Потребность (Факторы формирующие потребность, первичные и вторичные). Первичные и вторичные потребности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребность (Факторы формирующие потребность, первичные и вторичные). Первичные и вторичные потребности.



Потребность (Факторы формирующие потребность, первичные и вторичные). Первичные и вторичные потребности.

Любой человек в течение жизни испытывает потребности, т.е. ощущает недостаток чего-либо.

Классификация потребностей:

1. Первичные (базовые, врожденные). Это потребности в пище, воде, дыхании, сне и сексе

2. Вторичные (социальные приобретенные)

Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают неодинаковый опыт, вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.

· Потребность в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство "мы", избегание одиночества);

· Потребность в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости, для того, чтобы избежать чувство неполноценности, ущемленности)

· Потребность в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных чувствах)

· Потребность в самосознании (осознание себя неповторимой индивидуальностью)

· Потребность в системе ориентации, объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам)

· Выделяют также группу невротических потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам

· В сочувствии и одобрении

· Во власти и престиже

· В обладании и зависимости

· В информации

· В славе и справедливости.

· Потребность в сопричастности, любви, уважении, признании.

 

Потребность по Симонову

Потребности есть основа, движущая сила и цель человеческого поведения. Мотивы, стремления, желания, интересы, ценностные ориентации человека порождаются потребностями. Неудовлетворенные потребности вызывают крайнею степень эмоционального напряжения со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэтому знание структуры и классификации потребностей человека приобретает первостепенное значение для теории и практики лечения психогенных заболеваний.

Наиболее удачной является классификация, предложенная известным 'нейрофизиологом П. В. Симоновым. Исходными и самостоятельными по своему происхождению и характеристикам являются следующие потребности:

1. Биологические (витальные) потребности в пище, воде, сне, температурном комфорте, защите от внешних вредных воздействий. Эти потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека как части живой природы. Они порождают множество вторичных и третичных потребностей, типа материальных потребностей в одежде, жилище. К числу билогических относится и потребность в экономии сил, побуждая человека искать наиболее короткий путь к достижению своих целей.

2. Социальные потребности включают потребность принадлежать к социальной группе (общности) и занимать в ней определенное (не обязательно главенствующее) место, пользоваться вниманием и уважением окружающих, быть объектом их привязанности и любви. Взаимодействуя с социальной группой, человек стремится к двум целям: слиться с общностью и вместе с тем выделить, отстоять свое "Я". Это стремление представлено потребностями "для себя" и "для других". Соотношение этих потребностей определяет, что личность получает и берет от общества (имеются в виду материальные и духовные ценности).

3. Потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и путем открытия совершенно нового, неизвестного предыдущим поколениям. Потребность познания не является производной от биологических и социальных, хотя, разумеется, тесно связана с ними. Она происходит от универсальной потребности в информации, изначально присущей всему живому, наряду с потребностью в притоке веществ и энергии. Удовлетворение любой потребности требует информации о путях и способах достижения цели.

 

3. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Иерархия потребностей А. Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации – основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребности рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.

 

Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Так, потребность в безопасности, защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, ем на 85%.

Социальные потребности (в дружбе, уважении, одобрении, признании, любви) возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.

Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении, которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.

При удовлетворении потребности в самоуважении на 60% личность начинает испытывать потребность в самоактуализации, самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1–4% населения Земли.

 

С точки зрения управления персоналом и внедрения системы мотивации труда, крайне важно достичь необходимого уровня удовлетворения физиологических, социальных потребностей и потребности в безопасности, с тем, чтобы у работника появилась потребность в самовыражении, а также создать условия для ее реализации на данном предприятии.

Потребности по Мюррею

Американский психолог Генри Александр Мюррей (1893-1988) разработал теорию личности, в которую включил мотивы и потребности. Под потребностью Мюррей подразумевал «возможность или готовность реагировать определённым образом на определённые конкретные обстоятельства» (1938).

Теории личности, основанные на потребностях и мотивах, предполагают, что наша личности представляет собой отражение поведения, контролируемого потребностями.

В то время как одни потребности носят поверхностный, временный и переменчивый характер, другие глубоко укоренились в нашей природе. По мнению Мюррея, эти потребности — психогенные потребности — функционируют в основном на бессознательном уровне, но играют важную роль в формировании нашей личности.

Типы потребностей по Мюррею

Мюррей разделил потребности на две группы:

первичные потребности — насущные потребности, заложенные природой (потребность в кислороде, пище, воде и т.д.);

вторичные потребности — как правило, имеют под собой психологическую подоплёку (например, потребность в заботе, независимости или достижениях).

Ниже приведём неполный список потребностей, выявленных Мюрреем и его коллегами. По мнению Мюррея, эти потребности присущи всем, но каждый из нас стремится удовлетворить их до определённого уровня.

1. Потребности амбиции:

· в достижениях: желание успеха, достижений и сил на преодоление препятствий;

· в эксгибиции: стремление шокировать или привлечь к себе внимание других людей;

в признании: стремление получить определённый социальный статус.

2. Материальные потребности:

· во владении вещами;

· в создании вещи.

· в порядке и организованности и т.д.

3. Потребности силы:

· в самоуничижении: желание исповедоваться или извиниться;

· в автономии — стремление к независимости и стабильности;

· в агрессии;

· в избегании чувства вины: желание следовать правилам;

· в уважении: желание взаимодействовать с другими на равных;

· в доминировании — желание управлять другими.

4. Потребности привязанности:

· в принадлежности к определённому кругу людей;

· в заботе о другом человеке;

· в игре — стремление получать положительные эмоции с другими;

· в помощи и защите со стороны других и т.д.

5. Информационные потребности:

· в познании: стремление к получению знаний;

· в экспозиции: желание учить других

 

Потребности по Альдерферру

Клейтон Альдерфер разработал теорию мотивации, которая базируется на принципах пирамиды Маслоу. Теорию Альдерфера еще называют "теорией трех факторов" или "теорией потребностей".

Три уровня потребностей по Альдерферу (основы теории потребностей):

Альдерфер считал, что у человека существует всего три уровня потребности (три фактора):

· потребности существования;

· потребности в социальных связях (в том числе, потребность в уважении);

· потребности роста (потребности самовыражения)

Альдерфер установил очень интересные закономерности:

· чем менее удовлетворены потребности существования, тем сильнее они проявляются;

· чем слабее удовлетворены социальные потребности, тем сильнее действие потребности существования;

· чем менее удовлетворены потребности личного роста, тем сильнее становятся социальные потребности и так далее.

В зависимости от этих закономерностей можно формировать систему мотивации сотрудников.

Например, зная, что у сотрудника хорошо удовлетворены социальные потребности, нужно его мотивировать на удовлетворение потребностей роста.

Если у сотрудника слабые потребности роста, значит у него сильнее выражены потребности социальные - это также можно использовать при построении системы мотивации.

Социальные потребности

Необходимость общения, наличие социальных связей, привязанность, забота о других и внимание к себе, совместная деятельность.

Среди социальных потребностей различают три основных признака:

· Потребность «Для других» готовность служить другим людям, приносить себя в жертву ради других.

· Потребность «Для себя» демонстрирует направленность на самоутверждение человека в обществе и разноплановую самореализацию его личности. Желание занять достойное место в коллективе, в обществе. Потребность не ограничивается на этом, может быть направлена на жажду власти.

· Потребность «Вместе с другими». Это группа определенных потребностей, которая определяет причины совместных усилий людей и общества, а именно: потребность в свободе, безопасности, мире, обуздании агрессора. Характерной чертой потребности «Вместе с другими» является то, что люди объединяются вместе для решения вопросов общественного характера.

Экономические потребности

Экономические потребности – это отношение людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, которое характеризуется ощущением недостатка благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение.

Другими словами-это потребность в товарах или услугах! Иногда, даже можно сказать, что экономические потребности, это часть нашей жизни.. так как потребность получать, является основной целью к существованию.

Потребность как ценность

Система ценностей— совокупность оценок человеком предметов и явлений окружающего мира — прямо указывает на то, как надо относиться к существующим потребностям, каким образом следует их формировать и корректировать. Формирование самой системы ценностей — результат сложного взаимодействия семейного воспитания, экономики, политики, культурных традиций, религии, науки, искусства и всего многообразия социальных процессов.

Существует несколько классификаций потребностей человека. Так, их делят на биологические и социальные.

Биологические (первичные, базовые, врожденные). Это потребности в пище, воде, дыхании, сне)

Социальные потребности (вторичные) возникают на основе главных особенностей общества. Это потребность в общении, любви, уважении, во власти.

Потребности находятся в глубокой связи с мировоззрением и системой ценностей.

Неудовлетворение потребности связано с неприятными эмоциональными переживаниями. Удовлетворение потребности вызывает чувство удовольствия. Чем большая удовлетворенность формируется у человека от конкретного фактора, тем большей ценностью он становится.

 

Потребность в туризме

Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека. Рано или поздно он ощущает потребность отправиться в путешествие. Стремление человека к разнообразию впечатлений приобретает четкие очертания, когда он приходит к решению провести свободное время вне дома, рассчитывая с переменой мест снять нервное напряжение и усталость, порождаемые работой.

Факторы, вызывающие потребность в туризме

Потребность людей в туризме вызывается различными мотивами. Мотив как побудительная причина связан в туризме с конкретной потребностью определенной группы людей.

Основными мотивами туризма являются:

- отдых, досуг, развлечения;

- стремление к познанию;

- спорт;

- лечение;

- паломничество;

- гостевые (в том числе посещение родственников);

- деловые (конгрессные).

Мотивы туризма зависят от многих факторов. К ним относятся: специфическая особенность различных групп людей, уровень туристской индустрии принимающей страны (региона), реклама нового туристского продукта, отзывы о ранее реализованном туристском продукте и др.

Все факторы, вызывающие потребность в туризме, можно разделить на четыре группы: познавательная, региональная, экономическая, психологическая. Каждая из этих групп может включать в себя различные подгруппы факторов, то есть различные виды мотивов

Познавательная группа - интерес человека к историческим, культурным, хозяйственным, природно-климатическим факторам. (К историческим достопримечательностям относится все культурное наследие страны, ее исторические и археологические памятники.)

Культурные мотивы - желание человека узнать культурное наследие своей страны, к которому относятся различные памятники, музеи, художественные галереи, театры и другие объекты. Особый интерес вызывают также обычаи, одежда, кухня и другие проявления народного творчества, характеризуемые как этнографические достопримечательности.

Хозяйственные факторы включают в себя своеобразие форм ведения хозяйства.

Природно-климатические факторы туризма являются очень привлекательными для туристов. К ним относятся рельеф, флора и фауна местности, которые играют существенную роль в создании определенных видов туризма, особенно зимнего спортивного, морского, горного и т.д. Природно-климатические элементы в мотивации туризма относятся к психологическим и биологическим потребностям населения городов.

Географические и климатические условия благоприятствуют развитию летних и зимних видов спорта. Особую привлекательность имеют районы, где условия способствуют лечению и оздоровлению туристов, в том числе курортные зоны.

К группе региональных факторов можно отнести и событийную насыщенность региона, которая может стать причиной посещения данного региона туристами. Например, театральные и музыкальные фестивали, кинофестивали, спортивные соревнования разного рода (олимпиады, спартакиады и т.п.), ярмарки, карнавалы, выставки и т.п.

К группе экономических факторов относятся социально-экономические условия туристского путешествия. Это доходы покупателей турпродукта, цены на туры, услуги и товары в местах назначения, принимающих туристов, уровень развития туристской индустрии, а также уровень развития в целом сферы услуг, транспортной системы, сферы торговли, в том числе наличие магазинов для иностранных туристов, реализующих им товары по низким ценам.

Экономические факторы играют первостепенную роль при формировании ассортимента недорогих товаров и влияют на количество туристов со средними доходами.

Психологические факторы включают мотивы, побуждающие туристов путешествовать и которые отвечают их психологическим потребностям. К ним относятся религиозные воззрения человека, его особые интересы и наклонности, отношение к рекламе и т.п.

Анализ показывает, что только немногие туристы приезжают снова в те же места, где они уже были прежде, исключая случаи присутствия экономических или сентиментальных мотивов. По мере увеличения своих доходов человек отдает предпочтение психологическим мотивам при выборе нового туристского маршрута.

Роль социальных институтов в формировании потребностей человека. Социальные последствия удовлетворения потребностей: политический, экономический, социологический, просветительский, исторический аспекты.

Роль социальных институтов в обществе различна в каждом конкретном случае. В целом ученые отмечают, что социальные институты общества - замена инстинктов в человеческом обществе, созданная в ходе культурного развития. Они удовлетворяют различные существенные потребности социума, а без основных из них – жизнь в обществе приобретает крайне затрудненный характер.

Основные социальные институты общества включают в себя экономические, политические, духовные, семейные группы.

Роль экономических институтов - обеспечение организации экономики, управления и эффективного развития. Отношения собственности закрепляют какие-либо ценности (в основном материальные) за конкретным человеком или организацией, позволяя им получать доход. Заработная плата как социальный институт - вознаграждение трудящемуся за проделанную работу. К этой группе относятся также деньги, рынок и многое другое.

Политические институты (армия, партии, суд, государство, СМИ и др.) регулируют какие-либо отношения политической власти в обществе.

Духовные институты (образование, наука, религия и т. д.) поддерживают моральные ценности в обществе и способствуют их дальнейшему развитию.

Группа семьи и брака является важнейшим звеном в устройстве общества вообще, воспитывая и поддерживая каждого отдельного человека.

Все группы и социальные институты общества тесно взаимосвязаны и постоянно переплетаются, влияя таким образом друг на друга. Например, государство выполняет функции не только политические, но также регулирует экономические отношения, вмешивается в духовные сферы общества.

Социальные институты общества не являются строго зафиксированными постоянными явлениями: они развиваются с течением времени так же, как и отношения между людьми, культура и прочие факторы.

Потребность (Факторы формирующие потребность, первичные и вторичные). Первичные и вторичные потребности.

Любой человек в течение жизни испытывает потребности, т.е. ощущает недостаток чего-либо.

Классификация потребностей:

1. Первичные (базовые, врожденные). Это потребности в пище, воде, дыхании, сне и сексе

2. Вторичные (социальные приобретенные)

Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают неодинаковый опыт, вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.

· Потребность в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство "мы", избегание одиночества);

· Потребность в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости, для того, чтобы избежать чувство неполноценности, ущемленности)

· Потребность в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных чувствах)

· Потребность в самосознании (осознание себя неповторимой индивидуальностью)

· Потребность в системе ориентации, объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам)

· Выделяют также группу невротических потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам

· В сочувствии и одобрении

· Во власти и престиже

· В обладании и зависимости

· В информации

· В славе и справедливости.

· Потребность в сопричастности, любви, уважении, признании.

 

Потребность по Симонову

Потребности есть основа, движущая сила и цель человеческого поведения. Мотивы, стремления, желания, интересы, ценностные ориентации человека порождаются потребностями. Неудовлетворенные потребности вызывают крайнею степень эмоционального напряжения со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэтому знание структуры и классификации потребностей человека приобретает первостепенное значение для теории и практики лечения психогенных заболеваний.

Наиболее удачной является классификация, предложенная известным 'нейрофизиологом П. В. Симоновым. Исходными и самостоятельными по своему происхождению и характеристикам являются следующие потребности:

1. Биологические (витальные) потребности в пище, воде, сне, температурном комфорте, защите от внешних вредных воздействий. Эти потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека как части живой природы. Они порождают множество вторичных и третичных потребностей, типа материальных потребностей в одежде, жилище. К числу билогических относится и потребность в экономии сил, побуждая человека искать наиболее короткий путь к достижению своих целей.

2. Социальные потребности включают потребность принадлежать к социальной группе (общности) и занимать в ней определенное (не обязательно главенствующее) место, пользоваться вниманием и уважением окружающих, быть объектом их привязанности и любви. Взаимодействуя с социальной группой, человек стремится к двум целям: слиться с общностью и вместе с тем выделить, отстоять свое "Я". Это стремление представлено потребностями "для себя" и "для других". Соотношение этих потребностей определяет, что личность получает и берет от общества (имеются в виду материальные и духовные ценности).

3. Потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и путем открытия совершенно нового, неизвестного предыдущим поколениям. Потребность познания не является производной от биологических и социальных, хотя, разумеется, тесно связана с ними. Она происходит от универсальной потребности в информации, изначально присущей всему живому, наряду с потребностью в притоке веществ и энергии. Удовлетворение любой потребности требует информации о путях и способах достижения цели.

 

3. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Иерархия потребностей А. Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации – основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребности рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.

 

Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Так, потребность в безопасности, защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, ем на 85%.

Социальные потребности (в дружбе, уважении, одобрении, признании, любви) возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.

Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении, которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.

При удовлетворении потребности в самоуважении на 60% личность начинает испытывать потребность в самоактуализации, самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1–4% населения Земли.

 

С точки зрения управления персоналом и внедрения системы мотивации труда, крайне важно достичь необходимого уровня удовлетворения физиологических, социальных потребностей и потребности в безопасности, с тем, чтобы у работника появилась потребность в самовыражении, а также создать условия для ее реализации на данном предприятии.

Потребности по Мюррею

Американский психолог Генри Александр Мюррей (1893-1988) разработал теорию личности, в которую включил мотивы и потребности. Под потребностью Мюррей подразумевал «возможность или готовность реагировать определённым образом на определённые конкретные обстоятельства» (1938).

Теории личности, основанные на потребностях и мотивах, предполагают, что наша личности представляет собой отражение поведения, контролируемого потребностями.

В то время как одни потребности носят поверхностный, временный и переменчивый характер, другие глубоко укоренились в нашей природе. По мнению Мюррея, эти потребности — психогенные потребности — функционируют в основном на бессознательном уровне, но играют важную роль в формировании нашей личности.

Типы потребностей по Мюррею

Мюррей разделил потребности на две группы:

первичные потребности — насущные потребности, заложенные природой (потребность в кислороде, пище, воде и т.д.);

вторичные потребности — как правило, имеют под собой психологическую подоплёку (например, потребность в заботе, независимости или достижениях).

Ниже приведём неполный список потребностей, выявленных Мюрреем и его коллегами. По мнению Мюррея, эти потребности присущи всем, но каждый из нас стремится удовлетворить их до определённого уровня.

1. Потребности амбиции:

· в достижениях: желание успеха, достижений и сил на преодоление препятствий;

· в эксгибиции: стремление шокировать или привлечь к себе внимание других людей;

в признании: стремление получить определённый социальный статус.

2. Материальные потребности:

· во владении вещами;

· в создании вещи.

· в порядке и организованности и т.д.

3. Потребности силы:

· в самоуничижении: желание исповедоваться или извиниться;

· в автономии — стремление к независимости и стабильности;

· в агрессии;

· в избегании чувства вины: желание следовать правилам;

· в уважении: желание взаимодействовать с другими на равных;

· в доминировании — желание управлять другими.

4. Потребности привязанности:

· в принадлежности к определённому кругу людей;

· в заботе о другом человеке;

· в игре — стремление получать положительные эмоции с другими;

· в помощи и защите со стороны других и т.д.

5. Информационные потребности:

· в познании: стремление к получению знаний;

· в экспозиции: желание учить других

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.90.91 (0.11 с.)