Библиографический поиск литературных источников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библиографический поиск литературных источников.



Знакомство с опубликованной по теме ВКР литературой начинается с разработки идеи, т.е. замысла предполагаемого научного исследования, который, как уже указывалось ранее, находит свое выражение в названии и рабочем плане ВКР бакалавра. Такая постановка дела позволяет более целеустремленно искать литературные источники по изучаемой проблеме и глубже осмысливать тот материал, который содержится в опубликованных в печати работах других ученых, ибо основные вопросы проблемы почти всегда заложены в более ранних исследованиях.

Далее следует продумать порядок поиска и приступить к составлению картотеки (или списка) литературных источников. Хорошо составленная картотека (список) даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточнить цели.

Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой выпускного квалификационного исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, кандидатские и докторские диссертации, материалы и тезисы конференций, материалы прикладных исследований, официальные материалы.

Состояние изученности вопроса целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, цель выпуска которых - оперативная информация, как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о печатных произведениях, но и идеями и фактами, в них заключенными.
Помимо оперативности публикации, их отличают новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать документы.
Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают специалиста о том, что издано по интересующему его вопросу. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документов (сигнальная функция), а с другой - сообщает необходимые сведения для их отыскания (адресная функция). Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.

Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный характер и состоят из перечня библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Эти издания с максимальной полнотой отражают произведения отечественной и зарубежной литературы. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.

Наиболее значительным библиографическим указателем является «Сигнальная информация» (СИ) ВИНИТИ. Цель такого издания - быстро информировать специалистов о новых публикациях по мировой науке и технике. Именно на эти издания возложена сейчас функция опережающего оповещения читателей о только что вышедшей научной и технической литературе. СИ представляет собой по преимуществу систематические указатели, выпускаемые в виде бюллетеней, тематика которых охватывает почти все отрасли мировой науки и техники.

Реферативные издания содержит публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

Эффективным является изучение списков литературы в периодической научной отечественной и зарубежной литературе (журналы «Вопросы психологии», «Школьный психолог», «Мир психологии», «Психология в ВУЗе» и др.). В монографиях библиографические списки встречаются особенно часто и обычно помещаются в конце книги. В тематических сборниках списки приводятся после каждого крупного раздела. В некоторых случаях внутрикнижные списки могут быть большими.

Таков основной круг литературных источников по выбранной теме. Завершив ознакомление с ними, весьма желательно изложить прочитанное в более или менее стройной системе в виде реферата на 12-15 страницах машинописного текста. После этого будет значительно легче более точно сформулировать тему выпускного квалификационного исследования.

Чтение научной литературы.

Первостепенное место среди подготовительных работ по написанию ВКР бакалавра занимает чтение по избранной теме научной литературы, которая является одним из основных средств хранения научных знаний, определяющих уровень достижений фундаментальной теории и прикладных исследований в определенной области. Это серьезный и очень напряженный труд, для обеспечения которого необходимо знание отдельных методических приемов работы с научными публикациями.

Удобно работать с ксерокопиями научных книг и журнальных статей, со статьями на электронных носителях, помечая тот блок информации, который относится к теме выпускной работы, и составлять списки вопросов в процессе всего чтения. Активное и целенаправленное чтение - это чтение с выделением наиболее главного по теме исследования.

Очень важно и полезно в процессе чтения составлять резюме прочтенного материала. Пользуясь резюме, можно сократить объем материала, который необходимо изучить, до любого удобного размера. При составлении резюме удобно пользоваться диаграммами. В резюме должны остаться только самые существенные положения. Для составления хорошего резюме необходимо уметь исключать положения, ценность которых невелика.
Составляя резюме, старайтесь делать их как можно более компактными, чтобы ими можно было пользоваться в любом месте и в любое время.

При чтении и составлении резюме прочитанного не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме ВКР и является потому наиболее ценной и полезной. При написании ВКР следует помнить, что бездумное репродуктивное воспроизведение информации выхолащивает саму суть исследовательской работы. Для преодоления такого существенного недостатка будет полезно сравнивать материал с прочитанным ранее, сопоставлять, обобщать, проводить аналогии, находить сходства и различия, определять круг неуточненных вопросов, структурировать изложенное. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в выпускной работе.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях.
Заканчивая разговор о рациональном чтении, в качестве последнего совета укажем, что читать научную литературу в порядке первого знакомства даже по сравнительно узкому кругу вопросов не следует очень долго.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.007 с.)