ТОП 10:

Горно-металлургический комплекс России



3.3.1Конкурентные особенности горного производства

Горное производство представляет собой процесс материального производства, при котором товарный продукт получается путем добычи из недр полезных ископаемых.

Полезными ископаемыми являются природный газ, жидкость или минеральный агрегат, по своим физическим свойствам или химическому составу находящие применение в современном материальном производстве в своем природном виде или в качестве сырья для извлечения одного или нескольких полезных компонентов. Полезные ископаемые залегают в недрах в виде обособленных природных скоплений, называемых месторождениями полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых разрабатываются горно-добывающими предприятиями, в горном производстве месторождения являются объектами предпринимательской деятельности. В этом качестве месторождения обладают целым рядом специфических свойств [4]:

- месторождения полезных ископаемых являются недвижимостью, они располагаются там, где их создала природа, с этим связаны горно-геологические и экономико-географические особенности эксплуатации месторождений;

- запасы месторождений полезных ископаемых являются невосполнимым природным ресурсом, а время их отработки относительно невелико (в среднем, от 5–10 до 40–60 лет);

- каждое месторождение образуется благодаря сочетанию действий множества факторов и поэтому оно обладает своими индивидуальными особенностями, влияющими на технико-экономические показатели при его разработке;

- месторождения полезных ископаемых скрыты в недрах; информация о месторождениях нуждается в постоянном уточнении.

Горное производство в качестве объекта предпринимательской деятельности также имеет свои специфические черты:

· горное производство относится к числу технологически консервативных производств, т. е. технологии добычи полезных ископаемых принципиально не изменяются в течение сотен лет;

· в качестве основного прибылеобразующего фактора в горном производстве выступает горная рента, которая формируется за счет более благоприятных природных свойств конкретного месторождения по сравнению с другими;

· продукция горной промышленности в большинстве случаев имеет устойчивый спрос, связанный с истощением минеральных ресурсов. Кроме того, минеральная продукция не нуждается в дополнительной рекламе;

· рынки минерального сырья, как правило, характеризуются ослабленной конкуренцией, так как вхождение на эти рынки новых участников требует значительного времени и средств;

· горная промышленность пользуется определенной поддержкой государства, что дает производителям ряд гарантий;

· горная промышленность характеризуется относительно высоким абсолютным уровнем прибылей, что связано с большими объемами производства минеральной продукции;

Наряду с привлекательными для предпринимателей чертами, горное производство обладает и некоторыми специфическими негативными особенностями, учет которых необходим для успешной деятельности в этой области промышленности:

- горное предприятие на стадии принятия инвестиционных решений, всегда выступает в качестве объекта повышенного риска;

- создание горных предприятий всегда сопряжено со значительным объемом строительно-монтажных работ, что определяет длительность сроков ввода предприятий в эксплуатацию;

- горное производство характеризуется высокой капиталоемкостью и длительными сроками возврата начальных вложений. При этом финансовые вложения могут исчисляться сотнями миллионов рублей и более;

- горное производство обладает высокой оперативной инертностью. Производители не в состоянии быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка и заинтересованы в стабильности рынка;

- горное предприятие почти не поддается перепрофилированию и характеризуется низкой ликвидностью своих остаточных основных фондов;

- горное производство относится к числу экологически вредных производств и сопряжено со значительными расходами на природоохранные и восстановительные мероприятия;

- процесс истощения запасов полезных ископаемых при их добыче должен компенсироваться приростом запасов в процессе геологоразведочных работ, их финансирование зачастую связано с риском, т. е. с отрицательным результатом проведенных работ.

3.3.2Рынки минерального сырья

Продукция горных предприятий – минеральное сырье – используется для производства новых товаров и услуг. В качестве его потребителей выступают другие предприятия, их количество может изменяться от одного до десятков и более. В то же время количество производителей минерального сырья, как правило, невелико. Поэтому наиболее распространены конкурентные, олигопольные, монопольные или монопсонные рынки минерального сырья со всеми переходными вариантами. Типы рынка в значительной мере зависят от особенностей производства и потребления минерального сырья [4] (таблица 31).

Таблица 31 – Модели рынков

Количество потребителей Количество производителей
много несколько один
Много Чистая конкуренция Чистая олигополия Чистая монополия
Несколько Ограниченная монополия потребителя Двусторонняя олигополия Ограниченная олигополия потребителя
Один Чистая монопсония Ограниченная монопсония Двусторонняя монополия

 

Простая модель чистой конкуренции относится, в основном, к рынкам чистых металлов, реализуемых через биржи (медь, свинец, алюминий, никель, платина, серебро, золото).

Олигопольные рынки минерального сырья наиболее распространены. Они характерны для нефти, угля, строительных материалов, бокситов, технического сырья и т. д. Для этих рынков характерны большие объемы поставок и договорные отношения покупателя и продавца.

Рынки чистой монополии и чистой монопсонии довольно редки. Например, международная корпорация «Де Бирс» является монопсонистом для фирм, осуществляющих добычу алмазов, а для фирм, занимающихся огранкой необработанных алмазов, «Де-Бирс» является монополистом. Чистая монополия также бывает связана с правом единоличного контроля над стратегическими металлами, такими как палладий (Гохран Министерства финансов РФ). Кроме того, монополистом является разработчик уникальных месторождений, например, месторождение чароита (Республика Саха-Якутия). Двусторонняя монополия возникает в том случае, когда единственный потребитель покупает сырье одной марки, а единственный производитель поставляет его. Примером могут служить поставки газа по локальному газопроводу. Чистая монопсония складывается, когда металлургическое предприятие покупает определенное минеральное сырье в одном регионе (например, уголь определенных марок и в определенных объемах для изготовления шихты).

На рынках минерального сырья с чистой конкуренцией присутствуют множество предприятий-производителей различной мощности – от мелких до крупных. Их стандартная по качеству продукция реализуется на товарных биржах. Новые горные предприятия относительно легко могут войти на такой рынок, а замыкающие – легко могут быть вытеснены с него. Цены на минеральную продукцию (чаще всего, металлы) в большей степени зависят от объемов спроса и предложения, а также от спекулятивных факторов, чем от величины производственных затрат.

На олигопольных рынках, где действует ограниченное число предприятий-производителей, координирующих цены на минеральное сырье друг с другом, новому производителю достаточно сложно вклиниться в сложившуюся систему.

Особенности конкуренции на этих рынках минерального сырья заключаются в том, что среди действующих там предприятий, цена продукции определяется по замыкающему предприятию. Лучшие предприятия имеют меньшие затраты и больший объем производства. Они могут более свободно манипулировать ценами для закрепления на рынке и вытеснения конкурентов. Вхождение на рынок возможно и при большом спросе (за счет ослабления конкуренции), и при снижении спроса (при консервации нерентабельного предприятия).

В общем случае новое предприятие по добыче и реализации минерального сырья может войти на рынок, имея показатели производительности и рентабельности выше, чем у замыкающих предприятий (рисунок 4) [4].

Если открывается новое месторождение такого вида сырья, для которого сложившийся рынок является монопольным, действующий на этом рынке монополист, очевидно, приложит все усилия для недопущения появления конкурента. Поэтому вхождение горного предприятия на монопольный рынок еще более затруднено.

Предприниматель, получивший права на эксплуатацию месторождения уникального сырья, становится естественным монополистом, но уникальный минеральный продукт не всегда может пользоваться повышенным спросом.

На монопсонный рынок минерального сырья вхождение нового производителя не затруднено, если он докажет преимущества своей минеральной продукции монопсонному потребителю, прежде всего – за счет понижения цен на эту продукцию.

 

а) Q б) R

 

40 20

       
 
   
 


30 15

                         
   
     
 
   
       
 
 


20 10

       
   
 
 


10 5

 

 

Предприятие
Предприятие
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6

а) показатель производительности; б) показатель рентабельности;
1, 2, 3, 4, 5, 6 – предприятия; 4 – новое предприятие;
Q – производительность, млн т; R – рентабельность, %

Рисунок 4 – Вхождение нового предприятия на конкурентные
рынки минерального сырья

3.3.3 Минерально-сырьевая база металлических полезных
ископаемых

Развитие НТП в различных отраслях промышленности привело к увеличению потребности во многих черных, цветных и редких металлах. Наиболее востребованы металлические полезные ископаемые и производимая из них продукция в металлургии и машиностроительном комплексе.

Металлургическая промышленность, несмотря на возрастающее применение искусственных материалов, продолжает активно развиваться в XXI веке. В связи с развитием авиационной и космической техники, электроники и т. д. повышен спрос на многие цветные и редкие металлы, а также востребованы сплавы этих металлов с черными металлами. Поэтому актуальна проблема прироста минерально-сырьевой базы металлических полезных ископаемых. В настоящее время мировое потребление черных металлов ежегодно возрастает на 2 %, цветных металлов – на 3 и более. В Китае рост потребления цветных металлов ежегодно составляет более 10 %.

Размещение производств по добыче металлов и сама их добыча определяются рядом факторов [22]:

- геологический – минерагеническая специализация территории;

- экономический – цена и спрос на минеральное сырье и совокупные затраты на разработку месторождения;

- исторический – формирование инфраструктуры горно-добывающих и горно-металлургических районов;

- политический – экспортно-импортная политика;

- социальный – сохранение и создание рабочих мест при помощи правительства, т. е. специальных государственных социальных программ.

Важным аспектом для развития минерально-сырьевой базы металлических полезных ископаемых являются факторы размещения металлургического производства:

· сырьевой – расположенность производства вблизи источников минерального сырья;

· топливно-энергетический – близость производства к дешевым источникам электроэнергии (например, алюминиевая промышленность).

В настоящее время большое значение приобретает потребительский фактор, т. е. емкость рынков сбыта, а также транспортный фактор, например, поставки металлов от производителя потребителям морем.

Последний фактор приобретает сейчас в рыночной экономике решающее значение. При размещении горно-добывающих и металлургических предприятий основополагающим фактором является тяготение к центрам потребления металлов, которые имеют соответствующую инфраструктуру, подготовленную квалификационную рабочую силу и т. д. Также наблюдается установление тесных связей металлургических предприятий с их клиентами, координация в планировании производства и сбыта.

Минерально-сырьевая база (МСБ) черных и цветных металлов в России имеет ряд общих особенностей. Например, формально уровень обеспечения промышленности РФ большинством видов металлических полезных ископаемых высок. Но в рыночных условиях разработка многих месторождений полезных ископаемых становится нерентабельной, в первую очередь, из-за высоких энергетических и транспортных затрат, так как многие месторождения расположены в отдаленных районах. Следует также отметить невысокое качество и сложность обогащения большинства металлических руд и сложные горно-геологические условия отработки. Так, по запасам железных руд Россия находится на 1 месте в мире, а по качеству руд – на 9-м месте. При этом с глубиной сложность добычи минерального сырья увеличивается, а качество сырья и безопасность добычи снижаются. Ресурсный потенциал основных видов металлургического сырья России (2008 г.) представлен в таблице 32 [16].

Таблица 32 – Ресурсный потенциал основных видов металлургического сырья РФ, потребности и уровень добычи в год (2008 г.)

В млн т

Металл Запасы Прогнозные ресурсы Потреб- ности Уровень добычи
Железо (руда) 100 000 120 000
Марганец (руда) 1 000 1,2 0,01
Хром (руда) 0,5
Титан (TiO2) 0,6 0,07
Молибден (металл) 0,4 1,4 0,01 0,004
Вольфрам (металл) 0,01 0,006
Алюминий (бокситы) 1 300
Олово 1,2 0,006 0,005

 

Проблема прироста МСБ металлических полезных ископаемых остается актуальной, что также связано с развитием ТЭК, ГМК, машиностроительного комплекса и стройиндустрии. Поэтому перспективно получение металлов и из техногенных отвалов и вторичных (лома) отходов.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.64 (0.009 с.)