Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 9. Некоторые лексические, грамматические и стилистические аспекты перевода. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
План 1. Перевод фразеологизмов. 2. Перевод интернациональной и псевдоинтернациональной лексики. 3. Перевод препозитивных атрибутивных сочетаний. 4. Особенности перевода некоторых английских глагольных форм. 5. Передача артикля, союзов и предлогов в англо-русском переводе. 6. Изменение структуры предложения в переводе. 7. Перевод абсолютных и некоторых других конструкций. 8. Передача ряда стилистических приемов.
Материал данной темы весьма удачно изложен в пособиях В.Прозорова “Теория перевода с английского языка на русский” и Т.А.Казаковой “Практические основы перевода”, которые и рекомендуются для подготовки к практическим занятиям. При изучении этого материала имеет смысл обратить особое внимание на следующие моменты. Перевод фразеологизмов. Имеется 5 основных способов перевода образной фразеологии: 1) фразеологический эквивалент: to take the bull by the horns – взять быка за рога; 2) фразеологический аналог: a bird in the hand is worth two in the bush – лучше синица в руках, чем журавль в небе; 3) калькирование: half a loaf is better than no bread – уж лучше полбуханки, чем вовсе без хлеба; 4)описательный перевод: as the crow flies – по прямой линии; 5) контекстуальная замена ФЕ в ИТ на такую ФЕ в ПЯ, которая в изолированном виде не является ее соответствием. Перевод интернациональной и псевдоинтернациональной лексики. Последнюю также называют ложными друзьями переводчика. Следует учитывать, что даже будучи близким по значению, они могут существенно отличаться коннотациями: ambition является нейтральной в оценочном отношении ЛЕ, тогда как русское «амбиция» до сих пор может восприниматься как несуще негативную коннотацию. Перевод препозитивных атрибутивных сочетаний. При переводе ПАСов следует применять в трудных случаях процедуру: 1) найти границы ПАСа и выделить опорное слово, перевести его на русский; 2) проанализировать отношения определений к определяемому слову и друг другу и разбить их на смысловые группы; 3)раскрыть смысловые связи между группами, двигаясь, как правило, «от конца к началу», т.е. от определяемого слова. Особенности перевода некоторых английских глагольных форм. Наибольшие трудности, как правило, представляет перевод инфинитива в функции сопутствующего обстоятельства и последующего действия: I awoke to hear the wind… - Я проснулся и услышал…; перфектого инфинитива в сочетании с might в значении, близком сравнительному (в русском обычно и используется сравнительная конструкция): … he might have been swimmimg in a huge bath… - … словно он плавал в огромной ванне…
Передача артикля, союзов и предлогов в англо- русском переводе. Наибольшие трудности здесь обычно представляет передача определенного артикля в эмфатической функции. Так он приближается при этом к значению, как правило, связанному с превосходной степенью прилагательного, причем последнее в ИТ отсутствует, в ПТ обычно вводят наиболее подходящее по смыслу прилагательное, т.е прибегают к приему добавления: …they are hardly considered the thing… – ….вряд ли их можно считать вполне респектабельной вещью… Изменение структуры предложения в переводе. При использовании приема членения и объединения предложений следует обратить внимание на то, что в соответствии с конвенциональной нормой в англо-русских переводах принято при членении исходного предложения основываться на тематическом принципе. Перевод абсолютных и некоторых других конструкций. При передаче абсолютных конструкций обычно эксплицируют их значение, прибегая к придаточным предложениям, членению предложения и т.д. Другая сложность – обороты, по форме совпадающие со сравнительными, но передающие эмфазу: The senator knew criminal law as well as any citizen of his state – Сенатор был одним из лучших в своем штате знатоков уголовного права. Здесь необходимое значение предается в ПЯ лексическими средствами. Передача ряда стилистических приемов. Следует обратить внимание на принцип стилистической компенсации, согласно которому переводчик может выбрать в ПТ свое собственное средство, обладающее тем же эффектом, что и средство в ИТ, не допускающее прямого перевода.
Контрольные вопросы: 1. Каковы основные виды соответствий, применяемых при передаче фразеологизмов? 2. Какого рода трудности встречаются при переводе псевдоинтернациональной лексики? 3. Какая процедура анализа и поиска вариантов обычно применяется при передаче препозитивных атрибутивных словосочеианий? 4. В каких случаях и какие глагольные формы создают трудности в англо-русском переводе? 5. Какому правилу следуют при членении предложений в англо-русском переводе? 6. Каковы трудности перевода английских абсолютных конструкций на русский язык? 7. Какому принципу следуют при переводе метафор?
Литература: Алексеева И. С. Введение в переводоведение. – СПб.: Филологический факультет СпбГУ; М.: Академия, 2006. С. 171 – 242. Казакова Т.А. Практические основы перевода. – СПб., 2001. С. 63-292.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.006 с.) |