Механизм функционирования конкурентного рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм функционирования конкурентного рынка



 

1. Понятие, условия возникновения, функции и виды рынка.

2. Спрос, кривая спроса, функция спроса, закон спроса, эффект дохода, эффект замещения, неценовые детерминанты спроса.

3. Предложение, кривая предложения, функция предложения, закон предложения, неценовые детерминанты предложения.

4. Эластичность спроса и его виды. Эластичность предложения. Практическое применение эластичности.

5. Рыночное равновесие. Неравновесные ситуации: дефицит и избыток.

 

При изучении вопросов данной темы необходимо показать условия возникновения рынка, прямые и обратные связи между рынком и товарным производством, дать характеристику основных субъектов рыночного хозяйства, представить модель кругооборота ресурсов, доходов, продуктов. Свободный обмен товарами формирует свободные цены. Цена дает важные сведения о ситуации на рынке предпринимателям и потребителям. А поведение потребителей зависит от того, как удовлетворяются их потребности, какую полезность приносит тот или иной товар. Информация, содержащаяся в ценах позволяет определить наполненность или дефицитность рынков, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Поэтому очень важно при анализе спроса и предложения показать механизм установления равновесной цены.

 

Литература, рекомендуемая для изучения темы

1. Курс экономической теории: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – Гл. 4.

2. Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

3. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2010.

4. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2004.

 

Основные термины и понятия. Рынок, рыночная экономика, экономическое обособление производителей, традиционный рынок, свободный рынок, цивилизованный рынок, деформированный рынок; спрос, кривая спроса, величина (объем) спроса, цена спроса, функция спроса, закон спроса, эффект дохода, эффект замещения, эффект Гиффена; предложение, кривая предложения, величина (объем) предложения, функция предложения, закон предложения; рыночное равновесие, равновесная цена, дефицит, избыток, излишки производителей, излишки потребителей, чистый общественный выигрыш; эластичность, эластичность спроса по цене, точечная эластичность, дуговая эластичность, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса, эластичность предложения.

 

Тесты, задачи и упражнения

1. К рынкам, классифицируемым по экономическому назначению объекта купли-продажи, не относятся:

а) рынок капитала;

б) рынок продовольственных товаров;

в) мировой рынок;

г) монопольный рынок.

 

2. Рынок как экономическая форма организации общественного производства не позволяет:

а) использовать выгоды общественного разделения труда;

б) создавать сбережения;

в) гарантировать получение равного дохода всем производителям;

г) осуществлять контакт покупателей и продавца.

 

3. К основным причинам появления рынка относят:

а) ограниченные производственные возможности;

б) специализацию;

в) экономическое обособление производителей;

г) верны а) и б);

д) верны а) и в).

 

4. Все ниже перечисленное будет причиной сдвига кривой спроса на товар, кроме:

а) изменения доходов покупателей;

б) падения цены товара;

в) падения цены взаимосвязанного товара;

г) изменения вкусов покупателей.

 

5. Если на рынке существует избыточный спрос на товар, это является причиной того, что:

а) цена на товар превышает равновесную цену;

б) товар является низшим;

в) объем предложения превышает объем спроса;

г) цена на товар ниже равновесной цены.

 

6. Два товара, которые считаются субститутами:

а) кофе и чай;

б) хлеб и масло;

в) шотландское виски и сода;

г) бензин и зубная паста.

 

7. Если цена товара выросла с 1,5 р. до 2 р., а объем спроса сократился с 1000 до 900 единиц, то коэффициент ценовой эластичности равен:

а) 3,00;

б) 2,71;

в) 0,37;

г) 0,33;

д) 1,5.

 

8. Предположим, есть 2 рынка товара А. Функция спроса на первом функция предложения ; на втором соответственно: . Как изменятся цена равновесия и объем продаж, если эти рынки объединятся?

 

9. В таб. представлены данные о спросе на учебники в течение года.

а) Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности спроса и занесите их в таблицу.

Ценовая эластичность спроса Объем спроса (шт.) Цена за 1 учебник (руб.) Выручка (в руб.)
-      
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

б) Почему принято учитывать лишь абсолютное значение коэффициента ценовой эластичности спроса?

в) Установите, при каких значениях цены, приведенных в таблице, имеет место спрос эластичный, единичной эластичности и неэластичный.

г) Определите сумму выручки за учебники при каждом значении цены; полученные данные занесите в таблицу.

д) Как влияет изменение цены на учебники на величину выручки при эластичном спросе? Почему?

е) При каком значении коэффициента ценовой эластичности спроса величина выручки окажется максимальной? Почему?

ж) Начертите кривую спроса на учебники.

 

10. Эластичность спроса по доходу для автомобиля равна 5. Найти процентное изменение объема продаж автомобилей, обусловленное 2%-ным сокращением доходов потребителей.

 

Дискуссии, исследования и другие формы активной работы

Аналитическое задание.

Перед вами замечательное произведение поэта Л.Н.Мартынова (1905 -1980):

Мы знаем цену каждому мгновению,

Платить за все придет однажды срок.

Я как –то раз пробрался на Восток,

Там, между прочим, есть торговцы тенью.

Они располагаются под сенью

Больших деревьев около дорог,

А чаще в нишах. И за вход в мирок,

Наполненный прохладою и ленью,.

Берут пятак. Заплатишь и лежишь…

- Не ешь кишмиш и не кури гашиш,

А тень купи! –торговец мне шептал.-

Но понимаешь: весь свой капитал

Отдашь ты за неё среди пустыни.

 

- Проанализируйте данное стихотворение. О какой рыночной структуре идет речь?

- Приведите пример и объясните влияние на величину потребительского спроса эффекта замещения.

- Можно ли показать данную ситуацию графически?

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.34.207 (0.01 с.)