Ольга Георгиевна» (миф про Ольгу) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ольга Георгиевна» (миф про Ольгу)



 

В тридцатые годы Софья запретила дочери принять предложение того, кого Ольга любила: социальное происхождение его было по тем временам опасно. А Софья не затем «маскировала» после семнадцатого года дворянство своего мужа, чтобы теперь иметь проблемы с зятем.

Ольга послушалась, а ее любимый уехал в другой город и там быстро женился – в пику отвергшей его невесте. Тогда и Ольга поспешила выйти замуж за будущего Лариного деда, пожалев недавно осиротевшего скромного Алешу.

Ольга днями была на работе, вечерами училась. Алексей, скучая, все чаще захаживал к сестре – той самой пирами славной красавице Полине. Он стал уже сутками там пропадать, когда Ольга, не желая разделить участь Веры, явилась к золовке и – раз и навсегда – извлекла мужа из «вертепа».

Рождение Ларисиной матери совпало с несчастным случаем, постигшим Алексея. Оставив работу по инвалидности, он занялся воспитанием дочки. Вкусно готовил, придумывал сказки и в одиночестве попивал.

Ольга же посвятила себя заработку и научной карьере.

Ее бывший жених раз в год бывал проездом в Москве и с некоторых пор всякий раз стал звонить Ольге. Они встречались на пару часов и, кажется, оба год жили этой встречей. Еще три раза Ольга отклоняла предложение любимого: потому что дети еще маленькие; когда дети выросли – потому что она не может бросить инвалида мужа; наконец, когда овдовела – потому что не хочет разбить жизнь другой женщины. Слишком порядочная была? Слишком гордая? Или слишком боялась?..

Последний «визит проездом» не застал Ольгу в живых.

«Миф про Ольгу» Лариса узнала позже, от матери. В детстве же видела бабушку в ее комнате, заваленной рукописями и книгами, в институте, где все ее знали, видела смеющейся в кругу студентов, табунившихся за седовласой обожаемой «Ольгой Георгиевной».

 

Почтенный образ бабушки Ольги не вязался как-то ни с семейной жизнью, ни тем более с легкомыслием любви в представлении Ларисы. Странно, что именно молодую бабку – в материнском изложении – все больше стала напоминать себе Лара с того дня, как вернула Сергея дочери.

«Положив на место» то, что, оказывается, плохо лежало, потому и было украдено у нее, Лариса спросила себя, как смогут они с мужем жить дальше. Неожиданным ответом стало то, что Лара затеяла писать диссертацию, до ночи пропадала по клиникам и библиотекам, стараясь как можно меньше с Сергеем пересекаться.

Сергей же охотно впрягся в домашние заботы, ощутив себя снова в своей тарелке. И начал время от времени навещать «вторую семью», боязливо скрывая это от Ларисы. Та знала и не отказывала себе в удовольствии иногда «пугнуть» мужа неожиданным проявлением осведомленности. Но боли уже не чувствовала: потерявши голову, по волосам не плачут. Явилась жалость: Сергей казался затравленным озябшим существом, жмущимся к родному очагу.

 

Утолив в себе жажду мстительной Гекаты, почти утешив негодующую Геру и, кажется, уже к Афине, целомудренной и рациональной, обратив внутренний взор, Лариса вдруг оглянулась на смертных – Анну, Зою, Нину…

Она подумала, что считанные годы в жизни этих женщин были отданы любви, а каждой долгий век был отпущен. Никто не знает, как провели они череду лет, какие иллюзии испытали, какие разочарования. Какие они проглотили обиды и какие мозоли натерли на их ладонях вожжи семейной упряжки…

Царственный блеск и твердая рука этих женщин, насмешливо взиравших на «физические» измены преданных мужей, – в каком огне закалились? «Земной любови недовесок», выражаясь стихом М. Цветаевой, гнал их в «цыганский табор», отказ «слезой солить» его и там приводил домой.

Лариса заподозрила, что, обойдя хоровод богинь, взглянув каждой в лицо, она опять приблизилась – только с черного хода – к наивному идеалу своей юности, образу «роковой женщины», манившему сияющим фасадом. Круг богинь замкнулся: в циничной Кибеле сквозило видение Геры (пробовавшей однажды родить дитя без Зевса), Геката скользила вослед Афродите, та милостиво сменяла Кибелу.

В каждой реальной женской судьбе танец богинь не прерывался. Лишь мифы, как старые снимки, являли застывшие па. Очередное рождение в мир все приводило в движение.

Утешительно всякое новое открытие, что земля бесконечно кругла, как замкнуто и коловращение образов нашей души. «Хоровод богинь» вселил в Ларису надежду на возрождение.

 

V. Миф назидательный

Чужая сказка

 

Вдоль чешской дороги стоят рядом одиннадцать простых деревянных крестов. Они поставлены там, по преданию, в память расстрелянного свадебного поезда. Дело было так: девушка вылечила раненного охотника и обещала стать его женой. Но изменила данному слову: собралась замуж за другого. Охотник не пощадил свою спасительницу: спрятавшись в лесу у дороги, он застрелил молодых после венчания, перебил восьмерых их родственников, а одиннадцатую пулю послал себе в сердце.

 

Когда я рассказала Ларисе эту легенду, мы обе уже знали, что она может быть только «чужой сказкой». Смерть, истребление рода разомкнут божественный хоровод. На «мертвый» миф некому будет смотреть из будущего. Никто в него не вдохнет жизнь.

Собственно, некому будет создать этот миф. Потому что связь жизни с мифологией – обратная причинно-следственной. Эта связь определяет зависимость прошлого от настоящего, а не наоборот.

Не бывает четко прописанного сценария и его реализации. Однако человек нуждается в сценарной интерпретации мифа, меняющейся в зависимости от жизненного опыта. Диапазон возможностей человека постепенно вскрывает в мифе соразмерный диапазон архетипических моделей. Узнавание происходит, как правило, постфактум, поэтому рискованно пророчить. Но обратить человека к мифологии – этнической ли, семейной – полезно: взгляд в вечное поможет организовать хаос настоящего в направлении будущего.

«Я почувствовала, как тени моих предков обступили меня почти осязаемым хранительным кругом, спасая от беспомощности перед лицом разразившейся беды», – написала мне Лариса после завершения наших с ней встреч.

 

Каждому из нас кажется, что он идет по целине. Но часто «новая стежка» пролегает уже по чьим-то следам, заметенным временем. Нанесены они или нет на карту семейных преданий, главное, чтобы путь, который мы выбираем, вел нас правильно, то есть к себе подлинному, к себе самому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уважаемый читатель! Тем, что вами здесь прочитано, не исчерпываются ни теория, ни методы, ни область применения на практике социальной психологии личности. И в списке литературы вы найдете учебники и монографии, способные расширить представление о предмете.

Я же ставила себе главной целью распахнуть академическую мантию, в которую облачают Психологию многие учебники, чтобы показать ее роскошные карнавальные костюмы, под которыми всегда замирает и бьется живое сердце самой загадочной из наук. Если вы все это увидели, считайте, что Психология раскрыла вам объятия.

Дело в том, что личность – не «предмет такой-то дисциплины», это – вы, неповторимый! Вы сегодняшний, вы завтрашний… А «социальная психология личности» не набор абстрактных терминов! Это ваши любовь и неприязнь, размолвки и примирения, ваши обольщения и разочарования, вы – всегда среди «чужих» и «своих». Психология – вечное «познай ближнего как самого себя», простите за кентаврическое смешение заповедей.

«Надеюсь, – сказал как-то мой Учитель, профессор МГУ Валерий Викторович Петухов, завершая лекционный курс, – я коснулся вопросов, которые будут теперь вставать перед вами всю оставшуюся жизнь». И добавил: «Университетское образование ведь тем и отличается от просто высшего, что не отвечает на вопросы, а учит задаваться ими».

Курс психологии в таком молодом университете, как МГИМО(У), – тоже, прежде всего, курс пробуждения любопытства к себе и к внутреннему миру того, с кем встретился взглядом.

Хорошо, если уже в семнадцать лет этому интересу будет придано верное направление. Ведь «юношеский возраст, – пишет Э. Бёрн, – преподносит наибольшее число самоубийств, употребление алкоголя и наркотиков, а также значительное количество психозов. Однако и провал на экзаменах надо принимать всерьез, так как одной такой «метки» порой бывает достаточно, чтобы определить судьбу человека на всю жизнь… В юности человек решает, что он будет делать в своей жизни или, по крайней мере, чем заполнит время до такого решения»129.

Вы выбрали специальность, связанную с человеческим общением. Поэтому психологом станете неизбежно, если Вам суждено добиться профессионального успеха. Но я бы хотела, чтобы университетский курс психологии избавил вас от необходимости заново изобретать велосипед. Я надеюсь также, что познакомила вас с книгами, которые станут вашими неизменными собеседниками, и с «породой» людей (практических психологов), по которым в час сомнений можно прочитать самого себя.

Учась договариваться с людьми, преследуя при этом определенные цели, сверяйте эти цели по камертону своей души: подлинно ли они ваши. Став знатоком «слабых струн» людей и мастером манипуляции, не перехитрили ли вы самого себя? Чтобы показать, как это бывает, я позволю себе привести слова другого моего университетского профессора, Елизаветы Петровны Кучборской, о журналисте Эмиле Блонде из «Шагреневой кожи» Бальзака: «Он был психолог: он умел выбирать себе убеждения и покровителей. Победителем он должен был стать, но нет, нет, не стал! Это огромная ведь бальзаковская тема – побежденные, победители. Сколько людей, принадлежащих к профессии Эмиля Блонде, оказываются в стане побежденных, хотя умеют выбирать убеждения и покровителей! Чего-то им не хватает?».

Понимания себя, верности себе, памяти о себе, юном… Желаю, чтобы вас, уважаемый читатель, сия чаша миновала – не без помощи прослушанного когда-то курса социальной психологии личности!

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-пси­хологические проблемы. М., 1990.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубеж­ная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы. М., 2001.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

5. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Катего­рии. Минск, 1998.

6. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002.

7. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001.

8. Барц Э. Игра в глубокое: Введение в юнгианскую психодра­му. М., 1997.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

10. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психоло­гия личности: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

11. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые игра­ют в игры. СПб., 1996.

12. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

13. Богданов В.А. Социально-психологические свойства лично­сти. Л., 1983.

14. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1999.

15. Гулевич О.А., Безменова И.К. Аттитюды и их взаимодейст­вие с поведением. М., 1999.

16. Гуманистические проблемы психологической теории.

М., 1995.

17. Додельцев Р.Ф. Фрейдизм: Культурология, психология, фи­ло­софия: Учебное пособие. М., 1997.

18. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.

19. Кембриджское руководство по аналитической психологии. М., 2000.

20. Келли Дж. Психология личности:

Теория личных конструк­тов. СПб., 2000.

21. Конан Дойл А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. Ростов н/Д;

Волгоград, 1993.

22. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой

группы. М., 2001.

23. Лабунская В.А. Невербальное поведение

(социально-перцеп­тив­ный подход). Ростов, 1986.

24. Лакан Ж. «Стадия зеркала» и др. тексты. Париж, 1992.

25. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышле­нии. М., 1994.

26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

27. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.

28. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятель­но­сти личности. Л., 1983.

29. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

30. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

31. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.

32. Межличностное восприятие в группе /

Под ред. Г.М. Андрее­вой и А.И. Донцова. М., 1981.

33. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.

34. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика.

СПб., 1999.

35. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.; Киев, 1998.

36. Нуркова В.В. Совершенное продолжается: психология авто-био­графической памяти личности. М., 2000.

37. Перельман Х. Из книги «Новая риторика» // Язык и модели­ро­вание социального взаимодействия. М., 1987.

38. Перотти А. Аргументы в пользу мультикультурного образо­вания: подход Совета Европы. М., 1995.

39. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.

40. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.

41. Петухов В.В. Природа и культура. М., 1996.

42. Платон. Федон. Пир. Федр. СПб., 1997.

43. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление чело­века. М., 1994.

44. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия.

М.; Киев, 1997.

45. Розанов В.В. Люди лунного света: метафизика христиан­ства // В.В. Розанов. Сочинения. Т. 2: Уединенное. М., 1990.

46. Розанов В.В. Смысл аскетизма. Библиография // В.В. Розанов. Сочинения. Т. 1: Религия и культура. М., 1990.

47. Саморегуляция и прогнозирование социального поведе­ния личности. Л., 1979.

48. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы: Курс юнгианского пси­хо­анализа. М., 1997.

49. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белин­ская, О.А. Тихомандрицкая. М., 1999.

50. Социальная психология личности. М., 1979.

51. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999.

52. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

53. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.

54. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Мето­ды этнопсихологического исследования. М., 1993.

55. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., 1985.

56. Трусов В.П. Когнитивные процессы в социальной психоло­гии. Л., 1983.

57. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

58. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.

59. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.

60. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.,1992.

61. Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.

62. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.

63. Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя. М., 1993.

64. Цветаева М.И. Собр. соч.: В 7 т. М., 1994-95.

65. Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб., 1996.

66. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб., 1997.

67. Хрестоматия по истории философии: от Лао-Цзы до Фейер­баха. М., 1998.

68. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

69. Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в Рос­сии. СПб., 1993.

70. Этническая психология и общество / Под ред. Н.М. Лебеде­вой. М., 1997.

71. Юнг К.Г. Божественный ребенок. М., 1997.

72. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. Киев; М., 1997.

73. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., 1998.

74. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1996.

75. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб.; М., 1997.

76. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.

77. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 1994.

78. Якоби М. Встреча с аналитиком. М., 1996.

79. Янссон Т. Волшебная зима. СПб., 2000.

 

Литература на английском языке

 

1. Hillman, J. The Myth of Analysis: Three Essays in Archetypal Psychology. New York, 1992.

2. Hillman, J. Re-Visioning Psychology. New York, 1992.

3. Hillman, J. The Thought of the Heart and the Soul of the World. Dallas, 1992.

4. Jung, C. Modern Man in Search of a Soul. New York, 1933.

5. Jung, C.G. Psychology and Religion: Based on the Terry Lec­tures delivered at Yale University. New Haven and London, 1999.

6. McDougall, W. An Introduction to Social Psychology. Boston, 1926.

7. Rokeach, M. Beliefs, Attitudes and Values. San Francisco, 1968.

Статьи

 

1. Мир психологии: Научно-методический журнал. М.; Воронеж, 2001. №3 [посвящ. научн. проблеме «Понять Другого – условие и вершина человеческого бытия»].

2. Зеленский В. Аналитическая психотерапия К.Г. Юнга // К.Г. Юнг. Практика психотерапии. СПб., 1998.

3. Раевский С.О. Аналитическая психотерапия // Хрестоматия по глубинной психологии. Вып. 2. М., 1997.

4. Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни… // Мир психологии. М.; Воронеж, 2000. №2.

5. Хегай Л. Глубинная психология // Дж. Хендерсон. Психоло­ги­ческий анализ культурных установок. М., 1997.

6. Хегай Л. Психология и зло // Хрестоматия по глубинной пси­хологии. М., 1996.

 

 


1 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. С. 271.

2 Конан Дойл А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. Ростов-на-Дону; Волгоград, 1993. С. 251, 252.

3 Там же. С. 162.

4 Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998. С. 248-250.

5 Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. С. 97-98.

6 Там же.

7 Там же.

8 Янссон Т. Волшебная зима. СПб., 2000. С. 247-248.

9 Раевский С.О. Аналитическая психотерапия…//Хрестоматия по глубинной психологии. М., 1997. Вып. 2. С.325-326.

10 См. Петухов В.В. Природа и культура. М., 1996.

11 Розанов В.В. Смысл аскетизма. Библиография // В.В. Розанов. Религия и культура. М., 1990. С. 218-219, 222-223, 326.

12 Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997. С. 313-357.

13 Хегай Л. Психология и зло // Хрестоматия по глубинной психологии. М., 1996. С. 228.

14 Якоби М. Встреча с аналитиком. М., 1996. С. 151.

15 Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. М., 1985. С. 308-309.

16 Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни…//Мир психологии. М.; Воронеж, 2001. №2. С.107.

17 Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб., 1996. С. 98-99.

18 См. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы: Курс юнгианского психоанализа. М., 1997.

19 Цит. по: Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб., 1997. С. 5.

20 Цит. по: Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб., 1997. С. 6.

21 Там же. С. 11.

22 Цит. по: Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб., 1997. С. 12.

23 Там же. С. 6.

24 Там же.

25 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 73.

26 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 62-63.

27 Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. С. 49.

28 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 71.

29 Платон. Федон. Пир. Федр. СПб., 1997. С. 205.

30 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск. 1998. С. 976-977.

31 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 78-79.

32 Перельман Х. Из книги «Новая риторика…» // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. С. 226-227.

33 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 100.

34 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 99.

35 См. Барц Э. Игра в глубокое: Введение в юнгианскую психодраму. М., 1997.

36 Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. С. 98-100.

37 См. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

38 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 100.

39 Келли Дж. Психология личности: Теория личных конструктов. СПб., 2000. С. 18.

40 Там же. С. 26.

41 Хрестоматия по истории философии: От Лао-Цзы до Фейербаха. М., 1998. С. 99.

42 Келли Дж. Психология личности. С. 35-36.

43 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 102.

44 Хегай Л. Глубинная психология: На краю сцены // Дж. Хендерсон. Психологический анализ культурных установок. М., 1997.

С. 193.

45 Платон. Федон. Пир. Федр. СПб., 1997. С. 149-160.

46 Хиллман Дж. Архетипическая психология. С. 90, 92.

47 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб.; М., 1997. С. 173.

48 Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1996. С. 255.

49 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 58.

50 Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. Киев; М., 1997. С. 111.

51 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 48.

52 Самуэлс Э. Указ. соч. С. 65.

53 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 88.

54 Нолл Р. Арийский Христос: тайная жизнь Карла Юнга. М., 1998.

55 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 206.

56 Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., 1998. С. 45.

57 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 89.

58 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное… С. 43.

59 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 144-145.

60 Юнг К.Г. Психология бессознательного. С. 296.

61 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 100-101.

62 Там же. С. 104.

63 Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. С. 45.

 

64 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 76-77.

65 Юнг К.Г. Душа и миф. С. 118-119.

66 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 115.

67 Там же. С. 116.

68 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 158.

69 Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. С. 52.

70 Юнг К.Г. Психология бессознательного. С. 254.

71 Юнг К.Г. Душа и миф. С.228.

72 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С.149.

73 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 161.

74 Там же. С. 164.

75 Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика Христианства // В.В. Розанов. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.,1990. С. 31.

76 Самуэлс Э. Указ. соч. С. 341.

77 Там же. С. 336.

78 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 309.

79 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 165.

80 Там же. С. 88-89.

81 Юнг К.Г. Психология бессознательного.

82 Сосинский В.Б. Неопубликованные воспоминания //

Архив автора.

83 Цветаева М.И. Собр. соч.: В 7 т. Т.4. М., 1994. С. 485.

84 Юнг К.Г. Психология бессознательного. С. 280.

85 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 173.

86 Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации.

М.,1996. С. 87.

87 Там же. С. 94.

88 Юнг К.Г. Структура психики… С. 102.

89 Там же. С. 92.

90 Там же. С. 95.

91 Юнг К.Г. Структура психики. С. 94.

92 Там же. С. 100.

93 Юнг К.Г. Психология бессознательного. С. 299.

94 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 188.

95 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 241.

96 Там же. С. 219.

97 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 184.

98 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С. 139.

99 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 233.

100 Юнг К.Г. Божественный ребенок. М., 1997. С. 361.

101 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 234.

102 Юнг К.Г. Душа и миф… С. 223.

103 Там же. С. 217.

104 Юнг К.Г. Божественный ребенок. С. 366.

105 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1996. С. 213.

106 Там же. С. 178.

107 Там же. С. 317.

108 Бёрн Э. Указ. соч. С. 353.

109 Самуэлс Э. Указ. соч. С. 33.

110 Гоголь Н.В. Собр. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1999. С. 131.

111 Берн Э. Указ. соч. С. 357.

112 Там же. С. 335.

113 Бёрн Э. Указ. соч. С. 207.

114 Там же. С. 240.

115 Там же. С. 305.

116 Бёрн Э. Указ. соч. С. 209.

117 Там же. С. 205.

118 Бёрн Э. Указ. соч. С. 219.

119 Там же. С. 241.

120 Там же. С. 276.

121 Там же. С. 185.

122 Бёрн Э. Указ. соч. С. 193.

123 Бёрн Э. Указ. соч. С. 349.

124 Кибела – древнегреческая богиня плодородия, требовавшая, в отличие от благостной Деметры, кровавых жертвоприношений и полного самоотречения служителей ее оргиастического культа.

125 Афродита – древнегреческая богиня прелести и любовных чар, мать Влечения (Эрота) и Гармонии.

126 Геката – древнегреческая богиня колдовства. Змееволосая покровительница покинутых возлюбленных. По некоторым источникам, мать Медеи. Отождествлялась с римской «богиней трех дорог» – распутья – Тривией.

127 Слово образовано мной от имени Гекаты и эриний – древнегреческих богинь безумной мести, хранительниц архаичного материнского права.

128 Гера – сестра-супруга Зевса, верховного бога-олимпийца в древнегреческой мифологии. Покровительница брака и рождения законных детей. Требовала супружеской верности, противостоя воле Зевса.

129 Бёрн Э. Указ. соч. С. 259, 270.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.134 с.)