Государство и право русских земель периода феодальной раздробленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и право русских земель периода феодальной раздробленности



Архиепископ – высшее духовное лицо на Руси. Первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Один из епископских титулов ниже митрополита, но выше простого епископа. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. В Новгодской республике А. председательствовал на Оспода, являлся хранителем гос. казны и печати, осуществлял судебные функции. В условиях сосл. - предст. монархии, А. в качестве члена Освященного Собора принимали участие в работе Земских Соборов.

Братчина – 1)на северо-западе Русского государства в XIV-XVI вв. название купеческих и цеховых корпораций. 2)обычай общинного пира у славян.

Владыко - обращение к пресвитерам и архиереям, в обращении используется звательный падеж (также, как при обращении к владетельным особам): «владыко», иногда с добавлением личного имени архиерея, а официально с добавлением титула;

Доска – по Псковской Судной грамоте вид письменного договора займа на незначительную сумму; неформальный письменный документ. 1)род письменных юридических актов, существовавший в Древней Руси. Название происходит от «досок», на которых уже в 12—13 вв. делались записи, устанавливавшие долговые обязательства. Д. делились на простые (до 1 рубля), не требовавшие обеспечения в виде заклада вещей, и закладные. Употреблялись вплоть до 17 в. 2)старинные русские записи и акты, преимущественно означавшие долговое заемное обязательство. Д. делились на простые (без заклада) и закладные. По простым Д. совершался заем не выше 1 рубля; для большей суммы нужен был заклад (платья, доспехи, лошадь и др.). Хотя закладная Д. считалась актом бесспорным, но не освобождала от присяги (Псков. Суд. Грам).

Епископ – высшее духовное лицо, «белое духовенство». В Русской православной церкви священнослужитель высшей (3-й) степени. Глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, митрополии и т.д.). Иерархическое деление Е. (с 4 в.): викарный Е. (викарий), правящий Е., архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх.

Живот – движимое имущество по ПСГ.

Задница - термин древнерусского гражданского права, встречающийся в "Русской Правде" и означающий наследство/недвижимое имущество (в том же смысле употребляется иногда статок). З. открывается в "Русской Правде" смертью отца семейства и продолжается смертью матери; при этом наблюдается резкая разница между смердьею и боярскою (или дружинною) З. Первую получают только сыновья умершего, если сыновей нет, то наследует князь, выдавая часть на незамужних дочерей, вторая равно получается как сыновьями, так и, за отсутствием последних, дочерьми (сестры при братьях не наследницы; братья отдают их замуж с приданым, смотря по средствам). Вдова после мужа не наследница; она или получает в полную собственность то, что на нее взложил муж при жизни, или же, если по смерти мужа решает вдовствовать, то получает часть по закону. Дети от рабы З. не имеют, но получают свободу вместе с матерью. "Матерняя часть" может быть завещана безразлично и сыновьям, и дочерям; если же мать умрет "без языка", не распорядившись, то эта часть становится З. того из детей, у которого она жила и кормилась. Дети от разных отцов и одной матери (единоутробные) получают задницы каждый после своего отца. Младший сын по закону наследует отцовский двор под условием дележа З. между всеми сыновьями поровну, за выделом из последней лишь части по душе. Устанавливая смердью и боярскую З., "Русская Правда" различает наследование по закону и наследование с "ряда", т. е. договора при жизни завещателя, и знает наследование только по прямой нисходящей линии. Братьев при случае отсутствия "ряда" делит в случае спора княжеский детский, получающий с них за то гривну кун.

Закладник - (также закладень или закладчик) — зависимое от кредитора лицо в Древней России, занимавшее середину между холопами и вольными людьми. Не платил налоги в казну. Отношение это установлялось хозяйственным договором между князем (или боярином) и вольным человеком: первый принимал последнего на свою дворовую службу, давал ему ссуду с правом немедленно по возвращении этой ссуды покинуть службу. Условность службы и право прекратить ее по своей воле резко отличали З. от кабальных холопов, зависимость которых могла прекратиться лишь со смертью господина, давшего ссуду. Закладничество, по памятникам права, наблюдается на всем протяжении XIII-XVII вв. "Русская Правда" и "Судебники" молчат о З. Уложение запретило закладываться тяглым людям и тем, которые жили у последних в качестве наймитов и сидельцев. Мотив запрещения заключается в том, что З. не тянули тягла; государство не могло допускать, чтобы тяглые люди, избегая тягла, закладывались за монастыри и за сильных людей. Освобождение З. от тягла шло исстари; в одной грамоте 1619 г. прямо говорится, что З. "податей никаких с своею братьею (т. е. тяглецами, из среды которых З. вышли) не платят, а живут себе в покое". В удельную эпоху З. освобождались даже от суда местной администрации и судились своими кредиторами. ЗАКЛАДНИЧЕСТВО - на Руси XIII-XVII вв. поступление в зависимость к феодалу. Закладник терял личную свободу, но освобождался от уплаты государственных налогов.
Закладничество - на Руси XIII-XVII вв. поступление в зависимость к феодалу. Закладник терял личную свободу, но освобождался от уплаты государственных налогов.

Запись - по Псковской Судной грамоте одна из форм заключения письменного договора, заключавшаяся в составлении документа, копия которого, скрепленная печатями сдавалась в архив.

Изорник -категория феодально-зависимых крестьян в Псковской земле в XIV-XVI вв. И. платили феодалу оброк (1/4, а иногда и половину урожая) и выполняли некоторые работы за арендованную землю. Могли уйти лишь однажды в году - в "Филиппово заговенье" (14 ноября), вернув при уходе ссуду сельскохозяйственным инвентарем или деньгами и уплатив 1/2 урожая. Имущество беглых И. переходило господину.

Наймиты -на Руси XII-XVII вв. общее название разорившихся крестьян, посадских и беглых холопов, нанимавшихся на работы и находившихся в личной зависимости от нанимателя.

Оспода - правительственный совет Др. Новгорода, орган по предварительной разработки вопросов, которые затем выносились на рассмотрение вече. Управлял текущими делами.

Отчина -феодальная земельная собственность, родовое поместье на Руси, до XVIII в. передававшиеся по наследству; тоже, что и «вотчина» - древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству.

Перевет - сплетни, поклеп; вид преступления против государства - измена, донос (по ПСГ).

Поле - в Русском государстве XIII-XVI вв. судебный поединок. Упоминалось в судебниках 1550 и 1589 гг. Обычно П. предусматривалось как альтернатива присяге (крестному целованию), причем в качестве противоборствующих могли выступить и свидетели обеих сторон. Инициатива решения дела принадлежала участникам процесса. Престарелые, малолетние и духовные лица имели право выставлять за себя другое лицо ("наймита"). Проигрыш поединка или отказ от П. означал проигрыш дела.

Посад – в Русском государстве XV-XVIII вв. предместье, торгово-ремесленная, первоначально не укрепленная часть городов. В XV-XVII вв. торгово-ремесленное население П. - посадские люди - относилось к тяглым сословиям, земля на П. считалась в верховной собственности государства. Частнофеодальные владения на П. ("белые" слободы и дворы) были ликвидированы к середине XVII в.

Посадник - 1) наместник князя в землях Древнерусского государства 10-11 вв. 2) Высшая государственная должность в Новгороде в 12-15 вв. и Пскове в 14 - нач. 16 вв. Избирался из знатных бояр на вече.
Первоначально наместник князя в землях, входящих в состав Древнерусского государства. Впервые термин «посадник» встречается в «Повести временных лет» под 997. Позднее термин «посадник» стал означать название высшей государственной должности в Новгороде (до 1478) и Пскове (до 1510). Посадники избирались на вече из представителей наиболее богатых и знатных боярских семей. В Новгороде реформа Онцифора Лукинича (1354) вместо одного посадника ввела шесть, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался новый — «степенный» посадник. Реформой 1416—17 число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода. В Пскове с 1308 по 1510 учтены 78 посадников. С присоединением Новгорода и Пскова к Москве посадники были ликвидированы.

Пятина - единица (одна из пяти) административно-территориального деления Новгородской земли до XVIII века. Упразднены окончательно в 1775 году. Система пятин окончательно сформировалась к XV веку. В каждой пятине было по нескольку присудов (уездов), в каждом присуде (уезде) — по нескольку погостов и волостей. В XVI веке пятины были разделены на половины (полупятины). Время возникновения пятинного деления неизвестно (в летописных источниках сведения отсутствуют), но существуют две гипотезы

Рота -в судебном процессе княжеской Руси - особый вид доказательства вины, присяга - клятва. Первоначально Р. означала спор, битву и имела значение Божьего суда, то есть суд. поединка. В значении присяги Р. известна уже в договорах Руси с Византией 10 века и в «Русской Правде».

Рядница -по Русской Правде и Псковской Судной грамоте расписка в получении долга. Иногда рассматривалась как имеющий законную силу документ.

Ходатай - 1)Тот, кто ходатайствует за кого-нибудь, выступает как чей-нибудь защитник, заступник. 2)Поверенный по делам, ведущий чьи-нибудь дела в судах, присутственных местах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.01 с.)