Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика особенностей познавательного развития младших школьников
Воображение - это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Произвольная память - это когда человек ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо. Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Произвольность внимания - это умение направлять свое внимание и удерживать его на необходимых в данный момент предметах и явлениях. Непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя. Наглядно- действенное мышление - вид мышления, которая опирается на реальные предметы или их прямые заместители, изображения. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наблюдение - это возможность ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Рефлексия - умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Диагностика воображения Свое понимание личности Давыдов выразил короткой формулой: «для меня личность — это человек со значительным творческим потенциалом». В основе творчества, по мнению Давыдова, лежит воображение, которое развивается в процессе художественной деятельности. Согласно работам Э.В. Ильенкова, в истории общества воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему правильно видеть то, что действительно есть в мире, как умение видеть мир во всем многообразии предметов и их качеств. В актах познания воображение позволяет соотносить усвоенные общие знания с единичным фактом (иными словами, соотносить и связывать абстракции с чувственным материалом). Воображение позволяет видеть индивидуальность факта в свете всеобщего и, наоборот, индивидуализировать общее знание, так сказать, «с умом», не по штампу, а творчески.
Воображение сразу схватывает факт в его всеобщем значении, в «целом», не производя еще его детального анализа. Воображение — это способность видеть целое раньше его частей. Благодаря воображению человек создает что-то новое: новые образы и мысли, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало. Но нечто новое всегда так или иначе связано с реально существующим (в этом смысле со "старым"), которое подвергается более или менее глубокому преобразованию. В психологии известна такая характерная черта образов представлений об окружающем, как их гибкость и динамичность, позволяющая человеку расчленять разные свойства своих образов, а затем объединять их. Эта черта образов служит предпосылкой воображения. Какое-либо свойство своего образа человек может отделить от других свойств, а затем перенести его на такой образ, который сам по себе им не обладает,- тогда и возникает новый образ. Если, руководствуясь этим новым образом, человек сможет преобразовать какой-либо реальный предмет, то тем самым появляется и новая вещь. Воображение, по мнению В. В. Давыдова, есть основа символического замещения: они неразрывно связаны друг с другом. Воображение позволяет человеку выделять, переносить и выполнять существенные функции одних предметов в каком-либо другом предмете или символе. Возможность человека строить символы направляет его на создание качественно новых образов и предметов. Перенос свойств одного образа на другой делает последний разнородным — возникает задача превращения такой разнородности в новую однородность. Для этого перенесенное свойство в качестве некоторой главенствующей целостности должно переформировывать другие свойства (части) существующего образа и тем самым создать свои собственные части. Иными словами, переносимое свойство в качестве еще неразвернутой целостности используется как средство создания своих частей. "Схватывание" и "удерживание" целого раньше его частей являются существенной особенностью воображения. Создание новых образов, и вещей всегда считалось творческим актом человека, который реализуется такими взаимосвязанными способностями человека, как воображение, символическое замещение и мышление. В своей координации они направлены прежде всего на обеспечение творческих возможностей человека.
Давыдов В. В. отмечает, что воображение наиболее интенсивно развивается в недрах художественного сознания людей, которое находит свое выражение в разных видах искусства. Искусство развивает воображение людей как "всеобщую универсальную человеческую способность, то есть способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания - и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде". Так, ученому важно обладать развитым эстетическим чувством красоты, возникающим благодаря воображению, чтобы "верно схватывать образ "целого", до того как будут "проверены алгеброй" все частности и детали этого "целого".
Особое «художественное», или «эстетическое», отношение человека к жизни лежитв основе художественного творчества. Эстетическое отношение – первый пласт художественного развития, идет ли речь о творческом художнике, который посвятит искусству свою жизнь, или об «обыкновенном» ребенке, который приобретет творческий опыт и будет, благодаря этому, понимать и ценить искусство. Благодаря развитому воображению человек предвосхищает будущий художественный образ, и потому замечает в окружающем мире, отбирает, акцентирует именно те чувственные признаки предметов и явлений, которые ему «нужны». Те особенности формы, цвета, интонации, движения и т.д., и т.п., которые позволят «проявить» и воплотить рождающийся образ. Та же сила воображения проявляется и по отношению к художественным материалам, позволяет находить цветовую, языковую, звуковую, пластическую форму, те фактуры, ритмы, тембры и т.д., благодаря которым замысел воплотится в конкретном произведении с наибольшей выразительностью и полнотой. Понятно, что такая деятельность художественного воображения захватывает и другие стороны психики, которые обычно рассматривают по отдельности. Например, восприятие или память. «Обслуживая» воображение, они тоже участвуют в создании художественного образа, тоже приобретают специфическую избирательность, как бы и сами превращаются в «художественные способности».
Таким образом, творческое мышление опирается на силу воображения, которая сама развивается в сфере художественного сознания, в сфере искусства. Художественное и научное сознание людей тесно между собой связаны, а художественное и умственное их воспитание неотрывны друг от друга. Такая важная особенность воображения, как "схватывание" целого раньше частей, позволяет индивиду "сразу", интегрально видеть предметы глазами "всех других людей" (в том числе и людей угасших поколений). "Он не вынужден для этого воображать себя на месте каждого из этих людей". Этим образ воображения существенно отличается от образов памяти и воспоминаний. Генезис и развитие предметного восприятия, воображения и сознания тесно связаны друг с другом. Сознание невозможно без воображения, а само воображение "организует" восприятие (т.е. чувственность). Все они вместе служат основой творческой деятельности человека, порождающей его личность. Иными словами, с одной стороны, трудно что-либо сказать о личности человека, не раскрыв творческого потенциала его деятельности, с другой - один из существенных источников этого потенциала следует искать в едином развитии восприятия, воображения и сознания человека.
Методы изучения воображения Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания: Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.83.135 (0.006 с.) |