Свойства и структура управляемых объектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свойства и структура управляемых объектов



На данный вопрос хотелось бы обратить исключительное внима­ние, ибо в нашей самодержавно-вождистской традиции мышления и поведения устойчиво считается, что «начальник» все знает, все­гда прав и «подчиненным» только и остается что прислушиваться к его «командам» и по ним куда-то «маршировать». Так односто­ронне (сверху вниз) и прописываются почти во всех книгах пробле­мы, процессы и отношения государственного управления, да и иных видов управления.

Между тем человек и в управляемых объектах мыслит, рассужда­ет, ориентируется, выражает и осуществляет свое представление о вещах и общественных ценностях, поступает в соответствии со своими целями, мотивами, установками и т.д. А раз так, то это зна­чит, что человек передает и придает управляемым объектам свои свойства, вкладывает в них свою человеческую природу, которая есть единство биологического и социального. Поэтому, исходя прежде всего из человеческой сущности управляемых объектов, можно выделить следующие их свойства.

Первым из них является самоактивность управляемых объек­тов, т.е. их способность к самодвижению на основе внутренних (собственных) побудительных импульсов. Самодвижение — это ес­тественное состояние и условие жизнедеятельности человека как социального существа, групп (коллективов) людей и общества как человеческих образований. Самоактивность управляемых объек­тов реализуется в различных формах; она может заключаться в преобразовании окружающих условий и взаимосвязей в соответствии с представлениями их компонентов; в установлении с ними активного взаимодействия, ведущего к равновесию отношений; в приспособлении к складывающейся ситуации.

Второе свойство связано с тем, что самоактивность людей в управ­ляемых объектах всегда отличается целенаправленным характе­ром, ориентацией на конкретные предметы, явления, отношения, результаты. Свойство целеполагания управляемых объектов созда­ет основания для анализа и классификации их в зависимости от преследуемых целей, соотношения таких целей с реальными объ­ективными возможностями, выработки механизмов влияния на формирование целей, структурализации целей и согласования их с целями субъекта государственного управления и всего общества.

Третье свойство управляемых объектов можно обозначить как их адаптивность (приспособляемость) к условиям и факторам при­родного и социального бытия. Адаптивность свидетельствует о спо­собностях человека (коллектива) в бесчисленных жизненных про­явлениях отражать природную и общественную среду обитания и по принципу обратной связи воспринимать ее влияние таким обра­зом, чтобы сохранять и развивать себя. Она вызывается известной повторяемостью определенных взаимодействий и навыками чело­века подсознательно (автоматически) реагировать на типовые раз­дражители. Адаптивность выражается в привычной (типовой) ре­акции, в стереотипе поступков и действий, в конформизме и зави­сит от сил человека и соотношения в нем активного и пассивного начал. Иногда ее олицетворяют со стихийным (гомеостатическим) саморегулированием.

К четвертому свойству управляемых объектов относится их спо­собность к самоуправлению (сознательному саморегулированию) своей жизнедеятельностью и своим развитием. Самоуправление в деятельности людей и их объединений (социальных общностей). осуществляется в основном вследствие осознания объективной Действительности, при определенном социально-психологическом приспособлении к ней; оно есть непосредственная и ответственная Реакция на насущные жизненные потребности, вытекающие из об­щественной ситуации; действует как статистически средняя сила, складывающаяся в процессе взаимодействия потребностей, инте­ресов и воли людей, общностей и являющаяся результатом этого взаимодействия; его функционирование, внутренняя самооргани­зация не всегда официально институционализированы.

Пятое свойство управляемых объектов состоит в том, что они за­висимы от объективных условий и факторов общественной жиз­недеятельности и воспроизводят их в своем функционировании и организации.

Комплекс свойств управляемых объектов, особенно таких, как самоактивность, целенаправленность, приспособляемость, способ­ность к самоуправлению, определяет меру управляющих воздей­ствий со стороны государства. Чем развитее управляемые объекты, чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управле­ние может быть мягче и сводиться лишь к управляющим воздей­ствиям координационного характера.

Управляемая общественная жизнедеятельность (совокупность управляемых объектов) образует сложную систему, состоящую из разных людей, занятых в производственных, социальных, духов­ных и других процессах. В центре ее и исходной точкой отсчета все­гда является человек. Поэтому управляющие воздействия, осущест­вляемые каким бы то ни было государственным органом, должны непременно доходить до человека и вызывать необходимый отклик в его сознании, поведении и деятельности. Вместе с тем человек — существо коллективистское, он объединен с другими в процессах производства и социального общежития. Различные социальные ро­ли обусловливают объединение людей в очень многообразные кол­лективы, причем один и тот же человек может состоять во многих коллективах. Сами коллективы людей также интегрируются в более широкие и сложные общности; социальные общности (классы, соци­альные слои и сословия, профессиональные группы), территориаль­ные общности (населенные пункты, районы, города, области, рес­публики и т.д.), общественные объединения (партии, общественные организации и т.д.), производственные комплексы и т.д. Причем часто общности приобретают определенную институализацию — го­сударственную, общественную, воспроизводственную.

Тем самым в управляемой общественной системе в компонентно-структурном отношении четко обнаруживаются три основных уровня управляемых объектов:

- человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и об­щественной деятельности, в своей целостной социально-продук­тивной активности;

- коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности;

общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной ак­тивности людей и их объединений.

Условно можно сказать, что на первом уровне реализуются соци­альные роли, на втором — виды деятельности, на третьем —- виды общественных отношений. Различные уровни управляемой систе­мы находятся во взаимосвязи, в постоянном взаимодействии, в за­висимости друг от друга. Структура управляемой системы в дан­ном срезе позволяет определять диапазон управляющих воздей­ствий государственных органов. Очевидно, что управляющие воздействия, направленные на обеспечение функционирования и развития общества в целом, крупных общностей, на совершенство­вание системы или видов общественных отношений, отличаются по масштабу, охватываемому кругу регулируемых явлений от управ­ляющих воздействий на коллективы (объединения), не говоря уже об управляющих воздействиях на отдельных граждан (личности). Возникают основания для дифференциации и конкретизации дея­тельности государственных органов в сфере управления.

Управляемая система может быть также охарактеризована и в со­держательном срезе, т.е. в зависимости от общественных функций, выполняемых ее различными элементами. Критериями такого разграничения выступают, во-первых, цели и направления функ­ционирования (деятельности) управляемых объектов; во-вторых, содержание их основной (главенствующей) по характеру деятель­ности; в-третьих, материальные, социальные и духовные результа­ты деятельности, посредством которых главным образом выража­ются их воспроизводственные функции (значение для жизни людей), и, в-четвертых, преобладающие закономерности их функ­ционирования и организационной формы.

В соответствии с основными сферами общества и указанными критериями управляемые объекты подразделяются на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные. В известном смысле управляемыми являются и политические объекты, но тут существуют свои тонкости, поскольку политические отно­шения, явления и процессы выступают, с одной стороны, управля­емыми государством, а с другой — управляющими самим государ­ством. Необходимо уметь проводить грань в политической деятель­ности и различать ее многие аспекты.

В большинстве экономических управляемых объектов осущест­влено непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства. В них потребляются природные ресурсы, средства производства, рабочая сила, причем независимо от форм собственности, и одновременно создаются новые продукты произ­водственного и непроизводственного назначения. На эти объекты влияют следующие моменты: природная среда, состав и качество природных ресурсов, уровень развития производительных сил, на­учно-технический прогресс, тип общественных отношений и их уровень, степень трудовой, социальной и интеллектуальной разви­тости человека и др. Состояние и продуктивносгь экономических управляемых объектов характеризуют в главном уровень развития общества и возможности государственного управления в нем.

Социальные управляемые объекты (объекты, как принято гово­рить, социальных услуг либо социального обслуживания) осущест­вляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здо­ровья человека, его физическое развитие, организацию до­школьного, школьного, высшего и специального образования, на создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых усло­вий, обеспечение коммуникациями и поддержание других важ­ных взаимосвязей, в которых выражается процесс воспроизвод­ства и общения человека. В совокупности они образуют сложную и очень важную сферу (подсистему) общества, в рамках которой происходит как потребление материальных и социальных про­дуктов и условий, так и одновременное историческое воссоздание человека. Социальные управляемые объекты тесно связаны с эко­номическими управляемыми объектами, основываются на про­дуктах (результатах) их активности и потреблении последних. Вместе с тем их деятельность имеет и самостоятельное проявле­ние, заключающееся в оказании разного рода жизненно необходи­мых услуг.

К духовным управляемым объектам относятся те организацион­но представленные проявления активности личности, коллекти­вов, общностей людей, посредством которых осуществляется как духовно-теоретическая деятельность — выработка идей и взгля­дов, мировоззренческих представлений, эстетических и этических ценностей и т.д., так и духовно-практическая — освоение вырабо­танных духовных продуктов сознанием (особенно массовым) лю­дей, повышение их образовательного и культурного уровня, ис­пользование духовных идеалов, норм, ценностей в повседневной жизни. Духовная жизнь — многогранный и специфический объект государственного управления. Разумеется, что процесс производ­ства и потребления духовных продуктов по своей сути есть процесс свободный, творческий, открытый для каждого человека. Но нель­зя не замечать (и не считаться с этим), что данный процесс, вклю­чающий в себя духовное производство, распределение духовных продуктов (в том числе и навязывание некоторых из них посред­ством массовой информации), их потребление, формирование и развитие сознания общества и отдельного человека и т.д., осущест­вляется в определенных организационных формах, на базе опреде­ленных материально-финансовых средств и специально (професси­онально) выделенными и подготовленными группами людей.

Наличие политических управляемых объектов обусловлено не­сколькими причинами. Во-первых, тем, что сфера политики и сфе­ра государственного управления не совпадают полностью друг с другом, не накладываются одна на другую: политические интере­сы реализуются не только через государственное управление, так же как и государственное управление занято решением не только политических проблем. Во-вторых, политическая деятельность, которая, хотя и направлена в конечном счете на управление государ­ственными и общественными делами и в этом, собственно, и выра­жается, имеет более широкий смысл, ибо включает в себя теорети­ческую деятельность в сфере политики, деятельность по формиро­ванию политического сознания людей, политическую пропаганду и агитацию, политическую организацию. В-третьих, политическая Деятельность в своем, так сказать, фундаменте осуществляется в гражданском обществе и выступает относительно самостоятель­ной по отношению к государству. Поэтому в качестве политических управляемых объектов можно назвать: деятельность научно-исследовательских учреждений в области изучения политических проблем; обеспечение функционирования структур политического просвещения, пропаганды, агитации и информирования; конституирование форм, процедур и других механизмов демократии и т.д.

Содержательно-функциональный анализ управляемых объектов пока­зывает, таким образом, их многообразие и качественную специфику, обус­ловленную многими обстоятельствами. А это создает объективную основу для формирования видов государственно-управляющих воздействий, т.е. для дифференциации их целенаправленности, содержания, заложенных в них организующе-регулирующих средств применительно к потребностям и интересам конкретных (единичных) управляемых объектов.

В итоге необходимо сказать, что выделение управляемых объек­тов, раскрытие их свойств и структуры создает для теории и практи­ки государственного управления очень важные посылки. С одной стороны, они свидетельствуют о том, что управляемые объекты инициируются, поддерживаются и преобразуются самостоятельной деятельностью людей, занятых в них, и эта деятельность имеет объективные основания и закономерности. А с другой — что управ­ляемые объекты не всегда способны к рациональному самоопреде­лению и саморегулированию своих внешних взаимосвязей и в них имманентно содержится объективная потребность и интерес в госу­дарственном управлении. Там, где нет потребности и интереса в го­сударственном управлении, нет, конечно, и управляемых объектов для государственного управления. Когда же такие потребности и интересы в различных видах общественных отношений, деятель­ности и социальных ролей наличествуют, государство обязано на них откликаться, вырабатывать и практически реализовывать адекватные им управленческие решения и действия. Этому как раз и служит социальный механизм формирования и реализации госу­дарственного управления, который надо не только четко представ­лять, но и активно использовать в управленческой практике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.014 с.)