Проблема терроризма в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема терроризма в России.



 

Международный терроризм как глобальное явление. Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма.

Для современной России задача борьбы с терроризмом является особенно актуальной. В 1994 году началась борьба с незаконными вооруженными формированиями не территории Чеченской республики, которая продолжается и в настоящее время. Рецидивы этой борьбы проявляются в виде террористических актов, как на территории Чечни, так и в разных регионах России.

В 1990-1993 гг. произошли серьезнейшие изменения в личности, вооружении и тактике действий террористов, поставивших немало новых задач перед органами и службами безопасности. Если в 1970-1980-е годы террористами являлись в подавляющем большинстве случаев фанатики-одиночки, нередко - с психическими отклонениями (таковыми являлись 50% захватчиков самолетов), то к началу 1990-х годов возникли целые организации, готовившиеся к ведению вооруженной, по сути дела – террористической, борьбы. В 1990 году был издан указ М.С.Горбачева о «добровольном разоружении» незаконных военизированных формирований.

Если ранее террористы имели «на вооружении» самодельное или заводское стрелковое оружие, самодельные взрывные устройства (СВУ), то теперь они имеют самое современное вооружение отечественного и иностранного производства. Только в 1990-1993 гг. в Россию было незаконно ввезено около 1,5 млн. стволов огнестрельного оружия. С 1992 года впервые в нашей стране широкое распространение получило такое явление, как «киллерство» - заказные убийства неугодных лиц.

После декабря 1994 года Россия фактически впервые открыто вошла в конфронтацию с исламским миром, где весьма сильны фундаменталистские силы, не исключающие и физической борьбы с «неверными», и имеющие мощную финансовую и организационную поддержку. Это обстоятельство стало новым долгосрочным фактором, влияющим на развитие терроризма в современной России.

Нельзя не отметить, что не без помощи прессы, радио, телевидения, кино и литературы в сознание населения, по крайней мере, его определенных слоев, достаточно глубоко внедрилось убеждение в том, что «винтовка рождает власть». Закреплению этого мнения способствовали события в некоторых зарубежных странах. В этой связи насильственные, по сути своей террористические, методы действий и достижения поставленных целей находят терпимое отношение и даже «понимание» со стороны достаточно широких слоев, как в России, так и в других бывших союзных республиках.

Существует реальная угроза того, что террористическая деятельность может стать одним из методов реализации стратегии «нагнетания напряженности» (или «контролируемой напряженности», известной по истории Италии 70-х годов), достижения своих целей теми или иными политическими силами.

Следует также отметить, что в период роста и активизации террористической деятельности (1991-1994 гг.) проводились недостаточно продуманные и рациональные преобразования в системе правоохранительных органов и армии, что, возможно, было связано с недооценкой степени общественной опасности подобного рода явлений. В результате этого терроризм в России получил приоритет по сравнению с силами поддержания правопорядка: в 1992-1994 гг. существенно сократилось число оперативных работников органов МВД и ФСБ и их «штатная» численность стала вполне сопоставимой с численностью устойчивых преступных формирований. В 1995 году 63% сотрудников уголовного розыска имели оперативный стаж до 5 лет.

Для характеристики современного терроризма в России важно учитывать беспрецедентный размах преступности в стране, особенно так называемой «организованной», нередко осуществляющей действия, имеющие внешнее сходство с терроризмом - организация взрывов, захват заложников, устрашение или физическое устранение конкурентов.

И хотя эти действия, в силу отсутствия их «политической мотивированности», не считаются террористическими, по своей объективной стороне они, по сути дела, являются таковыми. Для их обозначения даже предложено специальное понятие «уголовного терроризма». Именно с этим явлением и столкнулась Россия в 1992-1994 гг. Известный исследователь проблемы терроризма В.В. Витюк называет его также «терроризмом экономическим». Для примера можно отметить, что только за 9 месяцев 1995 года в Подмосковье было сожжено 69 фермерских хозяйств, по стране убито 469 предпринимателей (210 из них в Москве), и более 1500 человек стали жертвами покушений.

Эта разновидность имеет большое криминологическое сходство с «классическим» политическим терроризмом. Остаточный же его эффект тот же - деморализация общества, нагнетание атмосферы страха, неуверенности, запугивания, парализации и подавления общественной воли, недовольство властями и правоохранительными органами, ликвидация демократических институтов общества, затруднение нормального функционирования государственных органов.

Для повышения эффективности и результативности борьбы с террористическими посягательствами крайне важным является вопрос об их структуре, то есть соотношении «удельного веса» различных деяний, образующих состав терроризма. Например, в 1968-1970 гг. 47% совершенных в мире террористических акций было осуществлено путем взрывов (13,7% из них - с использованием зажигательных бомб), 7,4% - с использованием наемников (ныне в России этот показатель намного выше «среднемирового» уровня), 7,5% терактов - путем похищения жертв, 5,5% - путем вооруженного нападения (в России в настоящее время этот показатель также гораздо выше).

Следует также различать, на что редко обращают внимание отечественные исследователи, терроризм направленный, т.е. нацеленный на конкретный объект, чаще всего - физическое лицо, и терроризм рассеянный, жертвами которого становятся случайные люди. Буденновский рейд чеченских «командос» в июне 1995 года является ярким примером подобного терроризма. К актам рассеянного терроризма также относятся групповые захваты заложников, организация взрывов в общественных и многолюдных местах, случайные жертвы при нападениях на избранные объекты.

Помимо этого различаются теракты скрытые, когда террористы стремятся не привлекать к ним, как таковым внимание общественности (отравления, хищения неугодных лиц, запугивание, шантаж), и демонстративные, которым исполнители стремятся придать максимально возможный общественно-политический резонанс - взрывы, расстрелы и т.д., вплоть до «официального» принятия на себя «ответственности» за совершенные действия.

Если физические лица, которые могут стать объектом направленного террора - госчиновники высокого ранга, предприниматели, банкиры и т.д., - имеют, как правило, защиту со стороны Службы безопасности президента, Главного управления охраны, частных охранных структур и служб безопасности, то население в целом может рассчитывать на защиту лишь со стороны МВД и ФСБ, возможности которых существенно ограничены.

Возможности расследования и раскрытия и тех, и других видов террористических действий ограничены, особенно если учитывать, что их исполнители могут применять меры противодействия и дезинформирования правоохранительных органов.

Как обоснованно отмечал один из исследователей этой проблемы В.В.Витюк, для роста терроризма в странах экс-СССР «сложился целый комплекс предпосылок социального, национального, идеологического, психологического характера». К их числу он относит распад СССР, системы его правоохранительных органов, паралич власти, хозяйственно-экономический кризис, резкое падение жизненного уровня населения (при одновременном появлении тонкого слоя богатых, сделавших себе состояние не всегда честным способом) и угрозу безработицы, неустойчивость всей системы общественных отношений и структур, крушение привычных мировоззренческих ориентаций, обострение разнообразных - политических, социальных, национальных и религиозных противоречий, высвобождение агрессивных потенций, общее падение нравов, торжество цинизма, нигилизма и взрыв преступности.

Все перечисленные обстоятельства влияют как на процесс формирования экстремистской идеологии и формирование субъектов террористической деятельности, так и на содержание и характер деятельности правоохранительных органов, на выработку общегосударственной системы мер борьбы с терроризмом.

К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести: рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье; социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии; наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также территориальных претензий друг к другу; стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций; отсутствие надежного контроля за въездом-выездом из России и сохраняющуюся «прозрачность» ее границ; наличие значительного «черного рынка» оружия (включая ВВ и ОВ) в некоторых сопредельных государствах.

К числу внутренних факторов роста терроризма относятся: наличие в стране большого нелегального «рынка» оружия и относительная легкость его приобретения; образование новой «российской диаспоры» (расселения граждан РФ за пределами своей страны); наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других «горячих точках», и их недостаточная социальная адаптированность в обществе переходного периода; ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов; наличие ряда экстремистских группировок, полувоенных формирований; сплоченность и иерархичность преступной среды; утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров; обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительных контингентов граждан; настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений; слабая работа правоохранительных и социальных государственных и общественных органов по защите прав граждан; широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы.

Созданию условий и росту терроризма в России способствуют также следующие факторы: деятельность партий, движений, фронтов и организаций, прибегающих к методам насилия; преступная деятельность криминальных сообществ, получившая широкий размах и направленная на дестабилизацию общества; утрата государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия; ослабление системы охраны военных объектов - источников оружия; обострение криминогенной обстановки и распространение правового нигилизма; появление и развитие институтов наемничества и профессиональных убийц; переход в криминальные структуры многих профессионалов из МО, МВД, ФСБ; проникновение в Россию и деятельность на ее территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект; негативное влияние средств массовой информации, создающих рекламу террористам; отсутствие контроля за распространением методов и способов террористической деятельности через информационные сети, публикация необходимых пособий.

 

Тема урока: Россия и международные отношения начала XXI века.

Занятие №23

Рассматриваемые вопросы:

1. Международный статус современной России.

2. Концепция внешней политики Российской Федерации.

3. Современный мир и внешняя политика Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.05 с.)