Синтезирующая роль математики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтезирующая роль математики



 

Прогресс науки — явление сложное и противоречивое. Он прежде всего влияет на состояние самой науки. Появляются новые научные направления, растет специализация, без которой трудно себе представить развитие конкретных научных знаний. Но вместе с тем рождаются и новые синтетические конструкции, объединяющие разные научные дисциплины. Происходит, как говорят специалисты — науковеды, постепенная смена «парадигмы», т.е. тех общих позиций, с которых производится оценивание различных научных воззрений.

Под парадигмой понимают господствующую систему научных идей, которая лежит в основе общепризнанной картины мира, служит эталоном научного мышления и практическим, полезным ориентиром при решении новых задач.

По мере того как накапливаются новые научные факты, которые не укладываются в существующее представление мира начинается процесс формирования новой парадигмы. Переход к новой парадигме означает перерыв в постепенном развития науки, научную революцию. На этой стадии новую, приходящую на смену парадигму, можно рассматривать как концептуальную и инструментальную основу научного поиска, которая способна функционировать в условиях, когда полная теория ещё отсутствует. В этом своём качестве парадигма характеризует не установившуюся картину мира, а новое, возникающее знание о нём. К настоящему времени во всех областях знания накоплено достаточное количество экспериментальной и теоретической информации, которая делает постановку вопроса о поиске новой научной парадигмы актуальной.

Прогресс науки не только бесконечно раздвигает границы интеллектуальной жизни людей, но и непосредственно влияет на эволюцию общества. Он рождает новую технику, повышает про­изводительность труда, затрагивает связи и отношения между людьми.

Огромный рост общего объема знаний, которыми оперирует человечество, требует все большей и большей локализации интересов и усилий специалистов. Еще 95 лет назад крупнейший немецкий математик XX в. Д. Гильберт писал, что поток математических знаний начинает распадаться на отдельные ручейки. При этом ученый подчеркивал, что есть опасность измельчения этих ручейков, они могут потерять свою силу и постепенно иссякнут в песках невежества, подобно тому как великие реки Азии, стекая с гор, теряются в пустыне.

задач.

Закон сохранения целостности(Мера)
Жизнедеятельность общества  
Осознание
Рис.1.3.1.Структурная схема предназначения познания в рамках социальной деятельности человека  
Гуманитарные
Естественные
Математика
Модели
Почему определена СД?
Как определена СД?
Конкретные естественные науки
Системные концепции математики Теоретико-множественная Структурно-математическая Логико-алгебраическая Категорийно-функторная  
Конкретные гуманитарные науки  
Структурная схема поиска «ИСТИНЫ»

Эти опасения можно понять, но нам кажется, что в настоящее время они несколько преувеличены.

Дело в том, что наряду с разделением происходит и обратный процесс — непрерывный синтез идей и методов разных научных дисциплин. Именно на стыке научных «цивилизаций» появляются наиболее значительные новые исследования. Этот процесс особенно хорошо заметен в естественных науках. Химическая физика, физическая химия, молекулярная биология и т. д. — все это примеры, демонстрирующие диалектическое единство процессов дифференциации и синтеза человеческих знаний. Подобный процесс происходит также и в общественных науках.

Конечно, в общественных и гуманитарных науках подобные синтетические конструкции всегда более спорны, ибо здесь отсутствуют экспериментальная наглядность и возможность репродуцировать явление — особенности, играющие такую важную роль в естественных науках.

В гуманитарных исследованиях любое обобщение всегда имеет в своей основе неформальные и неформализуемые процедуры. Кроме того, материал, с которым имеют дело общественные и гуманитарные науки, не только велик по объему, но и, как правило, очень разнороден, в силу чего построение любых обобщающих теорий оказывается крайне сложным. Тем не менее история общественных наук знает примеры грандиозных синтетических конструкций. Так же как и в естественных науках, процесс построения синтетических теорий в общественных науках оказывается в конечном счете главным итогом любых исследований.

Процесс синтеза происходит внутри не только гуманитарных и социальных наук. Возникают пограничные области и между естественными и общественными науками.

Последнее особенно знаменательно в век научно-технической революции, когда энергетическая мощность человеческой цивилизации стала сравнимой с мощью процессов планетарного масштаба, невозможен и опасен любой технократизм. Оценка социальных следствий того или другого технического проекта может оказаться решающей при его общей оценке. Естественно­научные и общественные исследования оказываются в подобных условиях сплетенными в неразрывный узел. Потребность в подобных комплексных исследованиях привела к появлению новых научных направлений. Такие отрасли знания, как экономическая экология или экологическая экономика, системный анализ, уже возникли. Их предмет исследования требует объединения целого ряда естественнонаучных и технических дисциплин с экономикой, социологией и т. д. Появляются исследования, связывающие проблемы антропогенеза, палеогеографии и палеоклимата; антропология и история материальной культуры «сотрудничают» с эволюцией ландшафтных ха­рактеристик и параметров биогеоценозов и т. д.

Особую роль в процессе синтеза наук играет математика. Она является тем инструментом, который позволяет решать разнообразные проблемы, возникающие внутри гуманитарных наук, средствами естественных наук, и оказывается одним из мостиков, объединяющих гуманитарное и естественнонаучное мышление

Такое единство есть основа развития научной культуры. И так было всегда. Только теперь, в век научно технической революции, когда накопление человеческих знаний резко ускорилось, все основные черты процессов разъединения и синтеза обострились, сделались рельефнее.

Это, конечно, должно во многом деформировать традиционную стратегию создания и использования новых знаний. Среди тех особенностей процесса накопления новых знаний, которые проявляются в последние десятилетия, широкое использование математики, ее проникновение не только в естественные, но и в гуманитарные науки являются одними из самых ярких. Ее синтезирующая роль велика, ибо с ее помощью духовные ценности, накопленный опыт и научная культура мигрируют из одной сферы интеллектуальной деятельности в другую

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.006 с.)