Этапы исследования методом наблюдения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы исследования методом наблюдения



1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3. Создание плана наблюдения.

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Собственно наблюдение.

6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Эксперимент.

Эксперимент является одним из основных методов психологии. Особенность его состоит в том, что исследователь сам создает необходимые условия, следит, как необходимо и закономерно возникает исследуемое явление. Эксперимент специально организованная деятельность психолога и испытуемых с заранее заданными исследовательскими целями. Эксперимент – это научная постановка опыта в точно учитываемых условиях.

Существуют несколько видов психологического эксперимента: по времени действия он может быть кратковременным или длительным; от характера структуры изучаемых явлений простым и сложным; в зависимости от цели исследования преобразующим, контролирующим и т.д.; по организации - лабораторным, естественным, комплексным.

Лабораторный эксперимент. Данный вид эксперимента проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей измерительной аппаратуры.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных условиях, где экспериментатор имеет возможность целесообразно подбирать параметры, искусственно создавать такие условия, которые бы обеспечивали научную чистоту эксперимента и оптимальное продвижение исследователя к цели.

Естественный эксперимент. Естественный эксперимент осуществляется так, чтобы у испытуемых не возникло подозрения, что их психологически изучают, то есть в обычной обстановке.

Эксперимент состоит из трех частей: констатирующей, формирующей и контрольной. Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования. Основная его задача заключается в выяснении состояния дел по изучаемой проблеме. Эта часть эксперимента может включать наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности и т.д.

Если данные констатирующего эксперимента подтверждают необходимость исследования названной проблемы, то проводится формирующая часть эксперимента. Цель формирующей части эксперимента заключается в разработке нового содержания и методик, которые реализуются в практике.

Завершается эксперимент третьей частью, которая называется контрольной. В методике ее проведения используются исследовательские методики констатирующей части эксперимента.

Беседа.

Данный метод используется как метод исследования личности. Исследовательская функция беседы способствует обнаружению научных фактов, психолого-педагогических закономерностей.

Беседа начинается с установления контакта. Основная задача, которая решается на стадии установления контакта, заключается в пробуждении у респондента желания продолжать диалог. На основе результатов наблюдения осуществляется диагностика, и вносятся необходимые коррективы в выбранную стратегию проведения беседы.

Стержнем беседы должна быть цель исследования. Материал, собранный в процессе беседы, будет подтверждать гипотезу или опровергать ее. В ходе беседы постоянно ведется наблюдение за психологическим состоянием испытуемого (мера откровенности, паузы, мимика и т.д.).

Подготовка к беседе заключается в составлении вопросов целевых и поддерживающих. Первые из них направлены на выяснение задач исследования, вторые помогают вести беседу, поддерживают разговор. Для беседы необходима атмосфера доверия, должны соблюдаться требования этики.

Результаты беседы можно фиксировать на магнитофоне с дальнейшим анализом записи. Лучше использовать скрытый магнитофон. Результаты беседы самому экспериментатору не рекомендуется записывать. Необходимо запомнить услышанное и воспроизвести.

Анкета.

Анкетирование широко используется как в социологических, так и в психолого-педагогических исследованиях, когда изучается общественное мнение, эстетические и моральные оценки, отношение людей друг к другу, к событиям, родам деятельности.

В анкете существует жесткая логическая конструкция. Она неизменна в процессе анкетирования. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов. Анкета может охватывать большой круг людей.

Вопросы анкеты могут быть прямыми и косвенными. В прямом вопросе его содержание и объект интереса совпадают. В косвенном, и то и другое расходится.

Содержание вопросов определяется характером ситуации, которая задается в анкете. Она может быть реальной и воображаемой.

Вид анкеты определяется формой вопросов. Вопросники могут быть открытыми и закрытыми.

Вопросы в анкете называются открытыми,если инструкция не ограничивает способ ответа на него.

Вопросы в анкете называются закрытыми, если в анкетах даются несколько вариантов ответов.

 

Тест (от англ. test – испытание, исследование) - стандартизированная процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения, прежде всего на основе межиндивидуальных различий. Исключением являются критериально–ориентированные тесты. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Выделяют тесты интеллекта, способностей, личностные, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах. Разработка тестов предполагает его статистическую проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности.

Психологическое тестирование используется в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы и т. д.

Психологический тест - стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.008 с.)