Заглавие, аннотация, авторы, ключевые слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заглавие, аннотация, авторы, ключевые слова



Заглавие

Заглавие статьи - это первое, а чаще всего и единственное, что прочитает ваш потенциальный читатель. Следовательно, ваша задача – удержать внимание читателя на заглавии, заинтриговать и заставить его хотя бы просмотреть реферат статьи. Если же вы смогли так написать реферат, что читатель после его просмотра пожелал взглянуть и на ваши рисунки и таблицы, можете чувствовать себя полностью удовлетворённым – вы попали в число двух – пяти процентов тех счастливцев, труд которых по написанию статьи был награждён вниманием нескольких читателей.

В экспериментальной статье её название должно сообщать основную идею, причём, как можно меньшим количеством слов. Не забывайте старого золотого правила: не больше десяти слов, а лучше – семь. Цифра семь (плюс-минус два) обоснована психофизиологическими причинами: особенностями нашего восприятия и памяти. Короткое название хорошо воспринимается и запоминается. Для него достаточно буквально беглого взгляда. Важно, что в текст названия не нужно вчитываться и удерживать в памяти одновременно его начало и конец. Вообще-то это не трудно, но не забывайте, что ваш потенциальный читатель не ищет специально именно вашей работы. Он просто проглядывает список названий статей и одна из задач – сделать это как можно быстрее. Зацепите его внимание!

 

У названия два назначения: 1) рассказать будущим читателям о предмете статьи и 2) побудить их прочитать статью. Поэтому выбрать правильное название исключительно важно. Не забывайте также, что это ведь единственный элемент статьи, который попадёт в большинство баз данных.

 

Заглавие должно быть информативным и не туманным, не должно содержать жаргона, так же как и аббревиатур (вот это почти невозможное требование ко многим экспериментальным статьям, но попробуйте выкрутиться – поверьте, будет лучше). При этом заглавие должно содержать все необходимые ключевые слова, по которым статья может быть найдена заинтересованным читателем.

За последние годы мы уже привыкли к тому, что название статьи должно быть во всяком случае нескучным, и лучше, если оно будет интригующим. Сложились и стали распространёнными два алгоритма (оба психологически обоснованы): название-вопрос и название, состоящее из двух предложений.

Название, выраженное в вопросительной форме, автоматически активизирует процесс поиска ответа на него. Иногда это называется включением архетипа загадки: загадка должна быть разгадана. И читатель начинает чувствовать зуд поиска ответа. Как в детстве.

Название, которое состоит как бы из двух предложений, разделённых двоеточием, есть, в сущности, тоже название-загадка. Это первая часть предложения. Но тут же – во второй части – нам предлагается и авторский ответ. Читателя просто понуждают проверить: а правильную ли разгадку проблемы предложили авторы статьи?

Краткое название хорошо. Но не перестарайтесь. Для большинства небольших статей невозможно подобрать краткое заглавие, если вы хотите сообщить в нём о предмете вашего исследования. Краткие названия – прерогатива монографий, учебников. Вы попробуйте уложиться в магические семь-девять слов.

И не забывайте одного существенного момента: большинство заглавий статей неудачны или откровенно плохи. Их авторы просто не думали над ними. Поэтому вам нет нужды брать их за образец, даже если статьи опубликованы в журналах с высоким рейтингом.

Как выбрать тему статьи

Сначала, необходимо выбрать целевую аудиторию (узкая специализация, профиль), определить для кого пишется статья (специфика)

 

Выбрать вид темы. Виды тем:

а) без конкретной цели (не привязаны к определенным специфичным/ специализированным вопросам):

- методологические (использование общепрофессиональных слов – распределение, алгоритмы);

- работа с данными (разобраться с источником данных, описать его, разобраться с данными).

Данный вид тем подходит для описательных статей, в которых дается качественное истолкование полученных данных.

 

б) Привязанные к конкретным вопросам:

- «две точки» - получены два результата в разных областях, в статье необходимо их соединить;

- «продолжить линию» - метод последовательных приближений, цель статьи - необходимо уточнить имеющиеся чьи-то результаты;

- «задать свою линию» - в статье задается вопрос и дается на него ответ.

 

Источник актуальных тем:

- обсуждение в прессе;

- рассуждения, статьи, выступления политиков, законодателей;

- личные интересы (личная научная миссия);

- стать экспертом, т.е. работа в одной области исследования приводит к появлению новых тем.

 

Залог успеха – быть лично заинтересованным в теме своего исследования как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне, что может быть связано с жизненным опытом, карьерой.

 

Функция названия – привлечь как можно больше заинтересованных читателей к прочтению самой статьи. Для того чтобы привлечь внимание именно тех, кому статья может быть интересна, название должно как можно более точно и полно соответствовать содержанию статьи. Именно поэтому подбирать слова для названия надо с величайшей тщательностью, особенно обращая внимание на их информационную наполненность, значимость и сочетаемость. Если название не будет передавать содержание статьи должным образом, то, возможно, статья никогда не будет прочитана теми специалистами, для которых она была предназначена.

Опытные авторы пишут название и реферат статьи только тогда, когда она уже написана.

Название статьи не должно быть слишком длинным или слишком коротким и должно содержать не менее 3 и не более 15 слов (не считая предлогов).

 

Основные черты хорошего названия статьи:

 Состоит не менее чем из 3 и не более чем из 15 слов и специфично содержанию статьи.

 Не включает в себя «мусорных» слов.

Если вы собираетесь использовать в качестве названия полное предложение, то прежде, чем потратить много времени на его формулировку, посмотрите, встречаются ли в выбранном вами журнале, хотя бы единичные статьи с такими названиями.

Значение и порядок слов в заголовке важны не только для читателей, которые видят заголовок в содержании очередного номера журнала, но и для тех, которые узнают о статье из вторичных библиографических источников, таких как реферативные журналы.

Хотя название чаще всего окончательно формулируется уже после того, как статья написана, и практически всегда редактируется после замечаний рецензентов и редакторов, однако, прежде, чем приступить к написанию статьи стоит придумать ее «рабочее» название.

 

Правильно выбранная и сформулированная тема определяет весь дальнейший процесс написания текста. Тема – это предельно сжатое отражение предметной области, в рамках которой вы пишете текст. Тема определяет терминологию, степень детализации определений и рассуждений, ссылки на внешние информационные источники, количество и сложность «дополнительного материала» (формул, таблиц, иллюстраций). Она (это важнее всего!) определяет весь стиль текста.

 

Реферат (Abstract)

 

Следующий раздел статьи – краткое изложение ее содержания. По-русски это называется чаще всего рефератом или аннотацией, а по-английски – heading abstract, resume, summary. Реферат – краткое изложение содержания статьи. По читаемости он занимает второе место после названия. Его функция – более точно ориентировать потенциальных читателей относительно содержания публикации и заинтересовать их настолько сильно, чтобы у них возникло желание прочитать весь текст целиком.

Назначение аннотации:

1) позволить читателю быстро определить основное содержание статьи;

2) определить, насколько она ему интересна;

3) решить, надо ли читать всю работу.

Реферат следует считать мини-версией статьи, т.е. он должен содержать все ее разделы, но в очень сокращенном виде. Если реферат написан хорошо, то по нему можно быстро и точно узнать, насколько содержание статьи связано с вашей работой, что помогает принять решение о необходимости прочтения всей статьи.

Обычно реферат содержит не более 250 слов, организован как один параграф и в нем может быть написано только то, что есть в основном тексте.

Реферат должен кратко описывать

 цели исследования;

 методы;

 результаты;

 главные выводы.

Если реферат получается слишком длинным, то, скорее всего, он содержит слишком много деталей или … вы просто забыли посчитать слова (знаки). Реферат не место для длинных подробных объяснений методологии, истории вопроса, рассуждений на тему перспективности дальнейших исследований.

Вместе с тем, если максимально допустимое число слов 250, а Вы написали только 95, то, скорее всего, реферат слишком слабо отражает содержание статьи.

Кроме того, следует помнить, что содержание реферата должно быть сбалансировано. Плохо, если Вы используете 200 слов из 250 для описания актуальности работы, ее целей и задач и только 50 для того, чтобы передать содержание все остальных разделов. Никогда не включайте в реферат информацию или выводы, которых нет в самой статье.

Аннотация - это основные мысли из вашего полного текста. Это только ваши мысли, здесь нет и не может быть никаких ссылок на литературу. Никакая вводная информация в аннотации недопустима, так же как не должно быть здесь и описания методов.

 

Список авторов (Authors)

После имен авторов статьи следуют строчки, где перечисляются места их работы, адреса, указывается место выполнения исследований и экспериментов, а также автор для переписки (corresponding author). Это чисто техническая работа, и лучше всего просто следовать тому, что вы видите в журнале.

Будьте очень щепетильны при выборе состава авторов; подумайте, не забыли ли Вы кого-нибудь из Ваших коллег? Мы часто переоцениваем свои заслуги и не всегда правильно оцениваем чужой труд и тем более чужие идеи.

Здесь прежде всего вам необходимо принять решение относительно авторства статьи. Главным и единственным критерием авторства является тот, что автор должен вносить интеллектуальный вклад в статью. Просто предложить идею обычно оказывается недостаточно для авторства в статье. Необходим именно существенный интеллектуальный вклад. Обычно авторами становятся те, кто (а) замыслил эксперимент; (б) провёл его; (в) проанализировал данные; (г) написал и/или отредактировал текст.

Помимо этого, автор ещё должен быть в состоянии защитить перед научной общественностью содержание статьи во всех её разделах.

Хорошим тоном будет, если вы людей, оказавших помощь в работе, но не внёсших достаточного вклада, чтобы считаться авторами, упомянете в разделе благодарностей.

Часто на титульной странице дают адрес автора, с которым следует вести переписку. Даже если это не принято в данном журнале, редакция должна иметь эти сведения, так же как и Ваш телефон и факс.

 

Ключевые слова(Key words)

 

В настоящее время ключевые слова являются обязательным элементом публикации в любом рецензируемом научном журнале. Ключевые слова можно назвать поисковым образом научной статьи. По значению и смыслу набор ключевых слов близок к аннотации (реферату), плану или конспекту, так как он тоже представляет собой документ с минимальной детализацией, но набор ключевых слов лишён синтаксической структуры.

Во всех библиографических базах данных возможен поиск статей по ключевым словам. Если вы хотите, чтобы ваша статья была найдена заинтересованными читателями, то не пожалейте времени на составление списка ключевых слов, которые должны отображать основные положения, достижения, результаты, точки интереса. Задача ключевых слов увеличить вероятность нахождения вашей статьи при поиске в библиографических и полнотекстовых базах научной литературы. А это значит, что ключевые слова должны отличаться от той комбинации слов, которая составляет название статьи. Ключевые слова должны дополнять, расширять и перефразировать название статьи, но при этом оставаться специфичными ее содержанию. Они должны охватывать те важные и специфичные аспекты вашего исследования, которые не удалось отразить в названии статьи.

Кроме того, возможно в число ключевых слов включить синонимы, или близкие по смыслу слова тем словам, которые составляют название.

 

Введение

Статья начинается с Введения, где должна содержаться информация, которая позволит читателю понять и оценить результаты представленного исследования без дополнительного обращения к другим литературным источникам. Кроме того, во Введении должно содержаться обоснование необходимости и актуальности исследования. Информация во Введении должна быть организована по принципу «от общего к частному».

 

Читатель вводится в курс дела, причём, чем выше рейтинг журнала, тем менее специальным языком должна быть изложена суть вопроса. В центре исследования всегда находится некая научная проблема. Поэтому, во-первых, необходимо объяснить читателю что именно побудило вас приступить к работе: существование нерешённого вопроса или малоизученность той или иной темы, недостоверность данных ввиду срока давности, несоответствия в данных разных авторов, появление нового перспективного материала или уникального образца, новый взгляд на имеющиеся данные, или вы выдвинули гипотезу и решили провести собственное исследование (ревизию)? Во-вторых, нужно убедить читателя в актуальности поставленной задачи. Почему выбранная вами проблема важна и интересна? Во вводной части обязательны ссылки на предшественников.

 

Введение имеет три цели:

1) полная и адекватная формулировка исследуемой проблемы;

2) обоснование нужности, т.е. актуальности, исследования;

3) представление достаточной первоначальной информации, необходимой читателю для оценки результатов вашей работы без обращения к предшествующим публикациям по теме.

Кроме того, во введении необходимо определить все используемые в статье специальные термины, при этом с учётом широты аудитории термины могут потребовать дополнительного описания. Во введении нужно упомянуть, публиковали ли вы что-нибудь уже по данному вопросу. Рекомендуемая длина введения – около 500 слов.

 

 

Введение состоит из четырех обязательных подразделов:

1. Описание проблемы, с которой связано исследование или установление научного контекста (establishing a context).

2. Обзор литературы, связанной с исследованием (reviewing the literature).

3. Описание белых пятен в проблеме или того, что еще не сделано (establishing a research gap).

4. Формулировка цели исследования (и, возможно, задач – stating the purpose).

Хорошим тоном является включение во введение к статье еще двух подразделов: оценка важности исследования (evaluating the study) и краткое описание структуры публикации (outlining the structure of the paper). Легко видеть, что наиболее общий характер у первого подраздела; наиболее специфичная информация размещена в четвертом-шестом подразделах.

 

 

В первом подразделе необходимо представить, частью какой более широкой проблемы является представляемое исследование. Посмотрите, как авторы этих статей описывают научный контекст. Актуальность этого научного контекста в явном или неявном виде будет определять актуальность проведенного вами исследования. Если у вас не получится четко сформулировать проблему, то у читателя не появится интерес к ее решению. Если же читатели, не поняв проблемы, потрудятся прочитать статью до конца, то на них не сможет произвести впечатление даже решение проблемы с блеском. В этом аспекте написание научной статьи можно уподобить написанию статьи для обычного журнала или газеты, где вначале необходимо овладеть вниманием читателей, чтобы они прочитали текст до конца.

 

Второй подраздел Введения посвящен обзору того, что и как было сделано другими исследователями в данной области. Основная часть подраздела содержит описание того, что опубликовано в статьях и книгах исследователей (и ваших собственных в том числе), если Вы на них опираетесь в представляемом исследовании. Литературный обзор журнальной статьи не может претендовать на то, чтобы представить все публикации, связанные с Вашим исследованием. По какому критерию следует отбирать литературные источники для упоминания в этой части Введения? Опишите те, и только те публикации, которые необходимы для понимания Вашей работы, которые служат обоснованию целей и задач исследования, его гипотезы, применяемых методов. Уместно в этом подразделе также обосновать выбор метода исследования, сравнивая конкурирующие методы и получаемые с их помощью результаты.

 

Во введении наиболее уместен обзор найденных автором литературных источников (статей, патентов, отчетов, информации из Интернета). Что бы полезного ни сделал автор, у его исследований всегда есть предшественники. Поэтому необходимо найти следы этих предшественников и критически проанализировать их работы. Ведь нередко незнание этих материалов приводит к неоправданным затратам средств, времени и сил.

Добросовестный автор должен рассмотреть не только источники, подтверждающие правильность его выводов, но и работы, их опровергающие. Отношение к работам предшественников должно быть уважительным: ведь автор может позволить себе их критику, а они не имеют возможности возразить в ответ.

 

При обращении к научной литературе необходимо определить насколько ясно исследование вписывается в контекст существующих научных исследований.

 

Принципы написания статей:

- существуют статьи «синтеза» обобщающие результаты по теме исследования;

- связь с литературой по теме статьи. Хорошие научные статьи объясняют с какими другими научными исследованиями связаны проводимые исследования и почему. Необходимо вписаться в контекст других исследований. Задача: быть понятым: чем результаты статьи связаны с результатами авторов других статей.

 

Построение связи с научной литературой:

- какие из статей (оптимально 2-3) непосредственно связаны с моей статьей? – это будущие рецензенты;

- цитирование является полезным, при этом цитировать конкретно. Цитировать необходимо много и с выделением;

- выявлять ключевые статьи, цитировать все ключевые статьи.

 

 

Существует несколько способов оформления ссылок в тексте. Выбор способа принадлежит журналу, а не авторам. Чтобы с самого начала не делать лишней работы, загляните в журнал и посмотрите, как там оформлены ссылки в тексте. Если не очень понятно, то можно заглянуть в руководство для авторов.

 

 

В третьем подразделе Введения вы показываете читателю, что обзор литературы закончен, и описываете важную область, в которой

 исследования еще не проводились никем, потому что этот аспект проблемы был не замечен, пропущен или игнорирован;

 имеются противоречия или конфликты между результатами разных исследователей, гипотезами, выводами;

 необходимо продолжить или расширить исследования, так как их было недостаточно.

 

 

В четвертом подразделе формулируются цели и задачи исследования, которые зачастую переформулируются не один раз по мере того, как пишутся последующие разделы статьи: результаты и обсуждение. Это обусловлено необходимостью соблюдать соответствие между тем, что было сформулировано в качестве целей и задач исследования и тем, что получилось в результате. Если по мере написания статьи происходит переосмысление полученных результатов, меняется их интерпретация, то приходиться переписывать цели и задачи исследования. Очень часто то, как они сформулированы в окончательном тексте статьи, весьма мало похоже на то, как они формулировались, когда выполнялось само исследование.

 

В дополнение ко всему написанному выше следует помнить, что статья может быть прочитана специалистами, не работающими в вашей узкой области. Введение как раз подходящее место для определений всех узкоспециальных терминов и аббревиатур, которые будут использованы далее. Если ранее уже публиковались предварительное сообщение или тезисы, посвященные представляемым в статье результатам, то следует упомянуть об этом и дать ссылку. Если вы направили для публикации в другой журнал статью, тесно связанную с этой, то вам также необходимо сообщить об этом читателям. Обычно такие ссылки помещают в конце Введения.

 

Постараться во введении четко и коротко сказать, чем отличается Ваш результат от известных результатов. А потом это же, но еще короче - повторить в заключении, еще короче - в аннотации (abstract).

 

Еще…

По своей структуре введение в статью напоминает первую часть текстового блока, оно включает в себя одну-две вводные фразы, изложение данных литературы (с особым вниманием к тому, что осталось невыясненным), постановку задачи и (иногда) описание главного методического подхода к проблеме.

Первую фразу написать всегда труднее всего, поэтому лучше сразу начинать со второй. Потом в конце концов какая-нибудь фраза сама окажется первой. Если этот совет не помогает, откройте любой научный журнал и попытайтесь начать фразой, похожей на первую фразу в первой попавшейся статье.

 

Что известно

Основная часть введения - это краткий обзор литературы, который начинается с описания ситуации в более широкой области науки, а потом тема, наподобие воронки, сужается всё больше и больше, направляя внимание читателя непосредственно к предмету исследования. Приличное число ссылок в обзоре литературы для экспериментальной статьи - от 10 до 50, для дипломной работы - от 70 до 150, для кандидатской диссертации - от 100 до 300; впрочем, всё зависит от темы и личности автора. Главное все-таки какие это ссылки. Наибольшую ценность представляют публикации последних 2-5 лет непосредственно по теме работы и немногие обзоры последних 1-2 лет.

 

Всякое утверждение должно быть подкреплено ссылкой; действительно в хорошей статье после почти каждой фразы во введении мы находим одну или несколько ссылок на литературу.

 

Что неизвестно и почему

Хотя во введении в явной форме такой пункт не содержится ни в статьях, ни в диссертациях, но при анализе литературных данных именно на этом аспекте следует заострить внимание, чтобы затем стала совершенно понятна формулировка задачи данной работы (статьи, дипломной, диссертации).

 

Наша задача

Цель работы принято формулировать прямолинейно:

Задачей настоящей работы было выяснить, какое влияние… и т.д.

 

Как делали

Часто имеет смысл изложить, каким путем мы намерены решить поставленную задачу; при этом следует осветить только суть методов, которые будут использованы, оставив подробное описание методик для следующего раздела.

 

Материалы и методы

Цель этого раздела - дать информацию о методах, достаточную для того, чтобы читатель мог оценить и, при желании, воспроизвести представленную работу. Естественно, что если методы уже подробно описаны в научной литературе, а читатели хорошо с ними знакомы, достаточно сослаться на первые публикации методов. Между тем, необходимо подробно описать реагенты и их источники (имеются в виду фирмы-производители).

Точно так же исследуемый материал, или объект изучения, должны быть описаны очень подробно, тщательно и точно. Если используете большое количество разных материалов, или сложные схемы опытов, полезно представить всё это в форме таблиц, пояснительных схем.

Непременно приводите все количественные данные, относящиеся к методам работы, в частности, и те, которые могут характеризовать вашу работу не с выгодной стороны. Такое требование психологически малоприятно, оттого большинство исследователей опасаются это делать, хотя в действительности указание на трудности, имевшие место в процессе работы, только повышают доверие к ней в глазах читателей.

Если это помогает пониманию используемых методов, в данный раздел статьи можно вставить таблицы и схемы. Однако не вставляйте данные о результатах в описание процедур.

Рассмотрите статистические методы, которые вы применяете для анализа своих результатов (только ни в коем случае не давайте формулировки типа: "…для анализа данных мы использовали коэффициент корреляции Пирсона и критерий Стьюдента…", которые дадут, возможно, превратное представление о ваших познаниях в области статистики). Важнейшее требование: пользуйтесь уместной статистикой.

Этот раздел авторы обычно просто списывают по кускам из тех статей, где ранее были разработаны или подробно описаны аналогичные методики. Ничего плохого в этом нет, но с некоторыми оговорками.

1) Описывать нужно, конечно только те методы, которые автор сам использовал в своей работе.

2) При написании дипломной работы принято подробно описывать как методы, которые были заимствованы из литературных источников (на которые не забывайте сослаться), так и те методические приемы или модификации методов, которые внёс сам автор. При написании статей и диссертаций те методы, которые уже подробно описаны в литературе, не описываются, а только дается ссылка; описываются лишь те изменения в исходной методике, которые внёс автор.

3) Так или иначе методики должны быть описаны настолько подробно, чтобы любой компетентный ученый смог полностью воспроизвести Ваши опыты, прочитав Вашу статью (дипломную работу, диссертацию) и те статьи, на которые Вы сослались.

 

 

Порядок описания

В этом разделе статьи в деталях описываются методы, которые использовались для получения результатов. Сначала обычно дается общая схема экспериментов (design of the experiment), затем сами эксперименты представляются настолько подробно и с таким количеством деталей, чтобы любой компетентный специалист мог воспроизвести их у себя в лаборатории, пользуясь лишь текстом статьи. Многие читатели пропускают этот раздел, поскольку во Введении уже указано, какой метод будете использовать. Однако для того, чтобы статья имела научную ценность, методы исследования надо описывать в деталях. Когда рецензент будет читать рукопись, он обратит особое внимание, насколько подробно описана методика исследования. Если у него возникнут сомнения в том, что эксперименты можно воспроизвести, он будет рекомендовать отклонить рукопись, невзирая на вдохновляющие результаты.

При использовании стандартных методов и процедур лучше сделать ссылки на соответствующие источники, не забывая описать модификации стандартных методов, если таковые имелись. Если же используется собственный новый метод, который еще нигде ранее не публиковался, важно дать ВСЕ необходимые детали.

Процедуры обычно описывают в хронологическом порядке. Очевидно, что связанные методики должны быть описаны вместе.

В теоретической работе в разделе Theoretical Basis приводят математические выкладки с такой степенью подробности, чтобы можно было легко воспроизвести их и проверить правильность полученных результатов.

Включите все необходимые данные, формулы, уравнения, назовите, какие преобразования над ними совершались. Если подробное описание математических преобразований занимает слишком много места, то можно привести их в приложении к статье.

Например, в экологической работе информация в разделе Методы может быть организована следующим образом.

1. Общая схема эксперимента (overview of the experiment).

2. Популяции/образцы (population/sample).

3. Расположение района исследования (location of sample plot).

4. Ограничения (restriction/limiting conditions).

5. Методика отбора образцов (sampling technique).

6. Обработка/подготовка образцов (procedures).

7. Материалы (materials).

8. Переменные и измерения (variables and measurements).

9. Статистическая обработка (statistical treatment).

 

Обычно в разделе Методы используют подзаголовки. По возможности сделайте так, чтобы они соответствовали подзаголовкам в разделе Результаты. Вам будете легче писать оба раздела, если вы будете стремиться к такому соответствию между методами и результатами, а читателю будет легче понять вашу работу. Вопросы «как» и «сколько» должны иметь ответ в тексте, не заставляйте рецензентов и читателей ломать голову и гадать.

Статистические процедуры представляются очень кратко, поскольку в большинстве случаев используются либо хорошо известные способы статистического анализа, либо их модификации. Стандартные статистические процедуры просто называются, ссылка на источник нужна только, если используются необычные или модифицированные методы. Вы должны обсуждать в статье свои данные, а не статистику. Обычно длинные описания статистического метода указывают на то, что автор совсем недавно овладел им и ему кажется, что читателям это также необходимо сделать.

После того, как раздел Методы написан, дайте его прочитать кому-нибудь из коллег, не вовлеченных в эту работу, и затем спросите, достаточно ли подробно Вы все описали, чтобы это можно было повторить.

 

Результаты

Результат это как полученная и переработанная информация, так и обоснованный вывод.

 

Цель этого раздела - точно и ясно представить полученные данные. Вы не должны сразу интерпретировать результаты, отложите это до следующего раздела. Все результаты должны быть расположены логично, приводимые цифры должны быть осмысленными. Если вы использовали разные экспериментальные методы, бывает разумно разбить этот раздел на подразделы, в каждом из которых описываются результаты, полученные определенным методом.

Описание полученных результатов даётся в прошедшем времени, тогда как ваши утверждения и рассуждения - в настоящем. Будьте краткими в изложении результатов: большинство из них и так ясно представлены в ваших таблицах и рисунках. Поэтому не следует писать таких риторических фраз как, например: "Из таблицы №1 ясно видно, что …". Констатация ваших основных наблюдений подкрепляется ссылками на таблицы и рисунки. Текст должен только подытоживать данные, представленные в них, или выделять из массы цифр ключевые данные. Избегайте избыточности и повторов.

Ваши данные должны быть представлены так, чтобы они исключали ошибочные толкования. Вы должны дать читателю аргументы точности и внутренней непротиворечивости приводимых данных.

Важная часть результатов – рисунки. Главное, чего вы должны добиваться при представлении данных в рисунках – простота. Никогда не усложняйте и не загромождайте свои рисунки. Никто не станет тратить усилия на то, чтобы понять ваш рисунок. Рисунок должен сразу привлекать внимание. Лучший рисунок – в одной линии.

Во всех рисунках используйте стандартные символы, размер их, так же как и размер букв должны быть читаемы на рисунке при его уменьшении. Все сокращения на рисунке должны быть пояснены, все оси – подписаны.

Рисунок должен иметь ссылку в тексте, так же как номер и заглавие. Заглавие рисунка – это первая строка его подписи. Подписи к рисункам должны содержать полную информацию, нужную для понимания рисунка без обращения к тексту статьи. Избегайте подписей типа: "Объяснение в тексте…". Все подписи к рисункам печатаются на отдельной странице рукописи статьи.

Второй по важности иллюстративный элемент статьи – таблица. Численный материал для помещения в таблицы должен быть отобран весьма тщательно. Все несущественные данные должны быть исключены. Если вы считаете важным отметить их, лучше сделайте это в тексте, а не загромождайте таблицу. Для таблицы, как и для рисунка, столь же важно правило простоты и ясности. Таблица должна быть оформлена чётко и полностью. Все без исключения заголовки должны быть названы кратко, чётко и ясно. Смысл таблицы должен быть понятен без обращения к тексту статьи.

 

Порядок оформления

Результаты является центральной частью статьи, можно сказать – ее кульминацией. В этом разделе представлены экспериментальные или теоретические данные, полученные в этой работе и имеющие отношение к данной задаче.

Показать результаты не означает привести в статье записи из лабораторного журнала, компьютерную распечатку или что-то подобное. Результаты даются в обработанном варианте: в виде таблиц, графиков, организационных или структурных диаграмм, уравнений, фотографий, рисунков. Описание того, что показано в иллюстрациях с короткими резюмирующими комментариями, сравнениями, статистическими оценками, и является представлением результатов. В этом разделе приводятся только факты. Их интерпретацию, сопоставление с данными других исследователей и тому подобные вещи оставьте для раздела Обсуждение.

Если было получено много похожих зависимостей, представляемых в виде графиков, то приведите только один типичный график, а данные об имеющихся количественных отличиях между ними, представьте в таблице.

 

Представление результатов

Существует три способа представления результатов:

 Текст;

 Таблицы;

 Рисунки (диаграммы, графики и изображения, т.е. фотографии, зарисовки, схемы).

Текст – вербальное представление, таблица – полувербальное, рисунки – визуальное. Все три способа представления должны дополнять, а не повторять друг друга. Визуальные способы представления результатов называются иллюстрациями.

В настоящее время иллюстрации, т.е., диаграммы, фотографии, схемы, графики, являются необходимыми и чрезвычайно важными элементами научной публикации.

По частоте читаемости иллюстрации уступают только названию статьи и реферату.

Хорошо подготовленные иллюстрации улучшают понимание результатов, помогают читателям следовать логике авторов, производят приятное впечатление, в то время как плохо сделанные иллюстрации могут запутать читателей и ухудшить впечатление от статьи, даже при хорошо написанном тексте.

Таблицы (tables) и диаграммы и графики (graphs, line drawings) используются в журнальных статьях, прежде всего, для представления результатов экспериментального исследования, хотя иногда они могут быть просто описаны в тексте. Все три способа представления результатов количественного исследования (текст, таблицы и графики) должны дополнять, а не повторять друг друга.

Таблица в журнальной статье ни в коем случае не может представлять собой аккуратно «забитые» в компьютер данные из лабораторного журнала, она показывает уже прошедшие обработку результаты, анализируя которые читатель статьи может вместе с автором прийти к определенным выводам.

Данные представляются в виде таблиц если

 необходимо привести точные значения величин;

 важны количественные значения величин сами по себе;

 данные слишком многочисленны, чтобы быть перечисленными в тексте.

Если нужно привести лишь несколько численных значений, то можно просто сделать это в тексте.

Диаграммы или графики – это способ визуализации результатов. Если экспериментальные данные имеют заметные различия или специфический вид зависимости, тогда лучше в статье привести диаграммы или графики.

 

Сейчас все графики строят с помощью специальных компьютерных программ, что, конечно, существенно облегчает процесс их подготовки для публикации. Чтобы график хорошо смотрелся и был понятен, его не нужно перегружать данными, а между его элементами (подписи осей, отметки шкал, подписи данных, цифры, толщина линий осей, кривых и толщина букв) должно соблюдаться определенное соответствие. Каким должно быть соотношение между разными элементами графика, как он должен быть организован, сколько кривых можно нанести на один график, лучше всего посмотреть в журнале, или в руководстве для авторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.129 с.)