Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема согласования интересов
В процессе взаимодействия интересов будем различать два крайних типа объединений, приводящих к единому поведению: «вертикальное объединение», когда одна система является управляющей, а остальные управляемыми; и «горизонтальное», когда предпочтения всех подсистем агрегируются по некоторому правилу в единое предпочтение системы. Сначала рассмотрим довольно простую систему из двух участников, один из которых имеет возможность своим поведением влиять на возможности и предпочтения другого. Второй участник оптимизирует свое состояние обычным выбором предпочтительной альтернативы. Первый участник имеет предпочтение на реализуемых состояниях второго участника, и это предпочтение в общем случае не совпадает с предпочтением второго. Примером такой ситуации может быть планирование и оптимизация потребления благ и услуг, когда население выбирает наилучшую, на его взгляд, структуру потребления, но и само предпочтение и возможности (экономические и другие) потребления подвержены некоторым влияниям со стороны плановых органов. Формально это можно описать следующими соотношениями: а А, х Х(а); (5.2) х(а)={х: x X(a), u(x, а) и(у, a) y X(a)}; (5.3) w(a) = v(x(a)) max; (5.4) a* = {a: a A, w(a) w(b) b A}; (5.5) x*=x(a*). (5.6) Здесь А — множество возможных действий первого участника; х — состояние второго участника; и(х, а) — целевая функция второго участника; v(x)—целевая функция первого участника. Предполагается, что оптимальное поведение первого участника, определяемое соотношением (5.5), и второго, определяемое соотношением (5.3),— однозначны. Соотношения (5.2) показывают, что первый участник выбирает любое значение управляющего параметра из множества возможных, а множество возможных состояний второго зависит от управления а. Соотношение (5.3) указывает, что второй участник своим выбором максимизирует уровень своего предпочтения, также зависящего от управления а. Соотношение (5.4) означает, что целевая функция управления зависит от поведения второго участника, а ее значения в конечном итоге определяются самим управлением. Соотношения (5.5), (5.6) определяют оптимальные значения параметра управления и состояния второго участника. Наконец, говоря о взаимоотношениях предпочтений, особенно «вертикальных», необходимо иметь в виду, что, как правило, предпочтения «верхнего уровня» системы задаются не на самих состояниях подсистем «низшего уровня», а на некоторых укрупненных характеристиках этих состояний, на «агрегатах». Так, например, распределяя накопления или другие ресурсы между ведомствами или регионами, органы управления могут учитывать такие агрегированные показатели, как среднедушевой доход в районах, производительность труда и т. п. [21]. Формально это обстоятельство может быть отображено соответствующим изменением соотношений (5.2) — (5.6), с тем чтобы целевая функция управления v была определена не на множестве Х(а), а на некотором «информационном образе» этого множества, получающемся агрегированием.
Формирование поведения коллектива на основе «горизонтального» объединения предпочтений его участников в единое предпочтение коллектива обычно описывают векторной задачей максимизации или в более общем случае схемой согласования интересов Эрроу. Нашей целью не является сколь-нибудь детальное обсуждение схемы Эрроу, тем более что далее будет предложена некая альтернативная ей схема. И все же ввиду наличия определенной преемственности, а также тематического и языкового единства целесообразно обрисовать в общих чертах ее основные моменты. Итак, в схеме Эрроу предполагается, что каждый из п участников «коллектива» имеет собственную целевую функцию uk(x), заданную на множестве возможных состояний коллектива, х Х, а правило согласования ставит в соответствие каждому набору функций uk, k = 1, 2,..., п, uk Uk целевую функцию всего коллектива u(х), которая и определяет его поведение, т. е. выбор конкретного состояния из каждого подмножества A X, так что F[u1(x),..., ип(х)] = и(х), где F— правило или оператор согласования, а поведение коллектива определяется условием: u(х) = max, х A Х. Функция u(х) выражает предпочтение «общества», «коллектива» как целого, а функции uk(x),— индивидуальные предпочтения участников. Главной задачей в классической постановке Эрроу является вывод каких-то необходимых свойств оператора F из других априорно задаваемых его свойств. Эти последние, как выяснилось, могут задаваться в различных формах, но обычно они сводятся к следующим аксиомам.
1. Аксиома универсальности: оператор F задан на всевозможных функциях uk(x). 2. Аксиома независимости альтернатив: если изменение функций uk произошло только на части множества X, то изменение общественного предпочтения коснется лишь этой части. 3. Аксиома анонимности: оператор F порождает одну и ту же функцию общественного предпочтения при любых перестановках его аргументов. 4. Аксиома нейтральности: если для каждого из участников предпочтения на одном наборе альтернатив оказались точно такими же, как предпочтения на другом наборе, то и результирующие предпочтения на этих альтернативах будут одинаковыми. 5. Аксиома монотонности: если у части индивидов на некоторых альтернативах изменились их предпочтения в сторону общественного предпочтения, а у остальных не изменились, то результирующее предпочтение не изменится. 6. Аксиома суверенности предпочтений: не существует таких альтернатив, для которых общественное предпочтение было бы задано раз и навсегда независимо от индивидуальных предпочтений. 7. Аксиома Парето-оптимальности: если для всех участников одна альтернатива не хуже другой альтернативы, то и для «коллектива» в целом имеет место такое же отношение. 8. Аксиома отсутствия «диктатора»: не существует такого участника, предпочтение которого целиком определяет общественные предпочтения независимо от предпочтений других участников. Различными авторами рассматриваются разные комбинации разных аксиом. Не все аксиомы независимы одна от другой. Так, аксиома Парето-оптимальности вытекает из аксиом универсальности и независимости альтернатив, имеются логические связи и между другими аксиомами. Как известно, основной результат, полученный Эрроу (так называемый парадокс Эрроу), заключался в установлении несовместимости аксиом универсальности, независимости, монотонности и отсутствия «диктатора». Большое количество различных вариантов теоремы о невозможности согласования интересов было получено также другими авторами. Поскольку аксиомы типа приведенных выше представляются выражением «естественных» свойств, которым должно удовлетворять правило формирования общественного предпочтения, из теорем о невозможности часто делается вывод о принципиальной невозможности согласования интересов участников реальных коллективов без того, чтобы какая-то группа участников фактически «навязывала» остальным свое предпочтение. Интересно, что, как правило, принимаемые аксиомы являются ни чем иным, как свойствами выбора по правилу большинства. В частности, можно показать, что всякое коалиционное решение, удовлетворяющее аксиомам универсальности, нейтральности и монотонности, будет решением по обобщенному правилу большинства с заранее заданной системой решающих коалиций. При добавлении требований анонимности и определенности решений они сводятся к простому правилу большинства. Однако правило большинства не всегда обладает свойством транзитивности, что влечет за собой невозможность однозначного выбора из трех и более альтернатив. Изучению условий, обеспечивающих транзитивность коллективного предпочтения по правилам и подобным правилу большинства, посвящено много работ.
Аксиомы Эрроу, выражая определенные свойства возможного принципа согласования, критически обсуждались в специальной литературе много раз. На наш взгляд, их основной недостаток вызван двумя обстоятельствами: приверженностью к правилу большинства и полным игнорированием поведенческого аспекта проблемы, в результате чего схема Эрроу на самом деле не является моделью поведения коллектива взаимодействующих участников. Распространение специфических свойств правила простого большинства на принципы согласования интересов подсистем представляется совсем необоснованной процедурой. Любая из аксиом Эрроу практически может быть отброшена, если мы хотим конструктивно и содержательно решать проблему агрегирования целей. Известны результаты ряда работ, в которых исключались те или иные аксиомы, в результате чего удавалось доказать возможность согласования интересов и формирования единого предпочтения. Так, аксиома универсальности требует, чтобы оператор согласования был определен не только для данного набора целевых функций участников, но и для всех мыслимых их комбинаций. Однако нужно ли такое сильное требование? Ведь даже если предпочтения не меняются, то это не снимает проблемы их объединения, все равно надо уметь охарактеризовать принципы, по которым произошло агрегирование или по которым необходимо осуществлять синтез единого предпочтения. К тому же если происходят изменения, то их в определенной степени можно прогнозировать, и тогда требуется распространить принципы согласования только на какое-то подмножество множества всех возможных предпочтений. Кроме того, сами, изменения предпочтений могут -происходить в некотором смысле согласованно. Аксиома независимости альтернатив вызвала, кажется, самую значительную критику. Содержательно трудно объяснить, почему сохранение предпочтений на части множества альтернатив при изменении их на другой части должно сохранить и коллективное предпочтение на той же части. Зачем сужать класс возможных принципов согласования таким навязыванием «внешних» требований? Тем более что, как выяснилось, эта аксиома является одной из основных характеристик правила большинства. Аксиома монотонности также подвергается критике. Ведь если согласование осуществляется на основе некоторого компромисса, то изменение предпочтений одного из участников в сторону компромиссного предпочтения должно автоматически изменить и само компромиссное предпочтение, и именно по той причине, что у других участников предпочтения остались теми же, что и прежде.
Даже общепринятое требование Парето-оптимальности не может считаться абсолютно безупречным в применении к процедуре согласования. В самом деле, хотя это требование и кажется привлекательным, поскольку запрещает увеличивать уровень удовлетворения интересов одних участников за счет других, тем не менее оно абстрагируется от наличного соотношения между этими уровнями и потому допускает увеличение и без того большого уровня удовлетворения интересов одних участников за счет сохранения на прежнем низком уровне удовлетворения интересов других. Традиционно считается, что если правило большинства обеспечивает рациональный выбор, то его можно принимать в качестве руководящего принципа агрегирования интересов. Иногда даже считается, что требования коллективной рациональности не столь существенны, как, например, в случае индивидуального выбора. Возможно, в некоторых случаях выявить или сформулировать рациональность коллективного поведения не так просто, однако даже «отсутствие рациональности» в каком-то смысле должно быть четко оправдано, т. е. опять-таки с некоторой, более глубокой точки зрения должно быть признано разумным. Что же касается безусловного принятия справедливости правила большинства (не важно какого — простого или представительного), то здесь возникают серьезные сомнения. В чистом виде это правило означает, что каждым актом «коллективного» выбора абсолютно игнорируется мнение меньшинства, сколь бы велико ни было последнее. Если «большинством» оказывается все время одна и та же группа участников выбора, то «меньшинство» никак не оказывает воздействия на поведение коллектива, будучи полностью отключенным от участия в его «управлении», так что, строго говоря, о коллективном решении нет основания и говорить. Более приемлемым кажется случай, когда «большинство» меняется от ситуации к ситуации, так что все члены коллектива принимают участие в формировании его «поведения». Но если дело обстоит именно так, то, значит на самом деле схема выбора основывается не на правиле большинства, а на равном участии всех членов коллектива в управлении. А раз это так, значит, необходимо более определенно говорить о механизме принятия коллективных решений в тех ситуациях, когда обеспечивается равное (в том или ином смысле) участие всех членов в выработке коллективных решений. Последнее соображение придает этическую приемлемость правилу большинства, однако оно ни в какой степени не может обеспечить рациональности коллективного поведения именно по той причине, что «решающие множества» участников в каждой ситуации будут разными. Конечно, все приведенные аргументы не означают, что правило большинства полностью должно быть отброшено. Просто необходимо помнить, что за систематическим использованием этого правила принятия коллективного решения стоят свои проблемы (обеспечения равного участия в управлении, обеспечения коллективной рациональности и т. п.). В отдельных же, в определенном смысле уникальных ситуациях другой альтернативы может и не быть и правило большинства может оказаться единственно возможным способом коллективного поведения.
Как нам кажется, в основу обсуждения процедуры согласования может быть положен принцип компромисса, который заключается в том, что всякое коллективное решение должно сопровождаться определенными взаимными уступками всех членов коллектива. Таким образом, коллективное предпочтение должно явно зависеть от предпочтений всех его членов и меняться, когда меняется предпочтение любого участника. Разумеется, мера чувствительности коллективного предпочтения к изменениям индивидуальных предпочтений — специальный вопрос, однако само это требование представляется абсолютно необходимым. Формально осуществимость компромисса с самого начала может означать требование существования единого оператора согласования. Обилие различного рода теорем о невозможности согласования интересов может создать впечатление действительной невозможности согласовать свои предпочтения участникам реальных коллективов. Тем более такие сомнения могут возникнуть относительно существования «единого критерия оптимальности» экономической системы или общества в целом. Этих проблем мы коснемся в следующей главе; здесь же заметим, что, быть может, упомянутые теоремы о невозможности согласования частично повлияли на представления ряда экономистов-математиков о возможности существования единой цели у коллектива, но теоремы никак не могли повлиять на реальность, на действительно и повсеместно происходящее реальное согласование разнообразных интересов. Другое дело, как именно происходит реальное согласование. Чтобы это выявить, необходимо иметь модель поведения коллектива взаимодействующих участников, обладающих собственными интересами. Такая модель в общем виде будет рассмотрена в 4.5. А пока рассмотрим проблему согласования в «чистом виде», как это сформулировано Эрроу, но откажемся от его аксиом и введем дополнительные предположения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.012 с.) |