Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы диалектики. Исторические типы диалектики
Впервые термин «диалектика» употребил Сократ, понимая диалектику как искусство диалога. Диалектика – это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях. Основные типы диалектики: Стихийная диалектика древних философов: Учение Гераклита: «Все течет, все изменяется». Противоположностями Гераклит считал жизнь и смерть, вечное и приходящее, золото и солому. Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики». Платон считал, что диалектика это движение и покой, тождество и различие. Становление античной диалектики заканчивается Аристотелем. Диалектика Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии: Представителями являются Фихте, Кант, Гегель. Существенный вклад в развитие диалектики внес Э.Кант, который доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям. Вершина диалектики – учение Гегеля, который выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития. Марксистко-материалистическая диалектика: Диалектика – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях. Ее появление связано с естественно-научным развитием: Теория Дарвина (диалектика как учение о наиболее общих формах связи между организмом и средой, живой и неживой природой). Клеточная теория (Шванн, Швеннер). Закон сохранения и превращения энергии (взаимосвязь количества и качества). Споры о диалектике Теоретическое содержание диалектики до сих пор четко не определено, в связи с этим до настоящего времени продолжаются споры о ней. Эти споры имеют давнюю традицию, начиная с античности. Даже наиболее развитую форму идеалистической диалектики, гегелевскую диалектику, начисто отвергали и критиковали такие известные философы, соотечественники Гегеля, как Артур Шопенгауэр и Фридрих Тренделенбург. Классики марксистской философии подвергли гегелевскую диалектику критике и переработке с позиций материализма Марксистскую материалистическую диалектику оспаривали и до сих пор подвергают сомнению – многие западные философы. Вот что, например, пишет о диалектике (прежде всего марксистской) известный швейцарский философ Юзеф Бохеньский: «Большинство положений диалектики – суеверия. Это и убеждение в том, что природа «дискутирует» сама с собой, и вера в некую «высшую» логику, и уверенность в том, что с помощью этой так называемой диалектической логики можно достигнуть каких-либо результатов. Ведь она в лучшем случае представляет собой собрание весьма примитивных советов, далеких от принципов современной методологии науки».
В советское время материалистическая диалектика была канонизирована в качестве неотъемлемой черты официальной идеологии марксизма-ленинизма, что вело к ее догматизации, застою в развитии и даже деформации. В настоящее время материалистическая диалектика лишена идеологических окон, что увеличило, расширило простор для творческих дискуссий о ней, но при этом наблюдается и чисто нигилистическое отношение к ней как якобы философско-теоретической основе тоталитаризма. В то же время в среде отечественных и особенно западных философов и логиков отмечается новый интерес к диалектике. Словом, споры о диалектике не только продолжаются, но и актуализируются. В единстве двух указанных противоположных тенденций в отношении к диалектике достаточно сильна негативная тенденция. Современное негативное отношение к диалектике. Конечно, имеет под собой определенное основание. По нашему мнению, можно выделить две основные причины такого отношения: 1) субъективная, точнее идеологическая; 2) объективная, точнее научно-теоретическая. Конечно, во многих работах данной (негативной) тенденции представлены обе причины, но все-таки в одних преобладает первая, в других – вторая. В первом случае диалектика отвергается как «душа марксизма», «алгебра революции», как «идеология тоталитаризма», а диалектическая логика объявляется классово-пролетарской лжедисциплиной. Субъективной позиции, в частности, придерживается отечественный философ и логик В.И. Свинцов. Он отрицает диалектику и диалектическую логику. Вторая, более важная и более глубокая причина негативного отношения к диалектике связана с некоторой неопределенностью ее статуса в научном познании и деятельности. Некоторые действительные недостатки диалектики, видимо, послужили одним из поводов для негативного отношения ней известного английского философа Карла Поппера, изложившего свои взгляды еще в 1937 году в докладе (а затем и в статье) «Что такое диалектика?». В данной работе, конечно, присутствуют аргументы против диалектики, относящиеся и к первой причине игнорирования ее, но наиболее существенны и рациональны аргументы, связанные со второй причиной. Обсуждая смысл диалектики, Поппер концентрирует своё внимание на двух ее аспектах: как теории развития и как логике.
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует? Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям. Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч. ontos – сущее + logos – учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий. Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие. Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства. В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия. В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.006 с.) |