По Особенной части курса уголовного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По Особенной части курса уголовного права



И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

 

Для самостоятельного усвоения материала студенты должны изучить учебную и иную рекомендованную литературу, положения соответствующих статей Уголовного кодекса, дополнительный нормативный материал и литературу, законспектировать основные вопросы по теме, письменно решить задачи, указанные в заданиях по каждой теме.

При решении задач студентам необходимо опираться на изученные теоретические положения уголовного права, конкретные нормы уголовного закона, а при необходимости и на нормативные правовые акты гражданского, банковского и иного законодательства.

Решения задач выражается в квалификации деяний лиц, которая должна быть обоснована положениями уголовного закона и других нормативных правовых актов, теоретическими положениями уголовного права.

Формой контроля являются конспекты лекций, письменные решения задач, представляемые преподавателю на проверку, коллоквиумы по отдельным темам.

Задания

к контролируемой самостоятельной работе студентов специальности «Правоведение» и «Экономическое право», обучающихся на базе общего среднего образования по учебному плану 2007 года

(пятилетний срок обучения)

Семестр

На контролируемую самостоятельную работу в 6-м семестре выносятся частично темы: «Преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних», «Преступления против собственности», «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности», «Преступления против экологической безопасности и природной среды» в количестве 14 часов занятий.

1. Тема «Преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних» - 2 часа практических занятий.

Задание. На основе изучения материалов темы студентам необходимо самостоятельно решить задачи № 2, 4, 5, 7, 11, 15, предусмотренные настоящим пособием к практическому занятию «Понятие и виды преступлений против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних, личной свободы, чести и достоинства». При решении задач студенты должны обратить внимание на особенности этой группы преступлений, их связи с семейным правом.

Письменные решения перечисленных задач представляются преподавателю на проверку.

 

2. Тема «Преступления против собственности» - 2 часа практических занятий.

Задание. На основе изучения материалов темы студентам необходимо самостоятельно решить задачи № 1, 2, 4, 5, 7, 11, предусмотренные настоящим пособием к практическому занятию «Причинение имущественного ущерба без признаков хищения, уничтожение либо повреждение имущества».

При решении задач студенты должны обратить внимание на вопросы, возникающие в судебно-следственой практике по делам о хищении имущества и других преступлениях против собственности, ознакомится с рекомендациями Верховного Суда по их рассмотрению.

Письменные решения перечисленных задач представляются преподавателю на проверку.

 

3. Тема «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» -2 часа лекции, 4 часа практические занятия.

Задание. Студенты самостоятельно изучают понятия и виды иных преступлений против порядка осуществления экономической деятельности и готовят конспект лекции.

Студенты должны изучить и законспектировать следующие вопросы:

а) общая характеристика иных хозяйственных преступлений против порядка осуществления экономической деятельности и их виды;

б) коммерческий подкуп;

в) коммерческий шпионаж;

г) разглашение коммерческой тайны;

д) обман потребителей.

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в списке рекомендованной литературы.

На основе изучения нормативного материала учебной и дополнительной литературы по теме студентам необходимо письменно решить задачи № 1, 3, 5, 7, 8, 9, предусмотренные настоящим пособием к практическому занятию «Преступление против полрядка осуществления предпринимательской деятельности», и задачи № 1, 3, 5, 7, 8, 9 – к практическому занятию «Иные преступления против порядка осуществления экономической деятельности».

При решении задач студенты должны ознакомиться с рядом положений Гражданского и Банковского законодательства Республики Беларусь.

Конспект лекции и письменные решения указанных выше задач представляются преподавателю на проверку.

 

4. Тема «Преступления против экологической безопасности и природной среды» - 2 часа лекции, 2 часа практические занятия.

Задание. Студенты частично самостоятельно изучают понятия и виды преступлений против экологической безопасности.

Студенты должны изучить и законспектировать следующие вопросы:

а) понятие и виды преступлений, выражающихся в посягательстве на отдельные компоненты (объекты) природной среды: умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов, порча земель, загрязнение либо засорение вод, загрязнение атмосферы, загрязнение леса;

б) понятие и виды преступлений посягающих на порядок рационального использования природных богатств: нарушение правил водопользования, уничтожение либо повреждение леса по неосторожности, нарушение правил охраны рыбных ресурсов.

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

На основе изучения рекомендованных нормативных правовых актов и литературы студентам необходимо письменно решить задачи № 8, 9, 10, 12, 13, 14, предусмотренные настоящим пособием к практическому занятию «Понятие и виды преступлений против экологической безопасности, природной среды и рационального использования природных ресурсов».

При решении задач студенты должны обратить внимание на вопросы, возникающие в судебно-следственой практике по делам о преступлениях против экологической безопасности и природной среды и ознакомиться с рекомендациями Верховного Суда по их рассмотрению изложенными в Постановлении № 13 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 декабря 2003 «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды».

Конспект лекции и письменные решения перечисленных задач представляются преподавателю на проверку.

 

Семестр

На контролируемую самостоятельную работу студентов выносятся темы: «Преступления против общественной безопасности», «Преступления против здоровья населения», «Преступления против порядка управления», «Преступления против правосудия» в количестве 14 часов занятий.

1.Тема «Преступления против общественной безопасности» - 2 часа лекции.

Задание. Студенты самостоятельно изучают и должны законспектировать следующие вопросы:

а) понятие и виды преступлений, связанных с нарушением установленных правил обращения с оружием и другими обще опасными предметами (хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ, незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими средствами);

б) понятие и виды преступлений, связанных с нарушением правил безопасности производства определенных видов работ (нарушение правил безопасности горных или строительных работ, нарушение правил пожарной безопасности, нарушение правил охраны труда).

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

Конспект лекции представляется преподавателю на проверку.

2. Тема «Преступления против здоровья населения» - 2 часа лекции.

Задание. Студенты самостоятельно изучают и должны законспектировать следующие вопросы:

а) преступления, связанные с незаконным оборотом сильнодействующих и ядовитых веществ;

б) выпуск либо реализация недоброкачественной продукции;

в) выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

Конспект лекции представляется преподавателю на проверку.

 

3. Тема «Преступления против порядка управления» -4 часа лекции, 4 часа практических занятий.

Задание. Студенты самостоятельно изучают все вопросы данной темы, решают задачи, предусмотренные к практическому занятию «Понятие и система преступлений против порядка управления».

В процессе самостоятельной работы студенты должны законспектировать следующие вопросы:

а) понятие и система преступлений против порядка управления;

б) понятие и виды преступлений, выражающиеся в противодействии выполнению представителями государственного управления их функций (убийство работника милиции, отличие от террористического акта, сопротивление работнику милиции или иному лицу, охраняющему общественный порядок, насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг, клевета в отношении Президента Республики Беларусь, Оскорбление Президента Республики Беларусь);

в) понятие и виды преступлений, нарушающих установленный порядок в отдельных областях государственного управления (незаконное пересечение государственной границы Республики Беларусь, организация незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, разглашение государственной тайны и утрата документов содержащих государственную тайну;

г) понятие и виды преступлений, посягающих на установленный порядок ведения официальной документации (хищение либо повреждение штампов, печатей, подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков);

д) понятие и виды иных преступлений против порядка управления (надругательство над государственными символами, дискредитация Республики Беларусь, самовольное присвоение звания или власти должностного лица, самоуправство, принуждение к выполнению обязательств).

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

По итогам самостоятельной работы со студентами по данной теме проводится коллоквиум.

 

4. Тема «Преступления против правосудия» -2 часа лекции.

Задание. Студенты самостоятельно изучают и должны законспектировать следующие вопросы:

а) понятие и виды преступлений, совершаемые лицами, в отношении которых применены меры правового принуждения (действия, дезорганизующие работу исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или арестного дома, побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи, уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы или ареста);

б) понятие и виды преступлений, выражающиеся в воспрепятствовании осуществлению правосудия со стороны иных лиц (насилие или угроза в отношении судьи или народного заседателя, воспрепятствование явке свидетеля, потерпевшего или даче ими показаний, принуждение свидетеля, потерпевшего или эксперта к отказу от дачи показаний или заключения либо к даче ложных показаний или заключения; укрывательство преступлений, недонесение преступлений, разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания, умышленное разглашение сведений о мерах безопасности применяемых в отношении участников уголовного процесса.

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

Конспект лекции представляется преподавателю на проверку.

 

Задания

к контролируемой самостоятельной работе студентов специальности «Правоведение», обучающихся на базе общего среднего образования по учебному плану 2008 года

(пятилетний срок обучения)

 

Семестр

На контролируемую самостоятельную работу в 5-м семестре выносятся частично темы: «Преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних», «Преступления против собственности», «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности», «Преступления против экологической безопасности и природной среды» в количестве 12 часов занятий.

 

1. Тема «Преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних» - 2 часа лекции.

Задание. Студенты самостоятельно изучают рекомендованную литературу, по завершению этой работы готовит краткий конспект по данной теме. В конспекте должны быть раскрыты следующие составы преступлений и связанные с ними вопросы:

а) вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 172 УК), особенности квалификации деяний совершеннолетних, участвующих в совершении преступления совместно с несовершеннолетними;

б) вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (ст.173 УК), показать, что уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в проституцию либо употребление наркотических средств или психотропных веществ наступает по другим статьям УК;

в) уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (ст.174 УК);

г) преступные формы нарушения неприкосновенности частной жизни. При раскрытии данного вопроса необходимо проанализировать составы преступлений, предусмотренные ст. 177, 178, 179, 202 и 203 УК.

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

Конспект лекции представляется преподавателю на проверку.

 

2. Тема «Преступления против собственности» - 2 лекции

Задание. Самостоятельно изучить и законспектировать 5 составов, определенных преподавателем.

При отсутствии индивидуального задания преподавателя каждый студент должен законспектировать и представить преподавателю следующие составы преступлений:

а) угон транспортного средства или маломерного водного судна (ст. 214 УК);

б) причинение имущественного ущерба без признаков хищения (ст. 216 УК);

в) умышленное уничтожение либо повреждение имущества (ст. 218 УК);

г) уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности (ст. 219 УК);

д) недобросовестная охрана имущества (ст. 220 УК).

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

Конспект лекции представляется преподавателю на проверку.

 

3. Тема «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» -6 часов лекции.

Задание. Студенты самостоятельно изучают, конспектируют учебную литературу по вопросам, относящимся к трем группам преступлений против установленного порядка осуществления экономической деятельности:

а) преступления против внешне­экономических интересов Республики Беларусь;

б) преступления против установленного порядка конкуренции;

в) иные преступления против порядка осуществления экономической деятельности.

Перечень изучаемых вопросов определен предусмотренными настоящим пособием планами занятий по соответствующим подтемам. При изучении конкретных составов рекомендуется обратиться к другим нормативным актам, которые указаны в списках литературы в настоящем пособии.

По итогам самостоятельной работы со студентами по данной теме проводится коллоквиум

 

4. Тема «Преступления против экологической безопасности и природной среды» - 2 часа лекции.

Задание. Студенты частично самостоятельно изучают понятия и виды преступлений против экологической безопасности. Они должны законспектировать следующие вопросы:

а) понятие и виды преступлений, выражающихся в посягательстве на отдельные компоненты (объекты) природной среды: умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов, порча земель, загрязнение либо засорение вод, загрязнение атмосферы, загрязнение леса;

б) понятие и виды преступлений посягающих на порядок рационального использования природных богатств: нарушение правил водопользования, уничтожение либо повреждение леса по неосторожности, нарушение правил охраны рыбных ресурсов.

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

Конспект лекции представляется преподавателю на проверку.

 

Семестр

На контролируемую самостоятельную работу студентов выносятся темы: «Преступления против общественной безопасности», «Преступления против здоровья населения», «Преступления против порядка управления», «Преступления против правосудия» в количестве 14 часов занятий.

1.Тема «Преступления против общественной безопасности» - 2 часа лекции.

Задание. Студенты самостоятельно изучают и конспектируют следующие вопросы:

а) понятие и виды преступлений, связанных с нарушением установленных правил обращения с оружием и другими общеопасными предметами (хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ, незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими средствами);

б) понятие и виды преступлений, связанных с нарушением правил безопасности производства определенных видов работ (нарушение правил безопасности горных или строительных работ, нарушение правил пожарной безопасности, нарушение правил охраны труда).

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

Конспект лекции представляется преподавателю на проверку.

2. Тема «Преступления против здоровья населения» - 2 часа лекции.

Задание. Студенты самостоятельно изучают и должны законспектировать следующие вопросы:

а) преступления, связанные с незаконным оборотом сильнодействующих и ядовитых веществ (ст. 333-334 УК);

б) выпуск либо реализация недоброкачественной продукции (ст. 337 УК);

в) выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 338 УК).

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

Конспект лекции представляется преподавателю на проверку.

 

4. Тема «Преступления против порядка управления» -4 часа лекции, 4 часа практических занятий.

Задание. Студенты самостоятельно изучают все вопросы данной темы, решают задачи, предусмотренные к практическому занятию «Понятие и система преступлений против порядка управления».

В процессе самостоятельной работы студенты должны законспектировать следующие вопросы:

а) понятие и система преступлений против порядка управления;

б) понятие и виды преступлений, выражающиеся в противодействии выполнению представителями государственного управления их функций (убийство сотрудника органов внутренних дел, отличие от террористического акта, сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющему общественный порядок, насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг, клевета в отношении Президента Республики Беларусь, оскорбление Президента Республики Беларусь);

в) понятие и виды преступлений, нарушающих установленный порядок в отдельных областях государственного управления (незаконное пересечение государственной границы Республики Беларусь, организация незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, разглашение государственной тайны и утрата документов содержащих государственную тайну);

г) понятие и виды преступлений, посягающих на установленный порядок ведения официальной документации (хищение либо повреждение штампов, печатей, подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков);

д) понятие и виды иных преступлений против порядка управления (надругательство над государственными символами, дискредитация Республики Беларусь, самовольное присвоение звания или власти должностного лица, самоуправство, принуждение к выполнению обязательств).

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

По итогам самостоятельной работы со студентами по данной теме проводится коллоквиум.

 

5. Тема «Преступления против правосудия» -2 часа лекции.

Задание. Студенты самостоятельно изучают и должны законспектировать следующие вопросы:

а) понятие и виды преступлений, совершаемые лицами, в отношении которых применены меры правового принуждения (действия, дезорганизующие работу исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или арестного дома, побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи, уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы или ареста);

б) понятие и виды преступлений, выражающиеся в воспрепятствовании осуществлению правосудия со стороны иных лиц (насилие или угроза в отношении судьи или народного заседателя, воспрепятствование явке свидетеля, потерпевшего или даче ими показаний, принуждение свидетеля, потерпевшего или эксперта к отказу от дачи показаний или заключения либо к даче ложных показаний или заключения; укрывательство преступлений, недонесение преступлений, разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания, умышленное разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса.

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

Конспект лекции представляется преподавателю на проверку.

 

 

Задания

к контролируемой самостоятельной работе студентов специальности «Экономическое право», обучающихся на базе общего среднего образования по учебному плану 2008 года

(пятилетний срок обучения)

Семестр

На контролируемую самостоятельную работу в 5-м семестре выносятся полностью или частично темы: «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы», «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», «Преступления против собственности» и «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности», в количестве 10 часов занятий.

 

1. Тема «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы» -2 часа лекции, 2 часа практических занятий.

Задание. Студенты самостоятельно изучают все вопросы данной темы, решают задачи, предусмотренные к практическому занятию «Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы».

В процессе самостоятельной работы студенты должны законспектировать следующие вопросы:

а) понятие и система преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы;

б) понятие и состав изнасилования как преступления (ст.166 УК);

в) насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

г) понуждение к действиям сексуального характера (ст.170 УК);

д) вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией (ст. 171-1 УК).

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

По итогам самостоятельной работы со студентами по данной теме и теме «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» проводится коллоквиум.

 

2. Тема «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» -2 часа лекции.

Задание. Студенты самостоятельно изучают все вопросы данной темы, решают задачи, предусмотренные к практическому занятию «Понятие и виды преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина».

В процессе самостоятельной работы студенты должны законспектировать следующие вопросы:

а) понятие и система преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина;

б) нарушение равноправия граждан (ст.190 УК);

в) преступные формы нарушения избирательного права (ст. 191-192 УК);

г) Организация либо руководство общественным объединением, религиозной организацией, посягающими на личность, права и обязанности граждан; незаконная организация деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности (ст. 193- 193-1 УК);

д) нарушение законодательства о труде (ст. 199 УК);

е) Нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав (ст. 201 УК).

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

По итогам самостоятельной работы со студентами по данной теме и теме «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы» проводится коллоквиум.

3.Тема «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» -2 часа лекции.

Задание. Студенты самостоятельно изучают, конспектируют учебную литературу по вопросам, относящимся к подтеме «Иные преступления против порядка осуществления экономической деятельности», решают задачи, предусмотренные настоящим пособием к занятию по данной подтеме.

Перечень изучаемых вопросов определен предусмотренными настоящим пособием планом занятий «Иные преступления против порядка осуществления экономической деятельности» При изучении конкретных составов рекомендуется обратиться к другим нормативным актам, которые указаны в списках литературы в настоящем пособии.

По итогам самостоятельной работы со студентами по данной теме проводится коллоквиум

Семестр

На контролируемую самостоятельную работу студентов полностью или частично выносятся темы: «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» и «Преступления против порядка управления» в количестве 8 часов занятий.

 

1. Тема «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» - 2 часа лекции.

Задание. Студенты самостоятельно изучают и конспектируют следующие вопросы:

а) понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

 

б) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст.309 УК);

в) Угон или захват с целью угона железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна (ст.311 УК) Отличие от угона транспортного средства или маломерного водного судна, предусмотренного ст. 214 УК.

г) нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст.314 УК);

д) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) (ст. 317-318 УК).

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

Конспект лекции представляется преподавателю на проверку.

2. Тема «Преступления против порядка управления» -4 часа лекции, 4 часа практических занятий.

Задание. Студенты самостоятельно изучают все вопросы данной темы, решают задачи, предусмотренные к практическому занятию «Понятие и система преступлений против порядка управления».

В процессе самостоятельной работы студенты должны законспектировать следующие вопросы:

а) понятие и система преступлений против порядка управления;

б) понятие и виды преступлений, выражающиеся в противодействии выполнению представителями государственного управления их функций (убийство сотрудника органов внутренних дел, отличие от террористического акта, сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющему общественный порядок, насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг, клевета в отношении Президента Республики Беларусь, оскорбление Президента Республики Беларусь);

г) понятие и виды преступлений, посягающих на установленный порядок ведения официальной документации (хищение либо повреждение штампов, печатей, подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков);

д) понятие и виды иных преступлений против порядка управления (надругательство над государственными символами, дискредитация Республики Беларусь, самовольное присвоение звания или власти должностного лица, самоуправство, принуждение к выполнению обязательств).

Дополнительная литература для изучения этих вопросов указана в общем списке рекомендованной литературы.

По итогам самостоятельной работы со студентами по данной теме проводится коллоквиум.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕШЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

Каждый подготовленный юрист должен обладать умениями применять положения уголовного закона. Без этого нельзя рассуждать об уголовно-правовой оценке конкретных поступков людей, решать вопросы применения норм уголовного права, а, в конечном счете, назначения судом предусмотренных законом мер государственного принуждения за совершение того или иного общественно опасного деяния.

Уголовно-правовая оценка деяния представляет содержательную часть квалификации преступлений. Квалификация преступлений, как известно,- это установление соответствия признаков совершенного общественно опасного действия (бездействия) признакам предусмотренного уголовным законом состава преступления и признания на этом основании совершенного деяния определенным видом преступления.

Формирование у студентов умений квалифицировать преступления возможно только в процессе многократного тренинга по анализу и уголовно-правовой оценке конкретных деяний. Наиболее распространенной формой такого тренинга является решение учебных задач (казусов). И для того чтобы достичь положительного результата, необходимо придерживаться определенной методики, усвоение которой наиболее эффективно происходит в процессе письменного решения задач. В связи с этим студентам, наряду с прослушиванием лекций, изучением учебной и иной литературы, нормативного материала при подготовке к практическим занятиям необходимо письменно решать вынесенные на занятие задачи. Обязательная письменная форма решения задач предусмотрена по темам, которые вынесены на контролируемую самостоятельную работу. В этом случае письменные решения задач являются одной из основных форм отчетности по КСР.

При решении задач по Особенной части курса уголовного права необходимо опираться на те положения о квалификации преступлений, которые были изучены по курсу Общей части уголовного права. В соответствии с логикой мыслительной деятельности, процесс квалификации необходимо начинать с анализа совершенного деяния, а затем проделывать все остальные этапы: поиск уголовно-правовой нормы, ее толкование, то есть уяснение состава преступления, сравнивание признаков анализируемого деяния с признаками конкретного состава преступления и формулирование вывода. Если признаки совпадают, значит, анализируемое деяние является конкретным видом преступления, ответственность за которое предусмотрено соответствующей статьей Уголовного кодекса. Завершается квалификация ссылкой на конкретную статью УК.

Последовательное проведение указанных логических этапов квалификации громоздкая, отчасти и мало продуктивная работа, поэтому на практике эти логические этапы проходят в свернутом виде: происходит одновременный анализ совершенного деяния и сопоставление выделенных признаков с признаками конкретного или конкретных составов преступлений. И после такого синтетического анализа делается вывод о том, что совершенное деяние содержит признаки конкретного состава преступления и квалифицируется по определенной статье УК.

В соответствии с этим подходом анализ на практике начинается с установления того, что произошло, то есть совершенное деяние или событие анализируется с позиции объективной стороны, и определяются признаки, какого состава преступления наличествует в данном случае. Следующим шагом, который проделывается правоприменителем, является выяснение того, кто совершил данное деяний, отвечает ли лицо признакам субъекта предполагаемого преступления. Выяснив, что общественно опасное деяние совершено деликтоспособным лицом, следователь или иное лицо переходит к выяснению вины и иных признаков, характеризующих субъективную сторону преступления.

Установление совокупности признаков, характеризующих объективную сторону, субъекта и субъективной сторону, позволяет установить те общественные отношения, на которые произошло посягательство, то есть объект преступления. Это дает основания для окончательно определения, какой состав преступления содержится в совершенном деянии, и признать данное деяние конкретным видом преступления.

В отдельных случаях оценка такого признака состава преступления, относящегося к объекту преступления, как предмет преступного посягательства, необходимо производить одновременно с анализом объективной стороны совершенного деяния, ибо без определенного предмета нет и самого деяния. Так, например, нет резона рассуждать о разглашении государственной тайны, если не будет установлено, что разглашенные сведения составляют такую тайну.

Если в процессе анализа установлено, что совершенное деяние содержит, наряду с признаками основного состава, дополнительные признаки, признаваемые законом квалифицирующими или смягчающими, совершенное деяние квалифицируется по частям статьи УК, предусматривающим, соответственно, ответственность за преступление при наличии этих признаков.

В соответствии с изложенными выше положениями студентам при решении учебных задач рекомендуется следующий алгоритм действий.

В отличие от задач по Общей части курса, студентам для анализа, как правило, предлагается краткое описание события, поступка конкретного человека без постановки каких-либо вопросов. Методически это обусловлено тем, что в реальной жизни совершаются действия, происходят события, но сотрудникам органов уголовного преследования необходимо самостоятельно оценить происшедшее и решить имело ли преступление или нет. Поэтому, приступая к решению задачи, необходимо ознакомиться с ее содержанием. Затем, основываясь на имеющихся познаниях в области уголовного права, следует дать предварительную уголовно-правовую оценку совершенного деяния, то есть указать, что совершено преступление, предусмотренное конкретной статьей УК. Однако это лишь предварительная оценка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.099 с.)