Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ф. Ницше и особенности неклассической философии
Важнейшие работы Ницше — «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Воля к власти» и др. К основным тезисам философской аргументации Ницше относятся: «жизнь», «Воля к власти», «нигилизм», «сверхчеловек», «вечное становление», «переоценка всех ценностей». Жизнь, доказывал Ницше, — особая реальность, сущностью которой является «Воля к власти». Все живое, согласно учению философа, стремится к власти. Главную причину краха современной ему цивилизации он усматривал в доминировании в ней интеллекта, Жизнь — это свобода, творчество, борьба с неизвестным, вечное возращение и становление, а философия — духовная воля к сотворению собственного жизненного проекта. Ницше одним из первых выдвинул тезис о нигилизме (отрицании общепринятых ценностей, моральных норм), как таком мировоззрении и времени, когда христианский Бог утрачивает свою значимость для европейской культуры. Предназначение отрезвленного нигилизмом европейского человека мыслитель видел в том, чтобы мужественно восторжествовать над остатками иллюзий. Тезис о сверхчеловеке — центральный в философии Ницше. Сверхчеловек должен заменить умершего христианского Бога. Ближе всего к нему тот, кто творит свою жизнь без подсказки, несет ответственность за поступки и собственную жизнь, не перекладывая ее на других, выстраивает себя как свободную автономную личность. Такой человек — мост между животным и человеком, стрела, устремленная к сверхчеловеку. Являясь в известном смысле создателем европейского нигилизма, Ницше кратко выражает его суть формулой: «Бог умер». Это означает, что христианский Бог, Бог как онтологическая идея западной метафизики — мертвая фикция ума, «голая идея», абстрактный смысл. Для европейца, аргументирует Ницше, Бог стал условной «ценностью», поскольку многие лицемерят, прикрываясь в своих жизненных перипетиях абстрактным Богом, при этом давно потеряв истинную веру в живого Бога. «Смерть Бога» есть итог тысячелетнего развития рационализированной культуры западной цивилизации. Смерть Бога для Ницше — основное событие современности, впервые прочувствованное и до конца понятое им самим. Из данного тезиса вытекает другой тезис ницшеанской философии о необходимости переоценки всех ценностей. В его поддержку Ницше ссылается на то, что прежние ценности, связанные с христианским Богом и сферой сверхчувственного, вообще утратили свой смысл. Пассивный нигилизм разочарования в ценностях прошлого должен смениться активным нигилизмом возрастания мощи духа и жизненных сил, который утверждает новые цели, ценности и перспективы.
В центре этого утверждающего нигилизма Ницше ставит свое онтологическое учение о Воле к власти и идею сверхчеловека. Следовательно, основные тезисы иррационалистической философии Ницше внутренне взаимосвязаны между собой, поэтому на вопрос: «Что хорошо?» сам Ницше дает следующий ответ: все, что повышает в человеке чувство власти, Волю к власти, саму власть, а на вопрос: «Что дурно (плохо)?» — «все, что происходит от слабости». Для Ницше Воля к власти — это воля к торжеству жизни. Это — тайна жизни, первооснова всего сущего. Ницше отвергает христианство как религию, сознательно ослабляющую жизнь и противостоящую Воле к власти, как религию, направленную против жизни и законов мироздания, а значит, в предлагаемой им шкале ценностей — религию аморальную. Для Ницше равным образом неприемлемо как утверждаемое христианством равенство людей перед Богом (жизнь создала людей неравными, поскольку у них разная сила Воли к власти), так и религиозное смирение (что означает опять-таки подавление человеком в себе Воли к власти). На место умершего Бога прежней европейской культуры должен стать сверхчеловек, утверждающий безграничную Волю к власти. Образ сверхчеловека встает со страниц главного произведения Ницше — «Так говорил Заратустра» (1885). В нем сверхчеловек — это «танцующая звезда», вечное движение и становление, лишенное атрибутов устойчивого бытия (поскольку ничто не ново под Луной, что было, то и будет), он — чистая Воля к власти, утверждение жизни за пределами истины и лжи, за пределами добра и зла.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.178.34 (0.005 с.) |