Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разбухание управленческого аппарата, нарастание бюрократизации, неэффективность управления государством в середине – конце 80-х годов хх века.
Большой ход, масштаб и характер перестройки во многом были определены экономическими и политическими интересами советского правящего класса – номенклатуры. К началу 1980-х гг. значительная ее часть стала тяготиться коммунистическими условностями, зависимостью личного благополучия от служебного положения. Чтобы формально узаконить свое господство, стать настоящим собственником, ей необходимо было уничтожить социалистическую собственность и соответствующую партийно-государственную надстройку, которые в течении многих десятилетий являлись основной ее власти и благополучия. Это раскололо номенклатуру на «партократов», оставшихся верным прежним идеалам и ценностям и потому стремившихся во что бы то ни стало сохранить отжившую систему, и «реформаторов», активно включившихся в процесс реформирования советского общества и надеявшихся направить его в нужное им русло. Перемены в общественно-политическом строе СССР раскололи КПСС,являвшуюся его идеологической и политической основой. Ослабление партии в совокупности с неудачами экономического реформирования и ростом межнациональной напряженности привели на рубеже 1980-1990-х гг. к глубокому кризису советской государственности, дестабилизировали всю систему гос. управления.
Государственный аппарат и процесс суверенизации союзных республик в период перестройки. В декабре 1986г. Вспыхнули беспорядки в столице Казахстан Алма-Ате, поводом к которым стала отставка 1го секретаря ЦК компартии республики Д.А. Кунаева и замена его Г.В. Колбиным, русским по национальности. Тем самым произошло отступление от традиции в кадровой политике, согласно которой пост 1го секретаря республиканской компартии занимал, как правило, представитель титульной нации, а пост 2го секретаря обычно доставался русскому. Летом 1987 г. Началась акция протеста крымских татар, добивавшихся разрешения на возвращения на свою историческую родину и восстановления крымско-татарской автономии. В1988г. Разгорелся острейший конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за статуса Нагорного Карабаха, принявший форму вооруженного противостояния. В республиках Прибалтики и в Молдавии происходили ожесточенные дискуссии об обстоятельствах их вхождения в состав СССР в 1940 г. Все эти волнения на национальной почве представляли серьезную угрозу единству и безопасности страны, дальнейшему проведению политики перестройки.
Вопрос из 1 части Изменения в партийном и государственном аппаратах. В 1988 г. в центральном руководстве появилась идея активизировать народное представительство и использовать его для укрепления существующей власти. Замысел заключался в постепенной передаче власти от партийного аппарата в государственные органы. Было решено совместить должности секретарей партийных комитетов и председателей Советов (областей, городов, районов). Было объявлено о выборах на 1 Съезд народных депутатов СССР и предложен новый избирательный закон. Впервые за советское время этот закон содержал элементы альтернативности, предвидя выборы депутатов из нескольких кандидатов. Но вместе с тем, этот закон отдавал треть мандатов представителям партийной номенклатуры, а также общественных организаций, находившихся под полным влиянием КПСС. Вследствие этого значительная часть депутатов (750) так и не избиралась путем голосования, a фактически назначалась партийным аппаратом. Первые свободные выборы в советское время. В марте-мае 1989 г. состоялись выборы на I Съезд народных депутатов СССР. Это были первые свободные выборы в советское время. В составе депутатов вместе с коммунистической номенклатурой, были представителями демократических сил. В мае того же года начал свою работу I Съезд народных депутатов СССР. Депутатский корпус Украины на этом съезде с учетом представителей общественных организаций состоял из 321 человека, из них около 50 были сторонниками демократических реформ. Избиратели частично использовали существующие возможности, чтобы выразить недоверие кандидатам консервативного партаппарата. Так, на выборах тогда проиграли первые секретари четырех обкомов Компартии Украины: Ворошиловградского, Закарпатского, Львовского, Черниговского, а также первый секретарь Киевского горкома партии и другие партработники более низкого ранга. политическая система: полное доминирование в общественно-политической жизни КПСС и марксистско-ленинской идеологии; определяющая роль партийного руководства в принятии практически всех решений; усиление репрессий против диссидентов и всех «инакомыслящих»; усиление бюрократизации в государственном управлении; углублению кризиса в межнациональных отношениях;
И вот еще что-то Политика перестройки
43 вопрос 1 части Августовские события 1991 года, когда была буквально сметена коммунистическая система, наглядно продемонстрировали, что либерализация политического устройства России неизбежно должна привести к ослаблению, реформированию или роспуску Комитета государственной безопасности (КГБ). О царившей в тот период панике в руководстве силовых ведомств говорят многочисленные и не всегда объяснимые роспуск или переформирование старых и образование новых спецслужб. Так, уже 6 мая 1991 года, согласно протоколу, подписанному президентом России Б. Н. Ельциным и председателем КГБ СССР В. А. Крючковым, наряду с общесоюзным КГБ появился российский республиканский Комитет госбезопасности под председательством В. В. Иваненко. 26 ноября КГБ РСФСР был преобразован в Агентство федеральной безопасности (АФБ). Спустя неделю, 3 декабря, президент СССР М. С. Горбачев подписал указ "О реорганизации органов государственной безопасности". Согласно закону, КГБ был упразднен, и на его базе на переходный период была создана Межведомственная служба безопасности (МСБ) СССР. При этом старый КГБ разбился на четыре новые структуры. 1-е (Главное) Управление - внешняя разведка - выделилось в Центральную службу разведки, позже переименованную в Службу внешней разведки (СВР). 8-е и 16-е Управления (правительственная связь, шифрование и радиоразведка) превратились в Комитет правительственной связи (будущее Федеральное агентство правительственной связи и информации - ФАПСИ). Пограничники стали Федеральной пограничной службой (ФПС). Бывшее 9-е Управление стало Управлением охраны при аппарате президента РСФСР, а бывшее 15-е Управление - Службой безопасности и охраны правительственных объектов РСФСР. Позднее эти структуры образовали, соответственно, Службу безопасности президента (СБП) и Федеральную службу охраны (ФСО). Кроме того, из 15-го Управления выделилась еще одна сверхсекретная спецслужба: Главное управление спецпрограмм президента (ГУСП Вопрос из1 части Экономика Основные статьи: Экономика СССР, Экономика России См. также статью: Экономические реформы в России (1990-е годы). К середине 80-х годов все проблемы существовавшей в СССР плановой экономики обострились. Существующий дефицит потребительских товаров, в том числе продовольственных, резко усилился. Значительное падение выручки от экспорта нефти (поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985—1986 гг. на 30 %) привело к нехватке иностранной валюты для импорта, в том числе потребительских товаров. По мнению ряда авторов, усиливалось отставание СССР в развитии наукоёмких отраслей экономики. Так, А. С. Нариньяни писал в 1985 году: «Положение в советской вычислительной технике представляется катастрофическим. … Разрыв, отделяющий нас от мирового уровня, растёт всё быстрее… Мы близки к тому, что теперь не только не сможем копировать западные прототипы, но и вообще окажемся не в состоянии даже следить за мировым уровнем развития.» [29] На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС было впервые открыто заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. Согласно М. С. Горбачёву, страна находилась в предкризисном состоянии.[ источник не указан 538 дней ] Особенно тяжёлая ситуация сложилась в сельском хозяйстве, где потери продукции составляли около 30 %. При заготовке и транспортировке скота ежегодно терялось 100 тыс. т продукции, рыбы — 1 млн т, картофеля — 1 млн т, свёклы — 1,5 млн т.[ источник не указан 538 дней ] На апрельском Пленуме был сделан упор на техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное развитие прежде всего машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства (так называемое «ускорение»). Принятая в 1986 г. программа «Интенсификация—90» предусматривала опережающее развитие сектора товаров народного потребления в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения и в определённой степени была продолжением прежних реформ. При этом диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности. В дополнение к этому в начальный период перестройки было принято несколько недостаточно продуманных решений. В мае 1985 г. было издано Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Данное решение ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качества. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликёро-водочных продуктов на 10 % в год. К 1988 г. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Эти меры привели к временному снижению смертности в стране, но их экономический эффект был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет, переходу в разряд дефицитных продуктов, ранее бывших в свободной продаже (соки, крупы, карамель и пр.), резкому увеличению самогоноварения и росту смертности в связи с отравлениями поддельным алкоголем и суррогатами. К концу 1986 года потребительский бюджет был разрушен. В начале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Помимо «Интенсификации—90» предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как «Жильё—2000» и др. 19 ноября 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» [30]. 13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 48, разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран. 5 февраля 1987 г. Совет Министров СССР издал постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления»[32]. Однако надежды на то, что кооперативы быстро ликвидируют товарный дефицит, приведут к улучшению качества обслуживания, оказались неоправданными. Большинство кооперативов занялись откровенной спекуляцией, либо финансовыми операциями по обналичиванию денег. Объёмы производства товаров народного потребления были гораздо ниже огромной денежной массы, поскольку исходили из достаточно условных расчетных сроков и объёмов потребления. Покупатели мгновенно расхватывали товар на прилавках магазинов. Создалась ситуация «пустых полок и полных холодильников и забитых квартир». Любой более-менее качественный товар, попадавший на полки магазинов, продавался в считанные часы. Значительная масса непродовольственных товаров фактически перестала попадать в официальную торговлю и реализовывалась работниками торговли по знакомым или через «фарцовщиков». Эта проблема усугубилась с разрешением частной торговли, которой фактически занимались кооперативы. Одним из положительных результатов экономических преобразований стало прекращение снижения темпов прироста национального производства и производительности труда в середине 80-х годов. В значительной степени это определялось ростом инвестиций, что, однако, сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 г. составил 17-18 млрд рублей, а в 1986 г. увеличился почти втрое. Дефицит отчасти был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся афганской войной, чернобыльской трагедией и потерями от антиалкогольной кампании, однако главной причиной сокращения бюджетных поступлений стало постепенное снижение отчисляемой государству доли прибыли предприятий и организаций (соответствующий показатель снизился с 56 % в 1985 г. до 36 % в 1989—1990 годах). Ещё более радикальные реформы предусматривалось провести в период после XIX партийной конференции, в 1988 г.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.024 с.) |