Понятие источников гражданского процессуального права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие источников гражданского процессуального права.



Источниками гражданского процессуального права являются нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие порядок осуществления правосудия по гражданским делам судами общей юрисдикции.

В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся судоустройство и гражданское процессуальное законодательство. Следовательно, ни органы субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе принимать законы, какие-либо другие нормативные акты, регулирующие порядок судопроизводства в судах общей юрисдикции. Нормативные акты, принятые этими органами по вопросам рассмотрения и разрешения гражданских дел судами общей юрисдикции, не подлежат применению, и решения, вынесенные в соответствии с ними, подлежат отмене как постановленные с нарушением гражданского процессуального законодательства.

Согласно ч.1 ст.1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации".

В приведенной правовой норме ничего не говорится о федеральных нормативных правовых актах ниже уровня федерального закона, что порождает в литературе споры о возможности регулирования гражданских процессуальных отношений подзаконными нормативными актами.

Вместе с тем, Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на то, что, само по себе отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации не означает невозможность его регулирования иными, помимо закона, нормативными актами, кроме случаев, когда сама Конституция РФ исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного либо федерального закона[47]. Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ имеет общее значение и распространяется также на порядок судопроизводства по гражданским делам.

Соответственно, само по себе отсутствие в ст. 1 ГПК и ст. 3 АПК указания на подзаконные нормативные акты также не исключает возможность их издания федеральными органами государственной власти по отдельным вопросам, относящимся к порядку осуществления гражданского судопроизводства, если только Конституция РФ не требует для решения конкретного вопроса принятия нормативного правового акта в форме федерального закона. Например, права и свободы человека в сфере процессуальных отношений могут быть ограничены в конституционно значимых целях только федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Нормативные правовые акты как источники гражданского процессуального права находятся в следующей иерархической взаимосвязи:

-Конституция РФ

-федеральные конституционные законы

-Гражданский процессуальный кодекс РФ

-иные федеральные законы

-указы Президента

-постановления Правительства

-нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

 

Конституция РФ.

Среди источников гражданского процессуального права особое место занимает Конституция Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. №8 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.04.2013 N 9) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о ее высшей юридической силе означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и иными нормативными правовыми актами.

Прямое действие Конституции РФ означает, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации непосредственно в качестве акта прямого действия.

Значение Конституции РФ состоит в следующем:

Во-первых, Конституция РФ устанавливает уровень правового регулирования гражданского процессуального права.

Согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать, а суды - в случае принятия - применять законы, регулирующие порядок судопроизводства в судах общей юрисдикции (в том числе и у мировых судей, несмотря на то, что они являются судьями субъектов Федерации).

Во-вторых, в Конституции РФ содержатся положения, которые определяют содержание, характер деятельности суда и его задачи в целом. Это положение о том, что Российская Федерация есть правовое государство (ст. 1), что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2), что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Приведенные положения Конституции РФ определяют в качестве важнейшей задачи правосудия в целом и гражданского судопроизводства как одной из форм осуществления правосудия, в частности, признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина; они также устанавливают критерии толкования и применения судами законов и других нормативных правовых актов.

В-третьих, в Конституции содержатся не только нормы, закрепляющие полномочия Российской Федерации в принятии гражданского процессуального законодательства, но и конституционные принципы гражданского судопроизводства:

-осуществление правосудия только судом (ст. 118),

-независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120),

-гласность (ст. 123), состязательность (ст. 123),

- процессуальное равноправие сторон (ст. 123),

- принцип назначаемости судей судов общей юрисдикции (ст. 128) и др.

В-четвертых в Конституции Российской Федерации закреплены и другие нормы, имеющие непосредственное отношение к гражданскому процессу. Так, например, в ст. 46 Конституции Российской Федерации записано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Указанное конституционное положение практически в неизменном виде воплотилось в ст. 6 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.

В соответствии со ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде или тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Право на обращение в суд (предъявление иска) может быть реализовано только при наличии определенных, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством условий. Среди них: подсудность дела данному суду, дееспособность истца, наличие у представителя истца надлежащим образом оформленных полномочий, должным образом составленное исковое заявление, уплата государственной пошлины. Если эти условия соблюдены, суд обязан принять иск к рассмотрению. Отказ в его принятии может последовать только при обнаружении ряда процедурных факторов, делающих невозможным исковое производство (например, неподведомственность дела суду, наличие вступившего в законную силу преюдициального решения суда).

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти... обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Продолжением этой конституционной гарантии является ст. 35 ГПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам и т.д.

Согласно ст. 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

В ст. 51 Конституции Российской Федерации говорится, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 Постановления от 31 октября 1995 г. №8 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.04.2013 N 9) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" указал, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны;

В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части[48].

6.1.3 Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ устанавливает состав судебной системы Российской Федерации и механизмы, обеспечивающие ее единство, принципы функционирования, основы статуса судей, полномочия, порядок создания и упразднения судов Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 1 Закона установил, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

В этом положении нашла свое отражение теория разделения властей. Здесь обнаруживается один из существенных признаков судебной власти - ее отправление исключительно теми государственными органами, которые были созданы специально для этих целей.

Другой важный признак судебной системы состоит в отправлении ее органами властных полномочий при неукоснительном соблюдении регламентированного законом процессуального порядка. Он, в конечном счете, обусловлен специфической социальной функцией, возложенной на судебную систему, заключающейся в исключительном праве давать правовую оценку действиям и конфликтам членов общества, иным юридически значимым фактам.

Судебная система функционирует и развивается в тесном взаимодействии с системой представительных и исполнительных органов власти. Все большее значение в сфере нормотворчества приобретает институт судебного конституционного контроля. Судебным органам предоставлено право выносить окончательные и обязательные для всех суждения по административным актам, если последние поставлены под сомнение. Подобная система взаимоотношений между государственными органами позволяет избежать чрезмерной концентрации властных полномочий у кого-либо из них.

Следуя примеру большинства развитых государств, закон о судебной системе устанавливает запрет на отправление так называемого частного (партикулярного) правосудия. Полномочиями по осуществлению правосудия наделены лишь суды как государственные органы, специально созданные для этих целей, будь то единоличный судья или коллегиальный судебный орган, суд первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Напротив, в качестве судов законом не рассматриваются ни комиссии по делам несовершеннолетних, ни комиссии по разрешению трудовых споров, ни третейские суды, ни другие подобные им квазисудебные учреждения.

В равной степени Законом запрещено создание так называемых чрезвычайных судов (п. 1 ст. 4 Закона). Следуя этому запрету, вытекающему из принципа единства правосудия, государство принимает на себя обязательство создавать только суды, которые действуют на постоянной основе. Практика формирования судов "ad hoc" (то есть "для случая"), весьма распространенная в сфере международного коммерческого арбитража, недопустима в сфере правосудия.

Стабильность судебной системы достигается путем законодательного закрепления наиболее принципиальных для ее существования положений. Такие положения о способах обеспечения единства судебной системы нашли свое отражение в ст. 3 Закона. К ним, в частности, относятся установление судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом; признание обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу; финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета и другие.

Только взятые в совокупности перечисленные средства могут гарантировать общий системный эффект - осуществление авторитетного и независимого правосудия.

Другой гарантией стабильности любой системы является устойчивость ее структуры и отдельных компонентов, чего в нашем случае законодатель добился установлением специального порядка создания и упразднения судов, а также их закрытого перечня. Закон прямо установил, что правосудие осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом", и что создание судов, не предусмотренных этим законом, не допускается.

Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. При этом никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.026 с.)