Психологическая диагностика как наука и практическая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая диагностика как наука и практическая деятельность



Психологическая диагностика как наука и практическая деятельность

Психодиагностика (Гуревич К.М.)- психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

Психологический диагноз (Бурлачок Л.Ф.)- результат исследования, направленный на выявление сущности индивидуально- психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния.

Исследование (Д.Н.Ушаков)- научное сочинение, в котором исследуется какой-нибудь вопрос.

Развитие психодиагностики в отечественной и зарубежной психологии

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
Психодиагностические методы – это методы психологической диагностики, имеющие измерительную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.
Тесты - это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

 

Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.

Обучение (Л.С.Выготский)- движущая сила психического развития.

Развитие (по Пиаже)- это переход от низший стадии к высшей.

Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский)- уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности

Зона актуального развития (Л.С. Выготский)- представляет собой совокупность знаний, умений и навыков ребенка, которыми он владеет на высоком уровне в данный момент времени.

Подходы к осуществлению психологической диагностики развития

Диагностика - процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).
Психологическая диагностика - это исследование способностей, особенностей и качеств личности каждого человека индивидуально.
Диагностика психического развития — обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т.д.
Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Диагностика воображения

Свое понимание личности Давыдов выразил короткой формулой: «для меня личность — это человек со значительным творческим потенциалом». В основе творчества, по мнению Давыдова, лежит воображение, которое развивается в процессе художественной деятельности.

Согласно работам Э.В. Ильенкова, в истории общества воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему правильно видеть то, что действительно есть в мире, как умение видеть мир во всем многообразии предметов и их качеств. В актах познания воображение позволяет соотносить усвоенные общие знания с единичным фактом (иными словами, соотносить и связывать абстракции с чувственным материалом).

Воображение позволяет видеть индивидуальность факта в свете всеобщего и, наоборот, индивидуализировать общее знание, так сказать, «с умом», не по штампу, а творчески.

Воображение сразу схватывает факт в его всеобщем значении, в «целом», не производя еще его детального анализа. Воображениеэто способность видеть целое раньше его частей.

Благодаря воображению человек создает что-то новое: новые образы и мысли, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало. Но нечто новое всегда так или иначе связано с реально существующим (в этом смысле со "старым"), которое подвергается более или менее глубокому преобразованию.

В психологии известна такая характерная черта образов представлений об окружающем, как их гибкость и динамичность, позволяющая человеку расчленять разные свойства своих образов, а затем объединять их. Эта черта образов служит предпосылкой воображения. Какое-либо свойство своего образа человек может отделить от других свойств, а затем перенести его на такой образ, который сам по себе им не обладает,- тогда и возникает новый образ. Если, руководствуясь этим новым образом, человек сможет преобразовать какой-либо реальный предмет, то тем самым появляется и новая вещь.

Воображение, по мнению В. В. Давыдова, есть основа символического замещения: они неразрывно связаны друг с другом. Воображение позволяет человеку выделять, переносить и выполнять существенные функции одних предметов в каком-либо другом предмете или символе. Возможность человека строить символы направляет его на создание качественно новых образов и предметов.

Перенос свойств одного образа на другой делает последний разнородным — возникает задача превращения такой разнородности в новую однородность. Для этого перенесенное свойство в качестве некоторой главенствующей целостности должно переформировывать другие свойства (части) существующего образа и тем самым создать свои собственные части. Иными словами, переносимое свойство в качестве еще неразвернутой целостности используется как средство создания своих частей. "Схватывание" и "удерживание" целого раньше его частей являются существенной особенностью воображения. Создание новых образов, и вещей всегда считалось творческим актом человека, который реализуется такими взаимосвязанными способностями человека, как воображение, символическое замещение и мышление. В своей координации они направлены прежде всего на обеспечение творческих возможностей человека.

Давыдов В. В. отмечает, что воображение наиболее интенсивно развивается в недрах художественного сознания людей, которое находит свое выражение в разных видах искусства. Искусство развивает воображение людей как "всеобщую универсальную человеческую способность, то есть способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания - и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде".

Так, ученому важно обладать развитым эстетическим чувством красоты, возникающим благодаря воображению, чтобы "верно схватывать образ "целого", до того как будут "проверены алгеброй" все частности и детали этого "целого".

 

Особое «художественное», или «эстетическое», отношение человека к жизни лежитв основе художественного творчества.

Эстетическое отношение – первый пласт художественного развития, идет ли речь о творческом художнике, который посвятит искусству свою жизнь, или об «обыкновенном» ребенке, который приобретет творческий опыт и будет, благодаря этому, понимать и ценить искусство.

Благодаря развитому воображению человек предвосхищает будущий художественный образ, и потому замечает в окружающем мире, отбирает, акцентирует именно те чувственные признаки предметов и явлений, которые ему «нужны». Те особенности формы, цвета, интонации, движения и т.д., и т.п., которые позволят «проявить» и воплотить рождающийся образ.

Та же сила воображения проявляется и по отношению к художественным материалам, позволяет находить цветовую, языковую, звуковую, пластическую форму, те фактуры, ритмы, тембры и т.д., благодаря которым замысел воплотится в конкретном произведении с наибольшей выразительностью и полнотой.

Понятно, что такая деятельность художественного воображения захватывает и другие стороны психики, которые обычно рассматривают по отдельности. Например, восприятие или память. «Обслуживая» воображение, они тоже участвуют в создании художественного образа, тоже приобретают специфическую избирательность, как бы и сами превращаются в «художественные способности».

 

Таким образом, творческое мышление опирается на силу воображения, которая сама развивается в сфере художественного сознания, в сфере искусства. Художественное и научное сознание людей тесно между собой связаны, а художественное и умственное их воспитание неотрывны друг от друга.

Такая важная особенность воображения, как "схватывание" целого раньше частей, позволяет индивиду "сразу", интегрально видеть предметы глазами "всех других людей" (в том числе и людей угасших поколений). "Он не вынужден для этого воображать себя на месте каждого из этих людей". Этим образ воображения существенно отличается от образов памяти и воспоминаний.

Генезис и развитие предметного восприятия, воображения и сознания тесно связаны друг с другом. Сознание невозможно без воображения, а само воображение "организует" восприятие (т.е. чувственность). Все они вместе служат основой творческой деятельности человека, порождающей его личность. Иными словами, с одной стороны, трудно что-либо сказать о личности человека, не раскрыв творческого потенциала его деятельности, с другой - один из существенных источников этого потенциала следует искать в едином развитии восприятия, воображения и сознания человека.

 

Методы изучения воображения

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:

Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Методика «Рисунок»

В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

Методика «Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Выводы об уровне развития

Оценка в 10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, безусловно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в пределах от 8 до 9 баллов, говорит о том, что ребенок вполне готов к обучению в школе.

Оценка в интервале от 6 до 7 баллов является признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в 4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе.

Диагностика волевой сферы

Воля — способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

Волевые качества личности -это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

Самоконтроль - это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

Произвольность - Это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка.

 

Исследование самосознания

Сознание -состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Самосознание -сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным, жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний.

Исследование -поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.

Беседаэто всегда общение людей, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами.

Личностные особенности – это те самые внутренние и глубинные особенности людей, которые и делают каждого из нас индивидуальным, отличным от остальных представителей нашего вида.

 

20. Исследование уровня морального развития
Моральное развитие -процесс развития или усвоения нравственных норм поведения.
Моральная дилемма -ситуация выбора, в которой человек поставлен перед необходимостью нравственного выбора между двумя возможностями, при которой выбор одной из них связан с нарушением тех или иных моральных предписаний.
Справедливость -распределение прав и обязанностей, реализуемые понятиями равенства и взаимности.
Мораль -принятая в данном конкретном обществе система норм и ценностей, призванная регламентировать взаимоотношения людей.
Нравственность-соблюдение человеком своих внутренних принципов,носящих при этом всеобщий характер.

Психологическая диагностика как наука и практическая деятельность

Психодиагностика (Гуревич К.М.)- психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

Психологический диагноз (Бурлачок Л.Ф.)- результат исследования, направленный на выявление сущности индивидуально- психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния.

Исследование (Д.Н.Ушаков)- научное сочинение, в котором исследуется какой-нибудь вопрос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.038 с.)