Выпускная квалификационная работа бакалавра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа бакалавра



ВЫпУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

 

Учебно-методическое пособие

по выполнению выпускной квалификационной работы

по направлению подготовки бакалавра 37.03.01

«Психология» (уровень бакалавриата)

 

Авторы-составители

Е.А. Денисова, И.В.Малышева

 

Тольятти, 2015

УДК 74.48я73+88я73

ББК 378(075.8):159.9(075.8)

В 927

Д 332

М 207

Рецензенты:

д.псх.н., профессор Тольяттинского государственного университета Г.А.Виноградова,

к.псх.н., доцент, зав кафедрой общих и гуманитарных наук Тольяттинского филиала Университета Российской академии образования В. А. Пересыпкин

 

Выпускная квалификационная работа бакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 37.03.01«Психология» (уровень бакалавриата) / Авторы-составители Е.А. Денисова, И.В.Малышева – Тольятти: ТГУ, 2015. – 88 с.

 

Учебно-методическое пособие разработано на основании федерального законодательства в сфере высшего профессионального образования, требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации от 25.03.2003 г. № 1155, Устава ТГУ и локальных нормативных актов Университета (Положение об итоговой государственной аттестации выпускников университета от 21.10.2010. г.; Положение о выпускной квалификационной работе от 21.06.2012 г.).

Предназначено студентам ТГУ, проходящим подготовку по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (уровень бакалавриата), их научным руководителям, консультантам, рецензентам выпускной квалификационной работы (ВКР) для организации и проведения научно-исследовательской работы и написания работы бакалавра.

 

 

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета

ISBN

© ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», 2015

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебно-методическое пособие содержит:- теоретические основы научных исследований, ориентированные на подготовку бакалавра в системе высшего профессионального образования; - практические рекомендации по выбору темы, информационному и научному поиску, формулированию научных результатов, оформлению работы и подготовки презентации. Практические рекомендации разработаны с использованием научных методов для этапов выполнения выпускной квалификационной работы и содержат иллюстративные примеры.

Методическое руководство составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки, а также других нормативных документах, регламентирующих процесс обучения студентов в высшей школе России, и в Тольяттинском государственном университете в частности.

Основная цель данного пособия – оказать помощь в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы бакалавров, освоении ими требований, предъявляемых к квалификационным работам по психологии, выполняемым на кафедре теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет».

Настоящие пособие дополняет и развивает сложившуюся в Тольяттинском государственном университете практику подготовки и защиты выпускных квалификационных работ с учетом особенностей многоуровневой структуры современной системы высшего профессионального образования в России. Квалификация «бакалавр» рассматривается как первая научная степень, а выпускная квалификационная работа (ВКР) классифицируется как научный труд исследователя. Бакалавры, имеющие опыт работы в подобной области при написании курсовых работ на предыдущих этапах обучения, тем не менее, сталкиваются с рядом затруднений при написании ВКР, поскольку она имеет свои специфические особенности. Работа должна быть выстроена в целостной законченной форме, которая сможет продемонстрировать умения выпускника пользоваться теоретической литературой при решении возникающих проблем, самостоятельно строить и осуществлять экспериментальное исследование, в котором производится количественный и качественный анализ полученных данных в аспекте поставленных вопросов, и, наконец, видеть возможности применения результатов своего исследовательского труда в практике. Кроме того, ВКР проходит более строгий контроль на соответствие стандартам, она должна иметь ряд обязательных сопроводительных документов (отзыв, заявление о самостоятельном характере ВКР и др.), чего не требовалось в предыдущих работах; до ее защиты необходимо провести ряд стандартных процедур, таких как утверждение темы и плана работы, проверку работы на наличие плагиата, поэтому выпускнику следует более тщательно подходить к общему планированию и последовательно организовывать свою работу. Выпускная квалификационная работа требует большей ответственности при получении и использовании эмпирического материала – это, прежде всего, его научная обоснованность, объективность, отсутствие формальных поверхностных выводов и, конечно же, самостоятельность и соблюдение авторских прав других исследователей. Руководствуясь пособием при написании ВКР, студент сможет придерживаться общей структурно-логической схемы, состоящей из постановочного, исполнительского и оценочного блоков, предупреждая возможные ошибки при анализе исходных составляющих, определении задач для исследовательского блока и подборе в соответствии с задачами методов исследования; правильно перейти к завершающей стадии интерпретации и прикладного использования данных, не потеряв при этом главную цель исследования. Одна из основных идей пособия состоит в том, что выпускнику важно осознать - его работа должна носить не только самостоятельный, научно-обоснованный характер, но и быть в тоже время творческой. Избегая общеизвестных истин и стереотипных клише, бакалавр использует свои умения в поиске решений при столкновении с проблемой, ориентируется в нюансах, учитывая контекст и дополнительные факторы, он имеет возможность находить выход в ситуации возникающих затруднений или дефицита информации, что характеризует действия сформировавшегося профессионала. Поэтому пользуясь теоретико-методологической основой, ему необходимо переработать фактический материал, полученный в ходе выполнения ВКР, применительно к поставленной цели, видеть его не только в рамках изучения гипотезы, но и несколько шире, синтезируя знания с запросами практики, найти возможности их реализации в реальной ситуации профессиональной деятельности психолога.

Глава 1. Подготовка к написанию ВКР бакалавра.

Общие положения. Выбор темы выпускной квалификационной работы.

Степень бакалавра в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС), ориентирована на научно-исследовательский вид профессиональной деятельности и соответствует первой научной степени в структуре непрерывной многоуровневой подготовки высококвалифицированных кадров. Cтепень бакалавра образования присваивается выпускнику университета, проходящему подготовку по соответствующему научному направлению и выбранному квалификационному профилю на основании успешной защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) в Государственной аттестационной комиссии [18, 19]. Выпускная квалификационная работа выполняется на завершающем этапе обучения бакалавра в университете и является самостоятельной комплексной научно-исследовательской работой, которую выполняет выпускник под научным руководством преподавателя. Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра – это самостоятельное научно-практическое исследование, которое позволяет установить квалификационный уровень знаний выпускника и умение использовать эти знания в своей будущей профессиональной учебно-методической и научно-практической деятельности. При выполнении ВКР необходимо показать знание специальной литературы, умение самостоятельно ее анализировать и делать обобщающие выводы. Выпускная квалификационная работа должна основываться на научных концепциях и психологических теориях отечественной и зарубежной науки, содержать элементы творчества, новизны и быть направленной на эффективное решение научно-практических задач по выбранной тематике исследований по сравнению с ранее изученными и известными решениями в изучаемой области психологической науки.

Выбор темы для ВКР

Выбор темы выпускной квалификационной работы – один из самых ответственных этапов ее выполнения, определяющий теоретический или экспериментальный характер работы и содержание будущих исследований, актуальность и новизну исследования, практическую ценность и реализуемость научных результатов, полученных по завершении написания рукописи ВКР. Обычно исследование начинается с определения области изучаемой проблемы, которая конкретизируется в формулировке темы. Основанием для ее постановки могут служить научные предположения автора по недостаточно изученным разделам науки, которые соответствуют интересам и склонностям выпускника, что сразу определяет и актуальность ВКР, состоящую в поиске новых недостающих знаний. В круг вопросов, определяющих исследовательскую цель, могут войти выявление характеристик психического явления, определение взаимосвязей между различными переменными, изучение возрастной динамики явления или открытие его природы, проверка эффективности диагностической методики или программы в формирующем эксперименте, создание классификации, типологии или что-то иное. Желательно, чтобы частный вопрос научной задачи был выполним в конкретной обстановке за определенное время и результаты исследования могли приобрести законченный вид. При этом следует помнить, что исследование требует использования научных методов и стандартизированных методик, которые не всегда возможно подобрать в соответствии с творческими замыслами автора, а метод должен обеспечить достижение цели и получение достоверных данных, позволяющих подтверждать или опровергать выдвигаемую гипотезу. При самостоятельном определении темы ВКР необходимо не допустить разрастания области исследования, частная цель всегда укладывается в общие задачи науки: описание неизученных явлений, установление связей и закономерностей, определение механизмов, прогнозирование динамики изменений. Помощь в этом может оказать ознакомление с возможной тематикой ВКР, разработанной выпускающей кафедрой. Работая со списком предлагаемых тем, бакалавр должен учитывать имеющийся у него задел научных исследований, доступ к теоретическим источникам по интересующей его проблеме, индивидуальные возможности работы с контингентом испытуемых (например, при формирующем эксперименте), наличие инструментария и базы для проведения исследования. Тема ВКР должна быть связана с определяемой целью и отражена в гипотезе и предмете исследования. Например, при выборе темы; «Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников», объектом будет являться волевая сфера подростков и старшеклассников, а предметом – возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников. Если целью исследования определено изучение возрастных особенностей волевой регуляции у подростков и старшеклассников, то формулировка гипотезы может звучать следующим образом: «Мы предполагаем, что в подростковом возрасте при развитости воли все еще недостаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность подростков, а уже в старшем возрасте достаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность личности». Таким образом, мы видим, что весь понятийный аппарат исследования логически связан с поставленной целью. Приведем еще один пример, определим тему исследования: «Взаимосвязь интернет-зависимого поведения и особенностей межличностного общения подростка», в нем объектом будут выступать интернет-зависимое поведение и межличностное общение, а предметом – взаимосвязь интернет-зависимого поведения с особенностями межличностного общения подростка. При заявленной цели исследования взаимосвязи интернет-зависимого поведения с особенностями межличностного общения подростка гипотезу можно определить следующим образом: «Существует взаимосвязь между интернет-зависимым поведением и особенностями межличностного общения подростка, выраженные в личностных качествах и барьерах, затрудняющих контакт: застенчивости, аутистичности, неумении вступать в контакт и вести беседу, недоверчивости, чувстве отчужденности». Здесь, как мы видим, в гипотезу вводятся уточняющие переменные, которые конкретизируют область изучаемого явления, делают его более узконаправленным. Цель исследования – это всегда конечный результат, к которому стремится автор, поэтому при планировании своей работы он выделяет задачи, которые являются шагами в достижении поставленной цели. Задачи находят отражение в структуре ВКР, поскольку этапность вытекает из общей логики исследования. Рассмотрим формулировку задач на примере предложенной темы: «Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников»:

1. Провести теоретический анализ проблемы волевой регуляции у подростков и старшеклассников

2. Провести экспериментальные исследования с целью выявления специфики волевой регуляции у подростков и старшеклассников

3. Проанализировать результаты исследования.

Раскрытие темы и достижение цели исследования с поэтапным решением задач прослеживается и в общей структуре ВКР, что можно увидеть в примере содержания работы, представленном в Приложении 10. Общими методическими принципами выбора темы ВКР может является и постановка проблемы на основе социального заказа. В результате сформулированной проблемы уточняется наименование темы научных исследований, необходимых для решения ее задач. При выборе темы различают четыре основных возможных направления:· темы, возникающие в результате исследований, проводимыхвыпускающей кафедрой;· индивидуальные темы, предлагаемые бакалаврами, связанные с ихпрофессиональной деятельностью;· темы, предложенные научными руководителями ВКР;· заказные темы от учебных заведений и организаций образования, психологических центров, исследовательских институтов РАО, РАН и Министерства образования Российской Федерации, работодателей. При выборе темы проблема исследования ставится выпускающей кафедрой с обоснованием имеющихся противоречий между потребностью практики и недостаточностью теоретических исследований для обеспечения практики. В инициативной теме проблему формулирует сам выпускник, и утверждает ее на выпускающей кафедре. Для темы, предлагаемой научным руководителем, формулировка проблемы поставлена заранее и разъяснена бакалавру. В заказных темах формулировка проблемы производится организацией-заказчиком.

В соответствии с Положением о выпускной квалификационной работе (ТГУ, 2012) примерная тематика ВКР доводится до сведения бакалавров в начале 7 семестра. Студенту предоставляется право выбора темы. Тема может быть предложена студентом при условии обоснования целесообразности ее разработки. По решению выпускающей кафедры может быть сформулирована комплексная тема, разрабатываемая несколькими студентами [18].

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение следующих профессиональных задач:

- проведение экспериментальных исследований с использованием адекватных современных количественных и качественных методов;

- разработку проектов научно-методических, нормативно-методических материалов, обеспечивающих профессиональную деятельность;

- разработку инструментов психодиагностики;

- разработку и выполнение проектов по оптимизации образовательных, социальных, трудовых и организационных процессов;

- обобщение и интерпретация результатов исследования с использованием современных информационных технологий.

При выполнении выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Формулировка темы ВКР бакалавра может состоять из 3-5 или из 8-12 слов, включая союзы, предлоги и то, что в качестве подзаголовка указывается в скобках (на материале..., на примере... и т.п.). Примерная тематика выпускных квалификационных работ предоставлена в Приложении 12.

 

Планирование выпускной квалификационной работы.

Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. Рабочий план обычно состоит из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы и позволяющих по их расположению судить об их уместности и значимости.

Первую главу целесообразно посвятить теоретическому изучению проблемы, анализу различных научных подходов, а также накопленных в отечественной и зарубежной науке знаний по заявленной теме. Вторая глава - практическая – направлена на эмпирическое изучение обозначенной проблемы.

Наиболее оптимальным будет изучить сначала материал для первой главы, то есть теоретического раздела работы и лишь потом приступать ко второму. Важно научиться находить в любой работе главное, решающее, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание. Расстановка приоритетов позволит найти наиболее эффективные решения планируемых заданий.

Такой методический подход приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнения замысла и идеи, выбирает необходимые методы и приемы действий, находит наиболее удобное время для выполнения каждой операции.

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении четкого и определенного научного направления в работе.

В соответствии с Положением о выпускной квалификационной работе (ТГУ, 2012) основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов проводится широкое обсуждение на выпускающей кафедре с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся бакалавров [18].

Чтение научной литературы.

Первостепенное место среди подготовительных работ по написанию ВКР бакалавра занимает чтение по избранной теме научной литературы, которая является одним из основных средств хранения научных знаний, определяющих уровень достижений фундаментальной теории и прикладных исследований в определенной области. Это серьезный и очень напряженный труд, для обеспечения которого необходимо знание отдельных методических приемов работы с научными публикациями.

Удобно работать с ксерокопиями научных книг и журнальных статей, со статьями на электронных носителях, помечая тот блок информации, который относится к теме выпускной работы, и составлять списки вопросов в процессе всего чтения. Активное и целенаправленное чтение - это чтение с выделением наиболее главного по теме исследования.

Очень важно и полезно в процессе чтения составлять резюме прочтенного материала. Пользуясь резюме, можно сократить объем материала, который необходимо изучить, до любого удобного размера. При составлении резюме удобно пользоваться диаграммами. В резюме должны остаться только самые существенные положения. Для составления хорошего резюме необходимо уметь исключать положения, ценность которых невелика.
Составляя резюме, старайтесь делать их как можно более компактными, чтобы ими можно было пользоваться в любом месте и в любое время.

При чтении и составлении резюме прочитанного не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме ВКР и является потому наиболее ценной и полезной. При написании ВКР следует помнить, что бездумное репродуктивное воспроизведение информации выхолащивает саму суть исследовательской работы. Для преодоления такого существенного недостатка будет полезно сравнивать материал с прочитанным ранее, сопоставлять, обобщать, проводить аналогии, находить сходства и различия, определять круг неуточненных вопросов, структурировать изложенное. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в выпускной работе.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях.
Заканчивая разговор о рациональном чтении, в качестве последнего совета укажем, что читать научную литературу в порядке первого знакомства даже по сравнительно узкому кругу вопросов не следует очень долго.

Основные элементы исследования. Требования к содержанию разделов выпускной квалификационной работы.

ВКР бакалавра представляет собой квалификационную работу, содержащую совокупность результатов и научных предположений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующую о способности автора проводить научные исследования и умении кратко, логично и аргументировано излагать материал.

ВКР бакалавра содержит оглавление, обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну поставленной задачи, обзор опубликованной теоретической и прикладной литературы по теме исследования, обоснование выбора методик исследования, изложение полученных результатов, их анализ и обсуждение, выводы, список использованной литературы. Объем выпускной квалификационной работы бакалавра – 40-60 страниц стандартного печатного текста. Дополнительно в ВКР могут быть включены плакаты, стенды, макеты, презентации и др.

Структура ВКР бакалавра включает в себя следующие элементы:

а) титульный лист (Приложение 1);

б) задание на выполнение ВКР (Приложение 3)

в) календарный план выполнения ВКР (Приложение 4)

г) аннотацию (Приложение 5)

д) содержание (оглавление);

е) введение;

ж) основную часть (разделы, главы);

и) заключение;

к) список используемой литературы и (или) источников;

л) приложение (образец оформления дан в Приложении 9).

Аннотация на ВКР бакалавра должна содержать характеристику темы, ее актуальность, краткие сведения о цели и задачах работы, структуре и объеме выполненной работы.

Титульный лист работы.

Титульный лист является первой страницей выпускной работы и заполняется по строго определенным правилам (пример оформления в Приложении 1).

В среднем поле дается заглавие ВКР после слов «на тему» и заключается в кавычки. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию.

Очень краткие названия научных работ (одно-два слова) свидетельствуют о том, что исследование проведено с исчерпывающей полнотой. В работах, освещающих обычно узкие темы, заглавие должно быть более конкретным, а потому и более многословным, давать представление об области изучаемого вопроса. Не следует допускать в заглавии выпускной работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

Если выпускник хочет конкретизировать заглавие своей работы, можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.

 

Содержание (оглавление).

Оглавление включает в себя заголовки структурных частей наименования всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей работы.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте и совпадать с расположением страниц. Заголовки одинаковых ступеней необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. (Пример оформления содержания в Приложении 10).

 

Введение.

Текст введения обычно начинается с обоснования выбора темы, ее актуальности, формулирования целевой установки, конкретных задач и методологических основ ВКР бакалавра. Здесь также указывается объект и предмет исследования, а также его метод (или методы), основные методики исследования. Затем сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов. Для освещения состояния разработанности выбранной темы, делается краткий обзор литературы, представляющий собой очерк основных этапов и переломных периодов в развитии научной мысли по разрабатываемой проблеме. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

В итоге обзор отечественной и зарубежной научной литературы по теме выпускной работы должен привести к выводу, что именно данная тема не достаточно раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. На этой основе формируется противоречие как важнейшая логическая форма познания. Из установленного противоречия вытекает проблема. Проблема – это фактически всегда познавательная задача, часто определяемая кругом вопросов, на которые предстоит ответить в ходе ее решения.

Постановка Цели исследования ставится с учетом предмета и направлена на решение поставленной проблемы. Основная цель исследовательской работы – в получении нового научного знания. Цель исследования – это «то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего…. – это представление об общих конечных или промежуточных результатах. Как правило, определение цели исследования позволяет исследователю окончательно сформулировать тему своего исследования» [11, С. 5]/

Далее необходимо определить объект и предмет исследования.

Под объектом понимается часть объективной реальности, которая на данном этапе становится областью теоретической и практической деятельности человека, фокусом его исследований. Один и тот же объект может изучаться психологами, педагогами, социологами, методистами и т.д. По мнению Р.И. Деревянко «объект исследования в педагогике и психологии – это процесс или явления, порождающее проблемную ситуацию, и избранное для изучения. В качестве объекта могут выступать процессы обучения, воспитания или развития личности в особых условиях» [11, С.5]/ Объект исследования является более широким понятием, чем предмет.

Предмет является частью, стороной, элементом объекта. Так, например, объектом исследования может быть развитие мышления в дошкольном возрасте, а предметом исследования – развитие наглядно-образного мышления дошкольников 4-5 лет. «Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта» [11, С.5]/ В предмете исследования фиксируется то свойство или отношение, в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Как правило, предмет исследования определяет тему исследования. Предмет и проблема исследования органически связаны и даже могут совпадать. Проблема исследования всегда связана с определенным совершенствованием предмета исследования. Практически проблема исследования превращается в цель исследования, которую следует достичь в итоге работы.

Формулировка цели исследования позволяет осуществить построение гипотезы. Гипотеза – предположение, истинность которого не очевидна. Гипотеза – это научное предположение, главный метод научного знания. «Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не опровергнуто, предполагаемое решение проблемы, и определение главного направления научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования» [3, С. 21].

К научной гипотезе предъявляются два основных требования [11]:

1. Гипотеза не должна содержать неуточненных понятий.

2. Гипотеза должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Выдвинутая гипотеза подвергается экспериментальной или теоретической проверке, которая ее утверждает или отвергает. Гипотеза непосредственно связана с поставленной проблемой и целью исследования, фактические является предполагаемым вариантом решения. Можно сказать, что она есть утверждение априори, то есть до опыта, до результатов научного исследования, которое еще нужно проверить. Но подобное утверждение до проведения экспериментальной части совершенно необходимо, поскольку гипотеза позволяет держаться верного направления, не отклоняясь ни от проблемы, ни от поставленной цели исследования. В начале работы гипотеза формулируется в общих чертах, а в ходе работы она уточняется, дополняется. Гипотезы бывают описательные и объяснительные. Описательные описывают причины и возможные последствия. Объяснительные гипотезы дают объяснение возможным следствиям из определенных причин, при их разработке выделяются условия, при которых эти следствия возникают. Гипотезы в психологическом исследовании могут предполагать, что один из выделенных компонентов будет оказывать решающее влияние на качественные характеристики предмета исследования, что и будет доказано в итоге эксперимента.

Цель и гипотеза исследования определяет его задачи. Цель выражается в ряде конкретных задач. Задачи ставятся на основе теоретического анализа возникшей проблемы и оценки состояния ее решения в практике. Задачи исследования зависят от характера научной проблемы и могут включать в себя следующее содержание: решение теоретических задач, экспериментальное (эмпирическое) изучение практики решения данной проблемы, выработка системы мер для решения теоретико-практических задач и осуществление их экспериментальной проверки, разработка психолого-педагогических, психолого-методических рекомендаций для тех, кто будет использовать результаты эмпирического исследования на практике. «Задачи исследования - это последовательные действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования» [11, С.6]. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, а также структура выпускной квалификационной работы (перечень ее структурных элементов, обоснование последовательности их расположения) обозначается в конце вводной части.

Введение, как правило, - короткий раздел до 2-4 страниц – для гуманитарных наук.

Новизна полученных результатов. При изложении новизны проведенного исследования следует показать отличие полученных результатов от известных, описать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, дано дальнейшее развитие и т.п.).

Практическая значимость полученных результатов. В работе, имеющей теоретический характер, должны приводиться сведения о научном применении результатов исследований или рекомендации по их использованию, а в работе, имеющей практический характер, сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию. Отмечая практическую ценность полученных результатов, необходимо дать информацию о степени готовности к применению и масштабах предполагаемого использования, а также о теоретической значимости результатов, если она есть.

Эксперимент.

Эксперимент является одним из основных методов психологии. Особенность его состоит в том, что исследователь сам создает необходимые условия, следит, как необходимо и закономерно возникает исследуемое явление. Эксперимент специально организованная деятельность психолога и испытуемых с заранее заданными исследовательскими целями. Эксперимент – это научная постановка опыта в точно учитываемых условиях.

Существуют несколько видов психологического эксперимента: по времени действия он может быть кратковременным или длительным; от характера структуры изучаемых явлений простым и сложным; в зависимости от цели исследования преобразующим, контролирующим и т.д.; по организации - лабораторным, естественным, комплексным.

Лабораторный эксперимент. Данный вид эксперимента проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей измерительной аппаратуры.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных условиях, где экспериментатор имеет возможность целесообразно подбирать параметры, искусственно создавать такие условия, которые бы обеспечивали научную чистоту эксперимента и оптимальное продвижение исследователя к цели.

Естественный эксперимент. Естественный эксперимент осуществляется так, чтобы у испытуемых не возникло подозрения, что их психологически изучают, то есть в обычной обстановке.

Эксперимент состоит из трех частей: констатирующей, формирующей и контрольной. Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования. Основная его задача заключается в выяснении состояния дел по изучаемой проблеме. Эта часть эксперимента может включать наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности и т.д.

Если данные констатирующего эксперимента подтверждают необходимость исследования названной проблемы, то проводится формирующая часть эксперимента. Цель формирующей части эксперимента заключается в разработке нового содержания и методик, которые реализуются в практике.

Завершается эксперимент третьей частью, которая называется контрольной. В методике ее проведения используются исследовательские методики констатирующей части эксперимента.

Беседа.

Данный метод используется как метод исследования личности. Исследовательская функция беседы способствует обнаружению научных фактов, психолого-педагогических закономерностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.065 с.)