Мера объективного соответствия модели познаваемому объектом характеризуется, тем насколько полно в модели отражены основные закономерности предметной области. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мера объективного соответствия модели познаваемому объектом характеризуется, тем насколько полно в модели отражены основные закономерности предметной области.



К основным закономерностям осуществления социально-экономической деятельности социально-экономического образования (в том числе регион, государство) можно отнести следующие:

1)Зависимость хода и исхода целенаправленной социально-экономической деятельности образования от политических целей этой деятельности;

2)Зависимость решительности и интенсивности социально-экономической деятельности образования от морально-психологического фактора;

3)Зависимость хода и исхода целенаправленной социально-экономической деятельности от экономических возможностей;

4)Зависимость достижения успеха от наличия превосходства над конкурентом (средой) в силах и средствах в решающем месте и в решающем месте и в решающий момент;

5)Зависимость достижения успеха от степени объединения усилий всех видов социально-экономических и научно-технических возможностей;

6)Зависимость достижения успеха в социально-экономическом развитии от правильного сочетания действий трёх базовых функций системы – целевой, защитной и обеспечивающей;

8)Зависимость действий социально-экономического образования при решении частных задач от стратегических целей.

9)Зависимость хода и исхода социально-экономической деятельности от опережения конкурента в развертывании соответствующих образований и соответствующих целевых действиях;

10)Зависимость видов, форм и способов социально-экономической деятельности от возможностей и механизмов их реализации социально-экономического образования.

Проведенный анализ показал, что базовой закономерностью для моделирования социально-экономической деятельности следует выбрать – Зависимость видов, форм и способов социально-экономической деятельности от возможностей и механизмов их реализации социально-экономического образования.

Этот вывод будет проиллюстрирован в рамках формальной аксиоматической теории синтеза облика и способов функционирования социально-экономического образования на основе условия замыкания модели действия (способ функционирования) и модели социально-экономического образования (облик системы).

Известны два подхода к проектированию систем - это анализ и синтез [8].

При анализе (решение проблемы выбора) проектировщику выдают набор физических элементов и требуют предсказать возможный результата функционирования системы (некоторые выходные характеристики). То есть проектировщик сформирует один вариант системы, другой и так далее, анализирует результат функционирования каждого и выбирает тот вариант, который наиболее полно удовлетворяет требуемым условием.

При синтезе проектировщику дают набор выходных характеристик проектируемой системы и требуют определить количественный и качественный состав системы.

Для тех, кто достаточно глубоко изучал математику, между решением задачи Коши и краевой задачи для дифференциального уравнения такая же разница как между проблемой выбора и проблемой синтеза. То есть при анализе решается задача «от начала» и анализируется, что получится. При синтезе решается задача « от конца», желаемого результата; формируется система с требуемыми выходными характеристиками.

При проведении системного моделирования центральное место занимают методы декомпозиции и агрегирования[1].

Декомпозиция – это такой научный метод, при котором исследование системы (модели) в целом заменяется исследованием отдельных её подсистем (подмоделей), проводимым с учётом их взаимного влияния друг на друга, и по возможности полным отражением при этом целостных свойств системы[1].

Агрегирование - это такой научный метод, при котором множество элементов (подсистем) модели (системы) заменяются элементами, называемыми агрегатами, на которых и строится агрегированная модель, имеющая существенно меньшую размерность, чем исходная, но достаточно хорошо отражающая свойства системы в главном [1].

Было отмечено, что и стина – это правильное, выверенное практикой отражение действительности. «Правильное отражение» объектов мира это отражение в виде «правильно построенных систем».

На структурной схеме рис.1.2.3. уже было отмечено, что моделирование окружающей действительности должно строится на основе замыкания «модели объекта» и «модели действия» этого объекта через предназначение. Только в этом случае мы получим модель «правильно построенной системы», так как только в этом случае мы полностью учтем основную закономерность ведения боевых действий – это Зависимость форм и способов боевых действий от оружия и боевой техники.

Нам это удалось в силу того, что удачно применили научные методы системного моделирования – декомпозицию и агрегирования. Так же применили два варианта построения логики рассуждений. Это от общего к частному (дедукция). И от частного к общему (индукция).

Дедукция – цепь умозаключений, звенья которой связаны отношениями следования. Началом дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений(«общее»), концом – следствия из посылок, теоремы («частное») [10].

Индукция - умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению) [10].

Детализация -разрабатывать в деталях, подробностях [5] при этом осознавая, что это детали некоторого объекта, системы.

Конкретизация - представлять в конкретном виде [5].

Конкретный -реально существующий, вполне точный и вещественно определённый, в отличие от абстрактного, отвлечённого [5].

Из определения процесса можно допустить, что имеется какой либо объект, сущность которого проявляется в определённом явлении. Развитиекакого-либо явления связано с проявлением какой-нибудь энергии, то есть с действием. При такой интерпретации понятия процесса явно просматриваются два базовыхпонятия, которые позволяют достаточно полно для теории и практики определить сущность процесса. Это «объект» и «действие». С другой стороны, такая интерпретация процесса согласуется с утверждением философской науки – неотъемлемый атрибут материидвижение [10]. В соответствии с такой интерпретацией на рис. 3.2. представлена структурная схема поиска «Истины».

Рис.1.2.3. Структурная схема поиска «истины»

 

Часть схемы «Познание» – это сущность подготовки специалиста. Другая часть схемы («Осознание») – это сущность деятельности специалиста в войсках, в народном хозяйстве. Осознать - полностью довести до своего сознания, понять [5].

Пересечение двух частей – это блок «Истина». Часть схемы «Истина» – определяет содержание фундаментальной подготовки специалиста. Большая степень фундаментальности подготовки позволяет специалисту самостоятельно осуществлять большее количество переводов «умолчаний» в «оглашения».

Огласить – сделать известным[5]. Умолчать – умышленно не сказать о чём-нибудь[5]. С нашей точки зрения умолчать – не сказать о чём-нибудь и не обязательно умышленно, как определяется в работе[5]. Это связано с тем, что умалчивают в большей степени не умышленно, а от незнания, непонимания того или иного явления. В рамках предложенной схемы соответствующая фундаментальная подготовка позволяет в рамках индуктивно-дедуктивных выводов переводить «умолчания» в «оглашения». То есть, владея таким инструментом, применённым к соответствующей предметной области, специалист овладевает соответствующими аспектами, непознанным в ВУЗе, и успешно решает встающие перед ним практические задачи, не рассматриваемые в процессе обучения.

Верхняя часть схемы - блок «Познание». Нижняя часть - блок «Осознание». На третьем уровне (блок «Познание»; технологический аспект познания) осуществляется анализ конкретного процесса. Проводится его декомпозиция. Выделяются объект и его действие. Проводится обобщение на основе абстрагирования наиболее существенных свойств базовых элементов процесса. На втором уровне (блок «Познание»; методический аспект познания; от понятия метод) на основе индукции строятся соответственно модель объекта и модель действия объекта. На первом уровне (блок «Истина»; методологический аспект познания)осуществляется синтез агрегата на основе агрегирования обобщённых, наиболее характерных свойств познаваемого процесса.В нашем случае агрегат -это Закон сохранения целостности. Применение данного агрегата к соответствующей предметной области позволяет переходить по де дукции от наиболее общих свойств процесса (сконцентрированных в Законе сохранения целостности) к конкретному частному процессу. (Дедуктивно строятся подобные друг другу процессы).

Если верхняя часть схемы это по сути процесс обучения, то нижняя часть это реальное воплощение в жизнь того, чему специалист обучился.

На втором уровне (блок «Осознание»; методический аспект познания; от понятия метод) на основе дедукции строятся соответственно модель объекта и модель действия объекта. В плане прикладномэтот уровень соответствует этапу проектирования объекта.

На третьем уровне (блок Осознание; технологический аспект познания) осуществляется синтез конкретного агрегата (процесса) на основе агрегирования свойств отдельных элементов, достаточно полно отражающего заданные свойства создаваемого объекта (системы). Конкретизируются объект и его действие. Проводится детализация на основе конкретизации наиболее существенных свойств базовых элементов процесса. Формируется реальный процесс с требуемыми свойствами. В плане прикладномэтот уровень соответствует этапу изготовления, развертывания и применения объекта.

Существуют два основных подхода к разработки системы[1,8-12]

А. Разработка на основе решения проблемы выбора.

Б. Разработка на основе решения проблемы синтеза.

Б.1. Синтез структуры при заданных функциях и алгоритмах функционирования системы

Б.2. Синтез функций и алгоритмов функционирования и правил поведения элементов системы

Б.3. Синтез структуры, включающий

- оптимизацию функционирования

- распределение функций по узлам.

- выбор состава.

Для учёта в модели основной закономерности социально-экономической проведена совместная постановка задачи синтеза облика и способов применения системы оружия, в рамках которой (в отличие от ранее предложенных подходов) удается одновременно определять как структуру, так и алгоритмы функционирования рассматриваемой системы. Такой подход соответствует направлению синтеза п.Б.3.

Анализ публикаций показал, что по направлению п.Б.3. отсутствуют системно изложенные, целостные результаты. Поэтому в данном учебном пособии представлены разработанные автором концептуальные математические основы одновременного синтеза модели системы и способов применения системы.

На рис.1.2.4. представлена структурная схема формирования исходных требований к разрабатываемой системе. Условно данная схема имеет 3 вертикальных среза и иллюстрирует процесс разрешения 3-х основных противоречий.

1. Несоответствие между возможностями социально-экономического образования и интересами этого образования в изменяющейся политической, социально-экономической и организационно-технической обстановке.

2. Несоответствие между возможностями компонент социально-экономического образования в изменяющейся социально-экономической и организационно-технической обстановке.

3. Несоответствие между организационно-управленческий (реализация модели действия) и социально-экономической, организационно-технической (реализация модели системы) сущностями процесса функционирования социально-экономического образования.

Для отстаивания интересов государства сформированы соответствующие компоненты системы государственного устройства. Когда соответствующие компоненты системы государственного устройства (социально-экономического образования) не отвечают интересам государства, то Администрация Президента (администрация социально-экономического образовании) прорабатывает возможность создания нового компонента (социально-экономического образования) с заменой старого или дополнительно c соответствующими возможностями. Это может быть Правительство или другой компонент системы государственного устройства (социально-экономического образования).

На рис. 1.2.4. рассматривается один из возможных вариантов поддержания потенциальной эффективности функционирования элемента социально-экономического образования (СЭО) компонент «Z» на уровне разумной достаточности за счет разработки дополнительной подсистемы. На разрешение 1-го противоречия направлена деятельность 1-го среза схемы. В соответствии с этим Администрация Президента ставит задачу руководству (администрации, управлению) компонента «Z» на проработку этого вопроса. Выдаются исходные данные в интересах разрешения 2-го противоречия (2-ой срез схемы). Управление компонента «Z» исходя из возможностей (научно-технических, социально-экономических и т.п.) и обстановки (политической, социально-экономической и т.п.) формирует облик новой подсистемы с требуемыми свойствами. На этом этапе как раз разрешается 3-е противоречие, приводятся в соответствие организационно-управленческая (реализация модели действия) и социально-экономическая, организационно-техническая (реализация модели системы) сущности процесса функционирования социально-экономического образования.

Рис. 1.2.4. Структурная схема формирования требований к системе

 

На примере третьего среза рассмотрим вопросы комплексного моделирования, которые и определяют место настоящей книги. В рамках исследования сформулированной проблемы комплексного моделирования деятельности социально-экономического образования проиллюстрирована на примере решения следующей ЗАДАЧИ.

При этом надо понимать, что любое социально-экономическое образование существует (это его предназначение) на основе сбалансированного обмена ресурсами (на самом общем уровне обмена – это энергообмен) с окружающей средой. Если образование - это регион, то он осуществляет обмен с государством, которому принадлежит. (Рис. 1.2.5.). Если это государство, то оно взаимодействует через энерго обмен или с определённым государством (рис. 1.2.5.), или с сообществом государств (Рис. 1.2.6.). (В принципе, обмен ресурсами осуществляют и два взаимодействующих человека, тоже как два социально-экономических образования)

ДАНО. 1. Описание стороны (государства, социально-экономического образования) "А", обладающей военно-политическими, социально-экономическими, научно-техническими и т.п. возможностями.

2. Описание стороны (государства, социально-экономического образования) "А", обладающей военно-политическими, социально-экономическими, научно-техническими и т.п. возможностями.

ТРЕБУЕТСЯ. Разработать инструмент синтеза комплексной модели гипотетического функционирования социально-экономического образования различного уровня иерархии, обеспечивающий требуемый уровень эффективности функционирования социально-экономического образования.

 

Рис.1.2.5. Схема обмена ресурсами между социально-экономическими образованиями, разнесёнными в пространстве.

Рис.1.2.6. Схема обмена ресурсами между социально-экономическими образованиями, вложенными в пространстве.

Объектом исследования при решении поставленной проблемы являются гипотетические социально-экономическое образование различного уровня иерархии, облик этих социально-экономических образований и модели их функционирования.

Предметом исследования при решении проблемы являются закономерности построения рациональных обликов гипотетических социально-экономическое образование различного уровня иерархии и моделей их функционирования.

Под закономерностями построения рациональных обликов гипотетических социально-экономическое образование различного уровня иерархии и моделей их функционирования понимаются объективно существующие, повторяющиеся, существенные соотношения и тенденции, определяющие связь между количественными и качественными характеристиками облика социально-экономическое образование, действий этих социально-экономическое образование с результатами функционирования.

Введем соответствующее определение облика системы.

Определение 1.2.1. Обликом системы будем называть ориентировочные, основополагающие характеристики системы и отношений между ее элементами, определяющие возможности системы и механизмы реализации этих возможностей, которые связаны с её предназначением

 

Облик системы увязан с этапами жизненного цикла следующим образом.

Рис.3.4. Основные этапы жизненного цикла системы

Этапы представляют собой замкнутый цикл, в котором условия функционирования системы на этапе непосредственного применения являются исходными для этапа выбора облика системы. Неверное решение, принятое на этапе выбора облика системы, равносильно дальнейшему созданию нерациональной системы в целом. Определение облика системы позволяет определить пути решения проблем, для разрешения которых создается система.

Поэтому в соответствии с сформулированной целью работы рассмотрим вопросы разработки и обоснования облика системы социально-экономического образования и способов ее функционирования (применения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.042 с.)