Тема 3. Договор поставки. Особенности поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Договор поставки. Особенности поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.



Поставка — основной вид договора купли-продажи, при­меняемый в предпринимательской деятельности. Правовой статус поставщика и цель приобретения товара (ст. 506 ГК РФ). Признаки договора поставки, отграничивающие его от других видов договоров купли-продажи и иных смежных договоров (контрактации, продажи недвижимости и неко­торых других). Ответственность сторон по договору поставки. Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд, которая осуще­ствляется на основе государственного (муниципального) контракта и заключен­ных в соответствии с ним договоров поставки (ст. 525—534 ГК РФ).

 

К семинарскому занятию необходимо знать термины: «поставка», «отгрузочная разнарядка», «выборка», «государственный контракт».

Темы для докладов: «Обязательство поставки в системе гражданских договоров»; «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров»

План

1. Понятие поставки, основные признаки.

2. Права и обязанности сторон по договору поставки

3. Ответственность сторон

4. Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд: особенности заключения, правовое регулирование

Вопросы

 

1. Дать общую характеристику договора поставки в сравнении с другими разновидностями купли-продажи.

2. Какие условия договора поставки будут являться существенными?

3. Какие нормы общих положений о купле-продаже могут быть применены в договоре поставки?

4. Что такое базис поставки и каково его содержание?

5. Каков порядок и механизм приемки товара покупателем по договору поставки?

6. Дать общую характеристику последствий неисполнения обязательств сторонами по договору поставки?

7. Каковы особенности прекращения договора поставки? Какой критерий положен в основу правоприменения при прекращении договора поставки ст. 450, 452 и 523 ГК РФ?

Задания

 

1. Составить схему взаимодействия сторон, предусмотренную ст. 522 ГК.

2. Составить схему исчисления убытков при расторжении договора по статье 524 ГК.

Методические рекомендации

Оптовый оборот товаров, отношения между профессиональными продавцами и покупателями традиционно рассматриваются как поставка товаров (например, в § 3 гл. 30 ГК)

Договором поставки признается такой договор купли - продажи, по которому продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК).

Договор поставки как вид договора купли - продажи является консенсуальным (поставщик обязуется передать товары покупателю, а последний обязуется их оплатить), возмездным, двусторонним (синаллагматическим) договором.

Квалифицирующими признаками, отличающими договор поставки от иных видов договора купли - продажи, могут служить следующие особенности договора поставки.

Во-первых, следует отметить особенность в субъектном составе данного договора, которая заключается в том, что в качестве поставщика может выступать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность: индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Некоммерческие организации могут быть поставщиками товаров только в том случае, если такого рода деятельность разрешена их учредителями и осуществляется в рамках целевой правоспособности соответствующих некоммерческих организаций.

Во-вторых, характерным признаком товаров, поставляемых по договору поставки, является то, что они производятся или закупаются поставщиком. Данный признак товаров предъявляет определенные требования и к правовому статусу поставщика: он осуществляет не вообще всякую предпринимательскую деятельность, а применительно к конкретному договору поставки предпринимательскую деятельность по производству или закупкам определенных товаров. Таким образом, в качестве поставщика по общему правилу выступают коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимающиеся их закупками.

В-третьих, имеет существенное значение, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, ибо договором поставки признается только такой, в силу которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данный признак свидетельствует о том, что и в качестве покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая организация (индивидуальный предприниматель), занимающаяся предпринимательской деятельностью.

Для определения круга правоотношений, регулируемых договором поставки, существенное значение имеет разъяснение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, согласно которому при квалификации правоотношений участников спора суды должны исходить из признаков договора поставки, предусмотренных ст. 506 ГК, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения в тексте документа способа передачи товара. При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина - предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.). Однако в случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле - продаже (§ 2 гл. 30 ГК) (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки").

Для договора поставки характерен особый порядок его заключения. Законодательством (ст. 507 ГК) предусмотрен специальный порядок урегулирования разногласий сторон на тот случай, если на стадии заключения договора поставки между поставщиком и покупателем возникают такие разногласия относительно отдельных условий договора. Сторона, предложившая заключить договор (поставщик или покупатель) и получившая от другой стороны акцепт на иных условиях, должна в течение 30 дней со дня получения такого акцепта, если иной срок не предусмотрен законом или соглашением сторон, принять меры к согласованию условий договора, относительно которых возникли разногласия, либо направить контрагенту письменное сообщение о своем отказе от заключения договора.

Непринятие мер к урегулированию разногласий или направление контрагенту уведомления об отказе от заключения договора на иных условиях не влекут признание договора поставки заключенным в редакции стороны, ответившей на оферту акцептом на иных условиях. Вместе с тем сторона, направлявшая оферту и получившая акцепт на иных условиях, в случае невыполнения названных требований несет определенные неблагоприятные последствия: на нее возлагается обязанность возместить контрагенту убытки, образовавшиеся у последнего в связи с уклонением от согласования условий договора.

Для оценки факта заключения договора поставки особое значение приобретает условие о сроке или сроках поставки товаров покупателю.

Данное условие, в силу того что указание о нем присутствует в определении понятия договора поставки (ст. 506 ГК), является существенным условием последнего. Условие о сроке или сроках поставки относится к определимым существенным условиям договора поставки, поскольку при отсутствии этого условия в тексте договора должны применяться диспозитивные нормы, позволяющие определить срок исполнения обязательства, не содержащего условия о дате его исполнения. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18 (п. 7) имеется разъяснение, согласно которому в случаях, когда момент заключения и момент исполнения договора не совпадают, а сторонами не указан срок поставки товара и из договора не вытекает, что она должна осуществляться отдельными партиями, при разрешении споров необходимо исходить из того, что срок поставки должен определяться по правилам, установленным ст. 314 ГК (ст. 457 ГК).

Существенным условием для договоров поставки, предусматривающих поставку товаров в течение всего срока действия договора отдельными партиями, служит период поставки (ст. 508 ГК), т.е. обусловленные сторонами сроки поставки отдельных партий товаров.

Важное значение в поставочных отношениях имеет порядок исполнения поставщиком своих обязанностей по поставке товаров покупателю (ст. 509 ГК).

При наличии в договоре условия о поставке товаров по отгрузочным разнарядкам покупателя обязанности поставщика следует рассматривать как выполняемые в порядке встречного исполнения (ст. 328 ГК).

Определенными особенностями отличается порядок применения неустойки за нарушение условий договора. Указанные особенности связаны с наличием на стороне поставщика специальной обязанности по восполнению недопоставки товаров.

Определенные особенности, по сравнению с общими положениями, регулирующими договор купли - продажи, предусмотрены законодательством в отношении обязанностей поставщика по поставке покупателю товаров в ассортименте, предусмотренном договором, с соблюдением требований к качеству и комплектности товаров.

Необходимо обратить внимание на особые правомочия покупателя по договору поставки товаров, которыми не наделен покупатель по договору купли - продажи, в случае, когда поставщиком не выполнены обязанности по поставке предусмотренного договором количества товаров либо не удовлетворены требования покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок. В подобных ситуациях покупатель получает право приобрести непоставленные товары у других лиц с последующим отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение

Законодатель выделяет отдельно такой вид поставки, как поставка для государственных и муниципальных нужд. Поставка товаров для государственных (муниципальных) нужд должна осуществляться на основе государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд между организациями - исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями выпускаемых товаров (п. 1 ст. 525 ГК).

При поставке товаров для государственных(муниципальных) нужд могут использоваться как простая, так и сложная структуры договорных связей. В первом случае поставка осуществляется поставщиком (исполнителем) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд непосредственно государственному (муниципальному) заказчику либо указанным им получателям без заключения с последними поставщиком (исполнителем) каких-либо договоров на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Во втором случае (при сложной структуре договорных связей) государственным (муниципальным) контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд предусматривается прикрепление государственным (муниципальным) заказчиком поставщика - исполнителя к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд на основании извещения о прикреплении, выдаваемого заказчиком. При заключении таких договоров между поставщиком - исполнителем и покупателями согласовываются условия о количестве и качестве товаров, порядке их доставки и принятия покупателем и т.п.

Основной способ размещения государственных (муниципальных) заказов - проведение открытых или закрытых торгов (конкурсов)

 

Литература:

 

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всеобщим голосованием 12.12.1993 г. // «Российская газета». – 25.12.1993. – № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон № 14-ФЗ от 26.01.1996 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

3. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)// Собрание законодательства РФ", 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105,

4. Федеральный закон от 13.12.1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»: Федеральный закон № 60-ФЗ от 13.12.1994 г. // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 34. – Ст. 3540.

5. Постановление Правительства РФ от 15.05.1999 г. N 538 «О предоставлении бюджетных ссуд для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 21. – Ст. 2609.

6. УКАЗ Президента РФ от 08.04.1997 N 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с "положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд"//

7. Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О государственном материальном резерве" (принят ГД ФС РФ 23.11.1994)// "Собрание законодательства РФ", 02.01.1995, N 1, ст. 3

 

 

Материалы судебной практики

1. Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2002 г. № 51-Г02-55 // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Судебная практика. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Письмо ВАС РФ от 11.08.2005 г. № С4-7/УЗ-938 «О Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Судебная практика. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки"//"Специальное приложение к "Вестнику ВАС РФ", 2005, N 12

 

Научная и учебная литература

 

а) основная:

 

1. Гражданское право: в 2 т.: учеб. / отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 2002. – Т. II. Полутом 2. – 544 с.

2. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. / отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 848 с.

3. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. – М.: Юристъ, 2004. – 845 с.

4. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации / Гуев А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 832 с.

 

б) дополнительная:

 

1. Анохин В. Договор поставки в рыночной экономике / В. Анохин // Хозяйство и право. – 1996. – № 9.

2. Анохин В. Каким быть договору поставки / В. Анохин // Хозяйство и право. – 1996. – № 10.

3. Блинкова Е.В. Конклюдентные деяния как форма заключения договор снабжения товарами через присоединенную сеть / Блинкова Е.В. // Юрист. - 2004. - №10. - С. 13-16.

4. Брагинский М.И. Договорное право / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – 3-е изд., стереотип. – М.: Статут, 2001. – Книга 2: Договоры о передаче имущества. – 800 с.

5. Кукина Т.Е. Предмет договора поставки / Т.Е. Кукина // Право и экономика. – 2001. – № 1.

6. Травпезников В. Обязательства, возникающие из договора поставки / В. Трапезников // Российская юстиция. – 2000. – № 4.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.034 с.)