием "иная личная заинтересованность" охватываются все иные противоречащие интересам службы побуждения личного характера (карьеризм, протекционизм, месть, зависть, подхалимство и т.д.).

По данным С.Г. Келиной, в 54% дел рассматриваемой категории преступление совершается из корыстных побуждений, а в 44% - из иной личной заинтересованности

Как указывалось выше, мотив совершения преступления является обязательным признаком субъективной стороны злоупотребления должностными полномочиями. Вместе с тем полагаем, что наличие его в основном составе анализируемого деяния является излишним. Представляется, что для криминализации данного преступления достаточно указания в законе на то, что в результате его совершения существенным образом нарушаются права и законные интересы граждан, организаций, общества или государства. Считаем также, что именно по этому признаку объективной стороны следует проводить разграничение между дисциплинарным проступком должностного лица и должностным преступлением.

Такой вывод напрашивается и из сопоставительного анализа злоупотребления должностными полномочиями с таким преступлением, как халатность (ст. 293 УК РФ). В соответствии с законом условием привлечения к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей по службе (которое является неосторожным преступлением) является наступление общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Для того же, чтобы привлечь к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (умышленное преступление), мало установить, что виновный своими действиями (бездействием) причинил указанный в законе вред, необходимо также установить, что он действовал (бездействовал) при этом с корыстной или иной личной заинтересованностью.

Указанные несоответствия противоречат не только логике и здравому смыслу, но и принципам криминализации и декриминализации деяний, основанных на характере и степени их общественной опасности.

Представляется, что отмеченные выше недостатки необходимо устранить путем внесения соответствующих изменений в ст. 285 УК РФ. В квалифицированном же составе предлагаем указать в качестве обязательного признака субъективной стороны на корыстную либо иную личную заинтересованность <*>.

Предлагаем следующую редакцию статьи 285 УК РФ:

"Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Части вторую, третью ст. 285 УК считать соответственно частями третьей и четвертой".

Поскольку норма о злоупотреблении должностными полномочиями открывает главу 30 УК "Преступления против интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления", законодатель сформулировал к ней четыре примечания, которые распространяют свое действие на все деяния, закрепленные в данной главе. Все они посвящены субъектам должностных преступлений.

Субъекты деяний главы 30 УК "Преступления против интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления", в том числе и преступления, предусмотренного ст. 285 УК, являются, как правило (за исключением ст. 291 УК РФ - "Дача взятки"), специальными. В частности, субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо, понятие и признаки которого определены в примечании 1 к ст. 285 УК.

К должностным лицам относятся две категории специальных субъектов: 1) постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти; 2) постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.) <*>.

Понятие "представитель власти" законодательно определено в примечании к ст. 318 УК. Отличительной особенностью данной категории должностных лиц является то, что они наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся от них в служебной зависимости, то есть не подчинены им по службе.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД РФ и ФСБ РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)".

Как отмечалось выше, должностными являются также лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

К организационно-распорядительным относят функции, которые включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. <*>.

Следует отметить, что в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК к числу должностных лиц не относятся руководители государственных и муниципальных предприятий. В соответствии с примечанием 1 к ст. 201 УК они являются лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих организациях (независимо от формы собственности) и несут ответственность за совершаемые по службе преступления по статьям гл. 23 УК.

Не являются должностными лица, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности в государственных и муниципальных образованиях. Однако если наряду или в связи с осуществлением этих обязанностей на данных работников возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения они будут нести уголовную ответственность как должностные лица (например, врач - за злоупотребление полномочиями при выдаче листов нетрудоспособности или участии в работе ВТЭК по определению инвалидности, призывных комиссий; преподаватель - при выполнении обязанностей, возложенных на него как на члена экзаменационной или квалификационной комиссии, и т.д.).

Следует еще раз подчеркнуть, что примечание 1 к ст. 285 УК, определяющее понятие "должностное лицо", распространяет свое действие только на преступления главы 30 УК, о чем имеется специальное указание в самом законе. Вместе с тем в уголовном законодательстве есть ряд специальных норм, предусматривающих ответственность за те или иные виды должностных злоупотреблений, расположенных в других разделах и главах УК, субъектами которых могут быть должностные лица (см., например, ст. ст. 169, 170, п. "в" ч. 3 ст. 188 УК и др.). Возникает вопрос: можно ли для определения признаков субъекта указанных деяний воспользоваться примечанием 1 к ст. 285 УК РФ? Ответ на него однозначно будет отрицательным, так как, во-первых, как отмечалось выше, дефиниция, определяющая понятие "должностное лицо", имеет отношение только к статьям главы 30 УК (в силу прямого указания на то в законе), во-вторых, использование данного примечания для определения субъекта в специальных должностных преступлениях (за рамками главы 30 УК) будет нарушать положение, закрепленное в ч. 2 ст. 3 УК ("Принцип законности"), в соответствии с которым применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Таким образом, примечанием 1 к ст. 285 УК практически блокируются все нормы о специальных должностных преступлениях, где субъектом является должностное лицо, так как не представляется возможным установить основные признаки, характеризующие его.

Выход из данной ситуации видится в необходимости распространения примечания 1 к ст. 285 УК на весь уголовный закон, как это сделано в примечании к ст. 318 УК, где дается понятие "представитель власти".

Часть 2 ст. 285 УК содержит квалифицирующий признак преступления, относящийся к личности субъекта, - совершение деяния, предусмотренного основным составом, лицом, занимающим государственную должность России или государственную должность субъекта Федерации, или главой органа местного самоуправления.

К первой категории относятся лица, занимающие должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы или другие главы субъектов РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Ко второй категории следует относить лиц, должности которых установлены конституциями и уставами субъектов РФ (главы администраций, мэры и пр.).

Особо квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями является причинение тяжких последствий (ч. 3), к которым обычно относят крупные аварии, дезорганизацию работы государственного или муниципального органа либо учреждения, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку и др.

Понятие "тяжкие последствия" является оценочной категорией. Однако эти последствия должны обладать такими свойствами, которые дают возможность определить их размер, величину, степень.

Как отмечалось выше, в соответствии с положениями ст. 27 УК вина субъекта по отношению к тяжким последствиям может выражаться в форме неосторожности. В целом же рассматриваемое преступление будет являться умышленным.

Коммерческий подкуп.

1. Предметом обоих преступлений: подкупа-дачи вознаграждения и подкупа - его получения могут быть деньги

(любая валюта), ценные бумаги (чеки, облигации, векселя), иное имущество (промышленные и продовольственные

товары, недвижимое имущество), а равно услуги имущественного характера, которые имеют стоимостной эквивалент и

обычно подлежат оплате (оплаченная туристическая путевка, гостиничные услуги, ремонтные работы и т.п.).

2. Преступление имеет место лишь в тех случаях, когда вознаграждение имущественного характера, переданное

лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, и принятое им, было

незаконным.

3. Признак незаконности передачи или получения вознаграждения, оказания услуг имеет место, если такого рода

действия прямо запрещены действующими нормативными правовыми актами либо учредительными документами, либо

не предполагаются как вознаграждение за законную деятельность в заключенном соглашении, либо не определяются

содержанием оказываемой услуги или иного вида правомерной деятельности лица, осуществляются тайно либо под

прикрытием совершения законных действий.

4. Предполагаемые действия или бездействие лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему

передается вознаграждение, может быть как законным, так и противозаконным, но должно быть обязательно связано с

занимаемым положением либо кругом осуществляемых субъектом прав и выполняемых обязанностей, либо

фактическими возможностями, основанными на служебном авторитете, осведомленности, доступе к информации.

Фактическое же их совершение находится за рамками рассматриваемого состава преступления.

5. Действие (бездействие) совершается в интересах дающего, если оно: удовлетворяет потребности, приносит

выгоду и преимущества как самому этому лицу, так и названным им лицам, а также в случае, если оно противоречит

интересам коммерческой или иной организации, в которой подкупаемое лицо выполняет управленческие функции.

6. Передача незаконного вознаграждения или оказание услуги имущественного характера могут быть лично или

через посредника осуществлены тем, кто заинтересован в соответствующем поведении лица, выполняющего

управленческие функции.

7. Коммерческий подкуп в двух его разновидностях (незаконная передача вознаграждения и незаконное его

получение) признается оконченным преступлением с момента принятия предмета подкупа или начала незаконного

пользования услугами имущественного характера лицом, выполняющим управленческие функции, или с его ведома

членами семьи или иными близкими лицами.

8. Коммерческий подкуп - умышленное преступление. Действия дающего и принимающего предмет подкупа

целенаправленны: первый стремится побудить управляющего к совершению действия в своих интересах, второй

преследует корыстную цель.

9. Ответственными за данные преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой

и иной организации (при получении предмета подкупа), и любые лица, осуществляющие подкуп.

10. Незаконное получение материальных ценностей или услуг считается совершенным по предварительному сговору

группой лиц, если соглашение об этом было достигнуто как минимум между двумя субъектами этого преступления до

того, как один из них уже получил хотя бы часть незаконного вознаграждения.

11. Передачу и получение незаконного вознаграждения можно признать совершенными организованной группой в

случае, если соответствующие действия, составляющие объективную сторону преступления, выполняет один участник

организованной группы, исполняющий ее задания.

12. Под вымогательством незаконного вознаграждения (п."б" ч.4 ст.204 УК) понимается требование со стороны

лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передачи ему материальных

ценностей или оказания безвозмездной услуги имущественного характера под угрозой нарушения законных интересов

дающего (близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет) или умышленное поставление его в такие

условия, при которых он вынужден передать вознаграждение для обеспечения своих правоохраняемых интересов.__

Террористический акт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.296 с.)