Процесс организации девелоперской деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс организации девелоперской деятельности.



Лекция 20.

ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ДЕВЕЛОПЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Процесс - совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Процесс девелопмента есть реализация идеи девелопера, когда построенные площади объектов недвижимости пользуют­ся спросом их арендаторов и покупателей. Управление процессом деве­лопмента представляет собой приложение знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявля­емых к проекту, и ожиданий участников проекта.

Для того чтобы начать рассмотрение процесса девелопмента, необхо­димо уделить внимание функциям процесса девелопмента недвижимости, а также его участникам:

- определение сущности девелопмента недвижимости (рассмотрено в предыдущем параграфе);

-определение сущности девелоперского процесса;

-восьмиуровневая модель девелопмснта недвижимости;

-характеристика девел онеров;

-участники/партнеры девелоперского процесса;

-рыночная конъюнктура и технико-экономическое обоснование проекта;

-дизайн и проектные решения проекта;

-факторы, формирующие стоимость девелоперской компании.

В хорошо продуманном девелоперском проекте финансы не являются главной целью, скорее на первое место выходит логика, которая позволя­ет девелоперу сочетать и правильно использовать в своих целях несколь­ко участников (каждый - с собственным набором целей), что в конечном счете будет создавать и преувеличивать прибыль.

Сущность девелоперского процесса

Процесс девелопмента недвижимости - реализация идеи девелопера, когда построенные площади объектов недвижимости пользуются спросом их арендаторов и покупателей. Такие факторы, как земля, рабочая сила, капитал, управление (менеджмент) и предпринимательство необходимы девелоперу, чтобы преобразовать свою идею в действительность. Причем ценность объектов девелопмента возрастает при использовании всех фак­торов в комплексе с грамотным обслуживанием объекта. Когда такие три фактора, как место, время и обслуживание, сочетаются, то потребители девелоперских услуг получают выгоды от построенного объекта. Конеч­ный продукт девелоперского процесса — новый или преобразованный де­велоперский проект — является результатом скоординированных усилии многих профессионалов в этой сфере. Девелоперская деятельность не осу­ществляется без финансовой поддержки и часто требует крупных финан­совых вливаний. Только тогда строительство или реконструкция зданий могут быть начаты, привлекая к себе огромное число участников: архитек­торов, дизайнеров, строителей, инженеров и т. п. До, после и во время ре­ализации девелоперского процесса девелопер сотрудничает с органами власти по одобрению проекта, согласовывая с ними свои шаги но изменени­ям в проекте, а также по выполнению строительных норм и правил, инфра­структуре и т. д. Все большие группы сообщества становятся ключевыми фигурам (игроками) в процессе девелопмента, так как они формируют спрос на те или иные строящиеся площади, и время в этом уравнении вы­ступает в роли важнейшего фактора. И наконец, продажа или сдача в аренду площадей пользователям в соответствующем (необходимом им) месте по заранее намеченной (или более высокой) цене является действи­ем, которое доказывает, что данный девелоперский проект разработан и организован правильно пользуется спросом. Естественно, что все требует экспертизы от участников рынка, архитекторов, риелторов, юристов и др.

Инвестиционная стадия

А. Стадия проектирования. На стадии проектирования предполагает­ся, что девелопер имеет проработанную финансовую схему, предусматри­вающую последовательную организацию финансирования. Основные па­раметры схемы согласовываются еще на пред проектной стадии в периодпривлечения финансовых ресурсов, однако на данной стадии происходитдетализация и уточняются конкретные механизмы.

Наиболее важными вопросами, прорабатываемыми на стадии проек­тирования, являются вопросы, связанные с налогообложением и форми­рованием профессиональной архитектурно-инженерной группы. Уровеньналогов играет важную роль из-за сравнительно длительного периода,в течение которого идут денежные потоки.

Итогом данного этапа становятся утвержденная и согласованная ком­плексная концепция проекта и тщательно подобранная команда проекти­ровщиков, подрядчиков и консультантов, готовая приступить к реализа­ции проекта. Росстат отмечает следующие факторы, ограничивающиеделовуюактивность строительных организаций (табл. 7.2)

Как показывает практика, качество управления проектом оказываетсярешающим фактором успеха или неудачи проекта. Опытные инвесторыуделяют особое внимание качеству управления проектами строительствалюбой недвижимости, в которых они участвуют. Эффективное управле­ние девелоперским проектом гарантирует, что здание будет всегда занятоарендаторами, состав которых тщательно подобран, помещение будет со­держаться в хорошем состоянии, чтобы избежать потерь стоимости илиухода арендаторов, соответствующие услуги будут предоставляться безнеоправданных затрат, разногласия с арендаторами будут оперативноулаживаться, и с ними будут поддерживаться партнерские отношения.

При грамотном подходе к организации процессов строительства видится нецелесообразной экономия средств на управлении, попытка инвесторов самостоятельно выполнять функции управляющего или поручать это непрофессиональному или неопытному менеджеру. Даже непродол­жительный период простоя здания, не занятого арендаторами из-за недо­статочного регулирования отношений с ними или из-за технических про­блем с самим зданием, которых можно было бы избежать, вызывает быстрый перерасход тех средств, которые можно было бы потратить на более профессиональный менеджмент.

Руководство проектированием составляет основное содержание этапа проектирования.

В Москве требования государственных инстанций к представляемой на утверждение проектной документации варьируются в зависимости от размера проекта. Очень важно уже на стадии проектирования поддержи­вать контакты со всеми имеющими отношение к строительству государст­венными службами.

На этот момент можно определить размер бюджета уже с погрешнос­тью до 10%. В дальнейшем смета должна постоянно уточняться.

Девелоперская компания от имени инвестора может осуществлять на этой стадии следующие действия:

-оформление в надлежащем порядке в государственных и муници­пальных органах исходно-разрешительных документов: распоряжение мэра (префекта) по проекту, инвестиционный контракт, землеотвод (до­говор аренды земли), градостроительное заключение-задание, геоподос­нова, технические условия присоединения, технический паспорт, техни­ческое задание на проектирование;

-получение согласований и разрешений (для г. Москвы) в мэрии, пре­фектуре, территориальном управлении земельного комитета, Москомархи- тектуре, Москомприроде, санэпиднадзоре, управлении по охране памят­ников, отделе подземных сооружений, органах но гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, ГИБДД, органах пожарной службы, эксплу­атационных службах инженерных коммуникаций (Мосэнерго, Мосводо- канал, Мосгорсвет, Мосводосток, Мосзеленхозстрой), Мосгорэкспертизе итд.

Девелоперская компания полностью представляет интересы инвесто­ра на этане проектирования, в том числе руководит формированием груп­пы проектировщиков, включая проведение тендера по выбору главного архитектора проекта, архитектора по инженерным системам, архигектора-конструктора и заключение с ними контракта.

Под контролем девелоперской компании должен находиться этап под­готовки эскизного проекта и технико-экономического обоснования (ТЭО), включая согласование задания на проектированиеГЭО в муници­пальных органах, управление разработкой эскизного проекта иТЭО, про­ведение проектных и архитектурных совещаний, получение окончательных технических условий присоединения объекта к городским коммуникациям (теплосеть, электричество, канализация, водопровод, телефон), согласова­ниевгосударственных инспектирующих органах (Государственная про­тивопожарная инспекция, санэпидстанция, административно-техничес ­ кая инспекция и пр.), получение заключения Мосгорэкспертизы.

 

Этап рабочего проектирования включает:

-управление рабочим проектированием объекта;

-управление проектированием внешних коммуникаций;

-проведение проектных и архитектурных совещаний;

-корректировку ТЭО;

-подготовку тендерной документации для подрядчиков по строитель­ству;

-разработку и корректировку строительного бюджета.

Следует отметить, что для технически несложных объектов или по ;проектам повторного применения допускаетсяодностадийное проектирование, которое заключается в разработке рабочего проекта объекта (ут­верждаемой части и рабочей документации).

Для технически сложных и крупных объектов, когда разработка проект­ной документации в одну стадию нерациональна ввиду сложности, необхо­димости в подробной проработке и согласованиях нет, проектная докумен­тация разрабатывается в две стадии. На первой стадии осуществляетсяразработка ГЭО, на второй — разработка рабочей документации.

Б. Стадия строительства. Девелоперская компания может полностьюпредставлять интересы инвестора на этапе строительства, осуществляяпроведение городских, российских или международных тендеров средистроительных подрядчиков. Эти мероприятия включают разработку пол­ного пакета тендерной документации, собственно организацию и проведе­ние тендеров среди подрядных и субподрядных организаций, подготовкуконтрактов и ведение переговоров.

Следующим этапом является непосредственное управление строи­тельством, которое заключается в разработке и оптимизации программыстроительства, организации взаимоотношений с органами власти и управ­ления в части согласовании по строительству, в контроле за получением подрядчиком всей разрешительной документации (лицензии, сертификаты), в контроле за сроками мобилизационного и строительного этапа,в получении согласований при проведении работ по внешнимкоммуника­циям, в контроле за качеством строительных работ, в контроле за реализа­цией всех договорных обязательств по проекту, в контроле за подготовкойобъекта к эксплуатации.

Заключительной стадией данного этапа является сдача объекта в эксплуатацию. Поскольку на данном этапе осуществляетсянепосредственнос строительство объекта, эта стадия является самой дорогостояще и обычно самой длительной во всем цикле девелоперского проекта.

В. Эксплуатационная стадия (стадия реализации). В первую очередьэта стадия включает маркетинг на рынке реализуемыхплощадей.

В том случае, если проект реализуется инвестором в коммерческихцелях, девелоперская компания осуществляет комплекс услуг по разработке и реализации стратегии продажи объекта или сдачи его в аренду.

Реализация маркетинговой кампании включаетследующие этапы:

-разработку маркетинговой концепции и стратегии;

-разработку логотипа проекта и всех вытекающих атрибутов;

-разработку пакета рекламно-информационных материалов, описы­вающих проект, для привлечения отечественных и иностранных аренда­торов или покупателей;

-издание соответствующих брошюр и буклетов, размещение рекламыв средствах массовой информации;

-подготовку пресс-релизов о ходе развития проекта;

-осуществление прямой рассылки рекламных материалов потенци­альным клиентам и профессиональным брокерам;

-проведение презентаций проекта с участием представителей госу­дарственных структур;

-разработку типового договора аренды или продажи;

-проведение переговоров с потенциальными клиентами и заключениеконтрактов на аренду или продажу помещений.

 

На завершающей стадии в функции девелопера входит контроль заэксплуатацией здания и работой инженерных систем после окончаниястроительства. На этом этапе девелопер помогает инвестору реализоватьосновную цель проекта — достичь максимальной эффективности осуще­ствленных инвестиций. Именно здесь инвестор может ощутить преиму­щества концепции комплексного управления строительными проектами,реализуемой управляющей или девелоперской компанией. Ранее намибыл рассмотрен перечень специалистов, привлекаемых на различных эта­пах реализации проекта девелопмента.

 

21.ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ДЕВЕЛОПЕРСКИХ ПРОЕКТОВ

7.4.1. Взаимосвязь эффективности и стоимости девелоперского проекта

В предыдущих разделах были раскрыты понятия девелопмента недви­жимости, девелоперского проекта, недвижимости как объекта девелоп­мента и дана классификация объектов коммерческой недвижимости.

Каждый инвестиционный проект, в том числе и девелоперский, преследует в качестве своей основной цели получение максимального дохода инвестором и другими заинтересованными лицами с минимальными из­держками. Поэтому на первое место при принятии решений об инвестициях выходит оценка инвестиционного проекта.

Под оценкой инвестиционного проекта обычно понимается набор способов определения целесообразности долгосрочного вложения капитала (инвестиций) в различные объекты (отрасли, мероприятия и т. п.) с целью оценки перспектив их прибыльности и окупаемости.

Таким образом, в общем случае под оценкой инвестиционного проекта понимается определение его эффективности. Однако следует отметить, что оценка эффективности девелоперского проекта не представляется возможной без оценки его доходной части — доходов от эксплуатации за­вершенного объекта, а также дохода от его продажи. Для реализации дан­ного этапа анализа используются методы оценки недвижимости. Для большей наглядности взаимоотношения данных видов оценки (оценка

 

 

 
 

Рис. 7.4. Место оценки недвижимости при реализации девелоперского проекта

 

эффективности девелоперского проекта и оценки стоимости недвижимо­сти), а также роль оценки недвижимости в процессе анализа девелопер­ского проекта отражены на рис. 7.4.

При рассмотрении понятия «эффективность проекта» прежде всего отметим, что реализация проектов девелопмента является не только спо­собом умножения богатства собственника или источником для получения дохода девелоперами и инвесторами, но и оказывает реальное влияние на экономические процессы, доходы бюджета, социальные отношения. С учетом этого эффективность проектов девелопмента может быть оцене­на с разных точек зрения:

с позиций девелопера и инвесторов (коммерческая эффективность);

с точки зрения влияния на экономическое развитие в целом (эконо­мическая, народнохозяйственная эффективность);

с точки зрения интересов бюджета (бюджетная эффективность);

с позиций влияния на условия жизнедеятельности (социальная эф­фективность).

Понятие привлекательности инвестирования чаще всего связывают с его целесообразностью, т. е. учитывают соответствие инвестиционной деятельности конкретным целям и интересам.

В планово-директивной экономике критерий эффективности капи­тальных вложений был достаточен для принятия решения об инвестиро­вании. Причем традиционно использовались два метода оценки экономи­ческой эффективности капитальных вложений — общей, или абсолютной, и сравнительной эффективности.

Общая эффективность определяется как отношение эффекта (в зави­симости от уровня его реализации: по народному хозяйству в целом — как прирост национального дохода, по отрасли — как прирост чистой продук­ции, по объединениям и предприятиям — как прирост чистой прибыли, а для отдельных видов техники — как абсолютная величина прибыли) и необходимых для этого капитальных вложений. Рассчитанный по от­дельному мероприятию показатель общей эффективности сопоставлялся с нормативом, дифференцированным по отраслям (подотраслям), а также по направлениям капитальных вложений (новая техника, охрана природы и т. д.) и с отчетными показателями предыдущего периода. Рассматриваемое мероприятие считалось эффективным, если расчетный показатель ока­зывался выше этих ограничений.

Сравнительная эффективность определяется как отношение экономии на снижении текущих издержек (себестоимости) при замене базового меро­приятия новым к дополнительным капитальным вложениям на заданный объем выпуска продукции. Полученный на основе такого соотношения показатель сравнительной эффективности сопоставлялся с нормативом эффективности дополнительных капитальных вложений. Величина, обрат­ная рассчитанному таким образом показателю сравнительной эффектив­ности, получила название расчетного «срока окупаемости» дополнительных вложений. Здесь уже требовалось, чтобы расчетный «срок окупаемости» не превышал нормативного.

Экономическая эффективность девелопмента проявляется в том поло­жительном влиянии, которое оказывает развитие недвижимости на эконо­мические процессы и которое может иметь стоимостное измерение. Ус­ловно позитивное влияние девелопмента на экономику можно свести к двум аспектам: территориальному и отраслевому.

Территориальный аспект влияния девелопмента состоит в том, что развитие недвижимости ведет к качественному изменению не только са­мих объектов недвижимости, но и их окружения. Если при этом вариант развития недвижимости на деле оказывается наилучшим из возможных, то и позитивное влияние девелопмента на развитие окружающих террито­рий является максимальным и максимально способствует повышению их ценности.

Рассматривая влияние девелопмента на окружение, довольно часто гово­рят о влиянии на микроуровне, подчеркивая тем самым локальный харак­тер этого влияния. Однако масштабы его (влияния) определяются масштаб­ностью проектов. Большинство из них действительно оказывает влияние лишь на ближайшее окружение, но крупномасштабные проекты вполне могут претендовать на региональное и даже национальное значение.

Стоимостная оценка положительных внешних эффектов девелопмен­та, и особенно создание механизмов, которые могли бы перераспределять полученный эффект между участниками процесса развития недвижимос­ти в соответствии с их вкладом в результат, — довольно сложная на прак­тике задача. Чаще всего она ставится и решается применительно к ситуа­циям, когда стоимость частной недвижимости возрастает благодаря усилиям государства, а инструментом являются налоги (например, налог на прирост капитала). Обратная ситуация, когда частные инвестиции со­здают прирост стоимости окружающей недвижимости, далеко не всегда сопровождается компенсациями в пользу частного застройщика, хотя это было бы вполне справедливо.

Максимизация позитивного влияния девелопмента на качество разви­тия территорий достигается при комплексном подходе с использованием таких организационно-экономических форм, которые рассматривают раз­витие: отдельных объектов недвижимости сквозь призму целостного под­хода к проблемам освоения территорий. В качестве одной из таких форм могут выступать, в частности, агентства территориального развития.

Агентства территориального развития (АТР) призваны обеспечивать взаи­моувязанное развитие комплекса расположенных на территории объектов недвижимости различного функционального назначения и форм собст­венности с целью их наиболее аффективного использования. Эффектив­ность определяется увеличением рыночной стоимости и доходности рас­положенной на территории недвижимости, ростом налоговых и иных поступлений в государственный бюджет и, самое главное, улучшением благосостояния населения территории и города в целом (появление но­вых рабочих мест, развитие объектов социальной инфраструктуры, благо­устройство территории и т. д.).

Отраслевой (макроэкономический) аспект позитивного влияния деве­лопмента на экономическое развитие определяется высоким мультипли­цирующим эффектом деловой активности в сфере недвижимости.

Инвестиции в недвижимость ведут к росту активности в целом ряде смежных отраслей экономики: в производстве строительных материалов, жилищно-коммунальном хозяйстве, производстве потребительских товаров длительной) пользования и пр., в конечном счете обеспечивая прирост вало­вого продукта и занятость в стране. Так, исследования, проведенные в Гер­мании в конце XX в., показали, что величина мультипликатора, связыва­ющего инвестиции в жилищное строительство с объемом валового внут­реннего продукта (ВВП) страны, составляла около 2,5, т. е. каждая марка, вложенная в жилищное строительство, давала 2,5 марки прироста ВВП.

Бюджетная эффективность девелопмента также проявляет себя в двух основных аспектах: прямом и косвенном.

Прямой бюджетный эффект проектов развития недвижимости нахо­дит свое отражение в тех платежах и налогах, которые непосредственно возникают в процессе реализации проектов девелопмента. К такого рода доходам бюджета могут быть отнесены: платежи за право застройки, арендная плата за земельные участки, налоги на прибыль застройщиков и инвесторов, налоги с заработной платы работников, занятых в процессе реализации проектов.

Косвенный бюджетный эффект — это те доходы (или бюджетная эко­номия), которые получает бюджет в процессе функционирования создан­ного объекта недвижимости: налоги с прибыли предприятий, налоги с имущества, земельный налог и пр., а также экономия в связи повышени­ем занятости населения, ростом их доходов и т. п.

Социальная эффективность девелопмента проявляется в улучшении среды проживания и жизнедеятельности, доходов, качества жизни населе­ния под влиянием изменений в фонде недвижимости.

Наряду с положительным влиянием проектов девелопмента на эконо­мические и социальные процессы реализация этих проектов может быть связана и с негативными внешними эффектами, как временными (неудоб­ствами, возникающими в связи с проведением строительных работ), так и по­стоянными (снижение качества среды проживания иод влиянием чрезмер­ной плотности застройки, ухудшение экологической обстановки и пр.).

С учетом многообразия аспектов влияния девелопмента на социаль­ные и экономические процессы общество объективно заинтересовано как

в развитии процессов девелопмента, так и в том, чтобы, не сковывая част» иую инициативу, контролировать и направлять процессы девелопмента таким образом, чтобы минимизировать негативные «внешние эффекты», которые могут возникнуть в связи с реализацией проектов по развитию недвижимости.

В качестве инструментов такого контроля выступает прежде всего зо­нирование городских территорий, а также такие формы и инструменты, как общественные слушания, публичное представление проектов, уста­новление государственных стандартов производства работ, требований к материалам и технологиям, интервью, экспертные опросы и пр.

В современном российском законодательстве понятие «зонирование» широко начинает употребляться после принятия Градостроительного ко­декса РФ в значении правового инструмента, позволяющего разделить территорию города на зоны с разрешенными видами использования и ог­раничениями на использование. Градостроительный кодекс РФ выделяет при этом следующие зоны: жилой застройки, общественно-деловые, про­изводственные, рекреационные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, специально­го назначения, зоны военных объектов и режимных территорий. Для каж­дой из зон устанавливаются свои варианты использования и ограничений. Например, по отношению к жилым зонам Градостроительный кодекс РФ определяет следующие возможности нежилой застройки: «В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроен­ных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населе­ния, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, промышлен­ных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказы­вает вредного влияния на окружающую среду (шум, вибрация, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия)».

Зонирование территорий играет двоякую роль, с одной стороны, защи­щает интересы общества, с другой — делает прозрачной ситуацию для де­велопера, позволяя ему заранее учесть те возможности и ограничения, ко­торые связаны с тем или иным земельным участком, и тем самым оценить экономическую целесообразность возможного проекта. Кроме того, зониро­вание должно защищать интересы девелопера и еще в одном отношении. Сегодня нередки случаи, когда реализация проекта затормаживается, ес­ли против него резко выступает какая-то часть населения района окруже­ния объекта, причем мотивы такого оппонирования подчас не очень ясны. Зонирование должно оградить девелопера от влияния подобных выступ­лений, если его проект соответствует требованиям зонального регламента.

Метод интервью используется, когда требуется узнать мнения, взгля­ды конкретного человека или для более детального изучения материалов, собранных методом анкетирования.

Полевое исследование — сбор и обработка данных специально для конкретного маркетингового анализа. Оно основывается на первичной ин­формации.

Поскольку основной задачей реализации девелоперского проекта яв­ляется качественное преобразование недвижимости, которое приведет к возрастанию ее стоимости, а следовательно, к получению прибыли, мы раскроем оценку девелоперского проекта с точки зрения коммерческой эффективности, учитывающей финансовые последствия осуществления проекта. Коммерческая эффективность проекта, как правило, сопровож­дается положительными бюджетным (рост налоговых и иных поступле­ний в бюджет), социальным (появление новых рабочих мест, развитие объектов социальной инфраструктуры, благоустройство территории) и иными эффектами. Более подробно с данными категориями эффектив­ности можно ознакомиться в Методических рекомендациях по оценке эф­фективности инвестиционных проектов (вторая редакция, исправленная и дополненная), утвержденных Минэкономики России, Минфином Рос­сии и Госстроем России 21 июня 1999 г. № ВК 477.

Главное внимание сосредоточено на оценке с позиции коммерческой эффективности.

Международная практика оценки эффективности инвестиций базиру­ется на концепции временной стоимости денег и основана на следующих принципах:

Оценка эффективности использования инвестируемого капитала производится путем сопоставления денежного потока (cashflow), кото­рый формируется в процессе реализации инвестиционного проекта и ис­ходной инвестиции. Проект признается эффективным, если обеспечива­ется возврат исходной суммы инвестиций и требуемая доходность для инвесторов, предоставивших капитал.

Инвестируемый капитал, равно как и денежный поток, приводится к настоящему времени или к определенному расчетному году (который, как правило, предшествует началу реализации проекта).

Процесс дисконтирования капитальных вложений и денежных по­токов производится по различным ставкам дисконтирования, которые оп­ределяются в зависимости от особенностей инвестиционных проектов. При определении ставки дисконтирования учитываются структура инве­стиций и стоимость отдельных составляющих капитала.

Суть всех методов оценки базируется на следующей достаточно про­стой схеме: Исходные инвестиции при реализации какого-либо проекта генерируют денежный поток CF1, CF2,..., CFn. Инвестиции признаются эффективными, если этот поток достаточен для:

возврата исходной суммы капитальных вложений;

обеспечения требуемой отдачи на вложенный капитал.

Сравнительный подход.

Сравнительный (рыночный) подход, называемый также подходом сравнения продаж, является наиболее широко применяемым подходом к оценке. Несмотря на различные названия, традиционно применяемые в различных странах, сущность подхода остается одной и той же - стои­мость собственности определяется путем сопоставления цен недавних продаж подобных объектов и сравнения объектов, по которым эти сделки проводились, с оцениваемым объектом недвижимости. Для анализа ис­пользуется также информация о запрашиваемых продавцами и предлага­емых покупателями ценах, т. е. уровень наибольших и наименьших ры­ночных цен. Различия между сравниваемыми объектами, связанные с их индивидуальными особенностями, сглаживаются путем проведения соот­ветствующей корректировки данных через поправки к цене на различия, которые имеются между оцениваемым и сопоставимыми объектами не­движимости. В результате определяется цена продажи каждого сопоста­вимого объекта, как если бы при продаже он имел те же основные харак­теристики, что и оцениваемый объект.

Стоимость объекта оценки определяется исходя из конкретного типа здания, назначения, объема и площади помещения, материала постройки и других типовых характеристик аналога. При этом учитываются сопутст­вующие факторы, в частности экологическая обстановка, удаленность от населенных пунктов или от центра города, от авто- или железнодорожной магистрали, условия сделки, цена и дата продажи объекта-аналога.

Сравнительный подход основан на принципе замещения. Предполага­ется, что рациональный покупатель не заплатит за конкретную строитель­ную недвижимость больше, чем ему обойдется приобретение аналогичной с подобными свойствами.

Последовательность действий при оценке недвижимости на основе подхода сравнения продаж обычно включает в себя следующие этапы[1]:

-исследование рынка;

-определение подходящих единиц и элементов сравнения и проведе­ние сравнительного анализа;

- сопоставление оцениваемого объекта с выбранными объектами срав­нения с целью корректировки их продажных цен;

-согласование скорректированных цен сопоставимых объектов.

На первом этапе на рынке и его сегментах выявляются недавно про­данные и предлагаемые на продажу сопоставимые с оцениваемым объек­ты. Абсолютно идентичных продаж строительной недвижимости не быва­ет, особенно различны нежилые помещения, совпадение наблюдается лишь по ряду характеристик, и следовательно, чем более схожи выбран­ные для сравнения объекты с оцениваемой недвижимостью, тем более точную величину стоимости объекта оценки можно получить в результа­те применения подхода прямого сравнения продаж.

Источниками информации здесь могут быть: собственный архив оцен­щика; банки данных риелторских фирм, нотариальных контор и террито­риальных комитетов Госкомимущества, где осуществляется регистрация сделок купли-продажи, ведется реестр собственников объектов недвижи­мости; публикации в периодической печати и т.д

Данные о сделках должны быть проверены и подтверждены продав­цом, покупателем либо брокером или оценщиком, которые сопровождали данную сделку. Подтверждение цены сделки необходимо, чтобы убедить­ся в величине фактической цены сделки, поскольку часто на вторичном рынке в договоре купли-продажи указывается заниженная цена, а факти­ческая цена сделки не указывается, а она, как правило, гораздо выше. Уменьшение цены сделки в договоре купли-продажи объясняется боль­шой госпошлиной и значительными ставками налогообложения дохода от сделок с недвижимым имуществом.

Особенно специалисты рекомендуют проверять цены по сделкам куп­ли-продажи между двумя сторонами, тесно связанными взаимными инте­ресами, например между головной и дочерней фирмами, между родствен­никами и т. д.

Зачастую наблюдается и обратная ситуация: реальная цена сделки от­личается в меньшую сторону от цены предложения, поскольку в процессе торга продавцы предоставляют покупателям определенные скидки. Так, среднее значение скидки на «уторговывание» в настоящий момент состав­ляет 5—10%.

На втором этапе, поскольку сравнению подлежат какие-то общие удель­ные стоимостные показатели, производится выбор единиц сравнения. В этом качестве обычно используются:

-цена за 1 м2 общей площади здания или сооружения;

- цена за комнату, квартиру или другую единицу недвижимости;

- цена за 1 м3 здания или сооружения;

-цена за единицу, приносящую доход.

Также определяют элементы сравнения, т. е. элементы, от которых за­висит стоимость и по которым будут выполняться корректировки продаж­ных цен объектов сравнения.

Среди основных категорий различий сопоставимых объектов или эле­ментов сравнения обычно выделяют:

- объем передаваемых прав (наличие обременений прав собственности на здание, объем прав на земельный участок);

-условия финансирования (наличие различных вариантов расчетов по сделкам, исходящих из стремления получить максимальную выгоду сторонами сделки);

- условия продажи (требуется корректировка при наличии нетипич­ных мотивов сделки, отношений между продавцом и покупателем: необ­ходимость срочной реализации, давление, семейная или деловая связь);

- время продажи (изменение рыночных условий с момента выставле­ния аналога на продажу/даты продажи аналога до даты оценки: инфля­ция, законодательство, спрос и предложение, другие ценообразующие факторы рынка);

-местоположение (учитываются различия в соседском окружении и районе, зонирование);

-эстетические характеристики (следует учитывать, что величина кор­ректировки не всегда равна стоимости какой-либо детали отличия, так как не каждый типичный покупатель готов платить за, например, излишние архитектурные детали);

физические характеристики (размер, возраст, состояние, износ и т. п.. функциональные возможности);

- экономические характеристики (текущие затраты, качество управления, условия и с роки аренды);

- использование (требуются существенные корректировки и./1и отказ от использования информации об объектах, используемых после продажи ис как объект оценки, например, то обстоятельство, что спортзал после по­купки стал использоваться под крытую автостоянку, может свидетельст­вовать о том, что данный объект был куплен значительно дороже, чем ти­пичный спортзал);

- компоненты стоимости, не снизанные с недвижимостью (для гости­ниц, ресторанов, магазинов вносят корректировки па стоимость оборудования, мебели, посуды).

Сюда можно также отнести доступ к объекту недвижимости, права па прибрежную полосу и воду, экологические условия и т. /с

После определения всех элементов сравнения проводится их анализ.

Па третьем этане производится корректировка собранных на рынке данных путем внесения поправок в цены продаж сопоставимых объектов. Поправки вносят не в результате анализа затрат на новое строительство или их элементов, а па основании оценки этих объектов и их элементов рынком, выраженных в ценах продаж. Вносимые в цены сравниваемых аналогов поправки могут быть как положительными, если сопоставимый объект хуже оцениваемого, так и отрицательными, если он лучше, /(ля оп­ределения величины поправок наиболее часто используются следующие методы:

-анализ парных продаж;

- регрессионный анализ;

- расчет стоимости элемента, для которого необходима поправка.

В случае анализа парных продаж сравниваются и анализируются не­сколько пар сопоставимых продаж. При этом парными называются прода­жи двух почти идентичных объектов недвижимости, за исключением од­ной характеристики, которую оценщик должен оценить и использовать в качестве поправки к фактической цене сопоставимого объекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.083 с.)