Глава 2. Структура выпускной квалификационной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Структура выпускной квалификационной работы.



Основные элементы исследования. Требования к содержанию разделов выпускной квалификационной работы.

ВКР бакалавра представляет собой квалификационную работу, содержащую совокупность результатов и научных предположений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующую о способности автора проводить научные исследования и умении кратко, логично и аргументировано излагать материал.

ВКР бакалавра содержит оглавление, обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну поставленной задачи, обзор опубликованной теоретической и прикладной литературы по теме исследования, обоснование выбора методик исследования, изложение полученных результатов, их анализ и обсуждение, выводы, список использованной литературы. Объем выпускной квалификационной работы бакалавра – 40-60 страниц стандартного печатного текста. Дополнительно в ВКР могут быть включены плакаты, стенды, макеты, презентации и др.

Структура ВКР бакалавра включает в себя следующие элементы:

а) титульный лист (Приложение 1);

б) задание на выполнение ВКР (Приложение 3)

в) календарный план выполнения ВКР (Приложение 4)

г) аннотацию (Приложение 5)

д) содержание (оглавление);

е) введение;

ж) основную часть (разделы, главы);

и) заключение;

к) список используемой литературы и (или) источников;

л) приложение (образец оформления дан в Приложении 9).

Аннотация на ВКР бакалавра должна содержать характеристику темы, ее актуальность, краткие сведения о цели и задачах работы, структуре и объеме выполненной работы.

Титульный лист работы.

Титульный лист является первой страницей выпускной работы и заполняется по строго определенным правилам (пример оформления в Приложении 1).

В среднем поле дается заглавие ВКР после слов «на тему» и заключается в кавычки. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию.

Очень краткие названия научных работ (одно-два слова) свидетельствуют о том, что исследование проведено с исчерпывающей полнотой. В работах, освещающих обычно узкие темы, заглавие должно быть более конкретным, а потому и более многословным, давать представление об области изучаемого вопроса. Не следует допускать в заглавии выпускной работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

Если выпускник хочет конкретизировать заглавие своей работы, можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.

 

Содержание (оглавление).

Оглавление включает в себя заголовки структурных частей наименования всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей работы.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте и совпадать с расположением страниц. Заголовки одинаковых ступеней необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. (Пример оформления содержания в Приложении 10).

 

Введение.

Текст введения обычно начинается с обоснования выбора темы, ее актуальности, формулирования целевой установки, конкретных задач и методологических основ ВКР бакалавра. Здесь также указывается объект и предмет исследования, а также его метод (или методы), основные методики исследования. Затем сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов. Для освещения состояния разработанности выбранной темы, делается краткий обзор литературы, представляющий собой очерк основных этапов и переломных периодов в развитии научной мысли по разрабатываемой проблеме. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

В итоге обзор отечественной и зарубежной научной литературы по теме выпускной работы должен привести к выводу, что именно данная тема не достаточно раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. На этой основе формируется противоречие как важнейшая логическая форма познания. Из установленного противоречия вытекает проблема. Проблема – это фактически всегда познавательная задача, часто определяемая кругом вопросов, на которые предстоит ответить в ходе ее решения.

Постановка Цели исследования ставится с учетом предмета и направлена на решение поставленной проблемы. Основная цель исследовательской работы – в получении нового научного знания. Цель исследования – это «то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего…. – это представление об общих конечных или промежуточных результатах. Как правило, определение цели исследования позволяет исследователю окончательно сформулировать тему своего исследования» [11, С. 5]/

Далее необходимо определить объект и предмет исследования.

Под объектом понимается часть объективной реальности, которая на данном этапе становится областью теоретической и практической деятельности человека, фокусом его исследований. Один и тот же объект может изучаться психологами, педагогами, социологами, методистами и т.д. По мнению Р.И. Деревянко «объект исследования в педагогике и психологии – это процесс или явления, порождающее проблемную ситуацию, и избранное для изучения. В качестве объекта могут выступать процессы обучения, воспитания или развития личности в особых условиях» [11, С.5]/ Объект исследования является более широким понятием, чем предмет.

Предмет является частью, стороной, элементом объекта. Так, например, объектом исследования может быть развитие мышления в дошкольном возрасте, а предметом исследования – развитие наглядно-образного мышления дошкольников 4-5 лет. «Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта» [11, С.5]/ В предмете исследования фиксируется то свойство или отношение, в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Как правило, предмет исследования определяет тему исследования. Предмет и проблема исследования органически связаны и даже могут совпадать. Проблема исследования всегда связана с определенным совершенствованием предмета исследования. Практически проблема исследования превращается в цель исследования, которую следует достичь в итоге работы.

Формулировка цели исследования позволяет осуществить построение гипотезы. Гипотеза – предположение, истинность которого не очевидна. Гипотеза – это научное предположение, главный метод научного знания. «Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не опровергнуто, предполагаемое решение проблемы, и определение главного направления научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования» [3, С. 21].

К научной гипотезе предъявляются два основных требования [11]:

1. Гипотеза не должна содержать неуточненных понятий.

2. Гипотеза должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Выдвинутая гипотеза подвергается экспериментальной или теоретической проверке, которая ее утверждает или отвергает. Гипотеза непосредственно связана с поставленной проблемой и целью исследования, фактические является предполагаемым вариантом решения. Можно сказать, что она есть утверждение априори, то есть до опыта, до результатов научного исследования, которое еще нужно проверить. Но подобное утверждение до проведения экспериментальной части совершенно необходимо, поскольку гипотеза позволяет держаться верного направления, не отклоняясь ни от проблемы, ни от поставленной цели исследования. В начале работы гипотеза формулируется в общих чертах, а в ходе работы она уточняется, дополняется. Гипотезы бывают описательные и объяснительные. Описательные описывают причины и возможные последствия. Объяснительные гипотезы дают объяснение возможным следствиям из определенных причин, при их разработке выделяются условия, при которых эти следствия возникают. Гипотезы в психологическом исследовании могут предполагать, что один из выделенных компонентов будет оказывать решающее влияние на качественные характеристики предмета исследования, что и будет доказано в итоге эксперимента.

Цель и гипотеза исследования определяет его задачи. Цель выражается в ряде конкретных задач. Задачи ставятся на основе теоретического анализа возникшей проблемы и оценки состояния ее решения в практике. Задачи исследования зависят от характера научной проблемы и могут включать в себя следующее содержание: решение теоретических задач, экспериментальное (эмпирическое) изучение практики решения данной проблемы, выработка системы мер для решения теоретико-практических задач и осуществление их экспериментальной проверки, разработка психолого-педагогических, психолого-методических рекомендаций для тех, кто будет использовать результаты эмпирического исследования на практике. «Задачи исследования - это последовательные действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования» [11, С.6]. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, а также структура выпускной квалификационной работы (перечень ее структурных элементов, обоснование последовательности их расположения) обозначается в конце вводной части.

Введение, как правило, - короткий раздел до 2-4 страниц – для гуманитарных наук.

Новизна полученных результатов. При изложении новизны проведенного исследования следует показать отличие полученных результатов от известных, описать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, дано дальнейшее развитие и т.п.).

Практическая значимость полученных результатов. В работе, имеющей теоретический характер, должны приводиться сведения о научном применении результатов исследований или рекомендации по их использованию, а в работе, имеющей практический характер, сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию. Отмечая практическую ценность полученных результатов, необходимо дать информацию о степени готовности к применению и масштабах предполагаемого использования, а также о теоретической значимости результатов, если она есть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.006 с.)