Предмет и метод экономической теории. Основные экономические проблемы общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод экономической теории. Основные экономические проблемы общества.



Содержание

 

Введение.............................................................................................................  
1 Предмет и метод экономической теории. Основные экономические проблемы общества...............................................  
2 Экономические системы и их национальные модели. Система отношений собственности.....................................................................................................  
3 Механизм функционирования конкурентного рынка...................................  
4 Структура рынка. Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур.............................................................................................................  
5 Основы теории потребительского поведения................................................  
6 Теория производства, прибыли и издержек фирмы.....................................  
7 Рынки факторов производства.......................................................................  
8 Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели.  
9 Макроэкономическое равновесие: виды и модели........................................  
10 Макроэкономическая нестабильность. Циклическое развитие экономики. Безработица. Инфляция.....................................................................................  
11 Государственное регулирование экономики. Финансовая система экономики и финансовая политика...................................................................  
12 Мировая экономика и международные экономические отношения...........  
Примерная тематика эссе..................................................................................  
Вопросы к дифференцированному зачету.......................................................  
Методические рекомендации студентам...........................................................  
Список использованных источников................................................................  

 


Введение

 

Курс «Экономическая теория» входит в число дисциплин, включенных в учебный план по решению методической комиссии по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика.

Цели освоения дисциплины «Экономическая теория»:

- изучение закономерностей функционирования современного рыночного механизма, который лежит в основе различных хозяйственных систем;

- освоение научных и эмпирических знаний о возможностях эффективного использования производственных ресурсов;

- формирование у студентов основ экономического мышления, позволяющего понимать процессы, происходящие в современной экономике.

 

Структура дисциплины

 

Таблица 1 - Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 академических часов).

 

Вид работы Трудоемкость, академических часов
3 семестр всего
Общая трудоёмкость    
Контактная работа: 44,25 44,25
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Промежуточная аттестация (зачет, экзамен) 0,25 0,25
Самостоятельная работа: 63,75 63,75
- выполнение индивидуального творческого задания (ИТЗ); - выполнение расчетно-графического задания (РГЗ); - написание реферата (Р); - написание эссе (Э); - самостоятельное изучение разделов (перечислить); - самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий; - подготовка к практическим занятиям; - подготовка к коллоквиумам; - подготовка к рубежному контролю и т.п.)    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен, дифференцированный зачет) диф. зачет  

 

Цель методических указаний – помочь студентам организовать процесс самостоятельного изучения дисциплины.

Проведение самостоятельной работы включает в себя следующие направления:

1. Планирование самостоятельной работы – это процесс распределения основных видов самостоятельной работы в соответствии с логикой дисциплины, отраженной в календарно-тематическом плане.

2. Организация самостоятельной работы это деятельность студента по отдельным формам самостоятельной работы: самостоятельное изучение разделов курса, текущий (промежуточный) контроль, внеаудиторная дополнительная работа, итоговый самоконтроль.

3. Контроль самостоятельной работы.

Самостоятельная работа призвана подготовить студента к сдаче дифференцированного зачета по изучаемой дисциплине, а также призвана обеспечить активное участие студента в различных формах организации научно – исследовательской работы студентов.

 


Литература, рекомендуемая для изучения темы

1. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2009. - Гл. 2.

2. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2014. -Гл. 2.

3. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю, Ш.М. Флинн. – М.: ИНФРА – М., 2011. – Гл. 1.

4. Курс экономической теории: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010. – Гл. 1, 2, 4.

5. Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. - Гл. 2.

 

Основные термины и понятия. Производительные силы, производственные отношения, средства производства, производство, распределение, обмен, потребление экономия (ekonomu), политическая экономия (political ekonomu), экономикс (ekonomics), микроэкономика, макроэкономика, нормативная экономика, позитивная экономика, труд, земля, капитал, предпринимательские способности, домашние хозяйства, фирмы, ограниченность и редкость ресурсов, экономический выбор, редкость, интерес, благо экономическое, альтернативные издержки, кривая производственных возможностей.

 

Тесты, задачи и упражнения

 

1. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) материальные и духовные потребности;

д) редкость блага.

 

2. Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:

а) макроэкономический;

б) микроэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный.

 

3. Три основных фактора производства – это труд, земля (природные ресурсы), капитал. Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие:

а) воздух, ученые, автомобили;

б) предприниматели, деньги, рента;

в) рабочие, станки, здания;

г) нефть, газ, газопровод, ювелирные изделия.

 

4. Предположим, вам нужно увеличить производительность труда. Какая из перечисленных мер сможет оказаться наиболее полезной:

а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;

б) ужесточить контроль за загрязнением окружающей среды;

в) увеличить капиталовложения;

г) уменьшить затраты на образование?

 

5. Заполните таблицу:

Обобщенная характеристика основных этапов развития экономической теории.

№ п/п Этап Теоретическая школа Представители школы Основные идеи
         
         
         
         
         
         
         

 

6. Производственные возможности выпуска военной продукции и гражданских товаров представлены в нижеприведенной таблице.

 

 

Таблица – Производственные возможности общества

Продукт Производственные альтернативы
A B C D E
Автомобили, млн.шт.          
Управляемые ракеты, тыс.шт.          

 

а) Изобразите эти данные о производственных возможностях графически. Что показывают точки на кривой? Как отражается на кривой закон возрастания вмененных издержек? Определите, каковы будут издержки производства дополнительного миллиона автомобилей (дополнительной тысячи управляемых ракет), если экономика в данный момент находится в точке С.

б) Обозначьте на графике производственных возможностей точку К внутри зоны, ограниченной кривой. Что она показывает? Обозначьте точку Н вне этой зоны. Что показывает точка Н? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка Н?

 

7. Петрова зарабатывает в час 10 ден.ед. В магазине за говядиной по 8 ден. ед. за кг. нужно стоять час, за говядиной по 12 ден.ед. за кг. очереди нет. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для Петровой?

 

Дискуссии, исследования и другие формы активной работы.

Вопросы для дискуссии:

1. Какие направления экономической мысли более всего подходит для описания социально-экономической ситуации в сегодняшней России? Каким может быть прогноз развития российской экономики?

2. Можно ли рассматривать опасные для здоровья алкогольные напитки или наркотики как экономические блага?

3. Гамлет, беседуя с Розенкранцем, произносит следующую фразу:

There is nothing either good or bad,

But thinking makes it so.

В переводе Б.Л. Пастернака (1890 -1960) эти слова звучат так:

Сами по себе вещи не бывают ни хорошими,

Ни дурными, а только в нашей оценке.

Замечательный поэт – переводчик М.Л. Лозинский (1886 - 1955) переводит это ближе к оригиналу:

Нет ничего ни хорошего, ни плохого;

Это размышление делает все таковым.

О какой категории идет здесь речь?

а) выгоде;

б) о полезности;

в) об издержках;

г) о цене.

 


Литература, рекомендуемая для изучения темы

1. Курс экономической теории: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – Гл. 4.

2. Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

3. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2010.

4. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2014.

 

Тесты, задачи и упражнения

1. Какой из нижеперечисленных элементов является наиболее важным для рыночной экономики:

а) эффективные профсоюзы;

б) всеобщее государственное регулирование;

в) взвешенные действия предпринимателей;

г) активная конкуренция на рынке.

 

2. Если экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:

а) командная;

б) рыночная;

в) натуральная;

г) смешанная.

 

3. Государственная форма собственности в условиях рыночной экономики не характерна для предприятий:

а) по производству обуви и одежды;

б) по производству строительных материалов;

в) по обеспечению теплоснабжения;

г) по электроснабжению населения.

 

4. Собственность как экономическая категория выражает:

а) отношения между людьми по поводу присвоения благ;

б) присвоение индивидом предметов природы;

в) отношение человека к вещи;

г) вещь, которая подвергается воздействию человека.

 

5. Укажите, какие из нижеперечисленных процессов можно отнести к национализации, денационализации, приватизации, деприватизации:

а) возвращение с санкции государства усадьбы на Балтийском побережье прежним владельцам;

б) распродажа и безвозмездное распределение акций;

в) возвращение себе прежними владельцами усадьбы;

г) указ о повсеместной передаче земли в собственность государству;

д) продажа государственного жилья квартиросъемщикам;

е) отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции.

 

Дискуссии, исследования и другие формы активной работы

Кейс -задача.

План наделения акциями работников — ESOP [1]

В США широко применяется программа ESOP. План наделения акциями работников (Employee Stock Ownership Plan, ESOP) является корпоративной социальной программой, которая дает возможность сотрудникам компании стать владельцами её акций. Ключевым моментом является то, что работники получают долю в компании, где они работают, и, соответственно, долю в рисках и выгодах, которые компания несет.

Максимальный не облагаемый налогом годовой вклад компании может составлять 25% фонда оплаты труда. Количество акций, приобретенных работниками, может варьироваться от 1 до 100%.

В 1974 году Закон США о пенсионном обеспечении разрешил работодателям вычитать из базы налогообложения выплаты основного долга и процентов
по ссудам ESOP. В 1984 году — разрешил не облагаемое налогом
перечисление поступлений от продажи акций по программам ESOP, если данные
поступления в течение года реинвестируются в другие ценные бумаги, и
исключил дивиденды, выплачиваемые на акции ESOP
из базы налогообложения корпораций.

Все программы ESOP являются программами пенсионного обеспечения за счет фиксированных взносов работников. В отличие от пенсионных программ, гарантирующих участникам фиксированную сумму выплат после оговоренной выслуги лет, программы ESOP не обеспечивают гарантированного дохода или ежегодной ренты после выхода работника на пенсию.

На программы ESOP не распространяется действие положений Закона о пенсионном обеспечении, требующих инвестирования в диверсифицированный портфель ценных бумаг. Пенсионное обеспечение по программам ESOP зависит не только от взносов работодателя и продолжительности участия в программе, но и от показателей инвестиционной деятельности деятельности траста ESOP и его ценных бумаг.

Программы ESOP с большой и незначительной долей заемных средств отличаются друг от друга следующим образом. Программы с большой долей заемных средств финансируются за счет кредита, в то время как программа с незначительной их долей финансируется за счет ежегодных взносов компании в форме акций или денежных средств, которые используются для приобретения акций.

Программы ESOP с большой долей заемных средств предлагают необычную налоговую защиту. Взносы в эти программы не облагаются налогами, а половина суммы процентов, полученных по кредиту, вычитается из суммы налогообложения. Это преимущество еще более увеличивается при взносах не в денежной форме, а в форме акций, так как при других обстоятельствах эмиссия акций редко освобождается от налогообложения.

 

Задание: рассмотрите целесообразность внедрения в экономику России подобной системы, определите её положительные и отрицательные стороны.


 

Литература, рекомендуемая для изучения темы

1. Курс экономической теории: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – Гл. 4.

2. Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

3. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2010.

4. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2004.

 

Основные термины и понятия. Рынок, рыночная экономика, экономическое обособление производителей, традиционный рынок, свободный рынок, цивилизованный рынок, деформированный рынок; спрос, кривая спроса, величина (объем) спроса, цена спроса, функция спроса, закон спроса, эффект дохода, эффект замещения, эффект Гиффена; предложение, кривая предложения, величина (объем) предложения, функция предложения, закон предложения; рыночное равновесие, равновесная цена, дефицит, избыток, излишки производителей, излишки потребителей, чистый общественный выигрыш; эластичность, эластичность спроса по цене, точечная эластичность, дуговая эластичность, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса, эластичность предложения.

 

Тесты, задачи и упражнения

1. К рынкам, классифицируемым по экономическому назначению объекта купли-продажи, не относятся:

а) рынок капитала;

б) рынок продовольственных товаров;

в) мировой рынок;

г) монопольный рынок.

 

2. Рынок как экономическая форма организации общественного производства не позволяет:

а) использовать выгоды общественного разделения труда;

б) создавать сбережения;

в) гарантировать получение равного дохода всем производителям;

г) осуществлять контакт покупателей и продавца.

 

3. К основным причинам появления рынка относят:

а) ограниченные производственные возможности;

б) специализацию;

в) экономическое обособление производителей;

г) верны а) и б);

д) верны а) и в).

 

4. Все ниже перечисленное будет причиной сдвига кривой спроса на товар, кроме:

а) изменения доходов покупателей;

б) падения цены товара;

в) падения цены взаимосвязанного товара;

г) изменения вкусов покупателей.

 

5. Если на рынке существует избыточный спрос на товар, это является причиной того, что:

а) цена на товар превышает равновесную цену;

б) товар является низшим;

в) объем предложения превышает объем спроса;

г) цена на товар ниже равновесной цены.

 

6. Два товара, которые считаются субститутами:

а) кофе и чай;

б) хлеб и масло;

в) шотландское виски и сода;

г) бензин и зубная паста.

 

7. Если цена товара выросла с 1,5 р. до 2 р., а объем спроса сократился с 1000 до 900 единиц, то коэффициент ценовой эластичности равен:

а) 3,00;

б) 2,71;

в) 0,37;

г) 0,33;

д) 1,5.

 

8. Предположим, есть 2 рынка товара А. Функция спроса на первом функция предложения ; на втором соответственно: . Как изменятся цена равновесия и объем продаж, если эти рынки объединятся?

 

9. В таб. представлены данные о спросе на учебники в течение года.

а) Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности спроса и занесите их в таблицу.

Ценовая эластичность спроса Объем спроса (шт.) Цена за 1 учебник (руб.) Выручка (в руб.)
-      
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

б) Почему принято учитывать лишь абсолютное значение коэффициента ценовой эластичности спроса?

в) Установите, при каких значениях цены, приведенных в таблице, имеет место спрос эластичный, единичной эластичности и неэластичный.

г) Определите сумму выручки за учебники при каждом значении цены; полученные данные занесите в таблицу.

д) Как влияет изменение цены на учебники на величину выручки при эластичном спросе? Почему?

е) При каком значении коэффициента ценовой эластичности спроса величина выручки окажется максимальной? Почему?

ж) Начертите кривую спроса на учебники.

 

10. Эластичность спроса по доходу для автомобиля равна 5. Найти процентное изменение объема продаж автомобилей, обусловленное 2%-ным сокращением доходов потребителей.

 

Дискуссии, исследования и другие формы активной работы

Аналитическое задание.

Перед вами замечательное произведение поэта Л.Н.Мартынова (1905 -1980):

Мы знаем цену каждому мгновению,

Платить за все придет однажды срок.

Я как –то раз пробрался на Восток,

Там, между прочим, есть торговцы тенью.

Они располагаются под сенью

Больших деревьев около дорог,

А чаще в нишах. И за вход в мирок,

Наполненный прохладою и ленью,.

Берут пятак. Заплатишь и лежишь…

- Не ешь кишмиш и не кури гашиш,

А тень купи! –торговец мне шептал.-

Но понимаешь: весь свой капитал

Отдашь ты за неё среди пустыни.

 

- Проанализируйте данное стихотворение. О какой рыночной структуре идет речь?

- Приведите пример и объясните влияние на величину потребительского спроса эффекта замещения.

- Можно ли показать данную ситуацию графически?

 


 

Литература, рекомендуемая для изучения темы

1. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2004. – Гл. 7,8.

2. Курс экономической теории: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – Гл. 4.

3. Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

4. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2010.

5. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2004

 

Тесты, задачи и упражнения

1. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

а) в отрасли действует большое число производителей товаров, выпускающих неоднородную продукцию;

б) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы;

в) существуют входные барьеры на рынок;

г) все ответы верны.

 

2. Олигополия предполагает:

а) немногочисленность фирм в отрасли;

б) наличие высоких барьеров для вступления в отрасль;

в) наличие всеобщей взаимозависимости;

г) все ответы верны.

 

3. «Барьером» для проникновения в отрасль новых производителей не могут служить:

а) патенты и лицензии;

б) законодательное оформление исключительных прав;

в) незначительный капитал;

г) низкие издержки производства.

 

4. Рынок монополии не характеризуется:

а) огромным количеством участников рынка;

б) отсутствием близких товаров заменителей;

в) наличием значительных барьеров для вступления в отрасль;

г) нет верного ответа.

 

5. Олигополия, являющаяся распространенной рыночной структурой, характеризуется:

а) наличием взаимосвязи между фирмами;

б) отсутствие барьеров для вступления в отрасль;

в) наличие множества фирм в отрасли;

г) все ответы верны.

 

6. Что из следующего не приведет к монополии:

а) лицензии;

б) авторские права;

в) контроль над единственным источником товара;

г) производство и сбыт товара, имеющего много близких субститутов.

 

7. Ситуация, приближающаяся к совершенной конкуренции, скорее всего, будет характерна для:

а) рынка зерна;

б) рынка самолетов;

в) рынка преподавательских услуг;

г) рынка автомобилей.

 

8. В советской литературе длительное время оспаривался вопрос о пользе конкуренции. Более эффективным считалось соревнование, а не конкуренция. Напротив, в рыночной экономике конкуренция выступает стимулом роста и развития. Выскажите свою точку зрения о достоинствах и недостатках соревнования и конкуренции.

 

Дискуссии, исследования и другие формы активной работы.

Кейс «Лидеры автопрома» [2]

Литература, рекомендуемая для изучения темы

1. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2004. – Гл. 7,8.

2. Курс экономической теории: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – Гл. 4.

3. Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

4. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2010.

5. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2004

 

Тесты, задачи и упражнения

1. Точка потребительского оптимума называется также точкой равновесия потребителя, потому что:

а) в этой точке потребитель не имеет стимулов для изменения соотношения товаров в потребительском выборе;

б) в этой точке потребитель тратит весь свой доход;

в) в этой точке потребитель не может повлиять на цены товаров;

г) эта точка – точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.

 

2. Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда:

а) предельная полезность равняется нулю;

б) предельная полезность имеет максимальное значение;

в) предельная полезность имеет минимальное значение;

г) правильный ответ отсутствует.

 

3. Условие равновесия потребителя:

а) предельные полезности благ равны предельной полезности денег;

б) взвешенные по ценам предельные полезности благ равны;

в) предельные полезности благ равны;

г) верны все утверждения.

 

4. Налог на продажу ложится в большей мере на потребителя, если:

а) спрос неэластичен;

б) спрос эластичен;

в) спрос абсолютно эластичен;

г) предложение неэластично.

 

5. Предельная норма замены не является:

а) постоянной на всем протяжении кривой безразличия для товаров, не являющихся совершенными заменителями;

б) количеством товара Х, которое потребитель согласен отдать в обмен на единицу товара У так, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным;

в) характеристикой кривой безразличия;

г) выражением убывающей предельной полезности благ.

 

6. Потребитель тратит 20 р. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 20 – 3Х, где Х – количество яблок в шт. Предельная полезность апельсинов равна 40 – 5У, где У – количество апельсинов в шт. Цена одного яблока составляет 1 р., цена одного апельсина – 5 р. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?

 

7. Студент еженедельно получает от родителей 20 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения - на горизонтальной:

а) цена продуктов питания (РF) – 50 центов за единицу, цена развлечений (РH) – 50 центов за единицу;

б) РF = 50 центам, РH = 1 долл.;

в) РF= 1 долл., РH = 50 центам;

г) РF = 40 центам, РH = 40 центам;

д) РF = 50 центам, РH = 50 центам, но доходы студента увеличиваются до 25 долл. в неделю.

 

8. Построить линию бюджетного ограничения для яблок и мяса при доходе потребителя, равном 1000 ден. ед. в месяц с учетом цен: яблоки – 2 ден. ед. за 1 кг, а мясо – 10 ден. ед. Как сместится линия при снижении цены яблок до 1 ден. ед. и при росте цены мяса на 25%? Напишите уравнения обеих бюджетных прямых.

 

9. Студент читает газеты и слушает музыку, записанную на CD. Цена 1 газеты 1,5 ден.ед., цена 1 CD – 7,5 ден.ед. Предположим, что обычно студент покупает 2 CD и 10 газет.

Количество Общая полезность, ютилы
Газеты CD
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Исходя из представленных в таблице данных, ответьте на вопросы:

а) сколько денег тратит студент на покупку этого количества газет и CD?

б) какую общую полезность он получает от такой комбинации покупок?

в) при какой комбинации двух товаров студент окажется в равновесии?

 

Дискуссии, исследования и другие формы активной работы

Аналитическое задание.

Перед вами двустишье поэта Л. Боровиковского (1806-1889):

 

Голодный средь степи нашел мешок с деньгами.

Взял и откинул прочь: «Я думал – с сухарями!»

 

Вопросы:

- что можно сказать о предельной норме замещения денег и сухарей в этой ситуации? Можно ли построить карту безразличия денег и сухарей?

- какая аксиома порядкового подхода здесь нарушена?


Литература, рекомендуемая для изучения темы

1. Курс экономической теории: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – Гл. 4.

2. Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

3. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2010.

4. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 2004.

 

Тесты, задачи и упражнения

1. Определите, какая из перечисленных комбинаций значений общего продукта иллюстрирует закон убывающей предельной производительности фактора производства:

а) 2500, 1500, 1250, 1200;

б) 2500,5000, 8000, 12000;

в) 2500,3500, 3600, 3800.

г) 10, 15, 16,18.

 

2. Любая точка, находящаяся либо на изокванте, либо на изокосте, означает:

а) Количество производимого продукта;

б) Объем продукта в денежном выражении;

в) Комбинацию физических объемов ресурсов;

г) Сумму издержек.

 

3. Какая из следующих кривых никогда не принимает U- образной формы?

а) АVC; б) MC; в) AFC; г) ATC; д) LATC

 

4. Взаимосвязь между всеми возможными вариантами сочетаний факторов производства и объемом выпускаемой продукции выражается при помощи:

а) кривой производственных возможностей;

б) кривой общего объема выпуска;

в) производственной функции;

г) эластичности предложения;

д) кривой общих затрат.

 

5. Какое из следующих утверждений является правильным?

а) бухгалтерские издержки + экономические издержки = нормальная прибыль;

б) экономическая прибыль – бухгалтерская прибыль = явные издержки;

в) экономическая прибыль – неявные издержки = экономическая прибыль;

г) явные издержки + неявные издержки = бухгалтерские издержки.

 

6. В производственном процессе величина капитала фиксирована; величина труда изменяется. Найдите взаимозависимости между трудом , общим продуктом труда , предельным продуктом труда и производительностью труда , если известны следующие данные:

 

 
А   …. ….  
B   ….  
C     ….
         
D   ….   ….
E   …. ….  

 

7. Владелец фирмы выплатил наемным работникам 50 тыс. франков. Плата процентов за кредит составила 100 тыс. франков, амортизационные отчисления - 50 тыс. франков, затраты на сырье, отопление, освещение, - 30 тыс. франков. Совокупный доход фирмы составил 300 франков. Владелец фирмы может сам устроиться на работу наемным работником в другую фирму и получать там 60 тыс. франков. От вложений своего каптала в другое предприятие владелец фирмы мог бы получить 20 тыс. франков.

Определите:

а) бухгалтерские издержки;

б) экономические издержки;

в) бухгалтерскую прибыль;

г) экономическую прибыль;

д) следует ли владельцу фирмы продолжать свое дело?

 

8. В экономической литературе фирма рассматривается как: 1) юридическое лицо; 2) система административного контроля; 3) долговременный контракт между входящими в нее физическими лицами; 4) неполный контракт между ними. Прокомментируйте эти определения фирмы и покажите, какую цель анализа преследует каждое из них.

9. Основной капитал – 3 млн. денежных единиц. Средняя скорость его оборота – 6 лет. Оборотный капитал – 500 тыс. денежных единиц, он оборачивается 13 раз в год. Определить время оборота капитала в целом.

10. Стоимость машины 4000 денежных единиц. На капитальный ремонт в течение всего срока службы машины израсходовано 1800 денежных единиц. Остаточная стоимость составляет 400 денежных единиц. Плановый срок службы 16 лет, расходы по демонтажу – 360 денежных единиц. Рассчитать норму амортизации машины.

11. Производственный цикл длится 6 месяцев. Для его обеспечения авансируется 30 денежных единиц на закупку сырья и материалов, 10 денежных единиц на топливо и энергию. Заработная плата выдается ежемесячно по 2 денежные единицы. Определите величину оборотного капитала и число его оборотов в течение года.

 

 

Дискуссии, исследования и другие формы активной работы

Кейс – задача.

Анализ рынка услуг парикмахерских и салонов красоты в России в 2010-2014 гг, Прогноз на 2015-2019 гг" [3]

По оценкам BusinesStat, в 2014 г объем рынка услуг парикмахерских и салонов красоты в России увеличился по сравнению с 2013 г на 1% и составил 160 млн услуг. При этом традиционно наибольшим спросом данные услуги пользовались в крупных городах, где люди активнее следят за своим внешним видом.

В 2015-2016 гг. объем рынка услуг парикмахерских и салонов красоты будет сокращаться и составит 144 млн услуг в 2016 г.

В последние годы стоимостный объем рынка рос более высокими темпами из-за повышения цен. В 2014 г оборот рынка услуг парикмахерских и салонов красоты в России составил 92,5 млрд руб, что превысило уровень предыдущего года на 10%.

Снижение натурального объема рынка парикмахерских и салонов красоты в 2015-2016 гг отразится на замедлении ежегодных темпов прироста стоимостного объема до 4,8%-6,3%. В 2016 г показатель достигнет 103,1 млрд руб. В целом, прирост выручки участников рынка в 2015-2016 гг будет поддерживаться перераспределением спроса из премиум–сегмента на услуги заведений эконом-класса.

С 2015 г на рынке парикмахерских и салонов красоты в России будут наблюдаться следующие тенденции: рост числа салонов эконом-класса и усиление конкуренции в данном сегменте, постепенное появление крупных игроков, включая сетевые проекты, развитие маркетинговых коммуникаций в социальных сетях и использование партнерских программ для привлечения клиентов.

Вопросы:

- перечислите, возможные причины, способствующие росту издержек и, как следствие, сокращению количества парикмахерских.

- каким образом процессы изменения рыночного спроса и предложения способствуют перераспределению роли больших и малых фирм в отрасли?

 


Рынки факторов производства

 

1. Особенности функционирования рынков факторов производства. Производный характер спроса на факторы производства. Влияние редкости и ограниченности ресурсов на их предложение.

2. Рабочая сила как товар на рынке труда. Современная структура рынка труда. Сущность заработной платы: многообразие взглядов. Формы заработной платы.

3. Рынок капитала и его структура, равновесие на рынке капитала. Процент на капитал: природа, динамика, факторы. Дисконтирование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.291 с.)