Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы исследования методом наблюдения
1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации. 2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных. 3. Создание плана наблюдения. 4. Выбор метода обработки результатов. 5. Собственно наблюдение. 6. Обработка и интерпретация полученной информации. Эксперимент. Эксперимент является одним из основных методов психологии. Особенность его состоит в том, что исследователь сам создает необходимые условия, следит, как необходимо и закономерно возникает исследуемое явление. Эксперимент специально организованная деятельность психолога и испытуемых с заранее заданными исследовательскими целями. Эксперимент – это научная постановка опыта в точно учитываемых условиях. Существуют несколько видов психологического эксперимента: по времени действия он может быть кратковременным или длительным; от характера структуры изучаемых явлений простым и сложным; в зависимости от цели исследования преобразующим, контролирующим и т.д.; по организации - лабораторным, естественным, комплексным. Лабораторный эксперимент. Данный вид эксперимента проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей измерительной аппаратуры. Лабораторный эксперимент проводится в искусственных условиях, где экспериментатор имеет возможность целесообразно подбирать параметры, искусственно создавать такие условия, которые бы обеспечивали научную чистоту эксперимента и оптимальное продвижение исследователя к цели. Естественный эксперимент. Естественный эксперимент осуществляется так, чтобы у испытуемых не возникло подозрения, что их психологически изучают, то есть в обычной обстановке. Эксперимент состоит из трех частей: констатирующей, формирующей и контрольной. Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования. Основная его задача заключается в выяснении состояния дел по изучаемой проблеме. Эта часть эксперимента может включать наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности и т.д. Если данные констатирующего эксперимента подтверждают необходимость исследования названной проблемы, то проводится формирующая часть эксперимента. Цель формирующей части эксперимента заключается в разработке нового содержания и методик, которые реализуются в практике.
Завершается эксперимент третьей частью, которая называется контрольной. В методике ее проведения используются исследовательские методики констатирующей части эксперимента. Беседа. Данный метод используется как метод исследования личности. Исследовательская функция беседы способствует обнаружению научных фактов, психолого-педагогических закономерностей. Беседа начинается с установления контакта. Основная задача, которая решается на стадии установления контакта, заключается в пробуждении у респондента желания продолжать диалог. На основе результатов наблюдения осуществляется диагностика, и вносятся необходимые коррективы в выбранную стратегию проведения беседы. Стержнем беседы должна быть цель исследования. Материал, собранный в процессе беседы, будет подтверждать гипотезу или опровергать ее. В ходе беседы постоянно ведется наблюдение за психологическим состоянием испытуемого (мера откровенности, паузы, мимика и т.д.). Подготовка к беседе заключается в составлении вопросов целевых и поддерживающих. Первые из них направлены на выяснение задач исследования, вторые помогают вести беседу, поддерживают разговор. Для беседы необходима атмосфера доверия, должны соблюдаться требования этики. Результаты беседы можно фиксировать на магнитофоне с дальнейшим анализом записи. Лучше использовать скрытый магнитофон. Результаты беседы самому экспериментатору не рекомендуется записывать. Необходимо запомнить услышанное и воспроизвести. Анкета. Анкетирование широко используется как в социологических, так и в психолого-педагогических исследованиях, когда изучается общественное мнение, эстетические и моральные оценки, отношение людей друг к другу, к событиям, родам деятельности. В анкете существует жесткая логическая конструкция. Она неизменна в процессе анкетирования. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов. Анкета может охватывать большой круг людей. Вопросы анкеты могут быть прямыми и косвенными. В прямом вопросе его содержание и объект интереса совпадают. В косвенном, и то и другое расходится.
Содержание вопросов определяется характером ситуации, которая задается в анкете. Она может быть реальной и воображаемой. Вид анкеты определяется формой вопросов. Вопросники могут быть открытыми и закрытыми. Вопросы в анкете называются открытыми,если инструкция не ограничивает способ ответа на него. Вопросы в анкете называются закрытыми, если в анкетах даются несколько вариантов ответов.
Тест (от англ. test – испытание, исследование) - стандартизированная процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения, прежде всего на основе межиндивидуальных различий. Исключением являются критериально–ориентированные тесты. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Выделяют тесты интеллекта, способностей, личностные, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах. Разработка тестов предполагает его статистическую проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности. Психологическое тестирование используется в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы и т. д. Психологический тест - стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.008 с.) |