Ф. Ницше и особенности неклассической философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ф. Ницше и особенности неклассической философии



Важнейшие работы Ницше — «Рождение трагедии из духа музы­ки», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Воля к власти» и др.

К основным тезисам философской аргументации Ницше относятся: «жизнь», «Воля к власти», «нигилизм», «сверхчеловек», «вечное становление», «переоценка всех ценностей».

Жизнь, доказывал Ницше, — особая реальность, сущностью которой является «Воля к власти». Все живое, согласно учению философа, стремится к власти.

Главную причину краха современной ему цивилизации он усматривал в доминировании в ней интеллекта, Жизнь — это свобода, творчество, борьба с неизвестным, вечное возращение и становление, а философия — духовная воля к сотворению собственного жизненного проекта.

Ницше одним из первых выдвинул тезис о нигилизме (отрицании общепринятых ценностей, моральных норм), как таком мировоззрении и времени, когда христианский Бог утрачивает свою значимость для европейской культуры. Предназначение отрезвленного нигилизмом европейского человека мыслитель видел в том, чтобы мужественно восторжествовать над остатками иллюзий.

Тезис о сверхчеловеке — центральный в философии Ницше. Сверх­человек должен заменить умершего христианского Бога. Ближе все­го к нему тот, кто творит свою жизнь без подсказки, несет ответственность за поступки и собственную жизнь, не перекладывая ее на других, выстраивает себя как свободную автономную личность. Такой человек — мост между животным и человеком, стрела, устремленная к сверхчеловеку.

Являясь в известном смысле создателем европейского нигилизма, Ницше кратко выражает его суть формулой: «Бог умер». Это означает, что христианский Бог, Бог как онтологическая идея западной метафизики — мертвая фикция ума, «голая идея», абстрактный смысл. Для европейца, аргументирует Ницше, Бог стал условной «ценностью», поскольку многие лицемерят, прикрываясь в своих жизненных перипетиях абстрактным Богом, при этом давно потеряв истинную веру в живого Бога. «Смерть Бога» есть итог тысячелетнего развития рационализированной культуры западной цивилизации.

Смерть Бога для Ницше — основное событие современности, впервые прочувствованное и до конца понятое им самим. Из данного тезиса вытекает другой тезис ницшеанской философии о необходимости переоценки всех ценностей. В его поддержку Ницше ссылается на то, что прежние ценности, связанные с христианским Богом и сферой сверхчувственного, вообще утратили свой смысл. Пассивный нигилизм разочарования в ценностях прошлого должен смениться активным нигилизмом возрастания мощи духа и жизненных сил, который утверждает новые цели, ценности и перспективы.

В центре этого утверждающего нигилизма Ницше ставит свое онтологическое учение о Воле к власти и идею сверхчеловека. Следовательно, основные тезисы иррационалистической философии Ницше внутренне взаимосвязаны между собой, поэтому на вопрос: «Что хорошо?» сам Ницше дает следующий ответ: все, что повышает в человеке чувство власти, Волю к власти, саму власть, а на вопрос: «Что дурно (плохо)?» — «все, что происходит от слабости». Для Ницше Воля к власти — это воля к торжеству жизни. Это — тайна жизни, первооснова всего сущего. Ницше отвергает христианство как религию, сознательно ослабляющую жизнь и противостоящую Воле к власти, как религию, направленную против жизни и законов мироздания, а значит, в предлагаемой им шкале ценностей — религию аморальную.

Для Ницше равным образом неприемлемо как утверждаемое христианством равенство людей перед Богом (жизнь создала людей неравными, поскольку у них разная сила Воли к власти), так и религиозное смирение (что означает опять-таки подавление человеком в себе Воли к власти). На место умершего Бога прежней европейской культуры должен стать сверхчеловек, утверждающий безграничную Волю к власти. Образ сверхчеловека встает со страниц главного произведения Ницше — «Так говорил Заратустра» (1885). В нем сверхчеловек — это «танцующая звезда», вечное движение и становление, лишенное атрибутов устойчивого бытия (поскольку ничто не ново под Луной, что было, то и будет), он — чистая Воля к власти, утверждение жизни за пределами истины и лжи, за пределами добра и зла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.178.34 (0.005 с.)